Клиническая психология
группах клиенты являются активными участниками, которых поощряют
рассматривать себя как субъектов собственных изменений. Появление
большинства психокоррекционных групп обусловлено стремлением к
самовыражению, характерным для последних двух десятилетий. Они в основном
ориентированы на личностный рост и развитие, а не на болезнь и ее лечение.
За исключением Т-групп, создаваемых только для здорового населения,
психокоррек-ционные группы существенно не различаются по своей клиентуре.
Такие терапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гуманистического
направления в психологии, резко выступая против догматического
психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя
антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное
самовыражение и самораскрытие. Роджерс применил свой подход, согласно
которому терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют
дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными
конфликтами. Поведение руководителя группы является недирективным,
либеральным, он направляет внимание скорее на взаимодействие членов группы,
а не на интрапсихический инсайт, как того требовал психоанализ. Роджерс
смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего
клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные
взаимоотношения "я - ты", не обремененные традиционными правилами и
ограничениями. Недирективная по своему характеру психотерапия, в которой
психотерапевт может следовать интуиции и искать глубоко личностное
взаимопонимание с клиентами, способствовала развитию новых подходов к
групповой работе.
Поведенческий подход:
В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.
Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто
отвергаются или, в крайнем случае, переводятся на менее символический язык.
Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными формами
поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или
исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы
могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать
на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые
существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения
в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство
касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место
наблюдаемые поведенческие реакции. Здесь не место обсуждать достоинства и
недостатки поведенческого подхода в психотерапии, однако описанные выше
принципы следует принять во внимание, поскольку концептуальные основы групп
тренинга умений несут на себе выраженный отпечаток бихевиоризма.
Бихевиористский подход к психотерапии получил свое развитие от лабораторных
исследований, начиная с основополагающих работ Павлова с его учением об
условных рефлексах и Скиннера с его представлениями об оперантном
обусловливании. В прошлом работа в поведенческих группах строилась на
основе индивидуальной психотерапии, проводимой в условиях группы. В
последнее время специалисты по поведенческой терапии разработали методы, в
которых находят применение потенциальные возможности группы по воздействию
на ее участников.
Современные практики группового движения приспособили многие традиционные
учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Сегодня, например,
группы телесной терапии черпают материал из учений Вильгельма Райха;
группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим
мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; а группы тренинга
умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.
53. Т-группы (как разновидность групповой психотерапии).
Т-ГРУППА (от англ. training–group — тренинг–группа) — форма психотерапии.
Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и
эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к
групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает
групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые
друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно,
главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения
других участников группы и свободное обсуждение их. Группа, создаваемая для
воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития
у них социально-психологической компетентности, навыков общения и
взаимодействия Первые Т-г. возникли в качестве практического приложения
школы групповой динамики К. Левина. В настоящее время является одной из
наиболее распространенных моделей исследования межличностных отношений,
стадий развития группы и др. Для Т-г. характерны кратковременность ее
существования (от нескольких дней до нескольких недель), отсутствие
предварительной структурированности, нормированности и регламентации.
Основной метод в Т-г. — свободная дискуссия без предварительно принятого
плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приемами. Обсуждения
строятся по принципу “здесь” и “теперь”, т. е. анализируются события,
происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к
прошлому опыту участников. Условием успешной работы Т-г. является климат
взаимного доверия, стимулирующий участников на установление межличностных
отношений, на к-рые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и
помогающий пониманию протекающих в Т-г. процессов. Создание климата доверия
обеспечивается особой формой ведения группы “тренером” (ведущим). Обучение
(развитие чувствительности к групповым процессам) происходит главным
образом через переживание участниками многогранного группового опыта. В
настоящее время Т-г. является одной из распространенных моделей
исследования межличностных отношений, стадий развития группы и др. в
большинстве Т-групп создаются возможности для ценных личностных изменений
(Hampden-Turner, 1966). Группа может повысить индивидуальные
коммуникативные умения и концептуальное понимание. Это ведет к увеличению
чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большего числа
альтернативных видов поведения при столкновениях с жизненными проблемами. Т-
группа может помочь членам группы утвердить и укрепить самоидентичность и
наметить направление их будущего развития. Наконец, Т-группа может помочь
человеку повысить самооценку и чувство собственного достоинства.
Начало развитию групп тренинга (Т-г) было положено в 1946 Куртом Левином и
его коллегами, к-е заметили, что члены групп получают пользу от анализа
получаемого ими в группе опыта. Лабораторный тренинг предлагает широких
спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного
взаимодействия или на изучение процессов, к-е происходят в малых группах.
Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию — в
зависимости от конкретной задачи или темы. Т-группы относятся к группам,
ориентированным на поведенческую терапию. Они м.б. центрированы как на
руководителе, так и на участнике. Нек-е Т-г ориентированы на развитие
навыков эффективной организаторской д-сти. Однако чаще предметом интереса в
них являются навыки межличностных отношений или процессы происходящие в
малых группах. Развитие теории личности и клинической ? првело к
возникновению Т-г, ориентированных на всесторонее развитие личнотсти. Такие
группы иногда называют «группами сензитивности».
Основные понятия: Обучающая лаборатория – временное локальное сообщество,
созданное с целью удовлетворения потребностей всех его членов в обучении.
Экспериментальный хар-р испытания новых способов поведения. Каждый является
как участником, так и наблюдателем. Определение целей группы – наблюдение
за изменением поведения, планирование д-сти и анализ результатов. Т-г
обеспечивает возможности решения проблем, не всегда разрешимых в реальной
жизни. Лабораторная д-сть может включать и лекции, + встречи в более
широком кругу.
Т-г – ядро всего процесса обучения на основе опыта. Руководитель (тренер
или фасилитатор). Т-г ориентированы на получение знаний о групповом
процессе, а группы развития сензитивности – на изучение личности и
межличностных отношений. Если главное значение приобретают эмоции – м.б.
названа группой встреч.
Обучение тому, как учиться :главный упор на развитии нового подхода к
решению проблем, на обучение тому кК учиться. 1) повышение способности
отдельных членов Т-г осознавать ситуацию. Работа в группе способствует
более глубокому осознанию возможностей выбора при столкновениях с
проблемами реальной жизни. 2) Самоанализ 3)необходимость открытости в
межличностных взаимодействиях. Следует стремиться к осознанию этих чувств,
делиться ими. 4)опирается на сотрудничество. Основным источником получения
знаний являются партнеры. Присущая Т-г неопределенность предполагает, что в
них не обязательно будут эффективными традиционные формы поведения. Тренер
дает так мало подсказок, а формулировки целей имеют настолько общий х-р,
что у участников может появиться «ощущение бесцельности». Чтобы в такой
ситуации чему-то научиться надо набираться опыта. Понятию «обучения тому,
как учиться» соответствует циклическое чередование Самопрезентации,
обратной связи и экспериментирования.
Самопрезентация: на протяжении всего существования группы восприятие
происходящего членами группы проявляется в их действиях. Это и называется
самопрезентацией. «Арена» - общее понятие, к-е осознается и самой личностью
и окружающими. «Скрытая область» - то, что известно о себе только самой
личности. «Слепое пятно»- то, что о личности известно другим, но сама она
не сознает. «Неведомое» - то, что не известно ни личности, ни другим (н\р
непроявившиеся способности). Располагающая к открытому общению атмосфера
увеличивает потенциал группы и личности.(«окно Джогари»). Один из способов
расширения сферы общения – в расширении «арены». По мере развития отношений
взаимопомощи общение становится более близким. Уровень доверия является
решающим фактором в любой обучающей среде. Если сложившаяся в группе
обстановка не располагает к взаимной поддержке, способность участников
понимать мотивы поведения, ценностные установки и чувства друг друга
уменьшатся. Выделяют два способа создания в группе атмосферы взаимной
поддержки и доверия: 1) замена оценочных суждений чисто описательными 2)
переориентация с взаимного контроля на совместное решение проблем.
Обратная связь: применительно к группам это понятие употребляется, когда
одни члены группы сообщают о своих реакциях на поведение других для того,
чтобы помочь им скорректировать свой «курс» движения к цели. Она позволяет
каждому следить за свои поведение и корректировать его так, чтобы оно было
более эффективным. + можно получать информацию, относящуюся к «слепому
пятну». О.С позволяет лучше понимать смысл происходящего в группе. Важно,
чтобы ОС давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда,
когда все уже в прошлом и содержащаяся в ней информация не актуальна. ОС
приносит пользу, когда раскрывает отношение одного ч-ка к поведению
другого. Она наиболее полезна, когда отражает мнение большинства членов
группы.
Экспериментирование: испытание новых способов и стратегий поведения. Не
менее важна и практическая отработка навыков желательного поведения, т.к.
дает возможность достигнуть необходимого автоматизма новых навыков и
почувствовать себя более уверенно. Последний этап обучения – использование
приобретенных навыков вне группы.
Здесь и теперь: оптимальная форма обучения – через непосредственно
переживаемый опыт. ( подробное изложение случаев из жизни обычно не
поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют
отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент.
Сосредоточенность на З и Т – доминантная тема в большинстве современных
психокоррекционных групп.
