МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    «заставлял каждого думать вместе с ним». К. Рождерс вспоминает,

    что был поражен «обманчиво простой манерой Адлера обращаться к

    ребенку» и признает, что очень многому научился от него.

    Живя в США, Адлер много путешествует, выступает с лекциями

    в разных странах. Неизвестность о судьбе дочери – это боль

    последних лет его жизни. Все силы Адлера были направлены на

    одну цель – воспитание детей и воспитание воспитателей. В 1937

    году Адлер умирает от сердечного приступа во время лекционной

    поездки в Шотландию.

    2.Адлеровская критика Фрейда и философские основы

    психоанализа.

    Адлер не был философом, теоретиком по складу ума. Но он

    одним из первых почувствовал, что психоанализ не имеет твердых

    мировоззренческих оснований, содержит немало внутренних

    противоречий и держится, во многом, на авторитете своего

    основателя. Адлер выступил с критикой «сексуальной теории»

    Фрейда, расценивая ее как биологизаторскую. Он утверждал, что

    Фрейд недооценивает сознание, придавая слишком много значения

    бессознательной сфере. Указывал на двусмысленность

    основополагающих понятий психоанализа: «Если вы спрашиваете,

    откуда берется вытеснение, вам говорят – от цивилизации, а если

    вы хотите узнать, почету возникла цивилизация, вам отвечают –

    от вытеснения». Адлер, как мы видим, обвиняет Фрейда в

    использовании «порочного круга» при доказательстве. Фрейд был

    отчасти прав, когда отвечал Адлеру, что волнующая его проблема

    несколько напоминает проблему курицы и яйца. Но все же нельзя

    от нее отделаться и с помощью остроты. Если культура призвана

    адаптировать человека к природной среде, то почему она

    репрессивна? Если же она развивается по пути репрессии

    человеческих влечений, то каков источник этих репрессий?

    Сегодня можно было бы более обстоятельно ответить на этот

    вопрос, сославшись, в частности, на теорию стресса Ганса Селье

    и гипотезу Б. Ф. Поршнева о «срывных реакциях». Суть последней

    заключается в том, что первые мощные вытеснения возникли в

    результате воздействия на человека не культурных, а природных

    факторов.

    Сменив лесной образ жизни на равнинный, предки человека

    столкнулись с новыми опасностями. Их соседями стали существа,

    гораздо более оснащенные биологически, быстро бегающие,

    дальнозоркие, снабженные острыми клыками, когтями и толстой

    шкурой. При встрече с рысью или леопардом человек оказывался

    беззащитным. От испуга, вместо того, чтобы бежать или нападать,

    он «впадал в ступор». Сильнейшие травмы вызывали расщепление

    психики, оставляли след в виде навязчивого действия. Последнее

    могло иметь не только значение невроза, но и быть социально

    полезным. Например, служить мотивом выполнения какой – то

    монотонной трудовой операции, на которую у нормальных людей

    просто не хватило бы терпения. Кроме того, испуг тормозил

    внешнюю условно – рефлекторную активность и усиливал активность

    внутреннюю, психическую, на почве которой стало формироваться

    сознание. Таким образом, из «срывных реакций» как из «сырья»

    методом случайного отбора и с помощью общественных поощрений

    могли воспитываться навыки, которые помогали коллективу в его

    борьбе за существование. Так, согласно Б. Ф. Поршневу, возникли

    речь, орудийная деятельность, культурные символы, которые могли

    тормозить или усиливать инстинктивные импульсы. Особенно ценной

    оказалась невротическая привычка отвечать на травмирующие

    ситуации не внешним действием, а активизацией сознания,

    стрессом. Стресс способствовал мобилизации родовых потенций,

    активизировал нервную систему. Само бодрствующее сознание,

    способность долгое время удерживать внимание на каком – то

    объекте можно рассматривать как невротическую реакцию,

    пролонгированный стресс. Сознание в развитом виде есть аномалия

    с точки зрения животно-инстинктивной целесообразности. Но оно

    оказалось в высшей степени полезным при переходе к

    общественному состоянию. На его основе стала развиваться

    культура, организм стал приспосабливаться к среде в очень

    широком диапазоне условий и, самое главное, человек научился

    оперировать символами и обобщенными понятиями.

    Основная особенность психоанализа, привлекавшая к нему

    многих мыслящих людей, даже если они не были согласны с

    Фрейдом, состояла в новом видении личности, характера и судьбы

    человека. Это новое видение, с одной стороны, претендовало на

    строгую научность, а с другой – питалось романтическими

    настроениями, открывало перед каждым, приобщенным к

    психоанализу, огромную и непривычную свободу в душевном и

    духовно – культурном мире. Суть этого нового видения человека,

    которое возникло не при помощи какой – то выдумки, а на основе

    идей, уже витавших в воздухе, состояла в том, что личность не

    есть простая сумма черт характера, обусловленных

    обстоятельствами рождения, детства и специального окружения.

