Исследование толерантности
Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное
впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно
несимпатичны мне
Есть тип мужчин ( женщин), который я не выношу
Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем
4) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
Мне неприятны самоуверенные люди
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или
нервного человека, который толкается в транспорте
5) Я имею привычку поучать окружающих
Невоспитанные люди возмущают меня
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
Я люблю командовать близкими
6) Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в
городском транспорте или в магазинах
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто
пытка
Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией,
то обычно это раздражает меня
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так как
мне этого хочется
7) Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
Меня часто упрекают в ворчливости
Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на
него тем не менее обижусь
8) Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку
Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном
случае рассказывают о своих болезнях
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает
жаловаться на свою семейную жизнь
Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)
Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей
9) Обычно мне трудно идти на уступки партнерам
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной
работе
Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми
Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что
партнер прав
Максимальное количество балов в данном тесте составляло 135. Чем выше
количество балов тем личность нетерпимее к окружающим и наоборот чем ниже
тем человек терпимее относится ко многим типам партнеров, во многих
ситуациях, т.е. толерантнее.
Результаты самооценки коммуникативной толерантности приведены в
таблице 1.
Таблица 1
|С высшим образованием |10 |64,2 |
|Со средним образованием|5 |74,4 |
|Инженерно-технические |6 |66 |
|рабочие | | |
|Рабочие и безработные |9 |67 |
|Мужчины |9 |67,1 |
|Женщины |6 |66,7 |
Из таблицы мы видим, что у группы людей имеющих высшее образование на
10 (б) (используя опросник) толерантность выше, чем у группы людей
имеющих среднее образование.
Составим график отношений толерантности к возрасту опрашиваемых.
[pic]
- Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание)
Линия тренда (аппроксимации) на графике показывает, что у людей более
старшего возраста толерантность ниже, чем у людей более молодого возраста.
2.2 Влияние психологических факторов на коммуникативную толерантность
Все у той же группы опрашиваемых были проведены следующие тесты:
а) определение социальной креативности личности.
Назначение методики:
Данная методика с помощью самооценки поведения в нестандартных
ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной
креативности.
На основе суммарного числа баллов набранных испытуемыми определяем
уровень их творческого потенциала.
Результаты опроса приведены в таблице 3
Таблица 3
|№ |Ф.И.О. |Пол |возра|образ|Место |Сумма |Уровни |
|п/п| | |ст |овани|работы/учебы |баллов |социальной |
| | | | |е | | |креативности |
|1 |Зайцева |Ж |30 |В |КГРЭС |124 |Выше среднего|
| | | | | |управление | | |
|2 |Заплатина |Ж |24 |В |Безработная |51 |Низкий |
|3 |Иванов |М |27 |Н. В |КГРЭС рабочий |130 |Высокий |
|4 |Кукушкина |Ж |25 |Ср. т|Муз. Школа |92 |Средний |
| | | | | |хореограф | | |
|5 |Крутова |Ж |31 |В |Ср. школа |87 |Средний |
| | | | | |учитель | | |
|6 |Крутов |М |32 |Ср |КГРЭС рабочий |145 |Очень высокий|
|7 |Лайд |М |53 |Ср. т|КГРЭС рабочий |119 |Выше среднего|
|8 |Пименов |М |38 |В |Журналист |103 |Чуть выше |
| | | | | | | |среднего |
|9 |Поздеев |М |45 |В |КГРЭС рабочий |91 |Средний |
|10 |Сивяков |М |25 |В |Администратор |111 |Чуть выше |
| | | | | |сети | |среднего |
|11 |Сивякова |Ж |24 |В |Без работная |86 |Средний |
|12 |Стулова |Ж |29 |В |КГРЭС |114 |Чуть выше |
| | | | | |управление | |среднего |
|13 |Ходыкин |М |37 |Ср. |КГРЭС рабочий |105 |Чуть выше |
| | | | |сп. | | |среднего |
|14 |Иванов П |М |24 |В |ВрТЗ инженер |84 |Чуть ниже |
| | | | | | | |среднего |
|15 |Смирнов |М |26 |В |ВрТЗ инженер |83 |Чуть ниже |
| | | | | | | |среднего |
Обработка данных исследования:
Уровень социальной креативности мужчин и женщин:
|пол |Средний балл |Уровень социальной креативности |
| | |личности |
|мужчины |107 |Чуть выше среднего |
|женщины |92 |средний |
[pic]
- Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание)
Линия тренда на графике показывает, что толерантность в группе, в
зависимости от социальной креативности личности не меняется.
