Конфликтология
конфликта.
Описание ситуации. В ноябре 2000 г. руководство одной из крупнейших
московских туристских фирм приняло решение об оптимизации внутренних
ресурсов. В частности, в связи с резко возросшей конкуренцией и
монополизацией некоторых секторов туррынка планировалось увольнение
большого числа сотрудников, перераспределение доходной части (ограничение
объемов выполняемых заказов, сокращение фонда заработной платы и
упразднение одного из офисов туристской фирмы). Это явилось причиной того,
что к определенному моменту туристская фирма перестала нуждаться в услугах
значительного числа специалистов.
Предпосылкой к возникновению конфликта в данном случае было в первую
очередь то, что речь шла о сокращении штата более чем на 100 человек.
Ситуация осложнялась также тем, что кроме увольнения сотрудников в
туристской фирме вступил в силу ряд распоряжений руководства, касающихся
сокращения внутренних текущих расходов, включая расходы на питание,
пользование автотранспортом и другие.
Такие действия неминуемо приводят к нежелательным последствиям как во
внутренней среде, так и во внешнем общественном мнении о фирме через
неправильное толкование информации.
Анализ ситуации
1. Возможные последствия
В самой туристской фирме:
. «напряженность» внутри коллектива фирмы;
. уменьшение работоспособности сотрудников;
. распространение различных слухов;
. атмосфера недоверия к руководству турфирмы;
. эскалация межличностных конфликтов между конкретными сотрудниками[1];
. тенденция к уходу хороших сотрудников.
В общественном мнении и прессе:
. интерпретация в прессе изменений, происходящих в фирме (факты увольнения
сотрудников) как признака кризиса фирмы;
. недоверие со стороны клиентов;
. действия со стороны конкурентов, ухудшающие положение туристской фирмы
(от целенаправленного распространения порочащих туристскую фирму слухов
до экономических действий).
2. Реальные последствия:
Отсутствие на момент начала проекта официальной информации о
происходящих в туристской фирме процессах, а также упомянутые решения
руководства туристской фирмы уже привели к ряду реально наблюдаемых
отрицательных процессов:
. распространение слухов и домыслов внутри турфирмы;
. настороженному отношению части общественности к фирме;
. распространению слухов за пределами фирмы о ее, якобы, неустойчивом
физическом состоянии.
Известно, что слухи воспринимаются работниками очень серьезно, и люди
реагируют на них не как на достойную внимания простую информацию. Работники
готовы поверить плохим новостям потому, что они подсознательно именно таких
новостей боятся. А это – симптом стрессов и конфликта в организации.
Однако необходимо отметить, что реакция за пределами фирмы на события в
ней к моменту обращения в агентство не приобрела того масштаба, который мог
бы характеризоваться как «кризис во взаимоотношениях с сотрудниками и
общественностью».
Основная цель компании.
Учитывая вышесказанное, цель программы управления конфликтом может быть
сформирована следующим образом: предотвращения возможных негативных
последствий сокращения кадров во внешней и внутренней среде туристской
фирмы.
Общие принципы решения подобных проблем.
Необходимо отметить, что процесс увольнения всегда был и будет
серьезной проблемой не только для сотрудников организации, но и для ее
руководства. Увольняя работника, руководитель и, в первую очередь, его
непосредственный начальник всегда испытывает некоторую вину за свое
действие. С другой стороны, увольнения, тем более массовые, не могут пройти
бесследно для состояния внутреннего климата любого коллектива.
По мнению специалистов агентства, именно осознание этих факторов должно
являться основополагающим в действиях агентства и руководства фирмы по
достижению поставленной цели.
Кроме того, представляется важным отметить, что существует ряд общих
принципов любой кампании, направленных на решение подобных проблем:
. абсолютное совпадение официальной позиции руководства, предназначенной
для внутреннего и внешнего распространения;
. закрытие всех возможных каналов распространения информации о фирме,
прежде всего, в прессу;
. назначение одного сотрудника, ответственного за связи с прессой;
. создание внутри организации атмосферы максимальной публичности действий
руководства;
. пресечение по возможности создания внутри коллектива неформальных групп;
. выявление внутри коллектива "неформальных лидеров" и активная работа с
ними.
Официальная версия (важнейшие тезисы):
1. Одобрение и принятие правлением фирмы программы работ по оптимизации
ресурсов фирмы.
2. Оптимизация касается всех внутренних ресурсов: материальных,
технических, людских (не делая акцент на людях).
3. Цель программы — значительно улучшить работу фирмы при объективно
существующих неблагоприятных условиях.
4. Преобразования коснутся всех подразделений и структур фирмы.
5. Программа создавалась в течение длительного периода и не имеет
аналогов в российском туристском бизнесе.
6. Программа уже начала внедряться.
7. Осуществить программу намечено за определенный срок.
