МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конспект лекций по Основам психотерапии

    3. Отрицание – предшествует проекции, защита от реальности, приносящей

    боль.

    4. Замещение – переадресовка инстиктивного импульса на менее угрожающий

    объект.

    5. Рационализация – поведению дается объяснение, маскирующее истинную

    мотивацию.

    6. Идентификация – тревога снимается за счет отождествления себя со

    значимым лицом, менее уязвимым в тревожной ситуации.

    7. Идентификация с агрессором – идентификация с тем, кого на самом деле

    боюсь.

    8. Интроекция (интроективная идентификация) – приписывание внутрь,

    отождествление с внутренним объектом.

    9. Изоляция – отгораживание части своего опыта, представляющего угрозу.

    10. Реактивная формация – человек справляется с неприемлемыми импульсами

    формируя противодействие (нагромождение противоположного по смыслу).

    11. Регрессия – возвращение к более ранним периодам жизни в случае угрозы.

    12. Сублимация – единственно здоровый путь трансформации энергии;

    вытеснение биологического влечения, в основе которого лежат не

    невротические механизмы.

    ЭГО становится ареной борьбы между ИД и СУПЕРЭГО. Смысл тревоги в том, что

    инстинкты могут прорваться, поэтому включаются защитные механизмы. Если

    тревога не понижается – следует невротический симптом.

    Концепция невроза.

    Невротический симптом – способ энергетической разрядки, вытеснения

    напряжения. Вырвавшаяся энергия направляется на определенный орган, который

    в результате выходит из строя.

    Психоневроз – объясняется в рамках личности человека (конфликт между ЭГО,

    ИД и СУПЕРЭГО)

    Актуальный невроз – связан с событиями настоящего.

    Нарцистический невроз –

    Невроз характера –

    Невроз переноса –

    Невроз органа –

    Детский невроз –

    Невроз тревоги (страха) –

    С точки зрения Фрейда, невроз – результат конфликта между бессознательным и

    сознанием.

    Для всех психоаналитиков бессознательное – основное, но его содержание

    понимается по-разному.

    Фрейд: основное содержание бессознательного – сексуальные и агрессивные

    импульсы.

    Адлер: конфликт между чувством неполноценности и жаждой власти.

    Юнг: бессознательное бывает двух видов: личное и коллективное (общее для

    всех людей психическое содержание – разум древних предков); организовно в

    виде архетипов.

    Архетип – предласполагающие факторы, помогающие человеку реагировать в

    ситуациях, которых в опыте не было.

    Комплексы, противоречащие нравственному чувству, вытесняются. Более

    аффективно заряженные – являются источником невротических расстройств.

    Хорни: основная потребность – безопасность, потребность в удовлетворении –

    они находится в противоречии. Этот конфликт характерен и для больных, и для

    здоровых, важно количество, а не качество.

    Фромм: потребность в свободе, автономии и безопасности. Механизмы бегства

    от свободы – авторитаризм, конформизм, деструктивизм. Так же важно

    количество, а не качество.

    Терапия.

    Исходя из вышеизложенного, Фрейд разработал лечебный метод, ключевые

    понятия которого: перенос, сопротивление, связь ассоциаций, интерпретация.

    Основные положения.

    1. Интерес к многообразию инстинктивных импульсов, их выражению,

    трансформации, вытеснению.

    2. Уверенность в том, что подобное вытеснение главным образом сексуальное,

    то есть подавляются главным образом сексуальные импульсы, из чего следуют

    болезни в неправильном психосексуальном развитии.

    3. Представление о том, что неверное психосексуальное развитие связано с

    конфликтами и травмами прошлого, детства, особенно с эдиповым комплексом.

    4. Уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций, то есть у человека

    есть конфликты, но он этого не осознает.

    5. Представление о том, что мы в основном имеем дело с психологической

    борьбой биологических внутренних импульсов и инстинктов человека.

    6. Представление о защитной роли ЭГО в отношении СУПЕРЭГО.

    7. Приверженность концепции психологического детерминизма или каузальности,

    согласно которой все мысли, чувства, поведение не являются случайными, а

    связаны с событиями, которые им предшествовали, и пока эти события не

    будут осознаны, они помимо воли будут проявляться и определять мысли,

    чувства, поведение человека.

