МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Клиническая психология

    традиционной групповой психотерапии акцент на выяснении предыстории ч-ка и

    на распознавании ограничений, к-е присущи личности. В ГВ с их ориентацией

    на здесь и теперь основное внимание уделяется выбору, к-й каждый участник

    делает в каждый текущий момент, и на ответственности участника за

    последствия своего выбора. Если традиционная психотерапия пытается помочь

    пациентам адаптироваться к обществу, то в группах встреч за каждым ч-м

    признается право стремиться к радостной и наполненной жизни, к собственной

    актуализации, личность не обязана адаптироваться к требованиям общества.

    Руководитель ГВ сам выступает в качестве модели личности, способной к

    самораскрытию и конфронтации. Традиционные психо-е подходы интеллектуально

    ориентированы, а в ГВ важность тела и соматических ощущений.

    Психокоррекционных встречи нацелены на развитие нормальной личности, на

    достаточно быстрое получение результата. Самораскрытие требуется не только

    от участников, но и от руководителя. Но в целом различия м\у развитием

    личности и психотерапией не столь уж четкие.

    Существует множество разнообразных активных приемов, с помощью которых

    руководители ГВ могут побуждать участников к налаживанию контактов друг с

    другом, создавать атмосферу взаимного доверия, исследовать конфликты членов

    группы и сопротивление и оказывать поддержку участникам. В рамках Гв можно

    выделить несколько разновидностей, включая «марафонские» встречи и даже

    встречи, проводимые в обнаженном виде. Больше всего разногласий по вопросу,

    является ли самовыражение достойной целью само по себе. Движение ГВ

    получило чрезвычайно большую популярность, но критики отмечают, что оно

    лишено руководящих теоретических принципов, что в группах не

    предусматривается предварительный отбор участников и что адекватных данных

    об отдаленных последствиях занятий в ГВ пока еще недостаточно. Очевидно,

    что эти последствия решающим образом зависят от личности руководителя

    группы и что участники с неустойчивой психикой и неадекватные в отношениях

    с другими могут получить психическую травму.

    55. Гештальт-группы.

    История гештальт – подхода (ГТ) к работе с психокоррекционными группами

    тесно связана с основателем гештальт-терапии Фрицем Перлзом. ГТ,

    разработанная Перлзом, вобрала в себя его опыт психоаналитика, на который

    наложились влияния философии экзистенциализма, гешталь? и работ Райха,

    посвященных физиологическим мех-мам реакций сопротивления. Он искал корни

    проблем своих клиентов не в их прошлом, а исследовал то, как люди

    приспосабливаются к своему настоящему и живут в нем. Он считал, что

    необходимая информация о клиенте содержится уже в том, каким образом он

    вступает во взаимодействие с психотерапевтом и преподносит себя при первой

    встрече. Если экзистенциализм рассматривает то, как люди переживают свое

    существование, гештальт – ? исследует то, как они его воспринимают.

    Основатели Г-? Кёлер, Кофка, Вертгеймер подчеркивали, что воспринимающий

    активно участвует в процессе восприятия, он сам организует отдельные

    события в структуру и наделяет их смыслом. Такой взгляд был реакций на

    ранние теории восприятия. Перлз распространил разработанную гештальт?

    теорию восприятия на все функции личности. Он стал использовать концепт

    «фигура/фон» для описания эмоций и телесных ощущений. Райх повлиял на

    Перлза сущностью сопротивления – возникновение внутренних блоков при

    попытках изменения или понимания ч-к самого себя. В конце концов

    трансформируется в «телесную броню». От Райха Перлз воспринял

    представление о том, что сопротивление выражается в невербальном поведении,

    или языке тела, и при этом жесты, манеры. Мимика и позы содержат

    информацию, о которой сам клиент, как правило, даже не подозревает. Перлз

    отдавал должное и теории поля Левина, и психодраме, и биоэнергетике, и

    осознанию тела по Александеру. Из каждой области он заимствовал то, что

    считал ценным. Перл выступал против того, чтобы давать поведению причинное

    объяснение, он сосредоточился на взаимодействиях м\у активной личностью и

    средой и рассматривал поведение через призму вопросов «что?» и «как?».

