МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование супружеских отношений

    определяющую роль в формировании образов фантазии, и связь рисунка с

    метафорами речи.

    В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что

    содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения)

    буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его

    метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: типы

    - «личность с шипами» - склонность к защитной агрессии; «большие уши» -

    повышенная заинтересованность в информации о себе и др.

    Методика РНЖ в данном случае используется для более глубокого

    понимания межличностных отношений в семье, раскрывает картину существующих

    отношений, выявляет социальные установки и черты личности, влияющие на

    данные отношения, выполняет функцию введения в психокоррекционную работу и

    подготавливает клиента для осознания скрытых, многоуровневых отношений в

    семье.

    Согласно инструкции теста РНЖ, испытуемому предлагается нарисовать

    несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Для проведения

    теста необходим карандаш средней твердости, стандартный лист белой бумаги,

    расположенный вертикально.

    Ход экспериментального исследования.

    Супружеская пара N1. Василий и Татьяна.

    1-я встреча - 3.06.97, время - 18.30-19.30. Проведение теста-опросника

    удовлетворенности браком.

    2-я встреча - 6.06.97., время - 18.30-19.30: обсуждение результатов

    теста0опросника удовлетворенности браком; проведение психогеометрического

    теста.

    3-я встреча - 10.06.97, время - 18.30. - 20.00: обсуждение результатов

    психогеометрического теста; проведение теста РНЖ.

    4-я встреча - 12.06.97, время - 17.00.-19.00: обсуждение результатов

    тестирования по всем проведенным тестам; рекомендации по устранению

    моментов, мешающих достичь более глубокого понимания.

    Все встречи проходили совместно с обоими супругами, в атмосфере

    доверия, взаимопонимания и достаточной степени открытости.

    Супружеская пара N2. Александр и Надежда.

    1-я встреча - 15.06.97, время - 18.00-19.30: проведение теста-

    опросника удовлетворенности браком.

    2-я встреча - 18.06.97, время - 18.00-19.30: обсуждение результатов

    теста-опросника удовлетворенности браком; проведение теста РНЖ.

    3-я встреча - 21.06.97, время - 12.00-14.00: обсуждение результатов

    всех проведенных тестов; консультация по выявленным проблемным зонам;

    формирование новых форм поведения в конфликтных ситуациях.

    Тестирование, обсуждение результатов и консультирование проводилось

    совместно. Супруги удовлетворены проведенной работой.

    Супружеская пара N3. Андрей и Светлана.

    1-я встреча - 30.06.97, время - 19.00.-20.30. Светлана. Проведение

    теста-опросника удовлетворенности браком, психогеометрического теста и

    теста РНЖ.

    2-я встреча - 2.07.97, 17.30-19.00: обсуждение результатов проведенных

    тестов.

    3-я встреча - 4.07.97, время - 18.00-19.30. Андрей. Проведение теста-

    опросника неудовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста

    РНЖ.

    4-я встреча - 8.07.97, время - 17.00-19. Обсуждение результатов

    тестирования.

    5-я встреча - 14.0.97, время - 19.30-21.00: совместная консультация

    супругов. Рекомендации по восстановлению здорового психоэмоционального

    климата в супружеских отношениях.

    Супружеская пара N4. Андрей и Надежда.

    1-я встреча - 21.07.97, время - 19.00-21.00: проведение теста-

    опросника удовлетворенности браком, тестов психигеометрического и РНЖ

    Тестирование супругов проводилось совместно.

    2-я встреча - 25.07.97, время - 17.30-19.00. Надежда: обсуждение

    результатов тестирования. Рекомендации по изменению отношения к себе, как

    фактору, препятствующему пониманию супругов.

    3-я встреча - 29.07.97, время - 19.00-20.30. Андрей: обсуждение

    результатов тестирования.

    4-я встреча - 2.08.97, время - 12.00-14.00: совместное

    консультирование рекомендации по выявленным проблемных зонам.

    Супружеская пара N5. Елена и Александр.

    1-я встреча - 6.08.97, время - 18.30-21.00: проведение теста-

    опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.

