МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    познанию. При этом главные ответы дает исследование себя, а не

    окружающего. Он ввел понятие о врожденной активности души, как

    основе развития последней.

    2.«Гуманистическая психология» (общий очерк).

    К направлению, называющему себя гуманистической психологией,

    принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон

    Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих

    других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть

    гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются

    некоторых постулатов.

    Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ

    от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде

    всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения

    личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно

    культура ответственна за возникновение неврозов. Другой

    американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но

    и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник

    гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает

    особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые

    должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

    Гуманистическая психология возникла как естественное развитие

    взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов

    в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей

    этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс,

    Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде

    всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей

    индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих

    личностных черт) как условия становления личности. Другой важный

    принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм).

    Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание

    собственно человеческих свойств на языке естественных наук

    (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или

    к биологическим инстинктам).

    Вот три признака гуманистической психологии:

    1. Гуманистическая психология – психология

    антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание

    экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.

    2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным

    направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации

    поведения.

    3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его

    возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия

    видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а

    гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все

    делать сама, но ей важно помочь.

    Гуманистическим является тот психолог, который считает себя

    гуманистическим, то есть в основе – характеристика его

    самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация

    на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала,

    на помощь и устранение барьеров в этом развитии.

    Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается

    как интегративное целое;

    Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований

    животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);

    Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально

    добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п.

    возникают в связи с воздействием окружения.

    Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка,

    которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она

    показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют

    стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

    Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной

    уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии

    и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские

    постулаты.

    Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к

    достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму,

    изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

    Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая

    развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой

    реализации своих потенциальных возможностей.

    Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с

    обществом, так как социальное окружение может не только обогатить

    человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого,

    представители гуманистической психологии, старались изучать

    разнообразные механизмы общения, описывать сложность

    взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.

    3. Психологические представления Демокрита и Платона (сравнительный

    анализ).

    Сравним между собой основные положения учения о душе Демокрита,

    представителя материалистической тенденции в древнегреческой

    философии, и Платона, представителя идеалистической тенденции.

    1. Сначала разберем некоторые общефилософские положения

    Демокрита и Платона относительно мира в целом, без чего невозможно

    понять их учения о душе. Итак: Бытие: атомы или идеи?

    |Демокрит. |Платон. |

    |Мир есть движущаяся материя, |Истинным бытием обладают идеи. Идею |

    |бесчисленное множество движущихся |Платон понимал как субстанциализированное|

    |в пустоте атомов, и все вещи |родовое понятие, а также «как принцип |

    |состоят из них. «Ничто не |вещи, как метод ее конструирования и |

    |возникает из ничего», то есть |познавания, как смысловую модель ее |

    |Вселенная несотворима и |бесконечных чувственных проявлений, как |

    |неуничтожима, хотя отдельные миры |смысловую ее предпосылку…, наконец, как |

    |могут возникать и погибать. Учение|такое общее, которое представляет собой |

    |о множестве миров, существующих во|закон для всего соответствующего |

    |Вселенной, - предвосхищение идеи |единичного. При этом материя является |

    |Джордано Бруно. |функцией идеи». |

    |Все во Вселенной подчинено не |Речь идет о том, что существует где – то |

    |каким – либо сверхъестественным |в заоблачной дали мир особых сущностей – |

    |силам, а закону необходимости. |идей, которые гораздо более реальны, чем |

    |Необходимость есть бесчисленная |те чувственные вещи, которые мы имеем |

    |цепь причинно – следственных |перед собой. |

    |отношений. |Так прекрасные вещи прекрасны благодаря |

    | |«сопричастию» особой сущности – идее |

    | |прекрасного. |

    2. Душа: особое тело или часть мировой души?

    |Демокрит. |Платон. |

    |Душе (по природе) присуще |Душа – некая особая, не выводимая из |

    |движение, следовательно, она – |материального сущность, часть невидимой |

    |огонь вследствие ее подвижности. |мировой души, души космоса, сотворенного |

    |Утверждал, что огонь состоит из |умом – демиургом. Душа – это нечто |

    |шарообразных атомов, ибо шар самое|возвышенное, о чистоте души (т. е. о |

    |подвижное из всех тел… Душа и |нравственных помыслах) человек должен |

    |огонь состоят из самых подвижных |неустанно заботиться, иначе его душе |

    |атомов – из шарообразных… Демокрит|нелегко придется после смерти тела… |

    |отрицал учение Гераклита о том, | |

    |что огонь (из которого состоит | |

    |душа) непрерывное тело. | |

    3. Смертна или бессмертна душа?

    |Демокрит. |Платон. |

    |Отрицает бессмертие души. С |Человек умирает, а идеи его живут. «Душа»|

    |прекращением дыхания прекращается |создавшего то или иное произведение |

    |и жизнь. «Некоторые люди, не зная,|материальной или духовной культуры |

    |что смертная природа полежит |человека «живет» в его произведениях… |

    |уничтожению, но имея на совести |Платон говорит о бессмертии |

    |совершенные ими дурные поступки, |индивидуальной души: |

    |проводят всю свою жизнь в |-Душа до вселения ее в конкретное тело |

    |беспокойстве и страхах, сочиняя |уже находилась в заоблачной дали и |

    |лживые сказки о загробной жизни… |созерцала там идеи, а затем, при вселении|

    |Не из страха, но из чувства долга |в новое тело, она их «забыла». Но можно |

    |надо воздерживаться от |заставить душу «вспомнить» эти идеи, |

    |проступков». |путем четко поставленных вопросов к ней. |

    4. Проблема познания: чувственное предшествует рациональному

    или наоборот?

