МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Клиническая психология

    близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания.

    Техника пустого стула – протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то

    или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями.

    Протагонист разговаривает с кем-то в форме монолога или обмена ролями.

    Потом стул занимает второстепенное лицо, с кем протагонист мог бы общаться,

    как будто воображаемый кто-то был здесь. применяется, когда протагонист не

    готов встретиться с могущими причинить боль обстоятельствами. Зеркало –

    разновидность имитации поведения, разработанная для того, чтобы обеспечить

    протагониста живым зеркалом. Она осуществляется второстепенным лицом,

    исполняющим роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист

    наблюдает, удалившись из пространства действия. Иногда второстепенное лицо

    преувеличивает некоторые черты поведения протагониста. Техника используется

    в закрытых сеансах. Возврат во времени – воссоздание значительных событий

    из прошлой жизни протагониста. Протагонисты и второстепенные лица должны

    пользоваться настоящим временем. Протагонист тщательно копирует то, что уже

    происходило. Показания: когда протагониста волнуют травмирующие или

    неприятные воспоминания; когда терапевт считает, что достижение катарсиса

    может облегчить или снять эмоциональное бремя прошлого; если настоящие

    трудности протагониста связаны с переживаниями в прошлом; когда нужно

    определить реакцию протагониста на определенную ситуацию, имеющую место в

    прошлом. Важно предварительно разогреть протагониста.

    57. Группы тренинга умений.

    Группы тренинга умений, основаны в большей степени на бихевиоризме и

    поведенческой терапии. В группах тренинга умений, или развития жизненно

    важных навыков, учат адаптивным способам поведения, действиям, которые

    служат средством удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Работа в

    этих группах более структурирована, чем в других. Структурированность и

    систематичность этой работы, а также ее концептуальные основы связывают ее

    с бихевиористской терапевтической моделью. Первоначально применение

    бихевиористских принципов в клинической практике стимулировалось

    лабораторными экспериментами, которые показали, что учитываемые в

    бихевиористской теории научения параметры, например вероятность

    подкрепления, могут влиять на вербальную активность и на лидерский статус

    членов исследуемой группы. Основываясь на этих результатах, клиницисты

    бихевиористской ориентации объединили традиционные формы работы в группах и

    поведенческие методики. Поведенческие терапевты стремились свести

    происходящие в группах взаимодействия к стимулам и реакциям на них.

    Например, ощущение поддержки, которое дает тревожному участнику присутствие

    других членов группы, имеющих аналогичные проблемы, в терминах теории

    научения именуется «десенсибилизацией» (desensitization), а их реакции на

    действия этого участника могут «подкреплять» у него некоторые формы

    поведения. С недавних пор руководители поведенческих групп стали применять

    более директивные методы структуризации работы в группах и подавления

    спонтанных внутригрупповых процессов, чтобы лучше пользоваться теми

    преимуществами, которые имеются у специфических поведенческих методик. По

    большей части, они, в целях экономии времени и денег, просто переносят

    методы индивидуальной терапии на всю группу, а эффекты групповой динамики

    при этом игнорируют. Например, нескольких клиентов, страдающих фобиями,

    можно объединить в одну группу для лечения методом систематической

    десенсибилизации. Такой подход есть не что иное, как проведение

    индивидуальной терапии в условиях группы, сходный с работой «один на один»

    в гештальт-группах или группах трансактного анализа.

    Основные понятия

    В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.

    Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто

    отвергаются. Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными

    формами поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или

    исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы

    могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать

    на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые

    существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения

    в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство

    касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место

    наблюдаемые поведенческие реакции. Учебная модель: В группах тренинга

    умений присутствует стремление объединить дидактические способы обучения с

    обучением на основе непосредственного опыта. На приобретение опыта

    направлены многие упражнения, предлагаемые в таких группах, но в целом

    форма работы в них явно учебная Занятия в таких группах больше похожи не на

    психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К участникам относятся не как

    к пациентам с определенными диагнозами, а как к студентам, стремящимся

    исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать свое

    умение жить. Вместо того чтобы предлагать лечение, руководители таких групп

    дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и

    жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят

    перед собой. На каждом этапе жизни человека перед ним встают определенные

    задачи, и ему необходимы определенные умения, чтобы он мог преодолеть

    критический период и достигнуть нового уровня зрелости. Если необходимые

    умения не приобретены на соответствующем этапе развития, человек

    оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями и

    стрессовыми ситуациями. Опыт пребывания в группе может либо способствовать

    научению, либо мешать ему. Экспериментальные исследования малых групп

    показывают, что группы справляются со многими проблемами успешней, чем

    отдельные индивиды. Некоторые руководители поведенческой ориентации

    сознательно создают в группе оптимальный для научения климат, для чего они

    всячески способствуют повышению сплоченности группы, модификации ее

    коммуникационных структур, уравниванию силы ее участников и установлению

    общегрупповых целей, служащих противовесом для индивидуальных целей.

