МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение теории личности и межличностных отношений

    проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку

    согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована

    либо интровертно, либо экстравертно. В результате мы имеем восемь

    возможных типов, впечатляюще описанных в шестом томе собрания сочинений

    К.Г.Юнга “Психологические типы”.

    В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в

    расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный

    ответ на любые жизненные запросы. К сожалению в действительности что

    недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя таким

    образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к

    сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных,

    угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.

    ГЛАВА 3. ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА.

    3.1. Структурный анализ.

    Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время

    от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения,

    разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения

    обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор

    поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его сознания. А с

    другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым бывает связан

    уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о

    существовании состояний “Я”.

    На языке психологии состояния “Я” можно описать как систему чувств,

    определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому,

    каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным

    репертуаром своего “Я”, которого суть не роли, а психологическая

    реальность. Репертуар этих состояний разбит на следующие категории:

    1) состояния “Я”, сходные с образами родителей;

    2) состояния “Я”, автономно направленные на объективную оценку реальности;

    3) состояния “Я”, все еще действующие с момента их фиксации в раннем

    детстве и представляющие собой архаистические пережитки.

    При использовании трансакционного анализа люди достигают как

    эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее

    сосредоточен на последнем. Этот процесс понимания, оптимистичен, при

    котором человек обычно заключает: ”Да, именно так это и происходит!”

    Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдая изменения в

    поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест,

    звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура

    речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило

    так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та

    или другая из этих внутренних личностей, повидимому, управляла всей

    личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-

    разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия

    (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые

    трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ

    манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

    Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая

    так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели

    Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным

    анализом, сокращенно ТА.

    Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно

    заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о

    присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек,

    к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или

    сделает. Это называется трансакционной реакцией.

    Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной

    последовательности. Эта последовательность не является случайной, а

    планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

    Простейшими формами общественной деятельности являются процедуры и ритуалы.

    Процедура - это серия простых дополнительных взрослых трансакций,

    направленных на взаимодействие с деятельностью. В рамках этого анализа,

    ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций,

    заданными внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например,

    прощание) в разных местностях может отличаться рядом деталей, однако в

    основе своей он не изменен. Формальные ритуалы (например, католическая

    литургия) характеризуется гораздо меньшей свободой.

    В некоторых случаях очень трудно провести границу между процедурой и

    ритуалом.

    Существенной особенностью и процедур, и ритуалов считается, что они

    стереотипны.

    Процедура и ритуал различаются в зависимости от того, что предопределяет их

    ход: процедуры планируются Взрослыми, а ритуалы следуют схемам заданным

    Родителем.

    Первоначально ТА развивался как психотерапевтический метод. ТА

    предпочтительно применяют в группах (как гештальттерапию). Группа служит

    окружением, в котором люди могут лучше осознать себя, структуру своей

    личности, то, как они взаимодействуют с другими, игры в которые они играют

    и сценарии, которым они следуют. Такое осознание позволяет более ясно

    понять себя, с тем чтобы человек мог изменить или усилить в себе то, что он

    хочет.

    ТА эффективно применяется не только в психотерапии он также представляет

    метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого поведения,

    который большинство людей может понять и использовать. Этот метод

    предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов

    использованию психологических научных терминов или профессиональному

    жаргону.

    ТА - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении,

    что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать

    за себя решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут

    применяться на работе, дома, с соседями - везде, где люди имеют дело с

    людьми. Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является

    установление “возможно более открытых и поделенных взаимодействий между

    эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности. Когда это

    происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой

    интеллект, а не только одно за счет другого.”

    Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:

    Структурный анализ: - анализ отдельной личности.

    Анализ трансакций: - анализ того, как поступают люди и что говорят друг

    другу.

    Анализ игр: - анализ открытых трансакций, ведущих к расплате.

    Анализ сценария: - анализ индивидуального жизненного сценария, которому

    люди невольно следуют.

    Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: “Кто Я?”,

    “Почему Я поступаю именно так?”, “Как Я приобрел эти качества?”. Этот

    метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении

    состояния его собственного “Я”.

