МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива

    Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива

    СОДЕРЖАНИЕ

    | |С. |

    |ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. |3 |

    |ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА| |

    |…………………………………………………………………. |5 |

    | 1.1.Первичный трудовой коллектив как малая группа……………………………….. |5 |

    | 1.2.Социально-психологический климат первичного трудового |11 |

    |коллектива………. | |

    | 1.3.Конфликт и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………….. |18 |

    |ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ | |

    |ЧЛЕНОВ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ………………… |30 |

    | 2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования………………………. |30 |

    | 2.2. Описание используемых методов и методик ……………………………………. |31 |

    | 2.3. Интерпретация полученных данных ……………………………………………… |32 |

    |ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. |36 |

    |СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………. |37 |

    |ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………….. |39 |

    ВВЕДЕНИЕ

    В условиях современной научно-технической революции постоянно растет

    интерес к явлению социально-психологического климата коллектива.

    Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями

    к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность

    и усложнением психической жизнедеятельности людей ,постоянным ростом их

    личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата

    коллектива – это задача развертывания социального и психологического

    потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа

    жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата

    трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост

    производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем,

    социально-психологический климат является показателем уровня социального

    развития коллектива и его психологических резервов, способных к более

    полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой

    возрастания социальных факторов в структуре производства, с

    совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня

    оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного

    трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая,

    идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

    Значимость социально-психологического климата определяется также тем,

    что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных

    социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и

    их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса.

    Социально-психологический климат выступает также в качестве

    полифункционального показателя уровня психологической включенности человека

    в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности,уровня

    психического потенциала личности и коллектива ,масштаба и глубины барьеров,

    лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.( Парыгин

    Б.Д. )

    Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной

    реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в

    группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает

    человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В

    связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного

    взаимодействия.

    Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики,

    обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой

    деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и

    управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений,

    использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

    Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения

    индивидов в конфликтных ситуациях на социально-психологический климат

    коллектива.

    Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

    1. теоретический анализ понятий первичного трудового коллектива,

    социально-психологического климата, конфликта,

    2. теоретический анализ основных стратегий разрешения конфликта,

    3. экспериментальное исследование стратегии поведения членов

    первичного трудового коллектива в конфликтной ситуации.

    Объектом исследования выступает первичный трудовой коллектив и его

    члены.

    Предметом изучения являются стратегии поведения членов первичного

    трудового коллектива в конфликтной ситуации.

    В связи с этим выдвигается гипотеза о связи между стратегиями

    поведения членов коллектива и социально-психологическим климатом.

    Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких

    методов исследования как метод наблюдения и метод тестирования.

    ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

    1.1. Первичный трудовой коллектив как малая группа

    В отечественной и зарубежной социальной психологии даются самые

    различные определения малой группы. Так, Д. Картрайт, А. Зингер, Т.Ньюком

    указывают следующие критерии определения и выделения малой группы: частота

    и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и число

    составляющих ее членов. Ш. Бюлер относит к типичным особенностям группы:

    взаимоотношения, взаимовлияния ее членов, без чего группа не существует,

    определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды; обособление

    лидеров, влияющих на остальных; общность целей, деятельности и организации;

    наличие у членов группы чувства «мы», единства группы; сплоченность. Г.

    Дикарс понимает под группой «психологически единую социальную ячейку,

    члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от

    друга».М. и К. Шериф считают, что группа- это социальный союз, наделенный

    такими свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для

    поведения ее членов. К ним относятся: структура и организация, система

    норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу и к

    другим группам и их членам. Согласно Х. Томе и Х. Фегеру, основной признак

    группы - взаимодействие ее членов, решающими критериями для выделения малой

    группы являются: число коммуникативных актов, частота и продолжительность

    взаимодействия индивидов в группе. Г. Хоманс также считает, что частота

    взаимодействия, его длительность и порядок - главные характеристики понятия

    «малая группа».