Поведение руководителя: тренер настраивает членов группы на то, чтобы опыт,
получаемый ими в процессе тренинга, был продуктом их собственной д-сти. +
дает понять что уверен в мудрости группы. Роль руководителя – вовлечь
членов группы в совместную работу по исследованию их собственных
взаимоотношений и поведения, а затем незаметно устраниться от руководства.
Забота руководителя и его помощь группе может выражаться в том, что время
от времени он притормаживает некоторые процессы и предлагает новый материал
для дискуссии. Чаще он вмешивается в работу группы, чтобы обратить внимание
участников на их поведение. Тренерам Т-г следует избегать проявлений
чрезмерного личного участия к людям, ставшим членами группы. Эмоциональная
вовлеченность в отношениях с членами группы чревата потерей объективности.
Коммуникативные навыки: цель всех Т-г – развитие личности посредством
углубления осознания себя и других, + процессов, происходящих в группе.
Вырабатываемые в Т-г коммуникативные навыки включают умение описывать
поведение, передавать свои чувства, активно слушать, предоставлять обратную
связь и вступать в конфронтацию. Успешное овладение этими навыками сводит
до минимума стесненность и отчуждение в группе, способствует кооперации
участников и достижению групповых целей.
Описывание поведения: подразумевает устное комментирование конкретных
наблюдаемых действий, совершаемых другими. Эта объективная констатация и
она исключает оценочные высказывания и приписывание другим мотивов,
установок или склонностей. Первый шаг на пути развития способности
описывать поведение – это тренировка наблюдательности и воздержание от
оценочных суждений. Передавать чувства - включает точную регистрацию
своего внутреннего состояния и сообщение о нем. Относительно чужих эмоций
нетрудно впасть в заблуждение. Тот, кто сообщает о своих чувствах, должен в
явном виде относить их к себе лично, пользуясь для этого местоимениями «я»
и «мне». Часто мы облекаем свои чувства в слова, к-е на самом деле никак их
не определяют. Часто чувства путают с мыслями. Мысли- это выводы или
заключения относительно состояний души, а не их описание. Активное слушание
– ответственное, осмысленное восприятие сказанного другим ч-м. научиться
активному слушанию можно в контексте обучения основным составляющим
взаимопомощи. Главной из этих составляющих является точное эмпатическое
понимание. Достижение такого понимания включает процессы распознавания и
коммуникации. Распознать – значит войти в чужое положение, выяснить, что за
ним стоит. Эмпатическое общение подразумевает и способность убедить другого
в своем понимании его поведения, чувств и того, что за ними стоит.
Конфронтация _-это наиболее действенная форма коммуникации, может не только
способствовать развитию, но и наносить ущерб. О К-и говорят, когда действия
одного ч-ка побуждают другого задуматься над своим поведением,
проанализировать его и изменить. Индивид, являющийся объектом конфронтации,
извлечет из нее пользу, если будет открыт для обратной связи с другими и
будет рассматривать К-ю как возможность исследовать себя. Суть К-и должна
соответствовать целям группы.
Занятия в Т-г не эквивалентны интенсивной групповой психотерапии. Но
честная и открытая обратная связь, к-ю обычно получают члены Т-г, может
побудить их к поискам более интенсивного и индивидуализированного
группового опыта. В Т-г участники получают помощь в развитии специфических
коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств,
активное слушание и конфронтация. Т-г способствовали популяризации
психокоррекционных групп и психологических понятий. С недавних пот Т-г
стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей
работе приемы заимствованные из других подходов.
54. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).
Дать теоретическое определение ГВ затруднительно ввиду разнообразия опыта,
к-й приобретается в группах, относимых к этой категории. Первое
употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте
приписывается Якобу Морено. Современное определение дано Вильямом Шютцем:
встреча – это способ установления отношений м\у людьми, основанный на
открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед
самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на
«здесь и теперь». ГВ в США: на Восточном побережье группы, ориентирующиеся
на решение конкретных задач, исследующие такие вопросы, как коммуникация,
разрешение проблем, лидерство. На Западном побережье ГВ в большей степени
ориентированы на создание чувства общности и развитие у участников
способности к установлению близких межличностных отношений. Большая часть
центров находится на Западе. Лидеры движения ГВ Карл Роджерс и Вильям Шютц.
Вклад Роджерса – концепция «основной встречи», она предусматривает веру в
возможность индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены
группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других.
В отличие от Т-г, в ГВ внимание участников фокусируется не на понимании
сути группового процесса и не на развитии навыков межличностного
взаимодействия, а на достижении высокого уровня аутентичности и открытости
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|