    Берн определяет состояние “Я” как “устойчивый тип восприятия и повреждений,

    связанных с соответствующим устойчивым типом поведения”.

    Берн пишет:”...В этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя

    полноту переживаний в последовательной форме, воспринимаемой как состояния

    “Я”. Это означает, что состояния “Я” включают в себе естественный способ

    переживания и записи переживаний во всей их полноте. Наряду с этим,

    переживания записываются в виде отдельных фрагментов...”[5].

    Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клетках. Они

    включают все переживания детства, все перенятое у родителей, воспитание,

    восприятие событий и чувств связанных с происшедшими событиями и искажения,

    перенесенные в воспоминания. Эти записи хранятся подобно записям на

    магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события даже переживать заново.

    Каждая личность имеет три состояния “Я”, которые являются отдельными и

    особыми источниками поведения: состояние Я-Родителя, Я-Ребенка и Я-

    Взрослого. Родитель, Взрослый и Ребенок представляют реальных людей,

    которые существуют сейчас или некоторые существовали некогда, которые имеют

    законные имена и гражданскую подлинность. Состояние “Я” сокращенно называют

    Родитель, Взрослый, Ребенок на этой схеме да и в последующих тоже они

    обозначают состояние “Я”, а не реальных родителей , взрослых и детей. Эти

    три состояния “Я”, определяются следующим образом:

    · ·состояние Я-Родителя содержит установки и поведение, перенятые

    извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в

    предупреждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим.

    Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые

    продолжают влиять на нашего внутреннего ребенка;

    · ·состояние Я-Взрослого не зависит от возраста личности. Оно

    ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной

    информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным,

    находчивым и действует изучая реальность, оценивая свои возможности и

    спокойно рассчитывая;

    · ·состояние Я-Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у

    ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских

    переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается

    как “старое” поведение детства.

    Когда вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши

    родители, Вы находитесь в состоянии Я-Родителя.

    Когда вы имеете дело с текущей реальностью напоминание фактов, их

    собственной оценкой. Вы находитесь в состоянии Я-Взрослого.

    Когда вы ведете себя подобно тому как Вы делали это в детстве, вы

    находитесь в состоянии Я-Ребенка.

    Люди, находясь в каждом состоянии “Я”, могут по-разному чувствовать,

    обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя. Каждое

    состояние “Я” имеет свою собственную программу. Некоторые люди из одного

    состояния “Я” отличаются чаще, чем из других. Например, те которые

    отличаются чаще из состояния Родителя, видят мир глазами своих родителей.

    В этом случае их способности воспринимать этот мир снижены или искажены.

    После рождения ребенка его восприятие сосредоточено на личных потребностях

    и комфорте. Младенец стремиться избегать болезненных ощущений и реагирует

    на уровне чувств. Почти сразу же появляется уникальное состояние Я-

    Ребенка. В следующем развивается состояние Я-Родителя. Часто оно впервые

    наблюдается, когда маленький ребенок играет в родителей, подражая их

    поведению. Одни родители бывают огорчены, увидев себя со стороны в игре

    ребенка. Других же наоборот радует. Состояние Я-Взрослого развивается по

    мере того, как ребенок старается осмыслить окружающий мир и начинает

    понимать, что людьми можно манипулировать. Ребенок может спросить: ”Почему

    я должен есть, когда мне не хочется и я не голоден?”, или же может

    симулировать боль в животе, когда ему не хочется есть.

    Когда один человек встречает другого улыбкой, кивком головы, хмурым

    взглядом, устным приветствием и т.д. на языке ТА - это называется

    контактом. Два или более контакта составляют трансакцию. Все трансакции

    можно разделить на дополнительные, пересекающиеся и скрытные.

    Дополнительная трансакция происходит в тех случаях, когда на сообщение,

    поставленное из определенного состояния “Я”, личность не получает ожидаемый

    отклик из определенного состояния “Я” другой личности. Берн определяет

    дополнительную трансакцию как “соответствующую и ожидаемую, отвечающую

    здоровыми человеческими отношениями”.[4] Например, если чуткий муж утешает

    свою жену, глубоко скорбящую о погибшем родственнике, то его сочувствие

    является соответствующим ее потребности в покровительстве. Дополнительные

    трансакции могут быть и происходить между любыми двумя состояниями “Я”.