    Так как невроз результат конфликта между бессознательным и сознательным

    необходимо осознать бессознательное (задача психотерапевта).

    Фрейд считал, что есть психические феномены, в которых бессознательное

    проявляется:

    - связанные ассоциации

    - символические проявления бессознательного

    - перенос

    - сопротивление

    Общий пафос – осознание бессознательного за счет его анализа.

    Связанные ассоциации (фантазировние) – основная процедура психоанализа. Это

    определенная техника: пациент ослабляет контроль и говорит обо всем, что

    приходит ему в голову.

    Символические проявления – согласно Фрейду, бессознательное не может прямо

    попасть в сознание, оно проникает в символических проявлениях

    (компромиссные проявления) – сновидения, фантазии, мечты, оговорки, описки,

    ошибочные действия.

    Перенос (трансфер) – это отношения, возникающие между психоаналитиком и

    пациентом, возникающие в процессе психоанализа; это проекция на

    психоаналитика тех чувств и отношений, которые были у пациента в отношении

    значимого лица. Перенос может быть положительным (положительные чувства) и

    отрицательным (отрицательные чувства). Чаще он амбивалентен (при сочетании

    положительного и отрицательного возникает угроза). Во избежание переноса

    психотерапевт должен быть нейтральным, индеферентным.

    Контрперенос – проекция психоаналитика на пациента своих мыслей, чувств,

    отношений. В классическом психоанализе – негативное явление. В современном

    анализе он допустим при условии рефлексии его с супервизором, при условии

    его парциальности.

    Сопротивление – тенденция осознанно блокировать раскрытие болезненных

    переживаний, конфликтов. Это индикатор значимости.

    Все 4 процесса подвергаются анализу, который предполагает определенную

    последовательность процедур: - конфронтация

    - прояснение

    - интерпретация

    - преодоление

    Конфронтация – пациенту необходимо понимать, что он чего-то избегает.

    Фокусировка (прояснение) – помещение значимых деталей в фокус.

    Интерпретация – центральная процедура анализа (предыдущие его

    подготавливают). Ее задача – сделать неосознаваемое – осознанным.

    Психоаналитик строит гипотезы в отношении событий.

    Тщательная проработка (преодоление) –

    Поведенческое направление.

    Основано на психологии бихевиоризма; это практически приложение теории

    научения.

    Психологическая концепция.

    Теоретическая основа – бихевиоризм.

    Начало 20 века – рождение бихевиоризма. Основоположник – Отсон.

    Значительный вклад – Торндайк, Павлов, Бехтерев.

    Методологическая основа – философия позитивизма (наука должна заниматься

    феноменами, доступными наблюдению).

    Ортодоксы отождествляют поведение и психику. Человек носитель форм

    поведения по форме стимул – реакция. Вопрос – промежуточные переменные

    (интервирующие или медиаторные переменные).

    Промежуточные переменные – психические образования, которые опосредуют

    реакцию организма. На сегодняшний день – это мотивационные или когнитивные

    процессы.

    Центральная проблема – научение, приобретение индивидуального опыта.

    Существует три теории научения.

    - Научение –

    Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, проявление

    определенных способов поведения в условиях действия конкретных

    раздражителей.

    1. Классическое научение.

    Иначе обусловливание – выработка условного рефлекса (иначе

    кондиционирование).

    Данная теория связана с именем Павлова.

    Схема условного рефлекса стимул-реакция: рефлекс возникает только в ответ

    на действия.

    - Генерализация стимулов: если сформировалась условная реакция, то ее

    будут вызывать и сходные стимулы.

    - Различение стимулов –

    - Угасание – постоянное понижение реакции при устранении связи между

    условным и безусловным стимулом.

    2. Оперантное научение.

    Связана с именами Торндайка и Скинера.

    Воздействие окружающей среды определяет поведение человека: подкрепляются

    последствия (научение типа Р – подкрепляется реакция)Всякое подкрепление и

    положительное, и отрицательное, вызывает усиление поведенческой реакции,

    всякое научение ослабляет поведенческую реакцию.

    |подкрепление |наказание |

    |Хорошее(адаптивное) поведение вызывает |Неадаптивное поведение прекращает |

    |действие позитивного стимула |действие позитивного стимула |

    |Хорошее (адаптивное) поведение |Неадаптивное поведение вызывает действие |

    |прекращает действие негативного стимула |негативного стимула |

    При работе с детьми и подростками основная форма – поведенческий анализ.

