Как победить в споре
Как победить в споре
Как победить в споре.
Содержание.
| Определение понятия «спор» |стр. 1 |
| Виды спора |стр. 2 |
| Как победить в споре |стр. 5 |
| Поведение в споре |стр. 6 |
|Умение слушать |стр. 7 |
|Основные формально-логические законы |стр. 10 |
|Умение убеждать |стр. 11 |
|Использование полемических приёмов |стр. 15 |
|Позволительные и непозволительные уловки в споре |стр. 17 |
|Заключение |стр. 19 |
|Список литературы |стр. 20 |
Определение понятия «спор».
Сначала давайте разберемся, что же такое спор, какова его сущность, с
какими видами спора нам приходится иметь дело. Обратимся к «Словарю
современного русского литературного языка». В нем зафиксированы все
значения и оттенки значений слова спор:
1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими
лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою
правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки,
литературы, политики и т. п.; полемика. Разг. Разногласия, ссора,
препирательство. Перен. Противоречие, несогласие.
2. Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом.
3. Перен. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической
речи). Состязание, соперничество.
Обратите внимание – общим для всех значений слова спор является наличие
разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.
В современной научной, методической, справочной литературе слова спор
служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако
единого определения данного понятия нет.
В моём реферате под спором я понимаю всякое столкновение мнений,
разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при
которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Виды спора.
В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления:
дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они
употребляются как синонимы к слову спор. На это указывают толковые словари
русского литературного языка и словари синонимов. В научных исследованиях,
в публицистических и художественных произведениях эти слова нередко служат
и наименованиями отдельных разновидностей спора.
Например, дискуссией (лат. discussio – исследование, рассмотрение,
разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и
сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения,
нахождения правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается
эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому
или иному выводу.
Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputar –
рассуждать, disputatio – прение) и первоначально означало публичную защиту
научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в
этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный
спор на научную и общественно важную тему.
Другой характер носит слово полемика. Об этом свидетельствует и
этимология (т. е. происхождение) данного термина. Древнегреческое слово
polemikos означает «воинственный, враждебный». Полемика – это не просто
спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние,
противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно
определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или
иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения
и опровергнуть мнение оппонента.
Слово дебаты французского происхождения (debat – спор, прения). Прения –
русское слово, зафиксированное в лексиконе ХVП века. Толковый словарь
определяет эти слова так: дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо
вопросам, споры; прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по
каким-либо вопросам.
Словами дебаты, прения, как правила, именуют споры, которые возникают
при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях,
конференциях и т. п.
К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности,
относятся цель спора, социальная значимость предмета спора, количество
участников, форма проведения спора. Я хочу рассмотреть, какие виды споров
можно выделить в зависимости от этих факторов.
Известно, что люди, вступая в спор, преследуют далеко не одинаковые
цели, руководствуются разными мотивами. По цели различают следующие виды:
спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора.
Кратко охарактеризую их.
Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо
мысли, идеи, для ее обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты
сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они
защищают какую-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть
возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение,
высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу.
В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно
оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, то есть, по
существу, ведется совместное расследование истины.
Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. При
этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в
чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так «надо» по
долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в
истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.
Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем
полемисты добиваются её по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают
правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и
до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для
самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка
окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских
данных, слава непобедимого полемиста. Третьи просто любят побеждать. Им
хочется эффектной победы. В приёмах и средствах для одержания победы они не
стесняются. Довольно часто встречаются и спор ради спора. Это своего рода
«искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чём
спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием,
доказать, что белое – чёрное, а чёрное – белое. Если вы будете отрицать
какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать. Подобных
полемистов можно нередко встретить среди молодёжи.
Приведённая классификация видов спора по цели носит условный характер. В
жизни их не всегда удаётся чётко разграничить. Так, добиваясь победы в
споре, полемист стремится убедить оппонента в правильности своей позиции. А
убеждение противника в чём-либо способствует поиску истины, уточнению
выдвинутых положений, принятию более правильных решений.
