МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа.

    Взгляды Вундта на соотношение психологии и языкознания

    первоначально были намечены еще в Основаниях физиологической

    психологии. Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм

    выражения – от физиологических через жестовый язык (в изучение

    которого Вундт внес значительный вклад) до языка звукового. Он

    также рассматривал свою концепцию как психологическое обоснование

    сравнительно-исторического метода.

    Публикация первых томов Психологии народов вызвала оживленную

    дискуссию. Лишь в последней трети 20 в. в науке о языке снова стали

    актуальными некоторые положения, отчетливо сформулированные Вундтом

    в начале века, – в частности, идея о том, что первичной единицей

    языка следует считать предложение (точнее, с современной точки

    зрения, высказывание), которое не складывается из слов, а лишь

    разлагается на них и далее на более мелкие элементы. Созвучными

    более поздним этапам развития лингвистики стали также предложенные

    Вундтом психологические трактовки различных типов предложения,

    порядка слов, грамматических классов.

    В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как

    науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя

    из этого знания, управлять ею. Задачи же, стоящие перед

    психологией, он видел в том, чтобы:

    -выделить путем анализа исходные элементы;

    -установить характер связи между ними и

    -найти законы этой связи.

    Он считал, что сознание (которое он отождествлял с психикой,

    отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из

    отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам

    ассоциации, образуют представления, отражающие объективную

    действительность. Ощущениям (т. е. элементам сознания) присущи

    такие качества, как модальность( например, зрительные ощущения

    отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам

    сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния).

    Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения:

    удовольствия - неудовольствия, напряженности - расслабленности,

    возбужденности - успокоения. Простые чувства как психические

    элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из

    них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.

    Идея Вундта о том, что чувства являются такими же исходными

    элементами сознания, как и ощущения, стала отправной точкой для

    многих исследователей, которые, как и он, считали, что чрезмерное

    внимание, уделяемое исследованию познавательных процессов,

    “интеллектуализировали” характер психологии, что стало ее серьезным

    недостатком. С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая

    руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем

    познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение

    процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с

    процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое

    поведение сделало Вундта создателем нового направления в

    ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.

    Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между

    элементами. Связи - это и есть те универсальные механизмы, которые

    соединяют отдельные элементы в комплексы - представлений, идей и

    т. д. До Вундта такими универсальными механизмами считались

    ассоциации. Он же ввел еще одну связь - апперцептивную. Понятие

    апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые определяли ее

    как спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для

    объяснения высших психических процессов, которые с его точки зрения

    нельзя связывать только с законами ассоциаций. Важным моментом

    является связь восприятия, памяти и других элементарных психических

    функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение его

    предметов, стимулирует и определяет их деятельность.

    В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта,

    только законами ассоциаций. Он пришел к мнению, что именно

    спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей,

    отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь,

    исходя из заданной цели. В его концепции апперцепция фактически

    отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими

    деятельность человека. Вундт говорил о том, что воля является

    первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая

    ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на

    высших этапах развития психики.

    Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с

    изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Вундт

    доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления

    подчинены особой “психической причинности”. К важнейшим законам он

    относил: закон творческого синтеза, закон психических отношений,

    закон контраста и закон гетерогенности целей.

    19. Психологические воззрения У. Джемса.

    Психология долгое время не занимала центрального места в

    научных интересах У. Джемса, главным из которых стала философия. В

    своей философии прагматизма он доказывал, что задача философии (так

    же как и позднее психологии) - описывать и систематизировать

    наблюдаемые факты, раскрывая их значение для практической

    деятельности людей. Истина должна рассматриваться не с позиций

    теории, а с позиций практики, ее реализации в жизни, т. е. теория

    здесь - это инструмент, при помощи которого решаются

    прагматические, важные для жизни проблемы и который помогает

    осознать, к каким реальным последствиям приведет принятие той или

    иной гипотезы.

    Большое влияние на концепцию Джемса оказал Бергсон с его

    философией интуитивизма. Развивая идеи Бергсона, Джемс утверждал,

    что абсолютная ценность и достоверность логического познания сильно

    преувеличены. Он подчеркивал роль воли и чувств в руководстве

    поведением людей. Поэтому главное внимание Джемс уделял анализу

    идеологических и религиозных взглядов.

    В психологических работах Джемса дан набор концепций, которые

    послужили основой различных подходов в современной психологии - от

    бихевиоризма до гуманистической психологии.

    У. Джемс – функционалист. Одним из основных направлений его

    исследований было изучение сознания. Доказывая, что сознание - “это

    название несуществующей вещи”, Джемс утверждал, что единственное

    реальное бытие, материал, лежащий в основе и вещей, и наших мыслей

    о них, - это наш опыт. Джемс пришел к идее о потоке сознания, т. е.

    непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю

    дискретность, вызванную частично бессознательными психическими

    процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность

    самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании,

    поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и

    ему не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это

    он.

    При этом Джемс подчеркивал не только непрерывность, но и

    динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что

    осознание даже привычных вещей постоянно изменяется.

    Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно,

    избирательно, в нем всегда происходят принятие и отклонение, выбор

    одних предметов или их параметров и отвержение других.

    Для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а

    его поток как динамичная целостность. При этом Джемс подчеркивал

    приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры.

    Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его

    детерминант - внимания и привычки.

    Много внимания уделял Джемс прикладной психологии. Особенно

    важной, с его точки зрения, является связь психологии с

    педагогикой, т. к. именно психология играет наиболее важную роль в

    формировании и развитии моральных, нравственных привычек.