    2-я встреча - 9.08.97, время - 11.00-14.00: обсуждение результатов

    тестирования. Проведение теста РНЖ.

    3-я встреча- 13.08.97, время - 19.00-21.--: обсуждение результатов

    проведенных тестов.

    Супружеская пара N6. Наташа и Александр.

    1-я встреча - 22.08.97, время -16.30-18.00: проведение теста-опросника

    удовлетворенности браком и психогеометрического теста.

    2-я встреча - 26.08.97, время - 19.00-21.00: обсуждение результатов

    тестирования. Проведение теста РНЖ.

    3-я встреча - 3.09.97, время - 16.00-18.00: консультация по

    результатам проведенного тестирования.

    Супружеская пара N7. Наташа и Геннадий.

    Проводилось раздельное тестирование.

    1-я встреча - 10.09.97, время - 14.00-18.00. Наташа: проведение теста-

    опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и РНЖ.

    2-я встреча - 13.09.97, время - 10.00-12.00. Наташа: консультация по

    результатам проведенных тестов.

    3-я встреча - 17.09.97, время - 19.00-21.00. Геннадий: проведение

    теста-опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и

    РНЖ.

    4-я встреча - 18.09.97, время - 19.00-21.00. Геннадий: консультация по

    результатам проведенного тестирования.

    5-я встреча - 21.09.97, время - 18.00-20.00. Наташа и Геннадий:

    совместное обсуждение выявленных проблемных зон.

    Супружеская пара N8. Елена и Геннадий.

    Проводилось совместное тестирование.

    1-я встреча - 22.09.97, время - 18.00-20.00: проведение теста-

    опросника удовлетворенности браком.

    2-я встреча - 27.09.97, время - 18.00-20.00: проведение тестов -

    психогеометрического РНЖ.

    3-я встреча - 30.09.97, время - 18.00-20.00: совместное обсуждение

    результатов проведенного тестирования.

    Супружеская пара N9. Галина и Игорь.

    Проводилось совместное тестирование.

    1-я встреча- 2.10.97, время - 14.00-15.00: проведение теста-опросника

    удовлетворенности браком.

    2-я встреча - 4.10.97, время - 18.00-20.00: проведение тестов -

    психогеометрического и РНЖ.

    3-я встреча - 8.10.97, время - 16.00-18.00: консультация по

    результатам проведенного тестирования, обсуждение многочисленных проблемных

    зон в отношениях, во взаимном удовлетворении потребностей супругов.

    Супружеская пара N10. Лариса и Игорь.

    Проводилось раздельное тестирование.

    1-я встреча - 15.10.97, время - 14.00-15.00. Игорь: проведение теста-

    опросника удовлетворенности браком, тесто психогеометрического и РНЖ.

    2-я встреча - 17.10.97, время - 18.00-20.00. Игорь: консультация по

    результатам тестирования.

    3-я встреча - 20.10.97, время - 10.00-12.00. Лариса: проведение теста-

    опросника неудовлетворенности браком, тестов - психогеометрического и РНЖ.

    4-я встреча- 22.10,97, время - 17.30-19.00. Лариса: консультация по

    результатам тестирования.

    От совместной беседы супружеская пара отказалась.

    Анализ полученных результатов.

    Проведенное экспериментальное исследование с 10-ю супружескими парами

    показало, что существенное значение в возникновении конфликтов имеют те

    ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту их вступления в брак

    под влиянием их личностных особенностей и склонностей. Повышенные

    требования друг к другу нередко являются основой конфликта при несовпадении

    этих желаний с действительностью.

    После проведения теста-опросника удовлетворенности браком, семьи,

    принимающие участие в исследовании, разделились на 3 группы:

    В группу стабильных вошли семьи, субъективно удовлетворенные своим

    браком, оцениваемые окружающими как благополучные (скорее благополучные,

    абсолютно благополучные). Супруги стабильной группы отмечают полную

    уверенность в устойчивости своих семейных отношений и не представляют

    возможности их распада.

    В группу проблемных семей вошли супружеские пары, обратившиеся за

    консультацией к психологу в связи с неудовлетворенностью своими семейными

    отношениями, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его

    (переходные, скорее неблагополучные).

