МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    деятельности.

    Процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как

    «экстериоризация». Принцип «интериоризации – экстериоризации» -

    один из важнейших в теории деятельности.

    Исходя из представлений о психике, как особой форме отражения,

    Леонтьев усматривает «водораздел» между допсихическим и психическим

    уровнями отражения в переходе от раздражимости к чувствительности.

    Раздражимость он рассматривает, как свойство организма

    реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия,

    непосредственно связанные с жизнедеятельностью.

    Чувствительность определяется, как свойство реагировать на

    воздействия, сами по себе, не несущие биологической значимости

    (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними

    биотическом воздействии, что способствует более эффективной

    адаптации.

    Именно наличие чувствительности является критерием

    психического, по Леонтьеву. На уровне чувствительности оказывается

    возможным говорить о поведении как особой форме активности.

    Чувствительность, в простейшей форме, связана с ощущениями, т. е.

    субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений,

    объективного мира.

    Стадии эволюционного развития психики по Леонтьеву:

    1.Элементарная сенсорная психика.

    2.Перцептивная психика, на которой возникает восприятие как

    отражение целостных объектов («перцепция» означает «восприятие»).

    3.Стадия интеллекта.

    Новые ступени психического отражения возникают вследствие

    усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой.

    Обсуждает проблему возникновения сознания. Отличительная черта

    сознания – возможность объективного отражения. Возникновение

    сознания обусловлен возникновением особой формы деятельности –

    коллективного труда, который предполагает разделение функций. В

    терминах Леонтьев цель отделяет от мотива, в результате чего

    выделяется действие, как особая единица деятельности. Чтобы

    осуществить действие, человек должен осознать его результат в общем

    контексте, т. е., осмыслить его.

    Деятельность выступает исходным моментом формирования психики

    на различных уровнях. Рассмотрим ее структуру.

    Деятельность представляет форму активности. Активность

    побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных

    условиях нормального функционирования индивида, потребность

    «представлена» как переживание дискомфорта, неудовлетворенности,

    напряжения и проявляется в поисковой активности). В ходе поисков

    происходит встреча потребности с ее предметом, т. е. фиксация на

    предмете, который может ее удовлетворить.

    С момента «встречи» активность становится направленной, она

    опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться

    или не осознаваться. Именно теперь возможно говорить о

    деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом.

    Мотив – то, ради чего совершается деятельность.

    Деятельность – это совокупность действий, которые называются

    мотивом.

    Действие – главная структурная единица деятельности. Оно

    определяется как процесс, направленный на достижение цели.

    Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого

    результата. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

    Действие осуществляется на основе определенных способов,

    соотносимых с конкретной ситуацией, т. е. условиями. Это способы

    (неосознаваемые или малоосознаваемые) называются операциями и

    представляют более низкий уровень в структуре деятельности.

    Деятельность мы определили, как совокупность действий, вызываемых

    мотивом. Действие может быть рассмотрено, как совокупность

    операций, подчиненных цели.

    Самый низкий уровень – психофизиологические функции,

    «обеспечивающие» психические процессы.

    Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального

    психического развития. Так, Леонтьевым было предложено понятие

    «ведущая деятельность», та, с которой, на данном этапе развития,

    связано появление важнейших новообразований и в русле которой

    развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности

    означает переход на новую стадию.

    Основным механизмом выступает «сдвиг мотива на цель» -

    превращение того, что выступало как одна из целей, в

    самостоятельный мотив.

    В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности – в

    первую очередь в связи со становлением мотивационной сферы

    человека. По словам Леонтьева, личность «рождается» дважды.

    Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте,

    когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение

    непосредственных побуждений с социальными критериями, т. е.

    возникает возможность действовать вопреки непосредственному

    побуждению, соответственно социальным мотивам.

    Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано

    с осознанием мотивов своего поведения и возможностью

    самовоспитания.

    Выдвинул идею поэтапного формирования умственных действий.

    40. «Культурно – историческая теория» Л. С. Выготского.

