История
отношения доминирования - подчинения, но и сами конструкты. На
основании этих положений Келли разработал методический принцип
репертуарных решеток. Им и его последователями было создано большое
число методик диагностики особенностей индивидуального
конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический
метод фиксированных ролей.
13. Общая характеристика ассоцианизма.
В начале 19 века ассоциативная психология оставалась
единственной психологической школой, предмет которой - сознание -
был признан всеми без исключения учеными. В классических теориях
ассоцианизма, появившихся в начале 19 века, содержание сознания
рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных
по законам ассоциаций.
Однако уже к 40 - 50 - м годам стали возникать теории,
обусловившие существенные изменения в развитии науки. Прежде всего,
речь идет о позитивизме, появление которого в 30 - е годы привело к
пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина.
Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие
миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе
научного знания, проходит три стадии - теологическое,
метафизическое и, наконец, научное, или позитивное, мышление. По
его мнению, не только люди, но и отдельные науки проходят эти
стадии, а в некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное
исследование с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого,
Конт ввел свою классификацию наук, в которых можно вывести всеобщие
законы.
Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по
предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не могла
претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт отнес ее к
метафизическим и частично даже теологическим наукам и считал, что
она должна отказаться от статуса самостоятельной дисциплины,
соединившись с биологией и социологией (так он называл все
общественные науки).
Таким образом, для того чтобы остаться независимой и
объективной (позитивной) наукой, психологии необходимо было
пересмотреть свои основные методологические принципы и, прежде
всего, найти объективный и точный метод исследования душевной
жизни, который бы не уступал методам естественных наук. Ведущие
психологи 19 в. - Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других
направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились
трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача
решалась на протяжении почти ста лет. Еще в 10 - х годах 20 в.
известный отечественный психолог А. И. Введенский, говоря о
необходимости переработки психологии, назвал свою книгу “Психология
без метафизики”. Сложность задачи модификации психологической
науки, во многом и привели к методологическому кризису в начале 20
в., в результате которого психология разделилась на отдельные
направления.
В течении второй половины 19 в. многие ученые (Д. С. Милль, Г.
Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты
построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра
предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась
мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным
методом, т. к. он должен быть надындивидуальным и достоверным.
Критикуя интроспекция, еще И. Кант писал о невозможности проверить
ее данные математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать,
будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна
наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что
самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае,
если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине 19
в. все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем
приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и
бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и
животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало,
что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в
психологии.
Поэтому психология должна было, во - первых, научиться
использовать наблюдение за другими, во - вторых, разработать новый,
объективный метод изучения душевной жизни. С середины 19 в.
появляется все больше работ, предложенный Миллем, и метод проб и
ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец,
экспериментальный метод, разработанный Вундтом.
Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие
психологии в этот период, было появление эволюционной теории
Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к
естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала
методологический кризис и подвергалась критике со стороны
позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то
же время активно развивающееся естествознание, прежде всего
биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за
объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к
психическому.
Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты
безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том,
что целью психического развития является адаптация к среде,
структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая,
биологическая детерминанта давала возможность соотнести уровни
развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.
Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним
и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И. М. Сеченов, вывел
психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только
расширяло область ее исследований, но позволяло использовать
эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое
понимание предмета давало основания сказать, что психология из
науки о сознании трансформируется в науку о познавательных
процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и
требованиям позитивизма, т. к. в центре исследования стоял уже не
предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также
возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся
психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические
закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее
распространение и привел к появлению генетической (возрастной)
психологии.
Представители ассоциативной психологии: Гартли, Беркли Юм,
Милль, Браун, Гербарт, Бэн, Вундт.
14. Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.
Как показывают исследования истории отечественной культуры,
философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться
еще в 10 - 15 веках. На основе этих предпосылок в 18 веке
сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало
материалистическим традициям для их последующего развития.
Социальную базу отечественной психологии 18 в. составлял
феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий
в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в своей книге
“Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.), за которую был
сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих
деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения
крепостного права.
В 18 в. в России широко развернулось просветительское
движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского,
Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С.
Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.
Украинский мыслитель Григорий Савич Сковорода (1722 - 1794)
заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную
антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с
господствующими в официальной науке идеализмом и теологией,
просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В
этих условиях материалистическое решение основных психологических
проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от
предрассудков и суеверий.