    Личность – динамическая система, в которой все связано со всем.

    Она глубоко укоренена в своем прошлом, наделена мощной

    энергией, устремлена в будущее. Она не сводится к конгломерату

    привычек, одни из которых являются здоровыми, а другие –

    патологическими и безнравственными. Сколь бы противоречивыми и

    малозначительными ни казались отдельные поступки человека,

    черты характера, невротические отклонения, все они – проявления

    единого внутреннего «ядра» личности.

    Поводом к открытию этого невидимого ядра послужила

    гениальная догадка Брейера и Фрейда, опубликованная в их

    совместном отчете в 1896 году. Суть ее в том, что каждое

    невротическое расстройство «имеет смысл». Невротическая

    акцентуация, историческое «выпадение» какой – то функции,

    какого – то звена личности – все это значимые акты поведения, с

    помощью которых человек хочет достигнуть какой – нибудь цели

    или избавиться от страдания. Невротические поступки являются

    одновременно и необходимыми и свободно избираемыми.

    Самое поразительное то, что не только невротик, но и

    обыкновенный человек чаще всего не знает истинных мотивов

    своего поведения, выдвигает вместо них «мнимые причины»,

    «рационализации», с помощью которых он защищается от обидных,

    унизительных мыслей, разрушающих его мнение о самом себе. При

    этом истинные мотивы, вытесненные в бессознательное,

    прорываются то тут, то там в замаскированной форме в поступках,

    эмоциональных реакциях, описках, забываниях, оговорках,

    фантазиях, сомнениях, «идеях фикс», отстаиваемых с особой

    настойчивостью. Через эти отклонения можно быстрее и легче

    проникнуть в ядро личности, чем через ее серьезные и взвешенные

    заявления. Наблюдения человека – нормального, не делающего

    оплошностей, не открывающего своих пристрастий - характеризуют

    его как «всякого», «никакого» и мало дают для психолога и

    терапевта.

    Новое психоаналитическое видение человека влекло за собой

    множество следствий. К их числу можно отнести, например,

    сближение патологии и нормы и возникающую отсюда возможность

    истолкования культурных феноменов на основе психиатрии, а

    невротических феноменов – на основе культуры.

    В психоанализе устраняется принятое в классической

    просветительской психологии деление психических функций на

    волю, разум и чувство. Утверждается, что всякая мысль есть

    одновременно чувство, наделенное волевым импульсом, что всякое

    желание способно рождать мысль, а всякая мысль питается каким –

    то желание. Таковы были лишь некоторые новшества психоанализа.

    Фрейд ухватился за те из них, которые больше соответствовали

    его личному опыту, той культуре и тем семейным отношениям, в

    который он вырос. Всякий другой психоаналитик примеривал их на

    свой рост, на свой вкус, переосмысливал, и отсюда рождались

    новые версии психоанализа.

    Что во взглядах Фрейда было неприемлемо для Адлера,

    вызывало критику с его стороны?

    Во – первых, абсолютизация и материализация

    бессознательного, которое, по мнению Адлера, имеет одинаковую с

    сознанием природу. Бессознательное лишь часть сознания,

    неподвластная пониманию, невыразимая в ясных понятиях.

    Бессознательное, вопреки Фрейду, не противоречит устремленности

    сознания. Сознание и бессознательное соотносятся, по Адлеру, на

    основе синергетики, как противоречащие по смыслу, но

    устремленные к единой цели, охватываемые единым «жизненным

    планом».

    Во – вторых, Фрейд, опиравшийся на естественнонаучную,

    позитивистскую парадигму, склонялся к тому, чтобы считать

    сознание и бессознательное, «я» и «оно» - вещами особого рода и

    устанавливал между ними причинно – следственные связи, подобные

    тем, какие существуют между явлениями природы. Однако, по

    мнению Адлера, в психической жизни действуют не причинно –

    следственные, а смысловые связи. «Сила слова» замещает в душе

    «энергию влечений». Таким образом, механика души, как некоего

    «аппарата», разработанная Фрейдом, заменяется у Адлера

    гносеологией, интерпретацией мотивов поведения. Свобода и

    целеполагание важнее для Адлера, чем необходимость и

    причинность. Толкование человеком своих ощущений,

    представлений, фантазий – это и есть выход в бессознательное.

    Строго говоря, по Адлеру, никакого бессознательного не

    существует. Мы создаем его каждый раз сами, обнаруживая между

    идеями и образами новые смысловые связи, которых раньше не

    замечали. Не прошлое определяет наши поступки и мысли, а

    стремление к цели, формируемой нашим жизненным планом.

    Понимание бессознательного, как «эвристической функции»,

    «рабочей гипотезы» усилилось в последних работах Адлера.