    Классическое обусловливание.

    Стимул – реакция

    - научение типа С

    - классическая парадигма Павлова в основе

    - реакция возникает только в ответ на воздействие какого-то стимула

    - стимул предшествует реакции

    - подкрепление связано со стимулом

    - результат научения – респондентное поведение: поведение. Вызванное

    определенным стимулом, предшествующим поведению

    Оперантное обусловливание.

    Реакция - стимул

    - научение типа Р

    - оперантная парадигма Скинера в основе

    - желательная реакция может появиться спонтанно

    - стимул следует за поведенческой реакцией

    - подкрепление связано с реакцией

    - результат научения – оперантное поведение: поведение, вызванное

    подкреплением, следующим за поведением

    3. Научение по моделям.

    Научение по моделям или социальное научение (моделирование).

    Связано с именем Бандуры: человек обучается новому поведению не только,

    если его специально научают, но и когда наблюдает за другими людьми

    (моделями). Человек имитирует других людей.

    Бандура называл свою теорию медиаторно-стимульная ассоциативная теория.

    Действие.

    1. Наблюдатель видит новое поведение, которого нет в его репертуаре.

    2. Поведение модели может усиливать или ослаблять поведение, имеющееся в

    репертуаре наблюдателя.

    3. Поведение модели имеет функцию воспроизведения, то есть может быть

    усвоено наблюдателем.

    Человек представляет внешнее влияние, реакции на них – возникает внутренняя

    картина мира, когнитивное представление. Они и управляют поведением

    человека.

    Когнитивная психотерапия рассматривает эти когнитивные процессы, в ее

    основе лежит психология познавательных процессов.

    Концепция невроза.

    Здоровье и болезнь – результат того, чему человек научился или не научился.

    Если опыт адаптивный, адекватный, то личность здорова. Бихевиористов не

    интересует история возникновения невроза.

    Невроз – не адаптивное поведение, которое возникло в рамках неправильного

    научения (с точки зрения бихевиоризма).

    Бэк (отец когнитивной психотерапии)

    Психические проблемы возникают за счет искажения реальности, основаны на

    ошибочных представлениях. Несоответствующие реальности мысли –

    автоматические мысли или дисфункциональные отношения, неадаптивные когниции

    (неадекватные представления о себе и мире). Бэк выделил специфический класс

    мыслей, характерных для определенной симптоматики.

    Реестр автономных мыслей Бэка:

    - фильтрование: увеличение негативных аспектов и отбрасывание

    позитивного

    - поляризованность: оценка всего в крайних вариантах (черное – белое)

    - чрезмерная генерализация (обобщение): общие выводы на основе

    частного события

    - чтение мыслей: мы предполагаем, что средние люди чувствуют и думают

    и не проверяем это

    - паникерство: любой прецедент – катастрофа

    - персонализация: все, что другие люди делают и говорят, связано

    лично со мною

    - ошибочное восприятие контроля: ощущение, что мы можем полностью

    кого-то контролировать или нас контролировать

    - ошибочное восприятие справедливости: жизнь должна быть справедлива

    - обвинение кого-либо или себя при негативном событии: поиски

    виноватого

    - моральный императив: предполагает восприятие всех чувств, мыслей с

    точки зрения морали, даже если нет моральной подоплеки

    - эмоциональное рассуждательство: мнение, что то ,что мы чувствуем,

    должно быть правильно

    - ошибочное представление об изменениях: мы можем заставить других

    людей измениться

    - глобальные выводы: суждение о другом человеке или себе с глобальной

    позиции

    - правота: мнение, что надо постоянно доказывать свою правоту себе

    или окружающим

    - ложное представление о божественном: вознаграждение

    Эллис (РЭТ)

    Между стимулом и реакцией есть когнитивный компонент.

    - дискринтивные (описательные) когниции (информация о реальности)

    - оценочные когниции (отношение к реальности)

    Они в определенной степени связаны между собой. Связи могут быть гибкими и

    жесткими: при гибких связях формируется рациональная система убеждений

    (установок) ; при жестких связях формируется иррациональная система

    убеждений. Иррациональная установка – основной термин Эллиса.

