МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни

    человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план

    ее превращения в объективную естественную науку. В начале 20 в.

    появились его первые книги, в которых излагались основные принципы

    объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907

    г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе

    которого была создана сеть научно – клинических и научно –

    исследовательских институт, в том числе и первый в России

    Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать

    теоретические и практические исследования.

    Разрабатывая свою объективную психологию как психологию

    поведения, основанную на экспериментальном исследовании

    рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее,

    не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же

    как и субъективные методы исследования психики, в том числе

    самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в

    работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии».

    Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том

    числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные

    при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

    В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в

    принципе не может заменить психологию, и последние работы его

    института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

    С его точки зрения, рефлекс есть способ установления

    относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом

    условий, действующих на него. Так появилось одно из основных

    положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления

    организма приобретают черты механической причинности и

    биологической направленности и имеют характер целостной реакции

    организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с

    меняющимися условиями среды.

    Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности,

    Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом

    характере рефлексов. Так в книге «Основы общей рефлексологии» он

    доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или

    свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода

    социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о., именно

    социальная среда является источником развития человека;

    наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции

    развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по

    его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие

    приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего

    возраста.

    Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в

    психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые

    трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он

    рассматривал созданный им Педологический институт как центр по

    изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда

    подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели

    – «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически

    ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность,

    считая, что индивид – это биологическая основа, над которой

    надстраивается социальная сфера личности.

    Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры

    личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и

    бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их

    взаимосвязи. Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов

    во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние

    опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение.

    Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал,

    что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от

    нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив,

    который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное

    поведение».

    Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях

    коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив.

    Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология»,

    «Объективное изучение личности». Именно из этой позиции он исходил,

    исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую

    людей в группы. Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или

    индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что

    происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и

    чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции

    отдельно взятой личности.

    В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на

    деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие

    явления, как конформизм, групповое давление, которые только через

    несколько лет стали изучаться в западной психологии.

    Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он

    вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда

    благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь

    сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что

    обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают

    личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

    Он также считал, что личная свобода и общественная

    необходимость, индивидуализация и социализация – это две стороны

    общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции, причем

    самоопределение личности представлялось ему подвижным процессом,

    равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в

    другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от

    своей внутренней сути при социализации, Бехтерев фактически

    развивал те же мысли, что и представители появляющейся в то время

    на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в

    основу одной из наиболее популярных современных теорий личности –

    гуманистической. Т. о., можно предположить, что и в русле школы

    Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории

    развития личности, формирование которой было остановлено в самом

    начале.

    35. Психологическая теория Э. Фромма.

    ФРОММ, ЭРИХ (1900–1980), психоаналитик и философ, родился во

    Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Основной сферой его интересов

    было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и

    общества.

    Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической

    обусловленности человеческой личности, Фромм утверждал, что человек

    – продукт культуры. В книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал

    сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры,

    где стремление к индивидуальности в конечном итоге ведет к

    одиночеству, ощущению несамоценности человеческой личности и

    сомнению в осмысленности жизни. Этот тезис Фромм развил в таких

    работах, как Человек для себя, Психоанализ и религия, Разумное

    общество, Искусство любить, Человек прежде всего, Анатомия

    человеческой деструктивности. Книга Фромма Забытый язык посвящена

    анализу снов, мифов и сказок. Им опубликованы критические

    исследования концепций Фрейда и Маркса.

    Для него социальное окружение важнейший фактор развития

    личности. Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение

    ребенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором

    живет.

    Исследуя развитие личности, Фромм пришел в выводу, что

    движущими силами этого развития являются две врожденные

    бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма:

    - потребности в укоренении – заставляет человека стремиться к

    обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с

    ними систему ориентиров, идеалов и убеждений;

    - потребность в индивидуализации – толкает человека к изоляции

    от других, к свободе от давления и требований общества.

    Эти две потребности способствуют возникновению внутренних

    противоречий, конфликта мотивов у человека.

    Стремление человека примирить эти потребности становится

    двигателем не только индивидуального развития, но и общества в

    целом, т. к. все социальные формации, которые создаются человеком,

    являются как раз попытками уравновесить эти стремления. Он считал,

    в начале своего развития человек был частью природы и не выделял

    себя из окружающего. Отношение общества к человеку проявляется в

    том, что способы, с помощью которых человек реализует свои

    внутренние возможности, определяются тем общественным устройством,

    при котором живет, его личность развивается в соответствии с теми

    возможностями, которые данное общество ему предоставляет.

    Т.к. человек постоянно подвергается воздействию противоположных

    стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать

    его невротиком. Фромм описал четыре механизма психологической

    защиты:

    1. садизм;

    2. мазохизм;

    При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с

    палачом, которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге,

    хотя разность их позиций дает им ощущение собственной

    индивидуальности.

    3. конформизм;

    4. деструктивизм.

    При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время

    как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к

    индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет

    человеку укорениться в нем.