Характер спора определяется и социальной значимостью обсуждаемой
проблемы. Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие
интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания
человечества, сохранения мира на Земле и др. В процессе спора могут
затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоёв
общества. Нередко приходится отстаивать групповые интересы, например: людей
определённой профессии, коллективов отдельных предприятий, учреждений,
ведомств, представителей неформальных объединений и т. п. В споре
защищаются семейные, а также личные интересы полемистов.
В конкретном публичном споре эти интересы обычно взаимосвязаны и
взаимообусловлены, тесно переплетаются. Важно понимать социальную
значимость предмета спора, чтобы в ходе обсуждения не палить из пушек по
воробьям, не растрачивать свои силы и энергию на решение вопросов
несущественных, имеющих второстепенное и третьестепенное значение.
На специфику спора влияет количества лиц, принимающих участие в
обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку можно выделить три
основные группы: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так
называемый внутренний спор), спор-диалог (полемизируют два лица) и спор-
полилог (ведется несколькими или многими лицами). В свою очередь спор-
полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и
групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присутствии всех
участников). Вести спор-полилог, безусловно, трудно. Между тем он может
иметь большое значение при решении важных вопросов общественно-
политической, духовной, научной жизни. Чем больше знающих людей принимают
участие в таком споре, тем результативнее он будет.
Споры могут происходить при слушателях и без слушателей. Присутствие
слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, действует
на спорящих людей. Победа при слушателях приносит большее удовлетворение,
льстит самолюбию, а поражение становится более досадным и неприятным.
Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают
присутствующих, их реакцию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще
проявляют упорство во мнениях, порой излишнюю горячность.
В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для
слушателей. Спор ведется не для того, чтобы выяснить истину, убедить друг
друга, а чтобы привлечь внимание к проблеме, произвести на слушателей
определенное впечатление, повлиять необходимым образом.
На процесс спора накладывает свой отпечаток и форма ведения борьбы
мнений. Споры могут быть устными и письменными (печатными). Устная форма
предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом,
письменная (печатная) форма -–опосредованное общение. Устные споры, как
правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве: они ведутся на
занятиях, конференциях, заседаниях, различного рода мероприятиях и т. д.
Письменные (печатные) формы более продолжительны во времени, чем устные,
так как связь между полемизирующими сторонами опосредованная.
В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, важную роль
играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера
уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Робкий,
застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным
противником. Поэтому письменный спор бывает более пригоден для выявления
истины, чем устный. Однако у него есть свои недостатки. Он иногда тянется
слишком долго, в течение нескольких лет. Читатели, да и сами участники
спора, успевают забыть отдельные положения и выводы, не имеют возможности
восстановить их в памяти. Иногда спор ведется на страницах нескольких
различных изданий, отчего трудно следить за его ходом.
Целесообразно различать также споры организованные и неорганизованные,
стихийные. Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под
руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее
познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать
необходимые аргументы, продумать ответы на возможные возражения оппонентов.
Но спор может возникнуть и стихийно. Такое нередко случается в учебном
процессе, на собраниях и заседаниях, в бытовом общении. Неорганизованные,
стихийные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах
выступления участников бывают недостаточно аргументированными, порой
приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания.
Успех спора, его конструктивный характер, плодотворность в решении
вопросов в значительной степени зависят от состава полемистов. Важное
значение имеют уровень их культуры, эрудиция, компетентность, жизненный
опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного
спора. Знания, с каким видом спора вы имеете дело в конкретной ситуации,
поможет выбрать вам более правильную тактику поведения.
Как победить в споре.
Для победы в споре нужно в совершенстве владеть полемическим
мастерством, нужно много работать над собой, заниматься самообразованием в
самом широком смысле этого слова. Ведь полемист должен быть, прежде всего,
человеком эрудированным, компетентным. Он должен отличаться высокой общей
культурой и разнообразными интересами. Нельзя забывать, что каждый участник
дискуссии и полемики несёт ответственность за нравственную атмосферу
обсуждения спорной проблемы, плодотворность её решения.