    Рациональной системе соответствует не слишком интенсивный (или

    непродолжительный) эмоциональный поток.

    Иррациональная система сталкивает большое количество когниций и реальности,

    если они не реализуются, возникает длительный интенсивный эмоциональный

    поток, отсюда – эмоциональное расстройство.

    Эллис выделил пять типов иррациональных установок:

    1. катастрофические установки: есть события, которые при любом варианте

    расцениваются как ужасные, катастрофические.

    2. Должествования: есть такие должествования, которые всегда должны быть

    реализованы (мои друзья всегда должны мне помогать)

    3. Установка обязательной реализации собственных потребностей :

    должествование в отношении себя (я всегда должен быть на высоте)

    4. Оценочные установки: убеждения в том, что можно оценивать человека в

    целом, а не отдельные его качества.

    Психотерапия.

    Практическое приложение концепций научения. Открытый для пациента процесс,

    четко формулируются цели.

    1. Методы, основанные на классическом обусловливании.

    Метод системной десинсибилизации по Вольпе (через воображение).

    Смысл: погасить реакцию, надо сочетать ситуацию с противоположными

    состояниями.

    1 этап: выяснение того, какую ситуацию надо изменить

    2 этап: выяснение того, в каких ситуациях эта реакция проявляется

    3 этап: составление иерархии ситуаций, вызывающих эту реакцию.

    Психотерапевтический результат – в какой минимальной ситуации проявляется

    реакция и по мере возрастания реакции.

    4 этап: обучение произвольному мышечному расслаблению.

    Метод произвольной мышечной релаксации по Джекобсону.

    Задачи метода: - с помощью концентрации внимания выработка способности

    улавливать чувство напряжения в мышцах, когда оно имеется, и чувство

    мышечного расслабления

    - понижение порога восприятия этих двух противоположных состояний

    (различий)

    - на основе предыдущего, обучение произвольному расслаблению

    напряженных мышечных групп, даже если напряжение незначительно

    Для овладения этими задачами , мышцы разделены на 16 групп:

    1 группа: доминантная кисть и предплечье – максимально сожмите кулак

    2 группа6 доминантное плечо – максимально надавите локтем на подлокотник,

    вызовите напряжение двуглавой мышцы плеча

    3 группа: не доминантная кисть и предплечье

    4 группа: не доминантное плечо

    5 группа: мышцы верхней трети лица – поднимите брови как можно выше

    6 группа: мышцы средней трети лица – сведите как можно сильнее глаза к

    переносице и максимально наморщите нос

    7 группа: мышцы нижней трети лица: максимально сожмите челюсти и отведите

    углы рта назад

    8 группа: мышцы шеи – наклоняйте подбородок к груди и одновременно

    препятствуйте этому, напрягая задние мышцы шеи

    9 группа: грудь , мышцы надплечий и спины – максимально соедините лопатки

    книзу и к середине

    10 группа: мышцы живота: максимально напрягите все мышцы брюшного пресса

    как перед ударом в живот

    11 группа: доминантное бедро - максимально напрягите передние и задние

    мышцы бедра

    12 группа: доминантная голень – максимально подтяните на себя ступню и

    разогните большой палец ступни

    13 группа: доминантная ступня: согните ступню вовнутрь, одновременно

    согните пальцы ступни

    14 группа: не доминантное бедро

    15 группа: не доминантная голень

    16 группа: не доминантная ступня

    Сначала отрабатывается одна группа мышц, потом объединяется вся рука, все

    лицо и т. д.

    Освоение примерно за 8 сеансов по 15 минут (обязательна домашняя

    тренировка).

    5 этап: собственно системная десенсибилизация через воображение.

    Психотерапевт предъявляет пациенту самую простую ситуацию и заставляет его

    ослабить напряжение за счет выработанных умений. Ситуация предъявляется до

    той поры, пока напряжение не перестает возникать. Далее двигаются по

    иерархии напряжений. Существуют модификации метода.

    2. Методы, основанные на оперантном обусловливании.

    Жетонная система.

    Ассертивный тренинг (тренинг уверенного поведения) – подкрепляются

    позитивные элементы поведения, а негативные переносятся заданием на другой

    этап.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.