    Например, два человека могут взаимодействовать как Родитель - Родитель,

    когда сожалеют о своих детях покинувших родной дом; как Взрослый - Взрослый

    при решении каких-либо проблем: как Ребенок - Ребенок или Ребенок -

    Родитель, когда веселятся вместе. Личность может взаимодействовать с любым

    состоянием “Я” другой личности, находясь сам в состоянии Я-Родителя или

    Взрослого или Ребенка. Если отклик соответствует ожидаемому то трансакция

    является дополнительной. Линии коммуникаций открыты, и люди могут

    продолжать взаимодействовать друг с другом. Жесты, выражения лица, поза,

    тон голоса и т.п. все вносит свой вклад в смысл каждой трансакции. Чтобы

    полностью понять сказанное, необходимо, учитывать невербальные аспекты

    трансакции так же хорошо, как и произношение слова. Для лучшего понимания

    следующих примеров предполагается, что взаимодействие является

    непосредственным, а словесные и невербальные сообщения совпадают.

    Пересекающиеся трансакции.

    Пересекающиеся трансакции - это когда два человека стоят, свирепо глядя

    друг на друга, поворачиваются спиной друг к другу, не хотят продолжать

    разговор или приведены в замешательство тем, что только что испытали

    пересекающуюся трансакцию. Пересекающаяся трансакция возникает в тех

    случаях, когда на стимул дается неожиданная реакция. Активизируется

    неподходящее состояние “Я”, и коммуникации пересекаются. С этого момента

    люди стремятся удалиться, отвернуться друг от друга или изменить

    направление разговора. Если муж не четко отвечает своей жене: ”Ну как ты

    думаешь, я себя чувствую?”, то он вероятно, тем самым отталкивает ее от

    себя. Пересекающиеся трансакции - частые источники неприятностей

    возникающих между людьми: между родителями и детьми, между мужем и женой,

    между руководителями и подчиненными, между преподавателями и студентами.

    Человек, начинающий трансакцию и ожидающий ответ не получает его. Он

    чувствует, что ему перечат, и часто испытывают чувство пренебрежения и

    непонимания. Трансакции могут быть, прямыми и косвенными, откровенными и

    разбавленными, интенсивными или вялыми. Косвенные трансакции являются

    трехсторонними. Один человек говорит с другим надеясь повлиять на

    третьего, который их слышит. Например, мужчина может быть слишком робким

    чтобы, сказать прямо своему начальнику то, что он хочет и говорит это

    сотруднику, надеясь что получит сообщение.

    Разбавленные трансакции.

    Разбавленные трансакции часто носят полувраждебный, оттенок. Сообщения

    скрывают в форме подшучивания. Например, один курсант может сказать

    другому: ”Эй, гений, когда ты собираешься закончить эту книгу?” Я тоже

    хочу прочитать ее.” Тот может бросить ему книгу со словами: ”Вот она,

    ротозей лови ее если можешь”.

    Вялые трансакции являются поверхностными, небрежными и отличаются

    отсутствием глубоких чувств. Так происходит, например, когда жена говорит

    мужу: ”Хотела я бы знать, мы выберемся поужинать сегодня вечером вместе?”,-

    а он отвечает: ”Мне все ровно, дорогая. Как ты скажешь, дорогая.”

    При здоровых отношениях между людьми трансакции являются прямыми и

    откровенными и в случае необходимости интенсивными. Эти трансакции

    являются дополнительными и свободными от скрытых мотивов.

    Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отличаются от

    дополнительных и пересекающихся тем, что более двух состояний “Я”, так как

    скрытое сообщение маскируется в них под социально-приемлемой трансакцией.

    Реакция улыбки на вид человеческого несчастья является трансакцией

    виселицы. Например, в случае когда учитель насмехается над “тупостью”

    ученика; мать смеется над своим упавшим ребенком; отец с сияющей улыбкой

    следит, как опасно рискует его сын. Трансакции виселицы, подобно другим

    трансакциям со скрытыми мотивами, широко распространены среди проигравших,

    которые пользуются ими для того чтобы играть в психологические игры.

    Скрытые трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний

    “Я“. Именно эта категория служит основой для игр.