б) Определение личностной креативности.
Назначение методики:
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой
личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (с); склонность
к риску (Р).
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
1. Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще
всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство
механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы)
мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности
решения задач.
2. Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы
о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие
будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных
местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми он не
сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках
необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу
различных идей и событий.
3. Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений:
проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед
собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи;
проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает
слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется
необходимым, ему нравятся сложные задания.
4. Склонность к риску. Проявляются в том, что субъект: будет
отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других;
ставит перед собой высокие цели, и будет пытаться их осуществить;
допускает для себя возможность ошибки и провалов; любит изучать
новые вещи и идеи и не поддаются чужому мнению; не слишком
озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое
неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтоб узнать что из
этого получится.
Результаты исследования приведены в таблице 4.
Таблица 4
|№ |Ф.И.О. |Пол |Возр|Образ|Место |Факторы |Общий |
|п/п| | |аст |овани|работы |креативности |балл |
| | | | |е | | | |
|Любознательность |16,2 |4,2 |17 |2,4 |14,1 |4,3 |
|Воображение |6,8 |5,2 |7,6 |5,2 |5 |5,3 |
|Сложность |12,4 |5,3 |15,4 |4,5 |10,6 |7,6 |
|Склонность к риску |16,2 |2,9 |15,2 |3,4 |14,3 |2,3 |
|Суммарный |51,6 |11,9 |55,2 |13,3 |44 |10,8 |
Чаще всего для оценки разброса данных определяют отклонение каждого
из полученных значений от средней (М-M/) (обозначенная буквой d), а затем
вычисляют среднюю арифметическую всех этих отклонений, чем она больше, тем
больше разброс данных и тем более разнородна выборка и наоборот, если
средняя не велика, то данные более сконцентрированы и выборка более
однородна.
среднее отклонение [pic]
где ((сигма) означает сумму (d( - абсолютное значение каждого
индивидуального отклонения от средней;
n – число данных.
Статистики решили возводить все значения в квадрат, а затем делить
сумму квадратов на число данных. В результате такого подсчета получают так
называемую вариансу (в отечественной литературе ее называют дисперсией.
Формула вычисления вариансы:
Варианса [pic]
Стандартное отклонение [pic]
Для того чтобы более точно оценить стандартное отклонение для малых
выборок (с n (30) в знаменателе под корнем используют n-1.
Стандартное отклонение:
[pic]
По данным таблицы факторы креотивности мужчин по всем 4 факторам выше
женщин.
График
[pic]
- Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание)
Из графика мы видим по линии тренда чем больше балл (оценка)
личностной креативности тем толерантность выше.
в) Стратегия самоутверждения личности
Назначение методики:
Феномен самоутверждения идентифицируется с особенностями фиксации
личностью уникального способа своей жизни в социуме. В данной методике
самоутверждения личности рассматривается в контексте факторной природы,
включающей следующие три стратегии: самоподавление, конструктивность и
агрессивность.
Результаты исследования приведены в таблице 5.
