МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей, которое

    определяет успешность деятельности. Успешность может быть

    достигнута различными путями. Недостающая способность может быть в

    очень широких пределах компенсирована другими, хорошо развитыми у

    данного человека. Т. о. он рассматривал способности не изолированно

    друг от друга, а как целостную систему, в которой выделить какую –

    либо способность в качестве самостоятельной можно лишь

    аналитических целях.

    Ему принадлежит одно из первых исследований того особого

    сочетания способностей, которое характеризует успешность

    деятельности военачальника, - «ума полководца». Он изучал эту тему

    в годы ВОВ, проанализировав различия между теоретическим и

    практическим интеллектом. Он показал, что хотя основные элементы

    мышления едины, они своеобразно функционируют при решении

    тактических и стратегических задач, которые вынужден решать

    военачальник.

    В последний период жизни Теплов открыл новую главу в

    исследовании психофизических основ индивидуальных различий.

    Отправным для него стало учение Павлова о свойствах типа нервной

    системы. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики

    типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная

    научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом

    которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку.

    60. «Теория отношений» В. Н. Мясищева.

    Авторитетной теорией в отечественной психологии является теория

    отношений В. Н. Мясищева. Он исходил из того, что главным принципом

    изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в

    процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения

    человека к окружающему миру выражаются в его психической

    деятельности. В этих отношениях человек выступает в роли субъекта,

    деятеля, лица, сознательно преобразующего действительность.

    Отношения человека в развитом виде представляют систему

    индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с

    различными сторонами объективной действительности.

    Основные стороны психической жизни, по Мясищеву, - психические

    процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно

    связанные и проявляющиеся друг в друге.

    Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это

    понятие в теории Мясищева оказалось возможным рассмотрение

    различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории

    как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в

    достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты

    характера – превращенные отношения и т. д. Через противоречивые

    отношения Мясищев рассматривал неврозы.

    Отношения понимались им как сознательные, избирательные связи

    человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его

    личностные качества и реализуются в деятельности, что обеспечивает

    динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

    Развивал мысль о том, что настоящее, превращаясь постоянно в

    прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего

    поведения личности.

    Т. о., он открыл важные закономерности становления

    индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько

    типов личности. Доказывал, что психология личности должна

    основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.

    56. «Теория установки» Д. Н.Узнадзе.

    Важным направлением в советской психологии явилась теория

    установки, основанная грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. Он

    рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и

    поступки которой могут быть неосознаваемы.

    Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности,

    ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным

    объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки,

    означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и

    действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность

    – основа целесообразной избирательной активности человека.

    Явление установки было изучено в многочисленных

    экспериментальных исследованиях. Выявлено несколько принципиальных

    характеристик установки. Так, оказалось, что установка – не частный

    психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный

    характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит,

    будучи сформирована в одной сфере, на другие.

    Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при

    «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе

    установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового,

    деятельность может быть активизирована помимо участия его

    эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в

    плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не

    отражает его сущности.

    Специфически человеческим можно считать явление «объективации»,

    т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание

    действительности, как существующей независимо от субъекта.

    Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает

    адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате

    чего, опять – таки, вырабатывается готовность к деятельности, т. е.

    установка

    54. Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.

    Разрабатывал деятельностный подход (принцип единства сознания и

    деятельности). При рассмотрении принципа «творческой

    самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и

    творческой – одна из важнейших мыслей Рубинштейна): «…субъект в

    своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только

    обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется.

    Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть;

    направлением его деятельности можно определить и формировать его

    самого». Выдвинул принцип единства сознания и деятельности.

    Исходным в его теории выступает действие, «проникающее» в

    объективную действительность и, по его образному выражению, несущее

    мышление на своем острие. Деятельность выводит человека в мир и,

    творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный

    и общественный опыт неразрывны.

    Деятельность – один из уровней (важнейших уровней!) изначально

    практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с

    миром. Если для Выготского главным моментом, определяющим развитие,

    является знак, то для Рубинштейна – деятельность. Для него

    практические действия делают возможным овладение речью.

    Деятельность определяется своим объектом. Внешние причины

    действуют через внутренние условия, что фиксирует предложенное

    Рубинштейном понимание принципа детерминизма. Выдвинул формулу,

    согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством

    внутренних условий.

    Все психические процессы могут рассматриваться как процессы

    личности.

    Он отличает деятельность от поведения; в его понимании

    поведение – особая форма деятельности. Деятельность становится

    поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из

    предметного плана («вещная» сфера) переходит в план личностно –

    общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно -

    общественные отношения реализуются при посредстве предметных).

    Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если

    единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей

    анализа поведения является поступок. Т. о., Рубинштейн не сводил

    все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь

    деятельности.

    Описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.

    Психическое рассматривал, прежде всего, как процесс –

    движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукты

    (результаты) – образы, понятия, состояния и др. Сам же процесс

    включает прерывные операции, но не сводится к ним. Наиболее ярко

    это было показано на примере мышления, включающего логические,

    математические и др. операции. При этом мышление, как процесс,

    связано с мышление, как деятельностью личности, т. е. с мотивацией,

    способностями.

    Психология, понятая с позиций Рубинштейна, изучает психическое

    как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами),

    участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.

    52. П. П. Блонский и его вклад в психологию.