    В двойной скрытой трансакции участвуют четыре состояния “Я“. Она часто

    присутствует при флирте. Офицер: “Не хотите ли посмотреть конюшни?”

    Девушка: “Ах, я с детства обожаю конюшни.” Из этого примера видно, что на

    социальном уровне происходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то

    время как на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком

    (заигрывание). На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход

    большинства подобных игр на самом деле предопределяет Ребенок, так что

    участников игры может ждать сюрприз.

    Таким образом, мы подразделяем трансакции на дополнительные и

    пересекающиеся, на простые и открытые, а последние - на угловые и двойные.

    3.2. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди.

    Люди играют в психологические игры так же, как играют в бридж, шашки,

    “монополию”. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При

    этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как

    остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с

    ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату.

    Психологические игры, кроме этого, имеют еще и скрытую цель, и в них играют

    не для удовольствия. Хотя надо сказать, некоторые игроки в покер тоже не

    для удовольствия играют. Берн определяет психологическую игру как часто

    повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую

    внешнее разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с

    уловкой. Чтобы последовательность трансакций образовала пару, необходимо

    наличие трех аспектов:

    1)Непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на

    социальном уровне;

    2)Скрытая трансакция, которая является сообщением, источником в основе

    игры;

    3)Ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью.

    Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между

    игроками. Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что

    они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о

    себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.

    Игры имеют две основные характеристики:

    · ·скрытые мотивы;

    · ·наличие выигрыша.

    Процедуры бывают успешные успешными, ритуал - эффективным, а

    времяпрепровождение - выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не

    содержат “задней мысли”). Они могут содержать элемент соревнования, но не

    конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматичным.

    Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются

    драматичным, а не просто захватывающим исходом.

    Необходимо разграничить игры с ранее не обсуждавшимся типом социального

    действия, а именно с операцией.

    Операцией называют простую трансакцию, или набор трансакций, предпринятых с

    некоторой заранее сформулированной целью. Например, ели человек честно

    просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-

    либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом

    обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, внешне игра

    выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников

    получает “вознаграждение”, то становится ясно, что в ряде случаев операции

    следует считать маневрами, а просьбы - неискренними, так как они были лишь

    ходами в игре.

    Не следует заблуждаться относительно значения слова “игра”. Игра совсем не

    обязательно предполагает удовольствие или веселье. Также как сегодня

    спортсмены всерьез играют в футбол, так и большинство игроков нельзя

    обвинить в отсутствии серьезного отношения к играм.

    Наиболее зловещей игрой является, конечно, война.

    Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают что говорят те же слова с

    теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может

    восприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в

    игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного

    уровня до убийственного (самоубийственного) уровня. Берн различает:

    а)игры первой степени, которые приемлемы в обществе;

    б)игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но

    некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;

    в)игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и которые

    заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге.

    Игры индивидуально программируются. Их используют из состояния Я-Родителя,

    когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния Я-Взрослого,

    когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я-Ребенка, ели

    основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребенок принял о себе

    самом и других в детстве. Приняв психологическую позицию, личность

    старается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающего мира.

    Она становиться ее жизненной позицией, с которой играют в игры и

    осуществляют жизненный сценарий. Чем резче выражена патология, тем сильнее

    потребность в подкреплении своей психологической позиции. Этот процесс

    можно изобразить следующим образом: Переживания ( Решение(

    Психологические позиции( Сценарии подкрепляющие поведение

    Анализ сценария можно кратко определить как жизненный план удивительно

    напоминающий драматический спектакль, который личность вынуждена играть.

    Сценарий зависит от ранних решений и позиций принятых в детстве. Он

    находится в состоянии Я-Ребенка и “записывается” через трансакции,

    происходящие между родителями и ребенком.

    Каждая личность имеет психологический сценарий и живет в культуре, которая

    также имеет свои сценарии.

    Психологический сценарий содержит программу исполнения индивидуальной

    жизненной драмы. Он берет свои корни из предписаний, принятых ребенком от

    родителей, которые могут быть конструктивными, деструктивными или

    непродуктивными, и из психологических позиций, которые ребенок, в конечном

    счете, принимает относительно себя и других.