В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии
общества, Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) утверждал идею о
зависимости умственного развития от просвещения и обучения:
источник индивидуального ума - опыт других людей, усваиваемый через
язык и письменность.
Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - крупный организатор
издательского дела в России - в печати отражал наиболее спорные
вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.
В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная
психологии - “Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств,
способностей и бессмертия”. Ее автор Иван Михайлович Кандорский
(1764 - 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в
своей книге пишет о том, что “душа есть дух, а, значит, существо
живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа
наша. Определение сие души находим мы на многих местах и Священного
писания”.
Кроме того, Кандорский произвел систематизацию психологических
знаний. Он описывает факты - ощущения, мысли как ассоциации
представлений, волю.
Основы материалистической русской психологии заложил Михаил
Васильевич Ломоносов (1711 - 1765), великий русский ученый -
энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель,
создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы
русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и
просвещения в 18 в.
Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с
научными исследованиями (природы, русского языка и др.).
Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия
внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в
различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе “Слово о
происхождении света” выдвинул трехкомпонентную теорию цветового
зрения.
Особенно богата психологическими идеями работа “Краткое
руководство к риторике”. Здесь Ломоносов развивает мысли о
воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со
страстями и роль разума), психологии речи.
Идеи Ломоносова развивали Яков Павлович Козельский - философ -
материалист, выступавший против крепостничества и религиозной
морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и
Александр Николаевич Радищев, также резко обличавший в своих трудах
самодержавие и крепостничество.
В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей
остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей
было революционно - демократическое мировоззрение. Однако, не
меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию
определяла гуманистическая этика.
Радищев отрицал существование души как самостоятельной
субстанции. Психика является функцией известных органов тела -
нервов и мозга, и без него невозможна.
Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема
развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и
животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни
человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее,
обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки,
высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека
связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль
занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это
расширяет возможности органов чувств “до беспредельности”. Отдельно
указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального
сознания.
Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума,
воздействия на человека общества (путем подражания и соучастия в
переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей.
Вопросу о бессмертии души А. Н. Радищев посвящает философский
трактат “О человеке, о его смертности и бессмертии”, где он пишет:
“Я зрю везде смерть, т. е. разрушение; из того заключаю, что и я
существовать перестану... смерть всего живущего заставляет ожидать
того же жребия”.
Однако в результате мучительных размышлений, Радищев приходит
к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности -
“мысленности”.
Пытается выявить силу, которая обеспечивает единство -
“сцепление” - всех составляющих человека частей и сил.
Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция
(“мысль от чувств есть нечто отдельное”). Радищев подчеркивает
активную природу человеческого мышления, выражением которой
является внимание. Власть человека распространяется как на мысль,
так и на желания, страсти и тело свое. Все это приводится как
доказательство бессмертия души.
В своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н.
Радищев дает правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни
простого народа. Книга было конфискована и до 1905 г.
распространялась лишь в рукописном варианте.
Т. о., мы можем сделать вывод о том, что психологические
проблемы, развиваемые в передовой науке и философии 18 в., дали
начало материалистическим и демократическим традициям отечественной
философии и психологии в 19 в.
17. В. Вундт и его вклад в психологию.
ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог,
психолог, философ и языковед.
В своих работах Вундт предложил программу построения
психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на
эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию
экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были
его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что психология
– наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов
сознания с помощью интроспекции. В целом, он придерживался идей
ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания
и выявление тех законов, по которым образуются связи между
элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в
связи с чем это направление называется структурализм, а теория
Вундта – теорией элементов сознания.
Как было сказано выше, Вундт первоначально сосредоточился на
изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о
“непосредственном опыте”. Он назвал ее физиологической психологией.
Вундт использовал также достижения двух других новых разделов
знания - психофизики и направления, определяющего опытным путем
время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Использовал он и
достижения Гальтона. Оказалось, что на одно и то же слово человек,
которому его предъявляют, отвечает различными реакциями, для
подсчета и классификации которых Гальтон применял количественные
методы.
Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых
служит человек, можно изучать психические процессы, до этого
времени недоступные для опытного исследования. Т. о., в лаборатории
Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время
реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные
результаты были им изложены в главном труде “Основы физиологической
психологии”. Рассматривая психологию как естественнонаучную
дисциплину, Вундт в то же время считал, что экспериментальные
методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов,
тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается
лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|