МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Клиническая психология

    группах клиенты являются активными участниками, которых поощряют

    рассматривать себя как субъектов собственных изменений. Появление

    большинства психокоррекционных групп обусловлено стремлением к

    самовыражению, характерным для последних двух десятилетий. Они в основном

    ориентированы на личностный рост и развитие, а не на болезнь и ее лечение.

    За исключением Т-групп, создаваемых только для здорового населения,

    психокоррек-ционные группы существенно не различаются по своей клиентуре.

    Такие терапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гуманистического

    направления в психологии, резко выступая против догматического

    психоанализа, а также радикального бихевиоризма, симпатизируя

    антиавторитарной контркультуре, в центре которой находится свободное

    самовыражение и самораскрытие. Роджерс применил свой подход, согласно

    которому терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют

    дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными

    конфликтами. Поведение руководителя группы является недирективным,

    либеральным, он направляет внимание скорее на взаимодействие членов группы,

    а не на интрапсихический инсайт, как того требовал психоанализ. Роджерс

    смотрел на руководителя группы не столько как на специалиста, лечащего

    клиента, сколько как на равного партнера, формирующего спонтанные

    взаимоотношения "я - ты", не обремененные традиционными правилами и

    ограничениями. Недирективная по своему характеру психотерапия, в которой

    психотерапевт может следовать интуиции и искать глубоко личностное

    взаимопонимание с клиентами, способствовала развитию новых подходов к

    групповой работе.

    Поведенческий подход:

    В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение.

    Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто

    отвергаются или, в крайнем случае, переводятся на менее символический язык.

    Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными формами

    поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или

    исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы

    могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать

    на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые

    существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения

    в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство

    касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место

    наблюдаемые поведенческие реакции. Здесь не место обсуждать достоинства и

    недостатки поведенческого подхода в психотерапии, однако описанные выше

    принципы следует принять во внимание, поскольку концептуальные основы групп

    тренинга умений несут на себе выраженный отпечаток бихевиоризма.

    Бихевиористский подход к психотерапии получил свое развитие от лабораторных

    исследований, начиная с основополагающих работ Павлова с его учением об

    условных рефлексах и Скиннера с его представлениями об оперантном

    обусловливании. В прошлом работа в поведенческих группах строилась на

    основе индивидуальной психотерапии, проводимой в условиях группы. В

    последнее время специалисты по поведенческой терапии разработали методы, в

    которых находят применение потенциальные возможности группы по воздействию

    на ее участников.

    Современные практики группового движения приспособили многие традиционные

    учения к конкретным ситуациям и потребностям клиентов. Сегодня, например,

    группы телесной терапии черпают материал из учений Вильгельма Райха;

    группы, центрированные на теме, широко пользуются психоаналитическим

    мышлением в сочетании с гуманистическими ценностями; а группы тренинга

    умений соединяют бихевиоризм со сложившимися методами групповой работы.

    53. Т-группы (как разновидность групповой психотерапии).

    Т-ГРУППА (от англ. training–group — тренинг–группа) — форма психотерапии.

    Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и

    эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к

    групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает

    групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые

    друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно,

    главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения

    других участников группы и свободное обсуждение их. Группа, создаваемая для

    воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития

    у них социально-психологической компетентности, навыков общения и

    взаимодействия Первые Т-г. возникли в качестве практического приложения

    школы групповой динамики К. Левина. В настоящее время является одной из

    наиболее распространенных моделей исследования межличностных отношений,

    стадий развития группы и др. Для Т-г. характерны кратковременность ее

    существования (от нескольких дней до нескольких недель), отсутствие

    предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

    Основной метод в Т-г. — свободная дискуссия без предварительно принятого

    плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приемами. Обсуждения

    строятся по принципу “здесь” и “теперь”, т. е. анализируются события,

    происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к

    прошлому опыту участников. Условием успешной работы Т-г. является климат

    взаимного доверия, стимулирующий участников на установление межличностных

    отношений, на к-рые они, как правило, не решаются в обыденной жизни, и

    помогающий пониманию протекающих в Т-г. процессов. Создание климата доверия

    обеспечивается особой формой ведения группы “тренером” (ведущим). Обучение

    (развитие чувствительности к групповым процессам) происходит главным

    образом через переживание участниками многогранного группового опыта. В

    настоящее время Т-г. является одной из распространенных моделей

    исследования межличностных отношений, стадий развития группы и др. в

    большинстве Т-групп создаются возможности для ценных личностных изменений

    (Hampden-Turner, 1966). Группа может повысить индивидуальные

    коммуникативные умения и концептуальное понимание. Это ведет к увеличению

    чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большего числа

    альтернативных видов поведения при столкновениях с жизненными проблемами. Т-

    группа может помочь членам группы утвердить и укрепить самоидентичность и

    наметить направление их будущего развития. Наконец, Т-группа может помочь

    человеку повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

    Начало развитию групп тренинга (Т-г) было положено в 1946 Куртом Левином и

    его коллегами, к-е заметили, что члены групп получают пользу от анализа

    получаемого ими в группе опыта. Лабораторный тренинг предлагает широких

    спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного

    взаимодействия или на изучение процессов, к-е происходят в малых группах.

    Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию — в

    зависимости от конкретной задачи или темы. Т-группы относятся к группам,

    ориентированным на поведенческую терапию. Они м.б. центрированы как на

    руководителе, так и на участнике. Нек-е Т-г ориентированы на развитие

    навыков эффективной организаторской д-сти. Однако чаще предметом интереса в

    них являются навыки межличностных отношений или процессы происходящие в

    малых группах. Развитие теории личности и клинической ? првело к

    возникновению Т-г, ориентированных на всесторонее развитие личнотсти. Такие

    группы иногда называют «группами сензитивности».

    Основные понятия: Обучающая лаборатория – временное локальное сообщество,

    созданное с целью удовлетворения потребностей всех его членов в обучении.

    Экспериментальный хар-р испытания новых способов поведения. Каждый является

    как участником, так и наблюдателем. Определение целей группы – наблюдение

    за изменением поведения, планирование д-сти и анализ результатов. Т-г

    обеспечивает возможности решения проблем, не всегда разрешимых в реальной

    жизни. Лабораторная д-сть может включать и лекции, + встречи в более

    широком кругу.

    Т-г – ядро всего процесса обучения на основе опыта. Руководитель (тренер

    или фасилитатор). Т-г ориентированы на получение знаний о групповом

    процессе, а группы развития сензитивности – на изучение личности и

    межличностных отношений. Если главное значение приобретают эмоции – м.б.

    названа группой встреч.

    Обучение тому, как учиться :главный упор на развитии нового подхода к

    решению проблем, на обучение тому кК учиться. 1) повышение способности

    отдельных членов Т-г осознавать ситуацию. Работа в группе способствует

    более глубокому осознанию возможностей выбора при столкновениях с

    проблемами реальной жизни. 2) Самоанализ 3)необходимость открытости в

    межличностных взаимодействиях. Следует стремиться к осознанию этих чувств,

    делиться ими. 4)опирается на сотрудничество. Основным источником получения

    знаний являются партнеры. Присущая Т-г неопределенность предполагает, что в

    них не обязательно будут эффективными традиционные формы поведения. Тренер

    дает так мало подсказок, а формулировки целей имеют настолько общий х-р,

    что у участников может появиться «ощущение бесцельности». Чтобы в такой

    ситуации чему-то научиться надо набираться опыта. Понятию «обучения тому,

    как учиться» соответствует циклическое чередование Самопрезентации,

    обратной связи и экспериментирования.

    Самопрезентация: на протяжении всего существования группы восприятие

    происходящего членами группы проявляется в их действиях. Это и называется

    самопрезентацией. «Арена» - общее понятие, к-е осознается и самой личностью

    и окружающими. «Скрытая область» - то, что известно о себе только самой

    личности. «Слепое пятно»- то, что о личности известно другим, но сама она

    не сознает. «Неведомое» - то, что не известно ни личности, ни другим (н\р

    непроявившиеся способности). Располагающая к открытому общению атмосфера

    увеличивает потенциал группы и личности.(«окно Джогари»). Один из способов

    расширения сферы общения – в расширении «арены». По мере развития отношений

    взаимопомощи общение становится более близким. Уровень доверия является

    решающим фактором в любой обучающей среде. Если сложившаяся в группе

    обстановка не располагает к взаимной поддержке, способность участников

    понимать мотивы поведения, ценностные установки и чувства друг друга

    уменьшатся. Выделяют два способа создания в группе атмосферы взаимной

    поддержки и доверия: 1) замена оценочных суждений чисто описательными 2)

    переориентация с взаимного контроля на совместное решение проблем.

    Обратная связь: применительно к группам это понятие употребляется, когда

    одни члены группы сообщают о своих реакциях на поведение других для того,

    чтобы помочь им скорректировать свой «курс» движения к цели. Она позволяет

    каждому следить за свои поведение и корректировать его так, чтобы оно было

    более эффективным. + можно получать информацию, относящуюся к «слепому

    пятну». О.С позволяет лучше понимать смысл происходящего в группе. Важно,

    чтобы ОС давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда,

    когда все уже в прошлом и содержащаяся в ней информация не актуальна. ОС

    приносит пользу, когда раскрывает отношение одного ч-ка к поведению

    другого. Она наиболее полезна, когда отражает мнение большинства членов

    группы.

    Экспериментирование: испытание новых способов и стратегий поведения. Не

    менее важна и практическая отработка навыков желательного поведения, т.к.

    дает возможность достигнуть необходимого автоматизма новых навыков и

    почувствовать себя более уверенно. Последний этап обучения – использование

    приобретенных навыков вне группы.

    Здесь и теперь: оптимальная форма обучения – через непосредственно

    переживаемый опыт. ( подробное изложение случаев из жизни обычно не

    поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют

    отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент.

