История
познанию. При этом главные ответы дает исследование себя, а не
окружающего. Он ввел понятие о врожденной активности души, как
основе развития последней.
2.«Гуманистическая психология» (общий очерк).
К направлению, называющему себя гуманистической психологией,
принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон
Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих
других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть
гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются
некоторых постулатов.
Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ
от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде
всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения
личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно
культура ответственна за возникновение неврозов. Другой
американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но
и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник
гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает
особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые
должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.
Гуманистическая психология возникла как естественное развитие
взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов
в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей
этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс,
Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде
всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей
индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих
личностных черт) как условия становления личности. Другой важный
принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм).
Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание
собственно человеческих свойств на языке естественных наук
(используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или
к биологическим инстинктам).
Вот три признака гуманистической психологии:
1. Гуманистическая психология – психология
антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание
экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.
2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным
направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации
поведения.
3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его
возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия
видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а
гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все
делать сама, но ей важно помочь.
Гуманистическим является тот психолог, который считает себя
гуманистическим, то есть в основе – характеристика его
самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация
на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала,
на помощь и устранение барьеров в этом развитии.
Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается
как интегративное целое;
Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований
животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);
Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально
добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п.
возникают в связи с воздействием окружения.
Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка,
которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она
показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют
стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.
Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной
уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии
и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские
постулаты.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к
достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму,
изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.
Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая
развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой
реализации своих потенциальных возможностей.
Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с
обществом, так как социальное окружение может не только обогатить
человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого,
представители гуманистической психологии, старались изучать
разнообразные механизмы общения, описывать сложность
взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.
3. Психологические представления Демокрита и Платона (сравнительный
анализ).
Сравним между собой основные положения учения о душе Демокрита,
представителя материалистической тенденции в древнегреческой
философии, и Платона, представителя идеалистической тенденции.
1. Сначала разберем некоторые общефилософские положения
Демокрита и Платона относительно мира в целом, без чего невозможно
понять их учения о душе. Итак: Бытие: атомы или идеи?
|Демокрит. |Платон. |
|Мир есть движущаяся материя, |Истинным бытием обладают идеи. Идею |
|бесчисленное множество движущихся |Платон понимал как субстанциализированное|
|в пустоте атомов, и все вещи |родовое понятие, а также «как принцип |
|состоят из них. «Ничто не |вещи, как метод ее конструирования и |
|возникает из ничего», то есть |познавания, как смысловую модель ее |
|Вселенная несотворима и |бесконечных чувственных проявлений, как |
|неуничтожима, хотя отдельные миры |смысловую ее предпосылку…, наконец, как |
|могут возникать и погибать. Учение|такое общее, которое представляет собой |
|о множестве миров, существующих во|закон для всего соответствующего |
|Вселенной, - предвосхищение идеи |единичного. При этом материя является |
|Джордано Бруно. |функцией идеи». |
|Все во Вселенной подчинено не |Речь идет о том, что существует где – то |
|каким – либо сверхъестественным |в заоблачной дали мир особых сущностей – |
|силам, а закону необходимости. |идей, которые гораздо более реальны, чем |
|Необходимость есть бесчисленная |те чувственные вещи, которые мы имеем |
|цепь причинно – следственных |перед собой. |
|отношений. |Так прекрасные вещи прекрасны благодаря |
| |«сопричастию» особой сущности – идее |
| |прекрасного. |
2. Душа: особое тело или часть мировой души?
|Демокрит. |Платон. |
|Душе (по природе) присуще |Душа – некая особая, не выводимая из |
|движение, следовательно, она – |материального сущность, часть невидимой |
|огонь вследствие ее подвижности. |мировой души, души космоса, сотворенного |
|Утверждал, что огонь состоит из |умом – демиургом. Душа – это нечто |
|шарообразных атомов, ибо шар самое|возвышенное, о чистоте души (т. е. о |
|подвижное из всех тел… Душа и |нравственных помыслах) человек должен |
|огонь состоят из самых подвижных |неустанно заботиться, иначе его душе |
|атомов – из шарообразных… Демокрит|нелегко придется после смерти тела… |
|отрицал учение Гераклита о том, | |
|что огонь (из которого состоит | |
|душа) непрерывное тело. | |
3. Смертна или бессмертна душа?
|Демокрит. |Платон. |
|Отрицает бессмертие души. С |Человек умирает, а идеи его живут. «Душа»|
|прекращением дыхания прекращается |создавшего то или иное произведение |
|и жизнь. «Некоторые люди, не зная,|материальной или духовной культуры |
|что смертная природа полежит |человека «живет» в его произведениях… |
|уничтожению, но имея на совести |Платон говорит о бессмертии |
|совершенные ими дурные поступки, |индивидуальной души: |
|проводят всю свою жизнь в |-Душа до вселения ее в конкретное тело |
|беспокойстве и страхах, сочиняя |уже находилась в заоблачной дали и |
|лживые сказки о загробной жизни… |созерцала там идеи, а затем, при вселении|
|Не из страха, но из чувства долга |в новое тело, она их «забыла». Но можно |
|надо воздерживаться от |заставить душу «вспомнить» эти идеи, |
|проступков». |путем четко поставленных вопросов к ней. |
4. Проблема познания: чувственное предшествует рациональному
или наоборот?