    Хотя ГТ считается методом индивидуальной психотерапии, наибольшее

    распространение получила ее групповая форма. Если в ГВ и в Т-г вовлекаются

    в работу все участники, то в ГТ в ее наиболее чистых проявлениях,

    представляет собой соглашение м\у руководителем группы и одним из ее

    членов, к-й добровольно берет на себя роль пациента и располагается на

    «горячем стуле», рядом с терапевтом. Остальные члены наблюдают за лечебным

    процессом взаимодействия терапевта с клиентом, никак этот процесс не

    комментируя, но молчаливо выражая свою готовность к поддержке. Некоторые

    упражнения может выполнять вся группа, но чаще нет. По Перлзу значение

    такой позиции состоит в том, что самосознание личности может происходить

    при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать

    себя с тем, кто сидит на горячем стуле. + у одного из участников

    происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления. Цепная

    реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому читается, что для

    изменения личности м.б. достаточно одного лишь наблюдения. Нек-е Г-

    терапевты используют взаимодействия м\у членами группы. н\р горячий стул

    становится еще и кочующим, т.е. на нем оказывается то один клиент, то

    другой. Фактически в группе существует понимание того, что любые

    происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их

    внимания. В последнее время растет понимание того, что ГТ вполне совместима

    с исследованиями групповых процессов и групповой динамики. ГТ

    предусматривает наличие в группе такого руководителя, к-й являясь активной

    и сильной личностью будет побуждать к самостоятельности и независимости и

    других участников. Начиная с 60-х годов, когда ГТ приобрели популярность,

    характерные для них приемы вошли в число основных видов консультирования и

    терапии. В настоящее время Г-группы (ГГ) известны своими активными

    руководителями, к-е способствуют развитию самостоятельности и

    ответственности у участников.

    Главной задачей ГТ является стимуляция организмических процессов и

    побуждение участников к развитию осознания своего Я и продвижению к

    зрелости. Методики и упражнения ГТ направлены на расширение осознания.

    Интеграцию полярностей, побуждение участников к принятию ответственности за

    самих себя, усиление внимания к чувствам, анализ снов и фантазий,

    преодоление сопротивления.

    Основными используемыми понятиями являются: фигура и фон, осознание и

    сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты.

    Фигура и фон: как показали исследования ? мех-мов восприятия, все, что в

    данный момент представляет для ч-ка наибольшую ценность, образует фигуру, к-

    я выделяется в сознании на фоне всех других обстоятельств. Люди организуют

    получаемую информацию так, что ее наиболее значимые составляющие занимают в

    сознании центральное место, мене значимые отходят на задний план. Перлз

    использовал это при описании функционирования личности. Он предположил, что

    процессы, в ходе которых формируется и завершается фигура, представляющая,

    н\р потребность, периодически сменяют друг друга. Теория Г? гласит, что

    функционирование всех организмов подчиняется принципу саморегуляция. При

    возникновении потребности на нее переключается большая часть внимания.

    Соотношение м\у фигурой и Фоном: считается, что процессы саморегуляции

    основаны на постоянном формировании и завершении фигур или гештальтов.

    Гештальт – система или конфигурации, из которой нельзя ничего изъять, не

    разрушив ее при этом полностью. В психокоррекционной группе фигурой

    считается чувство, к-е нужно выразить. Фигурой может стать гнев,

    разочарование, радость, сексуальное влечение и т.д. и тогда другие аспекты

    существования отходят на задний план. Как только потребность удовлетворена,

    гештальт теряет свое значение. Иногда удовлетворить потребность не удается,

    и тогда гештальт не м.б. завершен, потребность дне приобретает ясных

    очертаний фигуры. Возникает состояние общей неудовлетворенности.

    Неосознанные или невыраженные чувства становятся причиной многих

    неразрешимых проблем. Тенденция к незавершенности м.б. связана с событиями

    чьего-либо прошлого. ГТ помогают членам группы сделать отчетливой фигуру,

    которую составляют эти чувства, и тогда они м.б. наконец выражены.

