МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История античной психологии

    результате многократного повторения они автоматизируются. Американские

    бихейвиористы проводят параллель между периодами развития ребёнка и

    предполагаемыми эпохами развития первобытного общества.

    В рамках бихейвиоризма были установлены многие закономерности

    выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия -

    мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его

    реализации. Из психологи полностью исключался социальный фактор. Мозг

    рассматривался как "чёрный ящик".

    Такое понимание открывало широкие перспективы для внедрения в

    психологию статистических методов. Многие из них связаны с разработкой

    Ф.Гальтона (племянника Ч.Дарвина) проблем генетики поведения,

    индивидуальных различий. Ф.Гальтон применял тесты, касающиеся работы

    органов чувств, времени реакции, образной памяти и других чувствительно-

    двигательных функций. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за

    небольшую плату определить свои физические и психические возможности. Свои

    испытания он обозначил словом "тест", которое широко вошло впоследствии в

    психологический лексикон. В своей книге "Наследственный гений" (1869г.)

    исследователь доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся

    способности передаются по наследству.

    Функционализм расширял предметную область психологии, охватывал

    психические функции как внутренние операции, которые производятся не

    бестелесным субъектом, а организмом с целью удолетворить его потребность в

    приспособлении к среде.

    В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского

    университета Зигмунд Фрейд (1856-1939), работая над "Проектом программы

    научной психологии", пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой

    опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной

    трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти

    на все современные психологические теории.

    Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже

    XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени

    представлений о психике и психических процессов. Господствующий

    методологический принцип в психологии и медицине отражал

    локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного "полома",

    соответствующего любому болезненному явлению.

    Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии

    обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей

    локализационнстского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных)

    психических процессов становится предметом пристального внимания

    исследователей различных специальностей.

    И.Кант говорил о бессознательном в психике человека, описывая

    "смутные" представления, которыми рассудок пытается овладеть, т.к. он не

    способен "избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих

    представлений...". Гегель рассматривает бессознательный тайник, в котором

    "сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в

    сознании". А.Шопенгауэр продвигается несколько дальше, формулируя вывод о

    примате бессознательного над сознанием в своем произведении "Мир как воля и

    представление". Ф.Ницше уже пытается наполнить бессознательное

    определенными сюжетными механизмами, такими как "бессознательная воля к

    власти". К концу XIX века проблемой бессознательного занимаются не только

    философы, но и представители экспериментального направления в науке. В 1868

    году английский физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным

    бессознательной мозговой деятельности человека. Доклад, прослушанный в

    Лондонском королевском институте вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году

    Майерс высказывает мысль о существовании "подкоркового сознания",

    функционирующего во многих актах жизнедеятельности человека. Эти факты и

    послужили объективным фоном для создания 3.Фрейдом знаменитой

    психоаналитической теории.

    Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в г.Фрайбурге (бывшая Моравия),

    входившим в состав Австро-Венгрии (ныне - Чехословакия). Рос в буржуазной

    семье среднего достатка. В автобиографии (1925) он писал: "Мои родители

    были евреями, и я остался евреем". В 1873 году поступает на медицинский

    факультет Венского университета, где проявляет интерес к таким наукам, как

    сравнительная анатомия, гистология, физиология. Будучи студентом, под

    руководством Брюкке, выполняет ряд вполне самостоятельных исследований по

    перечисленным дисциплинам. С 1882 года работает врачом в отделении

    внутренних болезней Венской общей клиники, далее - в психиатрической

    клинике под руководством Мейнерта.

    1885 году уезжает на годичную стажировку к Шарко в клинику

    "Сальпетриер" (Париж). Там же овладевает методом гипнотерапии. По

    возвращении прослушал курс лекций по психологии философа Франца Брентано,

    после чего отмечает возникновение интереса к психической жизни человека и

    ее законам. До этого совместно с Карлом Колером открывает

    местноанестезирующее действие кокаина. Начинает заниматься вопросами

    патогенеза истерии, публикует первые клинические статьи, работает вместе с

    Брейером, в основном используя гипнотерапию. Параллельно продолжает

    исследования чисто неврологического характера (проблемы детского паралича,

    афазий, локализации мозговых функций).