    Джемс особо выделял проблему личности, понимая ее как

    интегративное целое. Выделял в личности познаваемый и познающий

    элементы, говоря о том, что познаваемый элемент - это наше

    эмпирическое “Я”, которое мы осознаем как нашу личность, в то время

    как познающий элемент - это наше чистое “Я”. Выделял несколько

    частей в структуре эмпирической личности - физической, социальной и

    духовной личности. Считал, что личность – это то, что человек

    считает своим (состав тела, одежда – для кого как).

    Большое значение имело и описание Джемсом чувств и эмоций,

    вызываемых разными структурами и частями личности, прежде всего

    описание самооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли

    которой впервые заговорил именно он. Рассматривая влияние

    самооценки на поступки человека, Джемс вывел формулу самоуважения,

    которая представляет собой дробь, в числителе которой - успех, а в

    знаменателе - притязания. Эта формула лежит в основе иерархии

    личностей, стремления человека к самосовершенствованию и успеху,

    болезней и неврозов, оценки себя и испытываемых людьми эмоций.

    Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал

    одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на

    связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Он считал, что

    физиологические изменения организма первичны по отношению к

    эмоциям. Джемс писал, что “мы опечалены, потому что плачем,

    приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что

    дрожим”.

    Другая важная идея, предложенная Джемсом, касается памяти. Он

    предложил делать различие между двумя видами памяти:

    -вторичной памятью, хранящей большой запас информации о фактах

    и личных воспоминаниях, которая накапливается по мере жизни;

    -первичной памятью, которая находит нужные воспоминания и

    передает их в сознание.

    Уильям Джемс оказал очень большое влияние на изучение

    психологии. Он явился вдохновителем особого направления - так

    называемого функционализма, уделяющего основное внимание функции

    или роли, какую играют психологические процессы, помогая индивиду

    приспособиться к окружающей среде.

    27. Классический психоанализ З. Фрейда.

    Зигмунд Фрейд внес поистине неоценимый вклад в развитие

    психологии. Он стал родоначальником психоанализа (глубиной

    психологии), впервые употребив этот термин в работе 1891 года.

    Фрейд использовал слово “психоанализ” для обозначения теории

    личности, а также метода лечения психических расстройств. Теорию

    Фрейда называют еще психодинамической теорией личности, поскольку

    основное внимание в ней уделяется динамике и конфликтным сторонам

    психических процессов. В основе психодинамических теорий лежат два

    основных постулата. Во - первых, люди часто не догадываются об

    истинных мотивах своего поведения, другими словами, мотивы их

    поведения часто находятся в области бессознательного. Во - вторых,

    защиты психики от воздействия неприятных или нежелательных мыслей и

    эмоций используются защитные механизмы.

    Взгляды Фрейда можно разделить на три области:

    - это метод лечения функциональных психических заболеваний,

    - теория личности и

    - теория общества. Стержень всей системы - это его взгляды на

    развитие и структуру личности человека.

    Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не

    происходит без причино. Основы психической активности заложены в

    бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в

    раннем детстве. Структура психики совпадает со структурой личности;

    психика состоит из 3 - х основных блоков:

    -бессознательного “ид”;

    -сознательного “эго”;

    -сверхсознательного “супер - эго”.

    Инстинкты (бессознательное):

    -агрессивные - тонатические (стремление к смерти);

    -поддерживающие (“эрос”) - энергия жизни - психосексуальная.

    Либидо - та специфическая энергия, которая связана с инстинктом

    жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не

    дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

    Распределение энергии - катексис - происходит в раннем

    детстве. Процесс катектирования - процесс перехода из одного

    состояния в другое; из тонатической энергии в поддерживающую и

    наоборот.

    Наше “Я” стремится к удовольствию, на этом построена наша

    жизнь.

    Т. о., с его точки зрения, развитие психики есть

    приспособление, адаптация к окружающей, враждебной, среде.

    Движущими силами психического развития служат врожденные и

    бессознательные влечения (чувства). Основой психического развития

    является эмоции и мотивы человека.

    Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от

    механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если

    не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер -

    Эго. Главные механизмы защиты являются следующие:

    1. Вытеснение - самый неэффективный механизм, т. к. при этом

    энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не

    реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост

    напряженности, которое дает о себе знать в виде символов,

    наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.

    2. Регрессия - временный переход на более ранний, примитивный

    уровень психического развития, как бы отступление в тот

    психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее

    защищенным (например, детский плач у взрослого, кусание ногтей,

    жевание резинки или табака, вера в злых духов или добрых...).

    3. Рационализация - приписывание своему поведению

    неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не

    осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и

    объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

    4. Проекция - приписывание другим те желания и чувства,

    которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было

    приписано какое - либо чувство, своим поведением подтверждает

    сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно

    успешно. Этот защитный механизм позволил в дальнейшем разработать

    так называемые проективные методы исследования личности (просьба

    закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по

    неопределенным сюжетным картинкам).

    5. Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация,

    то есть перенесение нереализованной энергии в другие области -

    труд, творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется

    тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии,

    катарсис (очищение) человека от нее. На основе этого подхода к

    сублимации позднее в психологии были разработаны основы терапии

    искусством - арт - терапии.

    Либидозная энергия является основой развития личности,

    характера человека, и, соответственно закономерностей ее развития.

    Фрейд создал свою периодизацию. Стадии психосексуального развития:

    1. От 0 - 1 года - либидо - объект, ребенок нуждается в

    постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап носит название

    оральной стадии.

    2. Либидо - субъект, для удовлетворения своих инстинктов

    ребенку не требуется никакой внешний объект, период нарциссизма:

    а) до 3 - х лет - анальная стадия;

    б) 3 - 5 лет - фаллическая стадия - идентификация себя среди

    других, появляются комплексы: Электры, Эдипов комплекс.

    в) латентная (скрытая) - до 12, 13 лет - основные виды

    деятельности общественно - полезная.

    3. Либидо - объект, т. к. для удовлетворения либидозного

    влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.