    Осознание и сосредоточенность на настоящем: способность формировать четкие

    гештальты и завершать их зависит от умения сознавать свое состояние в

    каждый конкретный момент. Осознание происходящего и сосредоточенность на

    настоящем являются ключевым понятием Г?. Чтобы удовлетворять свои

    потребности надо быть в постоянном контакте со своим внутренним миром и

    миров внешним. Внутренняя зона сознаваемого опыта включает те процессы и

    события, к-е происходят в теле. В хонах внешнего мира происходят события, к-

    е доходят до сознания в виде необработанных сенсорных сигналов, н\р

    громкого шума. Информация, поступающая из внутренних и внешних зон, не

    фильтруется и не интерпретируется. + есть средние зоны, или хона фантазий.

    Они включают мысли, фантазии, убеждения, установки и все, что поддается

    концептуализации и доступно рассудку. Перлз считал, что невротичность

    является результатом склонности фокусировать внимание на средних зонах в

    ущерб внутренним и внешним. Большая часть информации, к-ю мы получаем,

    осваивая культур и жизнь в обществе, относится к средней зоне. Когда мы

    уходим в средние зоны, то интересуемся нашим прошлым и нашим будущим. Мы не

    живем настоящим, и не уделяем внимание происходящему во внутренних и

    внешних зонах. Саморегуляция организма всецело зависит от способности

    осознавать, отдавать себе отчет в происходящем в данный момент, от

    способности полностью погрузиться в здесь и теперь.

    Полярность: - это единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами

    такого континуума м.б., н\р «плохое» и «хорошее». Через полярности мы

    организуем свое восприятие внешнего мира. Каждый из нас испытывает

    противоположные чувства: мы любим, и ненавидим своих родителей, чувствуем

    себя счастливыми и одновременно испытываем грусть… важно понимать, что

    полярности не являются несовместимыми противоположностями, а могут

    выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при

    его завершении. Принимая оба полюса, мы лучше осознаем и себя, и свои

    потребности. Одной из наиболее часто выделяемых полярностей – нападающий

    \защищающийся. Нападающий – авторитарен, защищающийся - оправдывается,

    бессилен и бесправен. Внутренний конфликт м\у этими полярностями часто

    становится предметом обсуждения в группе. Такой вид групповой работы

    получил название «игра в самобичевание». Нападающий и защищающийся вступают

    в борьбу, а ч-к при этом теряет мобильность и способность принимать

    решения, впадает в депрессию, испытывает чувство вины или безысходности.

    Через отношение полярностей м.б. описано и функционирование отдельно взятой

    личности. Личность рассматривается как целостное образование, состоящее из

    двух компонентов – эго (Я) и ид (Оно). Когда преобладают побуждения из

    области Эго, ч-к способен отличать то, что присуще ему, от того, что

    присуще всему остальному. ( устанавливаются границы эго, которые помогают

    индивиду сохранять свою уникальность, нетождественность с внешним миром.

    Когда преобладают побуждения из области ид, индивид находится в тесном

    контакте с окружением, границы эго расплывчаты, у него может возникать

    чувство идентичности со все миром. Функционирование личности в режиме ид

    обозначается как идентификация. Это два дополняющие друг друга аспекта

    личности ответственные за формирование и завершение гештальтов. Эго

    выделяет фигуру из фона, а ид завершает гештальт, вследствие чего фигура

    сливается с общим полем.

    Защитные функции: Большинство проблем можно представить как результат

    неадекватных взаимодействий эго с окружающим миром. На угрозу или стресс мы

    отвечаем самоотстранением, потерей чувствительности к боли и даже

    галлюцинациями. Эти реакции выполняют защитные функции, они искажают или

    прекращают контакт с угрожающей ситуацией. Помогают приспособиться к

    целому ряду ситуаций – при невозможности удовлетворить какую- либо

    потребность или при наличии конфликта м\у несколькими потребностями. Если

    угрожающая ситуация сохраняется длительное время нам становится страшно

    совершать даже обычные действия без использования защиты. ( мы начинаем

    использовать защитные мех-мы даже тогда, когда реальной угрозы нет. При

    этом функции ид и эго нарушаются, а мы теряем контакт с миром и собственным

    телом. В ГТ выделяют 4 основных защитных м-ма (ЗМ): слияние, ретрофлексия,

    интроекция и проекция. Слияние – это невротический м-м избегания контакта.

    Имеет место в случаях, когда личность не ощущает границы м\у собой и

    другими. Можно распознать по склонности к употреблению мы вместо Я, таким

    людям непросто отличить собственные мысли, чувства и потребности от чужих.