    Одна из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20

    – 30 – е гг. 20 в., стала культурно - историческая теория,

    разработанная Львом Семеновичем Выготским. В своих теоретических

    построениях опирался на марксизм, самостоятельно придя к нему, как

    к философскому учению, открывшему новые методы видения человека в

    мире, и принял его как основу для развития. Он стремился разрешить

    проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную

    специфику психического мира человека и определить механизмы его

    формирования.

    Различает два уровня психического:

    1.Натуральные функции, которые даны человеку, как природному

    существу. Это механическое запоминание, непроизвольное внимание

    (например, поворот головы к источнику громкого звука).

    2.Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое

    запоминание, произвольное внимание – примеры высших психических

    функций. Одной из важнейших их характеристик является

    опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого

    они организуются.

    Для высших психических функций принципиально наличие

    внутреннего средства.

    Основной путь возникновения высших психических функций –

    интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание»)

    социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот

    процесс не является механическим. Высшие психические функции

    возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они

    же развиваются из примитивных корней на основе низших. Т. о., есть

    социогенез высших психических функций и есть их естественная

    история.

    Центральный момент – возникновение символической деятельности,

    овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством,

    которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую

    жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул.

    Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии.

    Первоначально она существует как форма взаимодействия между

    людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это

    обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

    При этом, процесс формирования высшей психической функции

    растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь

    в полноценной символической деятельности. Через общение человек

    овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек

    приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего

    мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и

    смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты).

    Важным моментом в концепции Выготского является его отношение к

    проблеме связи развития и обучения. Он считает, что обучение должно

    «вести за собой» развитие, это представление было развернуто им в

    разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со

    взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции Выготского.

    Более того, путь через другого оказывается в развитии центральным.

    Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное

    общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной

    деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую

    перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего

    развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным

    оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

    64. Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.

    Творчество Шпета с самого начала отличало стремление к созданию

    универсальных научных методологических принципов, объясняющих

    данные не только гуманитарных, но и естественных наук. Это

    стремление привело его впоследствии к герменевтике, основы которой

    в отечественной науке были заложены именно Шпетом. Его научные

    интересы связаны как с собственно философскими проблемами познания

    и логики, так и с исследованием психологии «социального бытия».

    Этот подход предполагал анализ социально – исторических причин,

    обусловливающих развитие психики человека, в том числе мышления,

    речи, индивидуальных и национальных психических особенностей, а

    также исследование психологических основ культуры, которая было

    особенно значима для Шпета.

    Он видел выход из кризиса психологической науки в отходе от

    чистой психологии и соединении ее с философией. Изучая историю

    развития русской психологии и философии, он пытался определить их

    специфику, анализируя развитие, прежде всего двух, с его точки

    зрения основных, проблем – логики и морали, причем значение первой

    связано с ее ролью в качестве методологической основы науки, в то

    время как проблема морали является спецификой именно русской науки.

    Постепенно он пришел к выводу, что логика не может быть

    единственным, универсальным методом исследования психологии

    социального бытия, которое он считал главным предметом своего

    творчества. Это привело его к идее о том, что изучение культуры

    человечества, его социального развития может строиться на основе

    анализа языка. Рассматривал язык как один из важнейших методов

    изучения личности, эмоций и социального окружения человека, его

    культуры. Преимущество языка перед логикой состоит в том, что язык

    не оставляет в стороне социальные причины, бытие людей, как это

    происходит с логикой, а потому расширяет рамки познания, позволяя

    понять не только внешнюю динамику, но и причины появления

    определенных событий, действий людей.

    Одной из центральных в психологических исследованиях Шпета была

    проблема языка в его соотношении с мышлением и, в первую очередь,

    самосознанием субъекта. Он пришел к выводу о необходимости анализа

    внутренней формы слова, т. к. именно она является тем главным

    механизмом, который лежит в основе интериоризации культуры, т. е. в

    основе формирования сознания – как индивидуального, так и сознания

    народа.