    Блонский считался одним из лидеров биогенетического и

    социогенетического направлений. Стремление изучить материальные

    основы развития психики привели Блонского к выбору в качестве

    источника развития такого объективного, материального фактора, как

    биологический. Понимание развития как роста и созревания определило

    выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на

    этот процесс, т. к. наследственность в первую очередь определяет

    особенности роста ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует

    или тормозит заданный рост. Темп умственного развития, по его

    мнению, не связан с пластичностью нервной системы, а пропорционален

    темпу соматического развития, который нельзя ускорить. Он исходил

    из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически

    с развитием вида, но определяется логикой самого процесса развития,

    в котором существует закономерная последовательность ступеней.

    Создал свою периодизацию психического развития.

    Развитие личности он связывал с развитием конституции и

    темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе.

    Доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для

    всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества –

    упрямство и негативизм 2 – 3 летних детей, неуверенность в себе,

    закрытость подростков – связывал с особенностями темперамента этого

    периода.

    Была разработана и общая периодизация психического развития

    детей. Он считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов –

    детства, размножения, угасания. Детство есть эпоха прогрессирующего

    роста, предшествующего эпохе размножения. Эту первую эпоху –

    детство – он разделил на три периода, а критерием деления возраста

    на периоды явилась дентиция, т. е. смена зубов.

    Связывая динамику развития с процессом обучения детей, он

    предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению,

    помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете

    той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя

    детей повторять все ошибки прошлого, такой метод позволяет им

    понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает

    естественность развития детского сознания.

    Говоря о воспитании ребенка, он настаивал на сохранении

    традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям

    адекватно прожить определенный этап. Он подчеркивал, что ребенок

    живет современностью, но на определенных ступенях он ее

    апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал,

    что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все

    этапы развития вида и антиэволюционно заставлять его переживать все

    заблуждения человеческого интеллекта. Смысл культурного развития

    состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми

    средствами, которыми он владеет. Поэтому, «чем культурно богаче

    окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению

    более сложными культурными средствами и позволяет ему шире

    использовать это окружение».

    58. Проблемы человекознания в творчестве Б. Г. Ананьева.

    Ананьев развивал некоторые важные положения Бехтерева, -

    инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания

    особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии,

    антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Такое

    рассмотрение предполагало несколько основных направлений:

    - изучение человека как биологического вида;

    - анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

    - изучение человека как личности;

    - анализ проблем человечества.

    В своей главной работе «Человек как предмет познания», в своем

    подходе к человеку Ананьев различил уровни его организации, в

    частности, уровень индивида и уровень личности.

    Развитие индивида – это онтогенетическое природное развитие

    человека – зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение,

    старость.

    Личность же – субъект общественного поведения и общения

    (общение он рассматривал, как особую деятельность, наряду с

    предметной деятельностью и познанием).

    Начало личности человека наступает намного позже, чем начало

    индивида, и связано с образованием постоянного комплекса социальных

    связей, образованием регулирующих их норм, освоением средств

    общения и деятельности.

    Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и

    старения. В его исследованиях были получены данные о

    гетерохронности и неравномерности психического развития,

    особенностях протекания психических процессов в период зрелости.

    Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей

    стране.

    50. «Физиология активности» Н. А. Бернштейна и ее влияние на

    психологию.

    Обратился к проблеме регуляции поведения и изучению механизмов

    построения движения. Тем самым были открыты подходы к современной

    трактовке поведения, новые области в нейрофизиологии и учении о

    психической регуляции движения живых существ.

    Стал творцом биомеханики в России. Сосредоточился не на

    мышечном аппарате самом по себе, а на той нервной организации,

    которая им управляет, чтобы объяснить с помощью точных

    экспериментальных и математических методов, как совершается процесс

    «построение движений». Выявилась чрезвычайная сложность этого

    процесса.

    Ученый изобрел и усовершенствовал ряд экспериментальных

    методов, позволивших под новым углом зрения изучить движения

    человека в процессе труда, при занятиях спортом, при игре на

    музыкальных инструментах, при пользовании протезами и др.

    Полученные данные позволили радикально изменить трактовку таких

    важнейших форм поведения, как навыки. Организм, работая, решает

    двигательную задачу. Когда мы говорим о решении задачи, то обычно

    понимаем под этим умственную работу, но оказывается, что все

    признаки задачи присущи и нашим движениям.

    Бернштейн доказал и выразил в строго математической форме то

    обстоятельство, что существуют различные уровни построения движения

    (этих уровней он выдели пять). На каждом уровне имеются свои,

    говоря его языком, «афферентные синтезы». Это значит, что в нервных

    центрах закодирована информация, содержащая сведения о внешнем

    мире, в котором предстоит произвести тот или иной класс движений.

    Поэтому к популярному среди философов, физиологов и психологов

    понятию об отражении, т. е. к передаче из внешнего мира в головной

    мозг изменений, которые сходны с воспринимаемыми вещами этого мира,

    Бернштейн присоединил термин опережающее отражение. Благодаря ему

    организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых

    ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о

    прошлом и отвечать на раздражители.

    Организм сталкивается с миром, уже имея запас проектов

    возможных движений. В создании этих проектов проявляется активность

    организма, способность к творчеству, созиданию нового. Ввел в науку

    принципиально новое понимание причин поведения живых существ:

    важнейшей причиной выступает не прямое действие раздражителя на

    органы восприятия, а создание модели возможного будущего действия.

    Исходя их всего выше сказанного, Бернштейн выдвинул идею

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.