    В группу нестабильных вошли супруги, принявшие решение о расторжении

    брака (неблагополучные, абсолютно неблагополучные).

    Поскольку в данной выборке не выявились значимые различия в социально-

    демографических характеристиках стабильных и нестабильных семей, можно

    предположить, что такие характеристики, как продолжительность брака,

    возраст супругов, сходство или различие образовательного уровня, наличие

    детей, материальные или жилищные условия сами по себе (без учета социально-

    психологических факторов) не играют определяющей роли в процессе

    дестабилизации семьи.

    Некоторые отличия характеристик семей проблемной группы дают

    возможность предположить, что их проблемы могут быть вызваны недостаточной

    психологической подготовленностью к браку, выражающейся в переоценке

    бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу. Перенос

    сложностей из плана объективной реальности в план психологический, на

    область личных отношений, для некоторых семей определяет переход от

    проблемности к распаду. И, наоборот, взаимопонимание, поддержка,

    взаимовыручка в преодолении объективных сложностей стабилизируют семью.

    Выводы про итогам проведенного исследования.

    Эксперимент с десятью супружескими парами позволил, во-первых, лично

    апробировать известные методики (удовлетворенности браком,

    психогеометрического теста и теста несуществующего животного) в сфере

    межличностных супружеских отношений; во-вторых, с помощью примененных

    методик проанализировать основные причины возникновения конфликтных зон в

    различных сферах жизнедеятельности этих семей; в-третьих, подтвердить

    рабочую гипотезу о том, что конфликт в сфере удовлетворения потребностей

    супругов чаще всего возникает в результате рассогласованности представлений

    супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей

    партнера и ожиданий по отношению к партнеру.

    Заключение.

    Проблема супружеских отношений, иначе говоря семейная проблематика, в

    последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма

    заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и

    публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются

    диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности.

    Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического

    исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой

    теме.

    Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени

    зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от

    наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований

    супружеских отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в

    проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме

    не могут быть подлинно профессиональными.

    Исследовательская работа и развитие соответствующего

    методического инструментария, как показывает практика, должны идти

    параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать те диагностические

    процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем

    сейчас, тем более в будущем. Конечно, крайне трудно предвидеть, какие

    именно аспекты института семьи и семейных отношений окажутся в ближайшее

    время в центре внимания исследователей. Предсказания достаточно

    авторитетных международных источников указывает в качестве наиболее

    вероятных, с точки зрения приоритетности, на темы, связанные с

    нетрадиционными формами семейной организации (подростковые браки, браки по

    расчету, браки по контракту), с обеспечением качества брака и на ряд

    других. Такие прогнозы вызваны определенными изменениями, происходящими

    сейчас с самим институтом семьи.

    Наиболее важным, с точки зрения авторов спецпрактикума по социальной

    психологии (2) является факт изменения отношений между семьей и личностью.

    Если раньше включенность в семью была необходимым фактором социального и

    даже физического выживания, то сейчас это обеспечивает удовлетворение

    других, более высоких потребностей. Относительная свобода индивида от

    семьи, особенно в случае осознания этой свободы, приводит к изменению

    характера восприятия человеком своих семейных отношений - наиболее важными

    как субъективно, так и объективно, становятся не родственные, как бы

    заданные, не зависящие от воли субъекта связи, а отношения между супругами,

    являющиеся результатом свободного выбора. Именно супружеские отношения

    становятся центральными с точки зрения оценки своей семьи как успешной или

    неспешной, они в максимальной степени влияют на качество брака.

    Принципиальным для семьи является вопрос семейной индивидуализации, то есть

    выработки своего собственного стиля супружеского общения, включающего в

    себя способы контактов с окружающими, принятия решений, методов преодоления

    разногласий и выхода из кризиса и т.д.

    В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые

    должны быть достигнуты в нашем обществе в эпоху перестройки, одним из

    главных из них называется гуманизация отношения людей друг к другу

    (6,с.74,75). Гуманизация должна охватить как официальные, так и

    неофициальные взаимосвязи людей на производстве, в сфере обслуживания, в

    учебных и лечебных учреждениях и еще в большей степени - в семье. И в этом

    плане на психологическую науку ложится большая ответственность. Она должна

    через все доступные ей каналы (участие в подготовке и переподготовке

    врачей, педагогов, руководителей различных рангов, работников сферы

    обслуживания, народные и родительские университеты, службу семьи и т.п.)