    Другие толкования понятия «малая группа»: 1. собрание людей,

    включенных в последовательно координированную деятельность, сознательно или

    бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит

    участникам удовлетворение; 2. миниатюрная социальная система, посредством

    исследования которой можно прийти к пониманию социального устройства в

    целом; 3. жизненное пространство личности.

    Многообразие определения понятия «малая группа» вызвано

    многообразием теоретических подходов, на базе которых эти определения

    формируются. К началу 70-х годов, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е. М.

    Дубовская, зарубежные авторы насчитывали девять концепций, определивших

    развитие групповой психологии . К ним относятся:

    1. Теория поля, которая берет начало в работах К. Левина и

    основывается на его тезисе, что поведение личности есть продукт поля

    взаимозависимых детерминант (жизненным или социальным пространством

    личности). Структурные свойства этого поля представлены понятиями,

    заимствованными из теории множеств, а динамические свойства - понятиями

    психологических и социальных сил. Целостной теории группы в рамках этого

    подхода создано не было, однако он лег в основу частных теорий групповой

    психологии: теории сплоченности, теории социальной власти, теории

    соперничества-сотрудничества, теории внутригруппового давления, теории

    групповых притязаний.

    2. Интеракционистская концепция, согласно которой, группа - есть

    система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе

    описывается тремя основными понятиями: индивидуальная активность,

    взаимодействие и отношение. В рамках этой теории исследуются структурные

    аспекты группы.

    3. Теория систем. Этот подход рассматривает группу как систему

    взаимосвязанных позиций и полей, делая акцент на групповых «входах» и

    «выходах» и рассматривая группу как открытую систему.

    4. Социометрическое направление представляет группу через анализ

    внутригрупповых отношений.

    5. Психоаналитическая ориентация базируется на идеях З. Фрейда,

    фокусируя внимание на мотивационных и защитных механизмах личности. Эти

    идеи легли в основу ряда теорий групповой динамики.

    6. Общепсихологический подход заключается в предположении, что многие

    представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии,

    применимы к анализу группового поведения, прежде всего в анализе таких

    индивидуальных процессов как научение, явления когнитивной сферы,

    мотивация.

    7. Эмпирико-статистическое направление, согласно которому основные

    понятия групповой теории должны выводится из результатов статистических

    процедур, таких как факторный анализ, а не формироваться априорно. Подобное

    понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области

    тестирования личности и представленных в исследованиях Р. Кеттелла,

    предложившего одну из теорий группового поведения.

    8. Формально-модельный подход базируется на формальном моделировании

    группового поведения с использованием математического аппарата теории

    моделей и теории множеств.

    9. Теория подкрепления базируется на идеях скиннеровской концепции

    оперантного обусловливания. Согласно ему поведение индивидуумов в группе

    есть функция двух переменных: вознаграждений (положительное подкрепление) и

    расходов или наказаний (отрицательное подкрепление). Идеи этой теории легли

    в основу социально-психологических теорий малых групп Д. Хоманса, Д. Тибо и

    Г. Келли, которые избрали объектом концептуализации внутридиадные отношения

    и перенося результаты анализа на большие по объему группы.

    Преобладающая на сегодня за рубежом тенденция состоит в интеграции и

    взаимопроникновении подходов, в стирании строго очерченных концептуальных

    рамок и разработке локальных теоретических конструкций, не претендующих на

    широкие общегрупповые обобщения, а призванные объяснить узкий круг

    эмпирических фактов, относящихся к тому или иному отдельному групповому

    феномену.( Руденский Е.В.)

    В отечественной групповой психологии выделяют четыре исследовательских

    подхода:

    1. Деятельностный подход основывается на принципе деятельности. Его

    приложение к исследованию группы вызвало к жизни стратометрическую

    концепцию групповой активности А. В. Петровского , программно-ролевую

    концепцию группы М. Г. Ярошевского и концепцию Г. М. Андреевой о модели

    социально-перцептивных процессов в совместной деятельности.