    К 1895 г., совместно с Брейером, разработал метод гипнокатарсиса.

    После ряда клинических публикаций в 1895 году пишет монографию "Проект", в

    которой совершается первая попытка умозрительно разработать закономерности

    деятельности мозга человека.

    В 1886 году женится на Марте Бернэй. К 1901 году (год публикации

    монографии "Толкование сновидений") полностью отказывается от метода

    гипноза и разрабатывает оригинальную методику свободных ассоциаций. В 1904-

    1905 годах публикует "Психопатологию обыденной жизни", "Остроумие и его

    отношение к бессознательному", "Три очерка в теории сексуальности" и другие

    известные монографии. К моменту I Мировой войны 3.Фрейд сосредотачивается

    на разработке философских и историко-социологических аспектов жизни

    общества, т.е. начинает создавать "метапсихологическую" теорию. В 1908 г.

    проходит I Международный психоаналитический конгресс в г.Зальцбурге. В 1909

    г. выходит в свет первый 1 международный психоаналитический журнал. В 1909

    г. совместно с К.Юнгом посещает США, читает курс из 5 лекций в

    Массачусетском университете, по окончании курса получает степень почетного

    доктора права. В 1910 году создается международная

    психоаналитическая ассоциация. В 1920 году открывается первый

    психоаналитический институт в Берлине. В 1930 году 3.Фрейд получает

    международную премию им.Гете. В 1936 году становится почетным иностранным

    членом Королевского научного общества Англии. В 1939 году публикует

    последний крупный труд "Моисей и единобожие", в котором продолжает развитие

    своих культурно-исторических концепций.

    После оккупации нацистами Австрии подвергается предследованиям,

    домашнему аресту. По ходатайству ряда коронованных особ и крупному выкупу,

    заплаченному нацистам Международным союзом психоаналитических обществ, смог

    выехать в Лондон, где и скончался 23 сентября 1939 года. Не сумел вызволить

    из Австрии сестер, которые погибли в газовых камерах. В последние годы

    жизни страдал из-за мучительных болей (рак нижней челюсти). Смерть

    основоположника психоанализа ни в коей мере не повлекла за собой забвение

    созданного им направления.

    Структура личности по 3.Фрейду

    До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта

    исследования имела лишь феномен сознания, что не давало возможности постичь

    скрытые мотивы поведения и особенностей человека, а следовательно и более

    глубинное изучение структуры личности, Фрейд встал перед необходимостью

    исследования природы психического, в том числе и тех пластов психики,

    которые не вписывались в представление о "сознательном". Исходя из этих

    задач и предпосылок исследования, Фрейд и пришел к заключению о том, что

    человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат,

    состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные,

    так и бессознательные процессы.

    Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны

    бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению. Здесь

    Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного.

    Это - во-первых, скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из

    сознания, но может в дальнейшем "всплыть" в сознании; во-вторых, это

    вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не

    могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная

    незримая сила.

    Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет

    предсознательным (ПСЗ), а второй - собственно бессознательным (БСЗ, или

    "Оно", или "Id"). Вырабатывая психоаналитические представления о

    бессознательном, Фрейд подобно мыслителям прошлого ставит вопрос о том,

    каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознания. И

    если философы говорили о том, что невозможно определять то, что мы не

    осознаем, то Фрейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в

    основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека. В

    отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуется конкретным

    материалом, полученным из внимательных клинических наблюдений над

    пациентами, страдающими неврозом. Кроме констатации самого факта

    существования в психике человека бессознательных представлений, Фрейд

    старается вскрыть особенности механизма переключения психических актов из

    сферы бессознательного в сознание. И здесь он пытается идти от обратного

    путем переформулирования задачи исследования:"Каким образом сознательные

    процессы становятся бессознательными?". Возможность осознания

    бессознательных механизмов осуществляется тогда, когда имеющееся предметное

    представление облекается в словесную форму. Отсюда и то важное значение,

    которое Фрейд придавал роли языка и законов лингвистики в раскрытии

    болезненной симптоматики пациента.