    В результате утрачивается способность устанавливать и прекращать контакты с

    другими. Ретрофлексия, интроекция и проекция – нарушение взаимодействия эго

    с окружением. Граница м\у эго и окружением смещается, в результате

    существенные аспекты личности выводятся за ее границы, либо, наоборот, в ее

    пределы попадает то, что на самом деле для нее органически чуждо.

    Ретрофлексия означает резкий поворот на себя (граница м\у личностью и

    окружением смещается ближе к центру личности). Происходит от того, что

    вместо чтобы направлять свою энергию вовне с целью изменить окружение,

    индивид обращает ее на себя. ( конфликт с окружением переносится внутрь. (Я

    должен Себя контролировать; Я так зол на себя!). в ГТ этот ч-к зол на кого-

    то другого, но он уже успел усвоить, что направлять гнев на реальный объект

    опасно. Руководитель группы может предложить в этом случае найти какой-либо

    повод для гнева на других участников и вступить с ними в конфронтацию.

    Таким образом испытывающий агрессивные чувства ч-к может найти подходящий

    способ разрядки.

    Интроекция – это восприятие чужих убеждений и установок без критики, без

    попыток привести их в соответствие со своими. Граница м\у Я и внешним

    миром смещается глубоко внутрь личности. Попытки примирить концепции, к-е

    несовместимы м\у собой, ( он разрывается м\у ними на части. Наиболее ранние

    интроекты внедряются в личность ч-ка его родителями. Интроекты хранятся в

    бессознательном. Со временем отличать интроекты о собственных убеждений

    становится все труднее. Когда, находясь в группе, чувствительный мужчина

    сдерживает слезы, так как убежден, что мужчинам неприлично плакать на

    людях, это м.б. примером хорошего усвоения родительской установки. Проекция

    – противоположна интроекции. Переносит на окружение ответственность за то,

    что имеет причину в нем самом. При проекции граница эго четко отделяет свое

    от чужого, но она пролегает так, что не принимаемые аспекты личности

    размещаются по ту сторону границы. Задачи ГГ в активации осознавания,

    ослаблении ретрофлексивного напряжения. Ассимиляции интроектов и замены

    проекций прямым самовыражением.

    Зрелость – В ГТ оптимальное состояние личности – зрелость. Чтобы ее

    достичь, индивид должен преодолеть свою потребность в получении поддержки

    со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. В Г?

    рассматривается эмоциональная зрелость. Для удовлетворения потребностей

    незрелая личность норовит манипулировать окружающими, вместо того чтобы

    брать на себя ответственность за свои проблемы и добиваться всего своими

    силами. Зрелость приходит, когда преодолевая страх и чувство безнадежности

    мы мобилизуем свои ресурсы. Мы испытываем подобные чувства тогда, когда

    поддержка со стороны не приходит, а свои силы кажутся недостаточными.

    Ситуация, в которой мы не можем получить помощь со стороны и не можем

    рассчитывать на свои силы представляется тупиковой. В такой ситуации зрелая

    личность способна пойти на риск. Перлз полагал, для достижения зрелости и

    выработки ответственного отношения к себе, ч-к должен как бы слущить со

    своей личности все неврозы, слой за слоем. Первый слой – клише. На этом

    уровне мы действуем стереотипно и неаутентично. Второй слой –

    искусственный. Здесь преобладает лицемерие, межличностные отношения

    поверхностны, а истинные чувства скрываются притворством. Под этим слоем –

    тупиковый: на этом уровне поддержки со стороны уже нет, а своих

    возможностей еще недостаточно. Под тупиковым находится уровень внутреннего

    взрыва – имплозивный слой, или слой смерти. Доходя до этого слоя, мы

    вступаем в соприкосновение со своим истинным Я, с тем, что было похоронено

    под различными защитами. Перлз утверждает, что контакт с имплозивным слоем

    влечет за собой внешний взрыв – эксплозивный переход к аутентичности.

    Искусственно создаваемая в группе критическая ситуация позволяет ч-ку

    принимать рискованные решения в атмосфере безопасности.

    Основные процедуры: задача ГТ – стимулировать протекание организмических

    процессов. Долговременная цель группы – достижение зрелости посредством

    отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Каждый прием

    должен направлять участников к достижению состояния полного

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.