    2. Социометрическое направление базируется на широком использовании

    различных вариантов социометрического теста в качестве основного

    методического средства познания группы. Наибольший вклад в развитие этого

    направления внес Л. И. Коломинский

    3. Параметрическая концепция создана Л. И. Уманским. Основная идея

    состоит в том, что поэтапное развитие малой группы (контактной, по Л. И.

    Уманскому) осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-

    психологических параметров. В рамках этой концепции изучаются

    организационные и динамические характеристики групп.

    4. Организационно-управленческий подход основан на разрабатываемых в

    социологии и социальной психологии представлениях о социальной организации

    и управленческой деятельности. У истоков этого подхода стоял Е. С. Кузьмин.

    В рамках работ этого направления группа рассматривается как субъект

    управления.( Кузьмин Е. С.)

    Таким образом, малая группа - это ограниченная совокупность

    непосредственно взаимодействующих людей, которые: а) относительно регулярно

    и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без

    посредников; б) обладают общими целями, реализация которых позволяет

    удовлетворить значимые потребности и интересы; в) участвуют в общей системе

    распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что

    предполагает кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как

    в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его

    производства; г) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового

    поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и

    координации действий по отношению к среде.; д) расценивают преимущества от

    объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы

    получить, в других доступных группах, а потому испытывают чувство

    солидарности друг с другом и признательность группе; е) обладают ясным и

    дифференцированным представлением друг о друге; ж)связаны достаточно

    определенными и стабильными эмоциональными отношениями; з) представляют

    себя как членов данной группы и аналогично воспринимаются со стороны.(

    Донцов А.И.)

    Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создает

    соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность.

    Основной организационной ячейкой такой организации является малая группа-

    первичный трудовой коллектив. Первичный трудовой коллектив - это

    объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной

    деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя

    общую производственную задачу. Таким образом, основная деятельность

    коллектива определяет всю систему взаимоотношений и взаимодействий в нем, а

    также его психологические особенности. Выделяют следующие типы совместной

    деятельности, возникающие на основе единых организационно-экономических

    связей в группе.

    Технологический тип определяется особенностями технологического цикла.

    Жесткие технологические связи приводят к наиболее тесным контактам (не

    только деловым, но и личным) между работниками, рабочие места которых

    находятся рядом. Контакты с другими членами коллектива затруднены. Поэтому

    возникают отдельные подгруппы наиболее тесно связанных между собой людей.

    Функциональный тип связан с разделением производственного процесса по

    функциям. При распределении функций необходимо учитывать индивидуальные

    особенности деятельности людей. При таком типе взаимоотношений возникают

    широкие контакты между всеми членами группы, на личные же отношения

    существенное влияние оказывают деловые контакты и предпочтения.

    Экономический тип объединяет людей распределением коллективного

    заработка между ними. Здесь основной проблемой является точная оценка

    индивидуального вклада каждого члена бригады. Особое значение приобретают

    коллективность решения вопросов материального вознаграждения, высокий

    авторитет руководителя и доверие к нему, уровень развития в коллективе

    отношений взаимного контроля и ответственности.

    Социально-психологический тип - особый тип взаимоотношений,

    возникающий на основе осознания людьми своей принадлежности к одному

    коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и

    сотрудничество, коллективная ответственность.

    Формально-организационный тип - характеризует те коллективы, где

    реально никакой общности не возникает. Между работниками нет

    взаимозависимости, фактически отсутствуют контакты, деловое общение,

    психологическое единство.

    Вместе с тем, общую картину взаимодействия между людьми в первичных

    трудовых коллективах дополняют личные взаимоотношения. ( Гришина Н.В.,1990

    ) Взаимоотношения - это система взаимосвязей людей между собой в различных

    группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми

    и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными

    отношениями и определяются ими. Особенности поведения человека в

    коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны

    других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому

    человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.

    Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по

    вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель

    социально- психологического климата в трудовом коллективе. Показатели

    удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой

    обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а

    также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время.

    (соц-псих пробл бриг орг труда) В самой официальной обстановке между людьми

    так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на

    общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений

    в группе. ( Коллектив. Личность.Общение.: Словарь социально-психологических

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.