    При всей важности возражений Адлера против Фрейда, нельзя

    сказать, что он во всем прав. Проблемы детерминизма и

    телеологии, субстанциональности и феноменальности психики

    дискуссионны и вряд ли окончательно разрешимы в научном

    дискурсе.

    Третье направление критики Адлером классического

    психоанализа связано с разработкой им «эго – психологии», то

    есть выяснением места сознательного «я» в структуре личности.

    «Я» - это фокус всей жизненной конструкции личности, жизненного

    стиля. В понимании Адлера «я» в значительной степени

    самодостаточно. Но как же в таком случае оценить степень

    адекватности внутреннего образа «я» содержанию индивидуальной

    психики, реальному поведению? Адлер бы ответил, что надо искать

    социально - приемлемые интерпретации «я» самим индивидом, не

    ставя вопроса о том, что собой представляет «я» как таковое.

    Адлер возражает против «пансексуализма» Фрейда. Сексуальное

    удовлетворение есть функция половых органов. Каждый орган имеет

    свое особое самоощущение. Однако возможна, в принципе,

    сексуализация любого органа, превращение его в эрогенную зону.

    Переход сексуального (генитального) либидо в оральное и

    анальное – не автохтонный процесс, а результат воспитания,

    концентрации внимания ребенка на результат воспитания,

    концентрации внимания ребенка на определенных функциях и

    органах. Первичная энергия организма не имеет никакой

    сексуальной окраски, ощущается как мощь, воля, стремление к

    власти. Какой эмоциональный и смысловой оттенок приобретает эта

    энергия – зависит от органа, который ею приводится в действие и

    объекта, на который направлено действие. Фрейд отмечал, что

    сексуальные стремления могут выражаться в фантазиях и

    сновидениях в несексуальных образах. Но, возражает ему Адлер,

    возможно и обратное. Несексуальные влечения и чувства, будь то

    голод, страх, агрессия, социальное чувство, могут предстать в

    сексуальных образах. Если для Фрейда различного рода социальные

    отношения: материнство, отцовство, братство, отношение к

    светской и духовной власти, супружество – выступают как

    модификации первичной сексуальности, то для Адлера, наоборот,

    некое первичное «социальное чувство» трансформируется в

    различные виды эмоциональных отношений и влечений, в том числе

    – и в сексуальные. В этом вопросе, как и в ряде других, вряд ли

    можно однозначно согласиться и с Адлером, и с Фрейдом. Истина,

    скорее всего, лежит где – то посередине.

    Более определенно можно выразить солидарность с Адлером,

    когда он критикует «эдипов комплекс» Фрейда. Тема ненависти,

    ревности к отцу и инцестуозного влечения к матери, несомненно,

    может присутствовать в сознании и бессознательном некоторых

    индивидов, как результат деформации семейных отношений,

    невротизма и агрессивности кого – либо из родителей, но очень

    трудно доказать, что эдипова «конфигурация» влечений

    универсальна. Скорее, можно утверждать, что в своих стремлениях

    к идентификации с отцом и матерью дети обоих полов стремятся

    как – то согласовать, примирить образы своих родителей и

    выдвигаемые ими требования. Они бывают травмированы, когда им

    предлагают идентифицировать себя с одним из родителей и

    отречься от другого. Если какая – нибудь болезненная,

    неуверенная в себе девушка хочет находиться рядом с отцом, это

    просто есть стремление находить поддержку там, где она находила

    ее раньше – у отца, который всегда будет ее любить и защищать.

    Эта девушка может уклоняться от рискованных любовных отношений

    с молодыми людьми и предпочитает общество отца. Но в этом

    совсем необязательно усматривать стремление к инцесту. Иное,

    чем у Фрейда, понимание структуры психики Адлером приводит его

    к иным методам терапии. Адлер не подозревал пациентов в

    попытках обмануть врача, навязать ему некую «рационализацию»

    вместо искреннего признания. Любовно – дружеские отношения,

    готовность обсуждать вместе с пациентом его проблемы на основе

    полного доверия, равноправия и дружеского участия

    представлялись Адлеру более подходящей основой для излечения

    неврозов, чем «дистанция по отношению к пациенту и отвлеченные

    умствования по поводу его истинных мотивов». Терапия, по

    Адлеру, это продолжение воспитания там, где человек уклонился

    на ошибочный путь. Терапевт должен понять не отдельную причину

    психической травмы, а весь жизненный стиль пациента, его способ

    решать жизненные проблемы. Не столько внешняя причина служит

    источником психических отклонений, сколько неадаптированность

    человека к обществу и, как следствие, использование

    неподходящих «технологий» в общении с другими, а часто –

    отсутствие каких бы то ни было «технологий», то есть,

    коммуникативной культуры.

    Индивидуальная психология Адлера с большой осторожностью

    относится ко всякого рода схемам, классификациям. Она не

    предлагает системы, правил лечения. Каждый случай болезни, как

    и каждый случай общения людей, должны рассматриваться как

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.