МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конспект лекций по Основам психотерапии

    Конспект лекций по Основам психотерапии

    Основы психотерапии

    Лекции.

    (Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного

    Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)

    Основные понятия.

    1.1. Определение.

    Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на

    психику и через психику на организм человека.

    Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине

    (лечение, здоровье).

    Определения психологические – основные понятия: межличностное

    взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.

    - Психотерапия –

    персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между

    познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит

    человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и

    техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека.

    - Психотерапия –

    целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма

    психологическими средствами.

    1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)-

    - вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами.

    Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая

    интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).

    Виды вмешательств в медицине:

    1. фармакологические

    2. хирургические

    3. физикальные (физиотерапия)

    4. психотерапия (психологические)

    Виды вмешательства в психологии (области распространения

    экспансии в психологии):

    1. педагого-психологическая

    2. организационная психология

    3. клинико-психологическая

    Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-

    психологическое вмешательство.

    1.3. Клинико-психологическое вмешательство.

    Характеристики:

    1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует

    психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:

    А) беседа

    Б) тренинг

    В) межличностное взаимодействие

    2. Функции:

    А) профилактика А) и Г) психол. консультирование

    Б) лечение

    В) реабилитация Б) и В) психотерапия

    Г) развитие

    3. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут

    быть близкие цели и отдаленные).

    4. Теоретическая обоснованность.

    Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.

    5. Эмпирическая проверка.

    Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую

    эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.

    Исследования эффективности:

    - репрезентативная выборка

    - исследования до и после терапии с участием конкретной группы

    (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)

    - катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний

    катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)

    - независимый исследователь эффективности

    6. Профессиональные действия

    Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и

    профессионалами.

    Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне

    психологических воздействий.

    1.4. Психологическая коррекция.

    Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не

    медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить

    специфику термина – психокоррекция – это профилактика:

    - первичная профилактика – профилактика заболевания

    - вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни

    - третичная – профилактика инвалюризации

    1.5. Психологическое консультирование.

    Вид клинико-психологического вмешательства.

    В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей

    решения трудной ситуации.

    3 подхода:

    1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних

    причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.

    2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин

    проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.

    3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения

    проблемы.

    | Психотерапия | Психологическое консультирование |

    | | |

    |1.средства воздействия и |методы |

    |психологические; широкий арсенал средств|психологические; преимущественное |

    | |средство – предоставление информации |

    | | |

    | | |

    |2. цели |изменений |

    |расширение позитивных |лучшее использование собственных |

    |достижение более глубинных изменений |ресурсов и улучшение качества жизни |

    | | |

    |3. функции |развитие и профилактика |

    |лечение и реабилитация |обоснованность |

    |4. теоретическая |теоретическая психология |

    |теоретическая психология | |

    Дополнительные различия

    | психотерапия | Психологическое консультирование |

    | | |

    |5. место |изменений |

    |изменения непосредственно в процессе |анализируется сущность проблемы, а |

    |психотерапии, что является сущностью |изменения происходят после окончания |

    |психотерапевтического процесса |консультирования |

    |6. степень самостоятельности | |

    |сопровождение психотерапевта |клиента |

    |7. продолжительность |самостоятельность |

    |не менее 15 сеансов |воздействия |

    | |1 –5 консультаций |

    1.6. Понятие метода психотерапии.

    4 уровня использования термина методов (Алексанрович):

    1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа,

    релаксация)

    2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие

    процесс (стационарные, семейные).

    3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического

    воздействия (психотерапевт, группа).

    4. – методы в значении психотерапевтических интервенций.

    1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.

    - С одной стороны медицина, с другой – психология.

    - Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.

    1.8. Личностный подход.

    Важнейший принцип медицины и психотерапии.

    Реализуется в трех ипостасях:

    1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики

    нарушений для использования в психотерапии.

    2. Учет личностных особенностей при использовании любых

    психотерапевтических техник

    3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.

    1.9. Общие факторы психотерапии.

    В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.

    Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:

    1. пациент

    2. терапевт

    3. процесс

    Вопросы:

    1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник

    2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических

    представлений

    3. общие этапы вне зависимости от парадигмы.

    Пациент.

    - обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями

    пациента в любой психотерапии)

    - формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и

    психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует

    понимание).

    - предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).

    - Укрепление веры больного в выздоровление

    - Накопление положительного опыта

    - Облегчение выхода эмоций

    Терапевт.

    - целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений

    - внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.

    - Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»

    Процесс.

