МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    отношения доминирования - подчинения, но и сами конструкты. На

    основании этих положений Келли разработал методический принцип

    репертуарных решеток. Им и его последователями было создано большое

    число методик диагностики особенностей индивидуального

    конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический

    метод фиксированных ролей.

    13. Общая характеристика ассоцианизма.

    В начале 19 века ассоциативная психология оставалась

    единственной психологической школой, предмет которой - сознание -

    был признан всеми без исключения учеными. В классических теориях

    ассоцианизма, появившихся в начале 19 века, содержание сознания

    рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных

    по законам ассоциаций.

    Однако уже к 40 - 50 - м годам стали возникать теории,

    обусловившие существенные изменения в развитии науки. Прежде всего,

    речь идет о позитивизме, появление которого в 30 - е годы привело к

    пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина.

    Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие

    миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе

    научного знания, проходит три стадии - теологическое,

    метафизическое и, наконец, научное, или позитивное, мышление. По

    его мнению, не только люди, но и отдельные науки проходят эти

    стадии, а в некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное

    исследование с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого,

    Конт ввел свою классификацию наук, в которых можно вывести всеобщие

    законы.

    Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по

    предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не могла

    претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт отнес ее к

    метафизическим и частично даже теологическим наукам и считал, что

    она должна отказаться от статуса самостоятельной дисциплины,

    соединившись с биологией и социологией (так он называл все

    общественные науки).

    Таким образом, для того чтобы остаться независимой и

    объективной (позитивной) наукой, психологии необходимо было

    пересмотреть свои основные методологические принципы и, прежде

    всего, найти объективный и точный метод исследования душевной

    жизни, который бы не уступал методам естественных наук. Ведущие

    психологи 19 в. - Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других

    направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились

    трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача

    решалась на протяжении почти ста лет. Еще в 10 - х годах 20 в.

    известный отечественный психолог А. И. Введенский, говоря о

    необходимости переработки психологии, назвал свою книгу “Психология

    без метафизики”. Сложность задачи модификации психологической

    науки, во многом и привели к методологическому кризису в начале 20

    в., в результате которого психология разделилась на отдельные

    направления.

    В течении второй половины 19 в. многие ученые (Д. С. Милль, Г.

    Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты

    построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра

    предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась

    мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным

    методом, т. к. он должен быть надындивидуальным и достоверным.

    Критикуя интроспекция, еще И. Кант писал о невозможности проверить

    ее данные математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать,

    будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна

    наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что

    самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае,

    если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине 19

    в. все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем

    приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и

    бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и

    животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало,

    что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в

    психологии.

    Поэтому психология должна было, во - первых, научиться

    использовать наблюдение за другими, во - вторых, разработать новый,

    объективный метод изучения душевной жизни. С середины 19 в.

    появляется все больше работ, предложенный Миллем, и метод проб и

    ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец,

    экспериментальный метод, разработанный Вундтом.

    Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие

    психологии в этот период, было появление эволюционной теории

    Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к

    естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала

    методологический кризис и подвергалась критике со стороны

    позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то

    же время активно развивающееся естествознание, прежде всего

    биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за

    объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к

    психическому.

    Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты

    безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том,

    что целью психического развития является адаптация к среде,

    структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая,

    биологическая детерминанта давала возможность соотнести уровни

    развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.

    Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним

    и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И. М. Сеченов, вывел

    психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только

    расширяло область ее исследований, но позволяло использовать

    эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое

    понимание предмета давало основания сказать, что психология из

    науки о сознании трансформируется в науку о познавательных

    процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и

    требованиям позитивизма, т. к. в центре исследования стоял уже не

    предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также

    возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся

    психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические

    закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее

    распространение и привел к появлению генетической (возрастной)

    психологии.

    Представители ассоциативной психологии: Гартли, Беркли Юм,

    Милль, Браун, Гербарт, Бэн, Вундт.

    14. Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.

    Как показывают исследования истории отечественной культуры,

    философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться

    еще в 10 - 15 веках. На основе этих предпосылок в 18 веке

    сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало

    материалистическим традициям для их последующего развития.

    Социальную базу отечественной психологии 18 в. составлял

    феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий

    в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в своей книге

    “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.), за которую был

    сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих

    деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения

    крепостного права.

    В 18 в. в России широко развернулось просветительское

    движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского,

    Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С.

    Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др.

    Украинский мыслитель Григорий Савич Сковорода (1722 - 1794)

    заострил внимание на самосознании человека. Имевшее ярко выраженную

    антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с

    господствующими в официальной науке идеализмом и теологией,

    просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В

    этих условиях материалистическое решение основных психологических

    проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от

    предрассудков и суеверий.

    В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии

    общества, Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) утверждал идею о

    зависимости умственного развития от просвещения и обучения:

    источник индивидуального ума - опыт других людей, усваиваемый через

    язык и письменность.

    Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - крупный организатор

    издательского дела в России - в печати отражал наиболее спорные

    вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии.

    В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная

    психологии - “Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств,

    способностей и бессмертия”. Ее автор Иван Михайлович Кандорский

    (1764 - 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в

    своей книге пишет о том, что “душа есть дух, а, значит, существо

    живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа

    наша. Определение сие души находим мы на многих местах и Священного

    писания”.

    Кроме того, Кандорский произвел систематизацию психологических

    знаний. Он описывает факты - ощущения, мысли как ассоциации

    представлений, волю.

    Основы материалистической русской психологии заложил Михаил

    Васильевич Ломоносов (1711 - 1765), великий русский ученый -

    энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель,

    создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы

    русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и

    просвещения в 18 в.

    Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с

    научными исследованиями (природы, русского языка и др.).

    Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия

    внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в

    различении раздражений, М. Ломоносов в своей работе “Слово о

    происхождении света” выдвинул трехкомпонентную теорию цветового

    зрения.

    Особенно богата психологическими идеями работа “Краткое

    руководство к риторике”. Здесь Ломоносов развивает мысли о

    воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со

    страстями и роль разума), психологии речи.

    Идеи Ломоносова развивали Яков Павлович Козельский - философ -

    материалист, выступавший против крепостничества и религиозной

    морали, ратовавший за справедливое общественное устройство, и

    Александр Николаевич Радищев, также резко обличавший в своих трудах

    самодержавие и крепостничество.

    В условиях усиления крепостного гнета А. Радищев со всей

    остротой поставил проблему человечества. Базой его научных идей

    было революционно - демократическое мировоззрение. Однако, не

    меньше, чем материалистические взгляды А. Радищева, его психологию

    определяла гуманистическая этика.

    Радищев отрицал существование души как самостоятельной

    субстанции. Психика является функцией известных органов тела -

    нервов и мозга, и без него невозможна.

    Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема

    развития психики и, в связи с этим, сравнение психики человека и

    животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни

    человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее,

    обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки,

    высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека

    связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль

    занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это

    расширяет возможности органов чувств “до беспредельности”. Отдельно

    указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального

    сознания.

    Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума,

    воздействия на человека общества (путем подражания и соучастия в

    переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей.

    Вопросу о бессмертии души А. Н. Радищев посвящает философский

    трактат “О человеке, о его смертности и бессмертии”, где он пишет:

    “Я зрю везде смерть, т. е. разрушение; из того заключаю, что и я

    существовать перестану... смерть всего живущего заставляет ожидать

    того же жребия”.

    Однако в результате мучительных размышлений, Радищев приходит

    к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности -

    “мысленности”.

    Пытается выявить силу, которая обеспечивает единство -

    “сцепление” - всех составляющих человека частей и сил.

    Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция

    (“мысль от чувств есть нечто отдельное”). Радищев подчеркивает

    активную природу человеческого мышления, выражением которой

    является внимание. Власть человека распространяется как на мысль,

    так и на желания, страсти и тело свое. Все это приводится как

    доказательство бессмертия души.

    В своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н.

    Радищев дает правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни

    простого народа. Книга было конфискована и до 1905 г.

    распространялась лишь в рукописном варианте.

    Т. о., мы можем сделать вывод о том, что психологические

    проблемы, развиваемые в передовой науке и философии 18 в., дали

    начало материалистическим и демократическим традициям отечественной

    философии и психологии в 19 в.

    17. В. Вундт и его вклад в психологию.

    ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог,

    психолог, философ и языковед.

    В своих работах Вундт предложил программу построения

    психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на

    эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию

    экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были

    его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что психология

    – наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов

    сознания с помощью интроспекции. В целом, он придерживался идей

    ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания

    и выявление тех законов, по которым образуются связи между

    элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в

    связи с чем это направление называется структурализм, а теория

    Вундта – теорией элементов сознания.

    Как было сказано выше, Вундт первоначально сосредоточился на

    изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о

    “непосредственном опыте”. Он назвал ее физиологической психологией.

    Вундт использовал также достижения двух других новых разделов

    знания - психофизики и направления, определяющего опытным путем

    время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Использовал он и

    достижения Гальтона. Оказалось, что на одно и то же слово человек,

    которому его предъявляют, отвечает различными реакциями, для

    подсчета и классификации которых Гальтон применял количественные

    методы.

    Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых

    служит человек, можно изучать психические процессы, до этого

    времени недоступные для опытного исследования. Т. о., в лаборатории

    Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время

    реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные

    результаты были им изложены в главном труде “Основы физиологической

    психологии”. Рассматривая психологию как естественнонаучную

    дисциплину, Вундт в то же время считал, что экспериментальные

    методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов,

    тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается

    лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.