Действия руководства туристской фирмы:
1. Обратиться к сотрудникам фирмы с "посланием", которое должно стать
традиционным (ежегодным) и содержать:
• краткий отчет о результатах работы фирмы за прошедший год;
• описание современной ситуации на туристском рынке;
• краткое и доступное изложение программы оптимизации;
• точные даты начала и, главное, завершения работ по программе;
• разъяснения в свете программы сути принятых ранее решений
(распоряжения относительно питания сотрудников, режима работы складов и
др.);
• описание перспектив и планов фирмы на текущий год.
2. Принять участие в совещании с руководителями среднего звена фирмы.
3. Обратиться лично (в письменной форме) к каждому сотруднику, который
будет уволен.
Предложения для управления кадров:
1. Организация письменного обращения директора турфирмы с
благодарностью к каждому увольняемому сотруднику.
2. Организация договоренностей с биржей труда по поводу трудоустройства
увольняемых работников в другие места.
3. Организация договоренностей с коммерческими структурами,
занимающимися подбором кадров.
4. Обеспечение выплаты выходного пособия всем увольняемым.
5. Сохранение в базе данных по кадрам информации об увольняемых для
возможного использования их услуг в дальнейшем.
6. Обеспечение питания сотрудников банка на рабочих местах (цель —
локализация последствий уже принятых решений).
Предложения по внутренней работе
(для управления по связям с общественностью)
1. Распространение обращения руководства фирмы к сотрудникам (ежегодное
послание).
2. Обеспечение свободного доступа сотрудников к информации о ходе
выполнения программы по оптимизации (телефон доверия и т.п.).
3. Участие в совещании руководителей среднего звена и их дальнейший
инструктаж (совместно со специалистами агентства).
4. Инициирование определенной устной информации (слухов) и управление
ее распространением.
Предложения по взаимоотношениям со средствами массовой информации (СМИ)
(для управления по связям с общественностью и агентства)
1. Публикация в авторитетных экономических изданиях серии материалов с
информацией о программе оптимизации внутренних ресурсов фирмы.
2. Распространение информации в СМИ об открытии новых отделений фирмы
(пропаганда экспансии).
3. Организация пресс-завтрака, на который будут приглашены журналисты
всех центральных туристических изданий.
3. Организация публикации большого интервью с директором фирмы в одном
из центральных общественно-политических изданий-
6. Разработка системы ответов на возможные "нежелательные" вопросы со
стороны журналистов (доводы о необходимости повышения профессионализма
сотрудников и др.)
Основные выводы
Рассматривая данную ситуацию с точки зрения полезности описанного
конфликта, можно отметить несколько положительных моментов, явившихся
результатом эффективного управления конфликтным взаимодействием:
• конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего
климата в фирме;
• налаженная с помощью специалистов система коммуникаций в банке дала
возможность его руководству самостоятельно реализовать данную программу;
• коммуникации соответствуют новым условиям и требованиям структуры;
• соответствующие управленческие структуры фирмы получили необходимые
знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных
ситуаций в будущем;
• руководство фирмы осознало необходимость поддержания внутрифирменных
коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и
приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях;
• турфирма продолжает нормально развиваться в новых условиях.
3.3. Конфликтные ситуации в работе туристских фирм г. Владивостока.
В ноябре 2001 года нами был проведен социологический опрос в форме
интервьюирования персонала семи случайно выбранных туристских фирм г.
Владивостока. Целью интервьюирования было:
1. Выявление внутрифирменных конфликтов и их влияние;
2. Определение конфликтов с клиентами.
В ходе опроса персонала и руководства выбранных нами фирм, были заданны
следующие вопросы:
1. Какие существуют конфликтные ситуации с туристами из Китая, Кореи,
Японии?
2. Зависит ли рост числа конфликтов от роста численности персонала
туристской фирмы и квалификации работников?
3. Проводятся ли ежегодные курсы или семинары по повышению квалификации
персонала?
4. Какие меры осуществляются руководством туристской фирмы по
предотвращению конфликтов?
5. Изменилось ли число конфликтов за последние 3-5 лет?
В ходе проведенного нами опроса было выявлено, что большая часть
конфликтов приходится на взаимоотношения между китайскими туристами и
российскими турфирмами. Мы выяснили, что главной причиной всех этих
конфликтов является нежелание китайцев платить реальную стоимость за
услуги, оказанные фирмой. Так же в турфирме нам сообщили, что большинство
китайских партнеров, ненадежные в плане обязательств. Проанализировав
полученную информацию, мы пришли к выводу, что практически все конфликты
имеют схожую природу. Ниже приведем конфликт, в котором отражены причины
конфликта между китайской и русской сторонами.
Конфликт между российской и китайской сторонами.
Подписание в 1988 году соглашения между Россией и Китаем «О безвизовом
пересечении российско-китайской границы» положило начало притока на
Российский Дальний Восток граждан КНР, которые прибывали в регион в
основном как туристы, временные рабочие и бизнесмены. Так, в городе
Владивостоке появилось множество фирм, работающих по приему китайцев.