    Позиции принимаются относительно людей в целом или относительно каждого

    пола в отдельности. В зависимости от того, насколько сценарные сообщения

    не соответствуют реальным возможностям ребенка и отрицают его желание быть,

    они могут приводить к развитию патологии.

    Патология имеет различные степени, резко мешающие личности использовать

    свои способности, до сильной, когда человек становиться нелепой карикатурой

    на свое настоящее “Я“.

    ВЫВОД

    На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:

    Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-

    Я“. “Оно“ - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения,

    мотивы и потребности. “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представленно как на

    сознательном, так и на подсознательном уровнях. “Оно“ действует в

    соответствии с так называемым принципом удовольствия. “Я“ ориентируется на

    принцип реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями

    - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

    “Оно“ является продуктом унаследованного человеком от животных

    биологического опыта. “Я“ - это, как правило, самосознание человека,

    восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. “Сверх-Я“ -

    это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие

    им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования

    “Сверх-Я“ личности - это родители, учителя, воспитатели, другие люди с

    которыми данный человек вступил в длительное общение и личные контакты на

    протяжении жизни.

    В основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что

    целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента,

    поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствуют

    еще и иррациональный бессознательный аспект. Подтверждением тому являются

    многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей,

    не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию. Как правило, наше

    рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.

    Соответственно конечной целью психологической концепции Юнга оказывается

    постижение жизни в ее внешнем и внутреннем проявлении в психике человека

    как особой целостной реальности.

    Лейтмотивом аналитико-психологического подхода можно считать постулат о

    том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью

    личности, тогда как психологическое здоровье есть проявление личностного

    единства.

    Главная цель, которую преследовал Э.Берн, заключается в том, чтобы изучить

    человека, анализировать характер своего общения, научить использовать

    слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации,

    помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно

    осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

    ТА, основателем которого был Э.Берн, представляет собой систему групповой

    психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения

    трех основных состояний “Я“.

    Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель

    которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим

    жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в

    основном вся жизнь человечества.

    Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит

    своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

    По Берну, структура личности также трехкомпонентна как и у Фрейда.

    Термином “Я“ (“Эго”) он обозначает личность. Каждое “Я“ может проявляться

    в каждый момент времени в одном из трех состояний, которые Э.Берн назвал:

    “Ребенок”, “Взрослый”, “Родитель”. “Ребенок” - это источник спонтанных,

    архаичных, неконтролируемых импульсов. “Родитель” - педант, “голова”,

    знающий, как надо себя вести и склонный к поучениям. “Взрослый” - своего

    рода счетная машина, взвешивающая баланс “хочу” и “надо”. В каждом

    человеке эти “трое” живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент

    поодиночке.

    Связь с фрейдовской триадой (“Я”, “Оно” и “Сверх-Я”) неоспорима. Главное

    различие заключается в том, что “Ребенок” в человеческой душе не сводился у

    Берна к бессознательным влечениям. Это не изначальная, биологическая по

    своей природе сила (как “Оно“ у Фрейда). Ребенок есть результат множества

    взаимодействий, начиная с раннего возраста, поэтому он сам уже в

    определенном смысле является социальным продуктом.

    Изменялась у Э.Берна (па сравнению с фрейдовской) и трактовка других

    компонентов структуры “Я“. Однако преемственность сохранялась, поэтому

    идеи Э.Берна можно безошибочно отнести к психоаналитической, фрейдовской

    традиции в психологии.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. З.Фрейд “Психология бессознательного”. М., 1990г.

    2. З.Фрейд “Психоанализ и русская мысль”. М., 1994г.

    3. Ф.Виттельс “Фрейд (его личность, учение и школа)”. М., 1991г.

    4. Э.Берн “Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры".

    Л., 1992г.

    5. М.Джеймс, Д.Джонгвард “Рожденные выигрывать”. М., 1991г.

    6. М.Г.Ярошевский “История психологии”. М., 1976г.

    7. Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989г.

    8. Р.С.Немов “Психология” 2 тома М., 1994г.

    9. К.Г.Юнг “Аналитическая психология. Прошлое и настоящее”. М., 1995

    г.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.