    Шпет выделяя два вида внутренней формы :

    1.Логические формы могут быть названы понятиями. С его точки

    зрения, внутренняя форма слова имеет динамический характер, и

    именно она является той энергией, которая помогает раскрыть смысл

    понятия при его словесной передаче, определяя законы

    диалектического движения к пределу полноты смысла.

    2.Поэтические формы.

    Динамика, соединяющая логическую и поэтическую внутренние

    формы, передает как содержание понятия, так и его социальный смысл,

    помогает понять окружающий мир во всей его полноте и потому может

    быть названа герменевтической.

    Слово без символа, без отношения, стоящего за ним, мертво (по

    крайней мере, для психолога, искусствоведа, любого исследователя

    социального бытия), но и один символ не может передать все

    содержание слова, его внутреннюю форму.

    В анализе искусства он отвергал голый натурализм, подчеркивая

    необходимость второго плана, символики. Но символика должна быть

    внутренне связана с идеей, с логической внутренней формой. С точки

    зрения психологии, это внутреннее отношение, переживание субъекта

    при передаче словесного выражения имеет первоочередное значение, т.

    к. оно открывает интенцию субъекта, его намерение, его

    эмоциональное состояние в момент образования и передачи слова.

    Связывая понятия искусства и внутренней формы, Шпет приходит к

    выводу о том, что сознание индивида носит культурно – исторический

    характер, его важнейшим элементом является слово, открывающееся нам

    не только при восприятии предмета, но и, главным образом, при

    усвоении его в виде знака, который индивид интерпретирует в

    процессе социального общения.

    Он в работе «Введение в этническую психологию» доказывал, что

    ее предмет раскрывается через расшифровку и интерпретацию системы

    знаков, составляющих содержание коллективного сознания данной

    нации. Он подчеркивал, что продукты культуры (язык, мифы) не

    являются сами по себе психологическими понятиями. Психологическая

    составляющая возникает в результате их субъективной интерпретации.

    Т. о., он совершенно по - новому подходит к роли эмоций, считая их

    одним из важнейших инструментов в процессе интериоризации культуры.

    Шпет подчеркивал субъективность и изменчивость национального

    самосознания, объясняющие динамику развития самого народа и его

    отношения к другим этносам. Фактически он одним из первых заговорил

    о проблеме самоидентификации.

    Он считал язык не только основой национального самосознания, но

    и значимой образующей в развитии национальной науки. Социальными,

    историческими факторами объяснял он и особенности отечественной

    интеллигенции, им было дано одно из самых блестящих описаний

    психологических причин образования феномена «русской

    интеллигенции».

    62. Б. М. Теплов и его вклад в психологию.

    Первые работы Теплова были связаны главным образом с

    исследованием восприятия, анализа реакций, вызываемых различными

    цветами и звуками. Он руководил физической и психофизической

    лабораториями, которые изучали зрительное восприятие в применении к

    запросам военного ведомства – способы маскировки, военного

    строительства и т. д.

    Анализ изменения цвета при различной интенсивности окраски, а

    также изменения контуров и фигур (в том числе фигур людей) при их

    различном расположении помог получить важные данные о свойствах

    зрительного восприятия. Эти материалы позднее вошли в работы

    Теплова, посвященные архитектуре. Он стремился изучать механизм

    возникновения не просто образа, но «эмоционального, эстетического

    образа, который формирует «культурную память» человека, его

    эстетические и этические пристрастия и установки.

    Занимался проблемой индивидуально – психологический различий в

    разных видах деятельности, среди которых он выделил и подверг

    тщательному экспериментальному анализу музыкальную деятельность.

    Он четко разграничил задатки как природные предпосылки

    становления способностей и сами способности как психические

    качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Он

    доказывал, что любую деятельность следует анализировать с точки

    зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому

    потенциалу личности. Творческий компонент содержится в любом виде

    труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возможностями субъекта,

    с его способностями, которые им самим могут и не осознаваться,

    поскольку лишь в процессе трудовой деятельности выявляется, на что

    человек способен, в чем его сильные и слабые стороны.

    В своих исследованиях Теплов наряду со способностями выделил

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.