|Демокрит. |Платон. |
|Два вида познания: одно |Рациональное познание предшествует |
|посредством чувств, другое – |чувственному: чтобы понять, что данные |
|мысли.… Два вида мысли: одна – |предметы равны, нужно уже до всякого |
|законнорожденная (к ней относится |чувственного опыта знать, что такое идея |
|скрытое (от наших чувств)), другая|«равенства», а она содержится в душе уже |
|– незаконнорожденная (зрение, |при рождении. |
|слух, обоняние, вкус, осязание). | |
| | |
|«Когда незаконнорожденная мысль | |
|уже не может больше (ввиду | |
|перехода) к очень мелкому ни | |
|видеть, ни слышать, ни обонять, ни| |
|чувствовать вкус, ни познавать | |
|осязанием, а приходится прибегать | |
|ко все более тонкому, тогда | |
|приходит на помощь | |
|законнорожденная мысль». | |
|Не сводит мышление к ощущению, | |
|считая, что мышление – более | |
|«тонкое» познание невидимых для | |
|глаза вещей. Мышление имеет место,| |
|когда душа смешана в надлежащей | |
|пропорции… Он сводит мышление к | |
|характеру смеси атомов в теле. | |
5. Каковы причины действий человека?
|Демокрит. Платон. |
|Несмотря на первоначальное различие в обосновании этики, оба они пришли |
|примерно к одним и тем же выводам: |
|Главное в жизни – «благородно стремиться к прекрасному». А что может быть |
|прекраснее жизни мудреца, не знающего страха в стремлении не к богатству, а к|
|истине? |
|Единственно что еще отметим, что вариант материализма, предлагаемый |
|Демокритом, не мог объяснить, почему те или иные люди готовы умереть ради |
|идем. |
|Материалисты, в частности | |
|Демокрит, признавая детерминацию| |
|человеческого поведения, | |
|просматривали важнейший тип | |
|такой детерминации, свойственный| |
|только человеку, а именно | |
|целевую детерминацию. | |
4. Теория А. Маслоу.
Он считал, что самое ценное в психике – ее Самость, стремление
к саморазвитию, а потому психология поведения должна быть дополнена
психологией сознания, которая бы исследовала «Я – концепция»,
Самость личности.
Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо,
«изучая ее лучших представителей». Только изучая лучших людей,
писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и
вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и
четко представленную в других, менее одаренных людях.
Исследования привели его к мысли о том, что существует
определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит
следующим образом:
Физиологические потребности – в пище, воде, сне и т. п.;
Потребность в безопасности – стабильности, порядке;
Потребность в любви и принадлежности – в семье, дружбе;
Потребность в уважении – самоуважении, признании;
Потребность в самоактуализации – развитии способностей.
Слабое место в теории Маслоу – данные потребности находятся в
раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более «высокие»
потребности возникают только после того, как удовлетворяются более
элементарные.
Однако большинство представителей гуманистической психологии
приняли сам термин самоактуализация, так же как и его описание
самоактуализирующейся личности. Вот восемь путей самоактуализации
по Маслоу:
1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное
переживание с полным сосредоточением и погруженностью, т. е.
переживание без подростковой застенчивости. В момент
самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком.
Это момент, когда Я реализует самое себя… Ключом к этому является
бескорыстие…
2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного
выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление.
Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо
выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять
раз в день – значит десять раз продвинуться к самоактуализации…
3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие Я,
которое может актуализироваться. Человек – это не «чистая доска» и
не податливый воск. Он всегда уже есть нечто… Большинство из нас
чаще всего прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, к
голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти,
традиции и т. д…
4. Когда вы сомневаетесь в чем – то, старайтесь быть честными…
Обращаться к самому себе, требуя ответа, - это значит взять на себя
ответственность…
5. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен
быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом.
6. Самоактуализация – это не только конечное состояние, но
также процесс актуализации своих возможностей. Самоактуализация –
это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет
сделать…
7. Высшие переживания – это моменты самоактуализации… Маслоу
имеет здесь в виду то самое «внутреннее озарение», «радость от
самопознания», «внезапное удивление от понимания».
8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что
для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это
требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно
выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть
их. Это болезненно, т. к. защиты направлены против чего – то
неприятного. Но отказ от защиты стоит того. Вытеснение – это не
лучший способ разрешения своих проблем.
Впоследствии Маслоу отказался от столь жесткой иерархии,
объединив все существующие потребности в два класса – потребности
нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Т. о.,
он выделил два уровня существования человека – бытийный,
ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и
дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных
потребностей. Ввел термин метамотивация для обозначения собственно
бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.
Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том,
что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других
людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно
воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не себе. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|