    Выделенные Фрейдом психические уровни собственно бессознательного и

    предсознательного объединяются автором в одну систему в тех случаях, когда

    анализируются взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре

    психики человека. Причем, начиная с ранних своих работ, Фрейд подчеркивает,

    что бессознательное он считает центральным компонентом, составляющим суть

    психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой,

    базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного.

    Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах

    "По ту

    сторону принципа удовольствия" (1920); "Массовая психология анализ

    человеческого "Я" (1921); "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая модель личности

    представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в

    определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id), т.е. глубинный уровень

    бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных

    иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей

    природе. Это основа деятельности личности, тапсихическая инстанция, которая

    руководствуется своими собственными законами. "Оно" является единственным

    источником психической энергии и руководствуется только принципом

    удовольствия.

    Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению

    эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий,

    привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека

    появляется "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа

    реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными

    стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества.

    "Я", как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного "Оно"

    с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец,

    "Сверх-Я (Super-Ego)" - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция,

    олицетворяющая собой ценности и установки общества.

    "Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские

    образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых

    учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это

    результат "дрессировки" индивида обществом. "Сверх-Я" описывается как

    своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические

    бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их

    требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В

    процессе эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой частью, внутренним элементом

    личности.

    Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд

    прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому как

    ранее А.Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия

    взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только

    благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник

    должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И

    все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию

    передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или

    тяжело болен). Положение "Я" существенно сложнее, чем положение лошади

    ("Оно"). Во-первых, "Я" должно учитывать требования и условия реального

    окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, "Я"

    испытывает постоянное давление со стороны мощного "Оно", и этот конфликт

    между требованиями внешнего мира ("Сверх-Я") и потребностями глубинных

    уровней личности ("Оно") порождает у "Я" постоянную внутреннюю тревогу и

    беспокойство. В-третьих, "Я" подвергается отдельному нажиму "Сверх-Я", как

    моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека

    глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности,

    по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ

    ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и

    общества. По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я"

    призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е.

    переключение антикультурных порывов "Оно" в социально приемлемые виды

    деятельности "Я". Согласно Фрейду, "Сверх-Я" является "наследником Эдипова

    комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений "Оно" и самых

    важных судеб его".

    Жесткая моральная цензура "Сверх-Я" мешает осознанию собственных

    глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с

    требованиями общества и морали. Это проявляется далеко не только в сфере

    сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем,

    завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к

    объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть -

    чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко

    понизится своя самооценка,

    самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные

    чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта

    зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и

    самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием

    открытых Фрейдом, так называемых, "защитных механизмов".

    Защитные психические механизмы

    Что такое "защитные механизмы"? В связи с тем, что как уже

    описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит

    постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим

    конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд

    защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в

    сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры "Сверх-Я"

    и может травмироать личность.

    Прежде всего - это вытеснение. Под этим понятием предполагается

    механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания

    импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и

    тревоги. Этот механизм отличается от сознательного подавления какого-то

    вида осознанного желания ("находясь в обществе, я осознаю желание

    почесаться, но умышленно и осознанно его подавляю"). Механизм вытеснения

    имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо

    принять какое-то трудное, мучительное для него решение. Он долго

    собирается, готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может

    решиться на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением,

    беспокойством, тревогой. И вот "вдруг" он "забывает" об этом деле. Имеет

    место временное "третье" решение, причем речь идет не о сознательном

    уклонении от принятия решения. Это - не лицемерие. За счет механизма

    вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на

    время исчезает, освобождая его психику.

    Следующий защитный механизм - это образование противоположной

    реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для

    сознания тенденции на противоположную. Примеров можно привести более чем

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.