    Постановка цели

    Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать такие формы

    поведения, которые либо одобряются обществом, либо желательны для самих

    участников. Все другие эффекты, например удовольствие от пребывания в

    группе, знакомство с другими участниками, личностные изменения, считаются

    побочными результатами достижения специфической цели группы. Усилия в

    группе направлены на то, чтобы помочь участникам в развитии важных навыков

    межличностных отношений и управления эмоциями. Эти цели четко определены в

    контрактах, подписываемых руководителем группы, с одной стороны, и каждым

    ее участником — с другой. В отличие от руководителей групп встреч или групп

    развития сензитивности, руководитель группы тренинга умений обязан вносить

    коррективы в поведение участников, если они отклоняются от установленной

    цели в область общей личностной перестройки.

    Поставленная цель может быть узкой или широкой, так что в одних группах

    тренинга умений занимаются уменьшением тревожности или преодолением

    неуверенности в себе, тогда как в других группах внимание участников

    концентрируется на конкретных видах тревожности (например, страха перед

    авиаперелетами) или на поиске решений разнообразных конкретных задач, таких

    как уменьшение массы тела, избавление от привычки курить. В группах,

    состоящих из пациентов с психическими расстройствами, вырабатываемые навыки

    могут быть самыми элементарными — например, члены таких групп учатся не

    пачкаться во время еды. В группах, состоящих из здоровых взрослых людей,

    ставят более сложные цели.

    Второй подход к тренингу умений, который фокусируется на конкретных

    адаптивных формах поведения, именуется «структурированной обучающей

    терапией». Этот подход был разработан специально для людей, которым не

    хватает умений жить в обществе, планировать свою жизнь, справляться со

    стрессом. Третьим понятием, имеющим прямое отношение к группам тренинга

    умений, а также и ко всем группам поведенческой ориентации, является

    понятие об измерении и оценке. Задачи – обычно индивидуальны, но некоторые

    терапевты направляют свои усилия на достижение участниками и общегрупповых

    целей, к-е могут способствовать решению индивидуальных задач. Общегрупповые

    цели могут иметь отношение к выражению членами группы их личных

    привязанностей и склонностей, к распределению работы в группе, к лидерству

    и руководству или к интенсивности тех или иных видов д-сти. Групповые цели

    вводятся для того, чтобы усиливать мотивацию участников и улучшать характер

    их взаимоотношений. Обычно такие групповые цели вторичны по отношению к

    индивидуальным задачам. Группы ТУ жестко структурированы, а критерии

    достижения участниками цели достаточно субъективны, продолжительность

    каждого этапа на пути к достижению цели должна быть строго оговорена.

    Измерение и оценка: Считается важным не только знать, что что-то

    изменилось, но и продемонстрировать эти изменения и их связь с исходными

    параметрами. В поведенческих группах часто применяют разнообразные тесты,

    для проведения которых требуются карандаш, бумага и измерительные приборы,

    а наблюдение за поведением с помощью этих средств проводят в продолжение

    всего курса занятий, что позволяет фиксировать успехи членов группы.

    Измерение реакции предусматривает учет обстоятельств, в которых реакция

    имела место. Если кто-то признается в том, что боится публичных

    выступлений, важно оценить, насколько силен его страх, а также то, как и

    при каких именно обстоятельствах он проявляется. Для измерения этих

    переменных существуют специальные опросники, с помощью которых можно

    ранжировать проявления страха в конкретных условиях; существует

    измерительное оборудование, позволяющее регистрировать физиологические

    проявления страха и тревоги, например изменение интенсивности

    потоотделения, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания; существуют

    специальные методики вроде пробных выступлений перед аудиторией, во время

    которых проводят соответствующие измерения.

    В группе тренинга умений руководитель тратит на структурирование занятий и

    оценку их результатов не меньше сил и времени, чем на проведение занятия.

    Исходные измерения определяют точку отсчета для последующей оценки

    изменений частоты, длительности и интенсивности проявлений проблемного

    поведения, которые наблюдаются по ходу терапевтического процесса.

    Основные процедуры Из числа различных групп тренинга умений лучше всего

    отражают основные принципы обучения жизненно важным навыкам с помощью

    методов поведенческой терапии группы тренинга уверенности в себе

    (уверенного поведения). Ланге и Якубовский подразделяют существующие в

    настоящее время группы тренинга уверенности в себе на четыре типа в

    зависимости от структуры занятий в них: 1) группы, где основу каждого

    занятия составляют различные ролевые игры; 2) группы, где каждое занятие

    посвящено одной определенной теме, например конструктивной критике; 3)

    группы, где ролевые игры используются в сочетании с другими процедурами,

    направленными, например, на развитие самоосознания, совершенствование

    родительских навыков, развитие умения разрешать конфликты, трансактный

    анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные группы, работа в которых

    проводится в соответствии с текущими потребностями отдельных участников.

    Обычные для тренинга умений процедуры можно рассмотреть на примере групп

    тренинга уверенности в себе, которые возникли на основе условно-

    рефлекторной терапии Солтера. Оценка психологических проблем, имеющихся у

    членов группы, производится с помощью специальных опросников, например

    шкалы Рейтаса, на основе соотнесения их с перечнем основных прав человека

    Келли и с шестью способами выражения уверенности. Главным способом работы в

    группах тренинга уверенности в себе является репетиция поведения в ролевых

    играх, воспроизводящих трудные жизненные ситуации. Этот способ включает

    моделирование, инструктаж и подкрепление. Для снижения тревоги часто

    применяется релаксационный тренинг и систематическая десенсибилизация.