Таблица 5
| | | | | | | | |
|1 |Зайцева |Ж |30 |В |КГРЭС |27 |Средн |
| | | | | |управление | | |
|2 |Заплатина |Ж |24 |В |Безработная |24 |Чуть ниж. |
| | | | | | | |средн |
|3 |Иванов |М |27 |Н. В |КГРЭС |31 |Чуть выш. |
| | | | | |рабочий | |средн |
|4 |Кукушкина |Ж |25 |Ср. т |Муз. Школа |33 |Выше |
| | | | | |хореограф | |средн |
|5 |Крутова |Ж |31 |В |Ср. школа |28 |Средн |
| | | | | |учитель | | |
|6 |Крутов |М |32 |Ср. |КГРЭС |29 |Средн |
| | | | | |рабочий | | |
|7 |Лайд |М |53 |Ср. т |КГРЭС рабочий |27 |Средн |
|8 |Пименов |М |38 |В |Журналист |27 |Средн |
|9 |Поздеев |М |45 |В |КГРЭС |35 |Выше |
| | | | | |рабочий | |средн |
|10 |Сивяков |М |25 |В |Администратор |33 |Выше |
| | | | | |сети | |средн |
|11 |Сивякова |Ж |24 |В |Без работная |28 |Средн |
|12 |Стулова |Ж |29 |В |КГРЭС |35 |Выше |
| | | | | |управление | |средн |
|13 |Ходыкин |М |37 |Ср. сп.|КГРЭС рабочий |33 |Выше |
| | | | | | | |средн |
|14 |Иванов П |М |24 |В |ВрТЗ инженер |27 |Средн |
|15 |Смирнов |М |26 |В |ВрТЗ инженер |25 |Чуть ниж. |
| | | | | | | |средн |
По результатам опроса:
У 7 человек – средний уровень конфликтности;
У 5 человек – выше среднего;
У 2 человек – чуть ниже среднего;
У 1 человека – четь выше среднего.
Чем меньше суммарное число балов, тем ниже уровень конфликтности и
наоборот.
[pic]
- Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание)
С увеличением количества баллов оценки личностной конфликтности
толерантность понижается.
3.Заключение и выводы
В среднем по результатам исследования у группы толерантность
находится на низком уровне. Люди более старшие по возрасту менее
толерантны. Из этого можно сделать вывод: Образование – это процесс,
который длиться всю жизнь, не начинается и не заканчивается школой. Попытки
привития толерантности через школьное образование будут безуспешны, до тех
пор, пока они не будут направлены на все возрастные группы и не станут
повсеместными дома, в школе, на работе, в обучении по юридической или
правоприменительной специальности, и даже при проведении досуга.
Часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед
неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также
часто имеет общее с гипертрофированным ощущением собственной ценности и
высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления
формируются в раннем возрасте, поэтому я считаю, что демократия в России
еще слишком молода, для того, чтобы люди ощутили себя более свободными,
могли в полной мере развивать свой творческий потенциал.
Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к
социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям,
верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из
фундаментальных признаков цивилизованности, уровня культуры.
В демографической культуре существует терпимость к позиции тех членов
общества, которые выступают с несколько отличными политическими,
религиозными, экономическими лозунгами. Происходит это потому, что в этих
обществах граждане, выражающие противоположные точки зрения по таким,
казалось бы, важным проблемам, например связанным с экономическим и
политическим курсом, религией и пр., имеют одну и ту же точку зрения на
такие вопросы, как свобода, дисциплина, рабочая этика, то есть преобладает
согласие по главным, базовым социальным вопросам. В дни острейшего
политического кризиса никто не подвергнет сомнению необходимость
существованию в стране правового порядка и демократического политического
режим, не усомниться в «американском образе жизни», «Франции для
французов», «особенности японцев». Люди воспринимают других членов общества
как таких же людей, как они сами, достойных уважения и поддержки.
Россияне еще не достигли того уровня демократической культуры,
поэтому толерантность и межличностное доверие остаются на низком уровне.
Все это в целом подтвержда5ет мою гипотезу.
Свою работу я хотел бы закончить мнением, которое полностью
поддерживаю, С.В. Смирнова г. Москва, Государственный Университет
Управления: «Толерантность – терпение, терпимость, понимание, способность
проникаться и понимать ощущения других людей. Дружелюбие, спокойствие,
адекватное восприятие. Мирная настроенность. Антипод агрессивности ,
злобности и раздражительности. Толерантность выступает как характеристика
личности человека или некоего субъекта, представленного людьми. Всего этого
сейчас не хватает некоторым людям и нациям.
Не хочу советовать конкретным представителям СМИ, т.к. суть
содержания программ и вопросов, обсуждаемых в них, довольно разнообразны и
Страницы: 1, 2, 3
|