    Т.т., эти механизмы не решают глобальных проблем построения

    такого общества, которое бы способствовало гармоничному развитию

    основных стремлений каждого человека.

    Задумавшись над способами построения общества, Фромм пришел к

    выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы:

    1. Способ иметь – люди, ориентированные на внешнюю сторону

    своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное –

    показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом

    деле у них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других.

    Для них характрерны такие черты личности как: догматизм,

    нетерпимость, напряженность и неуверенность, агрессивность.

    2. Способ быть – внутренняя свобода и уверенность человека в

    себе. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание

    своей самоценности.

    Фроммом были сделаны попытки на языке психоанализа показать

    противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль

    общества, социальной формации в развитии личности человека.

    37. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

    Представитель психоаналитического направления – один из

    крупнейших специалистов в области возрастного развития,

    американский психолог и психоаналитик, ученик Анны Фрейд.

    Предпринял попытку рассмотреть жизнь личности целиком (от рождения

    до смерти) как психологическую драму, утверждая при этом, что

    проблемы развития личности «распределяются» на протяжении всего

    жизненного пути.

    Главную роль в формировании личности Эриксон отвел

    человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал З.

    Фрейд), но отвечает за главное – психическое здоровье личности, ее

    «идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство

    самотождественности, собственной истинности, полноценности,

    сопричастности миру и другим людям).

    Развитие личности Эриксон рассматривал с точки зрения усиления

    «Я» и продвижения к идентичности (его теория часто называется Эго –

    психология или «психология Я»). На пути «интеграции Я» личность

    проходит, по его представлениям, 8 стадий психосоциального

    развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти: 0 – 1

    год, 1 – 3 года, 3 – 6 лет,6 – 12 лет, 12 – 19 лет, 19 – 25 лет, 25

    – 64 года, 64 и далее, выдвинув при этом постулат о том, что каждый

    возрастной этап имеет свою точку напряжения – кризис, порожденный

    конфликтом развития «Я» личности. Каждая стадия ставит человека

    перед условным выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления.

    Стадии психосоциального развития.

    |Стадия. |Возраст. |Психосоциальный |Сильная сторона. |

    | | |кризис. | |

    |1. |0 – 1 год |Доверие – недоверие. |Надежда. |

    |2. |1 – 3 года |Автономия – стыд, |Сила воли. |

    | | |сомнение. | |

    |3. |3 – 6 лет |Инициативность – чувство |Целенаправленност|

    | | |вины. |ь. |

    |4. |6 – 12 лет |Трудолюбие - чувство |Компетентность. |

    | | |неполноценности. | |

    |5. |12 – 19 лет |Эго – идентичность – |Верность. |

    | | |ролевое смешение. | |

    |6. |19 – 25 лет |Интимность – изоляция. |Любовь. |

    |7. |25 – 64 года |Продуктивность – застой. |Забота. |

    |8. |64 - смерть |Эго – интеграция – |Мудрость. |

    | | |отчаяние. | |

    Т. о., на каждой стадии человек сталкивается с проблемой

    соответствия внутренних и внешних условий существования. При этом,

    происходит либо благоприятное преодоление кризиса и, в таком

    случае, личность крепнет и овладевает адекватными средствами для

    решения новых жизненных задач, либо неблагоприятное – и тогда

    личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощенной

    нерешенными проблемами прошлого. Чем менее успешно пройдены

    предшествующие этапы, тем меньше шансов удачно справиться с

    предстоящим кризисом.

    Наиболее принципиальным для становления идентичности является

    подростковый период. На его протяжении последовательно формируется

    ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации

    жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самодетерминации,

    кардинальную смену движущих сил личностного развития. Источник и

    движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой

    личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность

    своей жизнедеятельности ее жизненным миром.

    Сами стадии, по Э. Эриксону, заданы генетически, но позитивное

    или негативное разрешение кризиса определяется особенностями

    взаимодействия с социумом.

    41. Бихевиоризм: общий очерк развития.

    Бихевиоризм (от англ. – поведение) – это направление в

    психологии, которое возникло в США в начале 20 в., программу

    которого провозгласил американский психолог Джон Бродес Уотсон.

    Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным

    естественно – научным уклоном, и его основатели пытались найти

    формы объективного подхода к психической жизни. Бихевиоризм сделал

    предметом своего исследования поведение, активность. «Поток

    сознания мы заменяем потоком активности», - объявил Д. Уотсон.

    Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие

    «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые

    могли быть зафиксированы объективными методами, - сюда относятся и

    движения и, например, секреторная деятельность.

    В качестве описательной и объяснительной Уотсон предложил схему

    S – R, в соответствии с которой воздействие, то есть стимул (S)

    порождает некоторое поведение организма, то есть реакцию (R), и,

    что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер

    реакции определяется только стимулом. С этим представлением была

    связана и научная программа Уотсона – научиться управлять

    поведением. Если реакция определяется стимулом, то достаточно

    подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.