    Когнитивное реструктурирование предусматривает исследование иррациональных

    убеждений, лежащих в основе поведения. Также для групп тренинга умений

    характерны домашние задания, предусматривающие ведение участниками

    дневников и следование определенным правилам поведения вне группы.

    Оценка уверенности в себе: работа в группах тренинга уверенности в себе

    (ТУС) начинается с оценки степени ее проявления в поведении участников.

    (существует не менее 17 опросников на эту тему). Уверенность в себе

    означает способность определять и выражать свои потребности, желания,

    предпочтения и ожидания. Проявляется в умении использовать просьбы и

    отказы в отношениях со значимыми другими либо с посторонними. Социальная

    просьба – н\р предложение встретиться со знакомым или обращение к

    незнакомцу, чтобы узнать время. Отказ (или защита) – это н\р выражение

    нежелания провести выходные с родственником или купить что-либо у продавца.

    Компонентами уверенного поведения м.б. взгляд, поза, жестикуляция,

    выражение лица, интонации, а также выбор слов и выражений.

    Независимо от того, применяется или нет в группе опросник, руководитель

    заведет разговор, к-й должен помочь в выявлении и уточнении тех проблем

    каждого, которые касаются уверенности в себе. Членам группы следует

    показать, что уверенность в себе (УС) не следует путать с

    бесчувственностью. Важным условием развития УС является способность к

    выражению положительного, заботливого отношения к другим.

    Другой подход: Ланге и Якубовский, выделили 6 способов выражения

    уверенности. Базовый способ – прямое сообщение о собственных чувствах,

    мыслях, мнениях или правах. Эмпатический способ – предполагает осознание

    позиции и чувств другого и сообщение о собственной позиции. При способе

    выражения уверенности по нарастающей сначала делают заявления, требующие

    минимальных внутренних усилий, но они становятся все более категоричными

    каждый раз. Конфронтация в качестве способа выразить уверенность в

    правильности своей позиции применяется в отношениях с теми людьми, чьи дела

    расходятся со словами. Монологический способ выражения уверенности

    предусматривает описание действий другого.

    Репетиция уверенного поведения: основная методика. Используются ролевые

    игры, моделирующие ситуации. В структурированной группе руководитель

    начинает с банальных ситуаций, к-е могут создавать трудности для

    большинства неуверенных в себе людей (необходимость обратиться с просьбой,

    ответить отказом). Сначала воспроизводятся ситуации, к-е не создают для

    участников особых проблем. Со временем большинство групп тренинга УС

    становятся менее структурированными, а материалом для ролевых игр служат

    конкретные реальные проблемы участников. Главная задача игр: разыгрываемые

    ситуации имеют отношение только к проблемам, связанным с недостатком УС и с

    созданием адаптивного поведенческого репертуара. Отработка поведения

    основана на определенных бихевиористских принципах: руководитель может

    моделировать правильное поведение в разыгрываемых ситуациях. Моделирование

    – особый прием поведенческой терапии, эффективен в случаях, когда членам

    группы требуется освоить новые или усилить недостаточно выраженные формы

    поведения. Члены группы осваивают новый способ, наблюдая за тем, как его

    моделируют другие участники или руководитель, + за своими реакциями на

    моделируемое поведение. Обычно за одно занятие - только небольшой

    фрагмент сложного поведенческого комплекса. Необходима обратная связь от

    группы. Инструктаж- это вмешательство, при котором руководитель

    подсказывает, намекает и советует участникам, когда они оказываются в

    особенно трудном положении, поддерживая из в течение всего процесса

    взаимодействия. Подкрепление: позитивная реакция со стороны руководителя

    или членов группы. Важно, чтобы подкреплялось любое, даже самое небольшое

    достижение. Процесс, в котором подкрепление дается небольшими порциями по

    мере того, как отрабатываемая реакция постепенно приближается к

    оптимальной, называется формирование поведения. Моделирование, инструктаж и

    подкрепление – ключевые компоненты методики репетиции поведения.

    Для снижения тревоги часто применяется релаксационный тренинг и

    систематическая десенсибилизация. Релаксационный тренинг: релаксация

    помогает тормозить тревогу. Существует несколько методик, большинство

    основаны на процедуре прогрессивной мышечной релаксации (Якобсон), к-я

    предусматривает последовательное напряжение и расслабление различных

    мышечных групп. Часто используется в сочетании с мысленными представлениями

    н\р при систематической десенсибилизации. Этот прием сопряжен с двумя

    дополнительными процедурами. Вначале ситуации, к-е вызывают тревогу или

    страх, выстраиваются в иерархическую систему. Второй этап – через

    воображение предусматривает объединение релаксационных упражнений с

    мысленным представлением ситуации, вызывающей тревогу и страх. Клиента

    просят закрыть глаза и вообразить ситуацию, к-я в его иерархии страхов

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.