    - установление оптимального контакта, вовлечение пациента в

    сотрудничество, создание мотивации в психотерапии

    - прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития

    эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и

    терапевта должны быть одинаковы

    - определение психотерапевтических мишеней

    - применение определенных методов и техник, направленных на изменения

    - закрепление достигнутых результатов

    - окончание курса психотерапии (зависимость пациента от

    психотерапевта)

    1.10. Показания к психотерапии.

    - удельный вес психотерапии определяется ролью психологического

    фактора этиопатогенезе болезни

    - показания определяются последствиями определенного заболевания

    (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение

    самооценки…)

    Личность.

    Центральная проблема современной психотерапии.

    Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.

    Наука о личности – персонология.

    Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:

    1. – биосоциальные и биофизические определения личности

    а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей

    (скорее бытовое значение)

    б – исключительно качества и характеристики личности

    2. - через перечисления

    3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности

    4. – отмечается роль личности в регуляции поведения

    5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами

    6. – личность рассматривается как сущность человека

    Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так

    ведут.

    Теории личности выполняют функции:

    - объяснение

    - предсказание

    Что влияет на теории личности:

    - клинические наблюдения

    - гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к

    пониманию целого)

    - традиции научения, экспериментальная психология

    - психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных

    различий)

    Компоненты теорий личности.

    1. структура личности (например, черты личности)

    2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)

    Объяснение мотивации:

    - редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на

    снятие напряжения

    - модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с

    целью наслаждения или самоактуализации

    Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.

    3. проблемы развития личности.

    Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.

    - стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)

    - роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)

    4. психопатология.

    Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.

    5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья

    Из чего складывается психическое благополучие.

    Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными

    межличностными отношениями.

    Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.

    Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения

    личности при психотерапевтическом воздействии.

    Критерии оценки теорий личности:

    - верифицируемость (проверяемость)

    - эвристическая ценность (способность продуцировать новые

    исследования)

    - внутренняя согласованность

    - экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)

    - широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)

    - функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям

    проблемы)

    Какие вопросы обязательно решают теории личности:

    - свобода / детерминизм

    - рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает

    влияние на человека)

    - хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к

    человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только

    изучая каждый элемент в отдельности)

    - конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм

    (проблема социального)

    Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.

    - изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на

    протяжении жизни)

    - субъективность / объективность

    Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или

    внешние обстоятельства.

    - проактивность / реактивность

    Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на

    внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.

    - гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение

    напряжения или развитие)

    - познаваемость / непознаваемость

    Невроз.

    Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.

    - Невроз –

    понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в

    результате действия факторов психической природы и проявляющееся в

    специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

    - Психогения –

    заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и

    болезнью.

    - возникновение заболевания связано с психически травмирующей

    ситуацией и её субъективаной неразрешенностью

    - динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с

    динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется –

    симптоматика нарастает)

    - симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной

    реакции, в которой находят отражение основные потребности и

    стремления личности.

    Развитие невроза (схема Мясищева)

    Нарушение системы отношений

    !

    внутренний конфликт

    !

    межличностный конфликт

    !

    нервно-психические нарушения

    !

    функциональная реорганизация личности

    физиологический уровень

    психологический уровень

    (развитие симптоматики)

    (нарушение ф…онирования)

    Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:

    Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания –

    выявление психологических причин заболевания;

    Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических

    нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские

    методы исследования.

    Основные психопатологические синдромы неврозов.

    1. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):

    - нарушения памяти внимания, понижение работоспособности

    - головные боли

    - нарушения сна

    1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость)

    2 стадия – раздражающая слабость

    3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)

    2. Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):

    Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент

    противоречащие ситуации

    - в интеллектуальной сфере

    - в эмоциональной сфере (фобии)

    - в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный

    характер

    Контрастные навязчивости (хульные мысли) – навязчивые мысли, чувства,

    представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.

    3. Фобический синдром:

    - пространства и передвижения в теле(?)

    - нозофобии (страх заболевания чем-либо)

    - социофобии (страх социально значимых ситуаций)

    4. Депрессивный синдром:

    Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной

    заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет

    суицидальных мыслей или они скрыты.

    5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности):

    Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные

    физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при

    приседании).

    6. Нарушения пищевого поведения.

    - нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги)

    - нарвная булимия (обжорство)

    Основные формы невроза:

    - неврастения

    - истерия

    - невроз навязчивых состояний

    Специфические формы конфликта (по Мясищеву)

    - между требованиями к себе и возможностями

    - конфликт двух противоречивых тенденций

    - между требованиями к себе и ……

    Основные направления психотерапии.

    | |

    |Психоаналитическое направление |

    | | |

    |школа |представитель |

    | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.