Действенным средством формирования и совершенствования полемических
навыков и умений является активное участие в диспутах, дискуссиях,
полемике, деловых играх, практикумах и семинарах.
Эти формы обучения имеют интересную и богатую событиями историю.
Например, большое значение выступлениям студентов на диспутах придавалось в
средневековых университетах. Диспуты должны были приучать школяров защищать
приобретённые ими знания от всяких нападений и убеждать других в
правильности того, что они сами стали считать истиной.
Большое значение имеют требования грамматической правильности,
предъявляемые к языку речи полемиста. Правила произношения речи не так
строги, как требования к литературной работе или к чтению по рукописи. Но
большинство слушателей, даже те из них, которые сами допускают
грамматические погрешности, не упустят случая отметить наиболее очевидные
ошибки в языке оппонента. К тому же вас никогда не оставит чувство
неуверенности, пока не будете твердо знать, что ваша речь грамматически
правильна. Только полная уверенность в этом отношении даст возможность при
произнесении речи сосредоточиться не на словах, а на ее содержании.
Уроки грамматики не входят в искусство спора, однако следует
порекомендовать, чтобы каждый серьезно занимающийся полемист имел
собственное стандартное руководство по грамматике, часто в него заглядывал
и, не теряя времени, учился избегать неправильностей в построении
предложений, применении идиом и т. д.
Из-за отсутствия точности в языке полемиста, слушатель лишен возможности
составить ясные представления об его идеях. Особенно если полемист
осмотрителен, располагает необходимыми фактами и стремится каждое свое
утверждение донести до сознания оппонентов и слушателей.
Ниже я постараюсь рассмотреть ещё некоторые, важные моменты необходимые
для победы в споре.
Поведение в споре.
Приступая к обсуждению спорной проблемы, установите, что является
предметом разногласий с вашим оппонентом, чётко определите предмет спора.
Не начинайте спорить, если вы плохо разбираетесь в предмете спора. Если о
споре известно заранее, тщательно готовьтесь к нему, не жалея времени и сил
для пополнения знаний о предмете спора.
Не теряйте предмета спора в процессе его обсуждения. Не упускайте
главных положений, из-за которых ведётся спор. Не позволяйте противнику
увести вас в сторону от основного вопроса спора. Занимайте определённую и
твёрдую позицию в споре.
Поведение полемистов, их манера дискутировать имеют большое значение и,
конечно, влияют на успех обсуждения. Этого нельзя не учитывать в споре.
Знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить
изменения в поведении своих оппонентов, понять, чем они вызваны, позволяют
лучше ориентироваться в споре и находить более правильные решения, наиболее
точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
Поведение полемистов в значительной степени определяется теми целями и
задачами, которые они преследуют в споре, их личными интересами. Полемистам
далеко не безразлично, кто наблюдает за спором, кто является свидетелем их
победы или поражения. Поэтому в присутствии одних они ведут себя более
сдержанно, корректно, с другими они раскованны и свободны, на третьих
просто не обращают внимания. Нередко поведение спорщиков меняется в
зависимости от реакции присутствующих. На поведение полемистов в
определенной мере влияют также национальные обычаи и культурные традиции
народа, страны.
Не смотря на многообразие образцов поведения в споре, на различия в
манере отдельных полемистов, необходимо знать некоторые общие правила,
соблюдение которых повышает эффективность и плодотворность спора,
способствует успеху в дискуссии и полемике. Они выработаны практикой
публичного спора, сформулированы в старых и новых риториках, приводятся в
книгах по искусству спора и многочисленной методической литературе.
Важное условие настоящего, хорошего и честного спора уважение к
убеждениям и верованиям противника, если мы видим, что они искренни.
Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих
убеждений насмешками, резкими словами, издевательством; особенно – не
глумясь над ними перед сочувствующей нам толпой. – Уважение к чужим
убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак
Страницы: 1, 2, 3
|