    Сосредоточенность на З и Т – доминантная тема в большинстве современных

    психокоррекционных групп.

    Поведение руководителя: тренер настраивает членов группы на то, чтобы опыт,

    получаемый ими в процессе тренинга, был продуктом их собственной д-сти. +

    дает понять что уверен в мудрости группы. Роль руководителя – вовлечь

    членов группы в совместную работу по исследованию их собственных

    взаимоотношений и поведения, а затем незаметно устраниться от руководства.

    Забота руководителя и его помощь группе может выражаться в том, что время

    от времени он притормаживает некоторые процессы и предлагает новый материал

    для дискуссии. Чаще он вмешивается в работу группы, чтобы обратить внимание

    участников на их поведение. Тренерам Т-г следует избегать проявлений

    чрезмерного личного участия к людям, ставшим членами группы. Эмоциональная

    вовлеченность в отношениях с членами группы чревата потерей объективности.

    Коммуникативные навыки: цель всех Т-г – развитие личности посредством

    углубления осознания себя и других, + процессов, происходящих в группе.

    Вырабатываемые в Т-г коммуникативные навыки включают умение описывать

    поведение, передавать свои чувства, активно слушать, предоставлять обратную

    связь и вступать в конфронтацию. Успешное овладение этими навыками сводит

    до минимума стесненность и отчуждение в группе, способствует кооперации

    участников и достижению групповых целей.

    Описывание поведения: подразумевает устное комментирование конкретных

    наблюдаемых действий, совершаемых другими. Эта объективная констатация и

    она исключает оценочные высказывания и приписывание другим мотивов,

    установок или склонностей. Первый шаг на пути развития способности

    описывать поведение – это тренировка наблюдательности и воздержание от

    оценочных суждений. Передавать чувства - включает точную регистрацию

    своего внутреннего состояния и сообщение о нем. Относительно чужих эмоций

    нетрудно впасть в заблуждение. Тот, кто сообщает о своих чувствах, должен в

    явном виде относить их к себе лично, пользуясь для этого местоимениями «я»

    и «мне». Часто мы облекаем свои чувства в слова, к-е на самом деле никак их

    не определяют. Часто чувства путают с мыслями. Мысли- это выводы или

    заключения относительно состояний души, а не их описание. Активное слушание

    – ответственное, осмысленное восприятие сказанного другим ч-м. научиться

    активному слушанию можно в контексте обучения основным составляющим

    взаимопомощи. Главной из этих составляющих является точное эмпатическое

    понимание. Достижение такого понимания включает процессы распознавания и

    коммуникации. Распознать – значит войти в чужое положение, выяснить, что за

    ним стоит. Эмпатическое общение подразумевает и способность убедить другого

    в своем понимании его поведения, чувств и того, что за ними стоит.

    Конфронтация _-это наиболее действенная форма коммуникации, может не только

    способствовать развитию, но и наносить ущерб. О К-и говорят, когда действия

    одного ч-ка побуждают другого задуматься над своим поведением,

    проанализировать его и изменить. Индивид, являющийся объектом конфронтации,

    извлечет из нее пользу, если будет открыт для обратной связи с другими и

    будет рассматривать К-ю как возможность исследовать себя. Суть К-и должна

    соответствовать целям группы.

    Занятия в Т-г не эквивалентны интенсивной групповой психотерапии. Но

    честная и открытая обратная связь, к-ю обычно получают члены Т-г, может

    побудить их к поискам более интенсивного и индивидуализированного

    группового опыта. В Т-г участники получают помощь в развитии специфических

    коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств,

    активное слушание и конфронтация. Т-г способствовали популяризации

    психокоррекционных групп и психологических понятий. С недавних пот Т-г

    стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей

    работе приемы заимствованные из других подходов.

    54. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

    Дать теоретическое определение ГВ затруднительно ввиду разнообразия опыта,

    к-й приобретается в группах, относимых к этой категории. Первое

    употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте

    приписывается Якобу Морено. Современное определение дано Вильямом Шютцем:

    встреча – это способ установления отношений м\у людьми, основанный на

    открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед

    самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на

    «здесь и теперь». ГВ в США: на Восточном побережье группы, ориентирующиеся

    на решение конкретных задач, исследующие такие вопросы, как коммуникация,

    разрешение проблем, лидерство. На Западном побережье ГВ в большей степени

    ориентированы на создание чувства общности и развитие у участников

    способности к установлению близких межличностных отношений. Большая часть

    центров находится на Западе. Лидеры движения ГВ Карл Роджерс и Вильям Шютц.

    Вклад Роджерса – концепция «основной встречи», она предусматривает веру в

    возможность индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены

    группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других.

    В отличие от Т-г, в ГВ внимание участников фокусируется не на понимании

    сути группового процесса и не на развитии навыков межличностного

    взаимодействия, а на достижении высокого уровня аутентичности и открытости

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.