    |Демокрит. |Платон. |

    |Два вида познания: одно |Рациональное познание предшествует |

    |посредством чувств, другое – |чувственному: чтобы понять, что данные |

    |мысли.… Два вида мысли: одна – |предметы равны, нужно уже до всякого |

    |законнорожденная (к ней относится |чувственного опыта знать, что такое идея |

    |скрытое (от наших чувств)), другая|«равенства», а она содержится в душе уже |

    |– незаконнорожденная (зрение, |при рождении. |

    |слух, обоняние, вкус, осязание). | |

    | | |

    |«Когда незаконнорожденная мысль | |

    |уже не может больше (ввиду | |

    |перехода) к очень мелкому ни | |

    |видеть, ни слышать, ни обонять, ни| |

    |чувствовать вкус, ни познавать | |

    |осязанием, а приходится прибегать | |

    |ко все более тонкому, тогда | |

    |приходит на помощь | |

    |законнорожденная мысль». | |

    |Не сводит мышление к ощущению, | |

    |считая, что мышление – более | |

    |«тонкое» познание невидимых для | |

    |глаза вещей. Мышление имеет место,| |

    |когда душа смешана в надлежащей | |

    |пропорции… Он сводит мышление к | |

    |характеру смеси атомов в теле. | |

    5. Каковы причины действий человека?

    |Демокрит. Платон. |

    |Несмотря на первоначальное различие в обосновании этики, оба они пришли |

    |примерно к одним и тем же выводам: |

    |Главное в жизни – «благородно стремиться к прекрасному». А что может быть |

    |прекраснее жизни мудреца, не знающего страха в стремлении не к богатству, а к|

    |истине? |

    |Единственно что еще отметим, что вариант материализма, предлагаемый |

    |Демокритом, не мог объяснить, почему те или иные люди готовы умереть ради |

    |идем. |

    |Материалисты, в частности | |

    |Демокрит, признавая детерминацию| |

    |человеческого поведения, | |

    |просматривали важнейший тип | |

    |такой детерминации, свойственный| |

    |только человеку, а именно | |

    |целевую детерминацию. | |

    4. Теория А. Маслоу.

    Он считал, что самое ценное в психике – ее Самость, стремление

    к саморазвитию, а потому психология поведения должна быть дополнена

    психологией сознания, которая бы исследовала «Я – концепция»,

    Самость личности.

    Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо,

    «изучая ее лучших представителей». Только изучая лучших людей,

    писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и

    вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и

    четко представленную в других, менее одаренных людях.

    Исследования привели его к мысли о том, что существует

    определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит

    следующим образом:

    Физиологические потребности – в пище, воде, сне и т. п.;

    Потребность в безопасности – стабильности, порядке;

    Потребность в любви и принадлежности – в семье, дружбе;

    Потребность в уважении – самоуважении, признании;

    Потребность в самоактуализации – развитии способностей.

    Слабое место в теории Маслоу – данные потребности находятся в

    раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более «высокие»

    потребности возникают только после того, как удовлетворяются более

    элементарные.

    Однако большинство представителей гуманистической психологии

    приняли сам термин самоактуализация, так же как и его описание

    самоактуализирующейся личности. Вот восемь путей самоактуализации

    по Маслоу:

    1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное

    переживание с полным сосредоточением и погруженностью, т. е.

    переживание без подростковой застенчивости. В момент

    самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком.

    Это момент, когда Я реализует самое себя… Ключом к этому является

    бескорыстие…

    2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного

    выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление.

    Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо

    выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять

    раз в день – значит десять раз продвинуться к самоактуализации…

    3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие Я,

    которое может актуализироваться. Человек – это не «чистая доска» и

    не податливый воск. Он всегда уже есть нечто… Большинство из нас

    чаще всего прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, к

    голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти,

    традиции и т. д…

    4. Когда вы сомневаетесь в чем – то, старайтесь быть честными…

    Обращаться к самому себе, требуя ответа, - это значит взять на себя

    ответственность…

    5. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен

    быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом.

    6. Самоактуализация – это не только конечное состояние, но

    также процесс актуализации своих возможностей. Самоактуализация –

    это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет

    сделать…

    7. Высшие переживания – это моменты самоактуализации… Маслоу

    имеет здесь в виду то самое «внутреннее озарение», «радость от

    самопознания», «внезапное удивление от понимания».

    8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что

    для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это

    требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно

    выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть

    их. Это болезненно, т. к. защиты направлены против чего – то

    неприятного. Но отказ от защиты стоит того. Вытеснение – это не

    лучший способ разрешения своих проблем.

    Впоследствии Маслоу отказался от столь жесткой иерархии,

    объединив все существующие потребности в два класса – потребности

    нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Т. о.,

    он выделил два уровня существования человека – бытийный,

    ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и

    дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных

    потребностей. Ввел термин метамотивация для обозначения собственно

    бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

    Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том,

    что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других

    людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно

    воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не себе. В

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.