Действительно, потоки китайцев увеличивались с каждым годом, а так же
увеличивались и конфликты с ними. Чаще всего их не устраивала гостиница,
питание, автобус или высокая цена на все эти услуги. Так, в одной из фирм
города возник инцидент между руководителем китайской группы и русскими
менеджерами по поводу высокой платы за путевку.
Фирма «ТурПлюс» работает с китайскими партнерами в городе Дунин.
Покупая у русской фирмы приглашение, китайская фирма «Цветы» отправляет по
этим приглашениям туристов. Но в этот раз по нашему приглашению приехали
туристы из другой китайской фирмы, которая перекупила приглашение у
«Цветов». Это вполне допускается, если китайцы согласны оплатить путевку по
той цене, по которой работают русские.
В качестве руководителя китайской группы приехал сам директор фирмы
(назовем его Ян Мао Ли), с которым были проведены переговоры по телефону
перед тем как приедет группа. Его вполне устраивала цена за путевку. По
прибытию во Владивосток, русский гид расселил их в одну из лучших гостиниц
города «Акфес-Сейо». Но руководитель посчитал, что плата за гостиницу
непомерно высокая и потребовал, чтобы их пересилили в другую гостиницу.
Тогда в городе находилось большое количество китайских туристов и мест в
гостиницах практически не было. Ян Мао Линь, прекрасно знавший об этом,
решил позвонить сам в гостиницу «Владивосток» и поинтересоваться о наличии
свободных мест, но гостиница была переполнена. Директор китайской фирмы
продолжал настаивать на своем. Он отказывался от проживания в этой
гостинице, так как был не согласен с оплатой, но ему ничего не оставалось
делать как остаться. На следующий день по программе должна была быть
экскурсия, во время которой китайский переводчик осуществляет расчет за
путевки в офисе фирмы.
В офисе Ян Мао Ли так же отказывался платить деньги, при этом он
нецензурно выражался и угрожал расправой, если кто-нибудь из фирмы окажется
в Китае. Сами туристы были в недоумении, что же все-таки происходит. Через
переводчика пришлось объяснить им, что их руководитель не хочет отдавать их
деньги за пребывание.
Кроме того Ян Мао Ли потребовал все расчеты на группу, а точнее, что
входит в обслуживание, в том числе и тот процент прибыли, который получает
русская фирма. Все это ему было предоставлено, но он все равно не
соглашался. Следует отметить, что никаких угроз со стороны русской фирмы не
было, и менеджер терпеливо все объяснял.
На руках у русского переводчика находились все документы на группу, в
том числе и паспорта туристов. Он намеревался их отдать китайскому
переводчику, еще не зная про конфликт. В итоге, пришлось сказать, что если
Ян Мао Ли не заплатит нужную сумму, то ему не будут возвращены документы. В
конце концов, с него удалось «вытрясти» только себестоимость путевки. Из
офиса он уходил с угрозой, что он этого так не оставит. Кроме того, что
русская фирма проработала в холостую, ее сотрудником пришлось потратить
много нервов и времени на разрешение конфликта.
Через несколько дней в фирму пришел факс, в котором Ян Мао Ли глубоко
извинялся за свое поведение и предлагал сотрудничество. Но после такого
начала сотрудничества вряд ли кто-нибудь продолжит деловые отношения.
Приложение
Факторы, оказывающие наибольшее влияние на взаимоотношения сотрудников и
эффективность их труда.
|Психологический климат в | |
|фирме |85,7% |
|Поощрения руководства | |
| |42,9% |
|Стимулирование роста | |
|производительности труда за |85,7% |
|счет повышения ЗП | |
|Получение морального | |
|удовлетворения от |14,3% |
|результатов работы | |
|Условия труда | |
| |42,9% |
|Возможность | |
|профессионального роста |28,6% |
|Контактность руководства | |
|фирмы с персоналом |28,6% |
|Профессионализм | |
| |43% |
Список литературы:
1. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов/ Хрестоматия по
социальной психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
2. Гришина Н.В. психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
3. Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как
составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия//
Управление персоналом. №11 2000.
4. Корнелиус Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт/ Хрестоматия по
социальной психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
5. Котлер Ф., Боуди Д., Мейкеиз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. –
М.: «Юнити», 1998.
6. Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов//
Управление персоналом. №3 2000.
7. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. – Киев: Внештогиздат, 1991.
8. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.
Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
9. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М.: Ассоциация авторов и
издателей ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 2000.
10. Dana D. Managing conflict: A Workshop on communication. – HRD Press,
1996.
11. http:// www.conflictology.com
12. http://ren.viptop.ru
-----------------------
( В изложении типологии ошибок и описании традиционно упоминаемых форм
работы с конфликтом используются некоторые положения из книги: Основы
социально-психологической теории/Под общ. ред. A. A. Бодалева и А. Н.
Сухова. - М., 1995.
[1] Преимущественно в конфронтационной фазе – увольнение приводит к
«ликвидации» субъектов конфликтного взаимодействия.
-----------------------
Пик конфликта
Фаза подъема
Спад конфликта
Фаза начала
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|