    давать знания людям всех возрастов о личности, о характере человека, о

    закономерностях межлюдского взаимодействия в форме общения в трудовых и

    учебных коллективах, в официальной и неофициальной обстановке, при

    проведении досуга и, конечно же, в семье.

    Эти знания, сообщаемые психологией массовой аудитории, должны

    раскрывать особенности межличностного общения людей, относящихся к разным

    возрастным, половым, профессиональным, национально-этническим группам. Они

    должны знакомить с ошибками, наиболее часто допускаемыми людьми в ходе

    общения друг с другом, и показать нам более распространенные

    психологические причины этих ошибок (например, проецирование себя в

    другого, стереотипизацию, эффект ореола и др.). Одновременно

    психологические знания, доводимые до сознания людей, должны содержать

    информацию о психологических предпосылках успешного общения.

    Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как

    отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном:

    невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные

    специалистами и опробированные методики психодиагностики супружеских

    отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в

    семье, которой они еще дорожат, дать друг другу еще один шанс начать все

    сначала и, может быть, пронзительнее чем когда-либо ощутить смысл слов

    классика семейной психотерапии Карла Виттера: «Состоять в браке поистине

    ужасно. Хуже этого может быть только одно - в браке не состоять» (25).

    Библиография:

    Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ.

    Сер.14. Психология. - 1987. - N2.

    Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы

    исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии.

    - М.: Изд-во МГУ, 1987.

    Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского

    исследования // Проблемы философии - Киев, 1989. - Вып.79.

    Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере

    решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. -

    Т.16, N4.

    Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. - 1991. -

    N6.

    Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные

    направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. -

    N6.

    Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.

    Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских

    отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5.

    Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993.

    Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с

    гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М., 1995.

    Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и

    саморегуляции. - М., 1990.

    Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе... - М., 1996.

    Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. //

    Вопросы психологии. - 1987. - N4.

    Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и

    жилая среда.- Таллинн, 1986.

    Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов

    // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, N3.

    Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.

    Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений //

    Психологический журнал. - 1982. - Т.3, N2. - С.

    Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских

    отношений). - Л, 1984.

    Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье //

    Психологический журнал. - 1986. - Т.7, N2.

    Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические

    исследования. - Киев: Наукова Думка, 1975.

    Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995.

    Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль,

    1979.

    Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии

    // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

    Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных

    методов) // Психологический журнал. - 1992. - Т.12, N2.

    Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995.

    Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного

    общения. // Вопросы психологии. - 1885. - N4.

    Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия //

    Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

    Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический

    вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

    Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.

    Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. - М.,

    1990.

    Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. - М., 1995.

    Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных

    конфликтов. - Киев: «Здоровье, 1991.

    Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки

    молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 1983.

    Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология

    межличностных отношений. - Киев, 1990.

    Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики //

    Социально-политический журнал. - 1994. - N10.

    Михайлова О.Ю., Бухановский А.О. Механизмы формирования патологической

    функциональной системы (феномен «Чикатило») // Психологический вестник. -

    Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.1.

    Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический

    вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

    Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе // Психологический вестник. - Ростов

    н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

    Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика

    личности: Автореф.дис... канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 1997.

    Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в

    ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений: Автореф.

    дис... канд.психол. наук. -Л., 1978.

    Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой:

    Психоаналитическое исследование /Пер. с нем. -М.: Наука, 1995.

    Столин В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского

    ун-та. Сер.14. Психология. - 1984. - N2. - C.54-61.

    Приложение N1.

    Рисунки, выполненные в ходе эксперимента супружескими парами по

    проективному тесту «Рисунок несуществующего животного»:

    Группа «Супружеские пары, удовлетворенные браком»:

    стабильные (пара N2, рис.1,2).

    Группа «Супружеские пары, неудовлетворенные браком»:

    а) проблемные (пара N5, рис.3,4);

    б) нестабильные (пара N4, рис.5,6).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.