МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование психологических характеристик спортсменов (на материалах исследования культуристов)

    людьми в процессе спортивной деятельности.

    Иногда полагают, что физическое воспитание и спорт не столь уж важны для

    полноценного развития личности человека, которое может быть успешно

    достигнуто с помощью других социально важных видов деятельности, таких, как

    производственный труд, общественно-политическая деятельность, творческая

    деятельность в области того или иного искусства.

    Конечно, нет оснований требовать высоких спортивных способностей от

    каждого человека. Однако для общего процесса формирования личности очень

    важно, в каком возрасте влияют на человека те или другие факторы,

    благоприятные для ее развития. Многие виды деятельности и связанные с ними

    проявления личности специфичны для определенных возрастов. Физические

    упражнения и спорт особенно ценны для всестороннего развития личности в

    подростковом и юношеском возрасте. Педагогически правильное использование

    свойственной данному возрасту физической дееспособности благоприятствует

    формированию связанных с нею психических свойств, а на этой базе— и

    дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

    Понятие о спортивных группах и коллективах

    Спортивные коллективы различаются по характеру своей деятельности и по

    количеству входящих в них членов. Наиболее крупные из них, например,

    спортивные общества и федерации по отдельным видам спорта, охватывающие

    своей деятельностью тысячи и десятки тысяч спортсменов. Ячейками этих

    спортивных коллективов являются малые спортивные группы: секции,

    тренировочные группы, отдельные команды по данному виду спорта, сборные

    команды обществ, городов, республик, всей страны.

    Малая спортивная группа—это социальный организм, объединяющий

    спортсменов для совместной деятельности по достижению общих для группы (а

    не только индивидуальных) целей.

    Малые спортивные группы объединяют небольшое число спортсменов одной

    специализации на основе их общих интересов и совместной деятельности в

    данном виде спорта. Они охватывают только те стороны жизни своих членов,

    которые связаны со спортивной деятельностью.

    Малый спортивный коллектив через более крупные объединения органически

    связан со всем народом, представляет собой малую ячейку общества. Решая

    конкретные общие для коллективa задачи и области спортивной деятельности,

    малые спортивные коллективы содействуют развитию и совершенствованию у

    своих членов лучших сторон и качеств личности, присущих человеку.

    Социально-психологические черты спортивного коллектива.

    В самой сущности спортивного коллектива заложено стремление постоянно

    совершенствовать формы организации и деятельности, непрерывно двигаться

    вперед, видеть поступательное развитие спорта, намечать и решать все новые

    и лучшие задачи.

    Для спортивного коллектива характерно вовлечение всех своих членов в

    активную работу по решению общих его задач. Это могут быть конкретные

    вопросы методики повышения спортивного мастерства, технического и

    тактического совершенствования членов коллектива, поддержание на высоком

    уровне достигнутого положения среди других коллективов и др.

    Наряду с этим коллектив ставит перед собой также цели и задачи,

    направленные на общее развитие того или иного вида спорта: не только

    применение уже известных средств и методов тренировки, но и проверку их на

    опыте, развитие и совершенствование.

    В состав спортивного коллектива входят не только спортсмены, но и

    тренеры, врачи, массажисты, научные и технические сотрудники. Без их

    участия в общей работе коллектив не может развиваться нормально.

    Особенности спортивного коллектива находят свое отражение и в его

    организационной структуре. Формы такой организации различны, но при всем их

    многообразии у них есть некоторые общие черты.

    В ряде коллективов в связи с их особенностями избирают представителя

    команды, который обязан руководить работой коллектива и представлять его в

    других организациях.

    В спортивном коллективе господствует дух высокой взаимной

    требовательности и в то же время глубокого уважения к личности каждого

    члена коллектива. В нормально развивающемся коллективе личные интересы его

    членов совпадают с общими интересами коллектива. Члены коллектива

    испытывают чувство гордости за свой коллектив, выражающееся в стремлении

    быть активным участником его деятельности.

    Характерными чертами отличается и общий стиль жизни и деятельности

    спортивного коллектива. В нем нет места упадочническим настроениям даже в

    исключительно трудных случаях жизни.

    Спортивный коллектив отличает здоровый оптимизм, выражающийся в

    радостных чувствах и настроениях, связанных с участием в общей деятельности

    коллектива, творческом подъеме, крепкой дружбе между членами коллектива.

    Положение спортсмена в системе межличностных отношений в группе.

    Свойственный малым социальным группам оценочный характер межличностных

    отношений приводит к формированию «личного положения» отдельных членов

    группы по отношению ко всей группе.

    «Личным положением» называется авторитет, завоеванный индивидом в

    группе. Оно характеризует степень авторитета (по каким-то вопросам

    групповой жизни) и характер влияния индивида.

    В группе создается более или менее определенное суждение о том, какими

    личностными качествами обладает тот или иной ее член, какое место он мог бы

    занимать в жизни и деятельности группы. Один, по мнению группы, считается

    наиболее принципиальным человеком, на суждения которого по определенным

    вопросам группа может полностью положиться; другой — наиболее отзывчивым,

    способным всегда прийти на помощь в трудных обстоятельствах и т. д.

    Личное положение члена спортивного коллектива формируется под влиянием

    двух факторов:

    1) личностных особенностей самого спортсмена, его способностей,

    свойственных ему черт характера, особенностей его поведения в группе

    и т.д.

    2) определенного и устойчивого общего мнения в группе в отношении

    показателей и норм применяемых при оценке личностных качеств своих

    членов.

    Какими бы положительными качествами с общепринятой точки зрения ни

    обладал данный индивид, он не займет соответствующего им личного положения

    в группе, если общее мнение при оценке его качеств будет опираться на

    установки и нормы, отличающиеся от общепринятых.

    Установившееся (принятое группой) личное положение спортсмена в

    группе, в свою очередь, связано с двумя следствиями:

    1) оно определенным образом влияет на конкретное поведение спортсмена

    в группе. Знание своего положения в группе (его оценки группой) — в то же

    самое время знание тех ожидании, надежд, которые существуют в группе по

    отношению к данному ее члену. Поскольку данный спортсмен ценит свою

    принадлежность к группе, поскольку она является для него «референтной» (т.

    е. он уважает мнение группы, считает его для себя авторитетным), он будет

    следовать в своем поведении ожиданиям группы: воздерживаться от одних

    действий и хорошо выполнять другие;

    2) оно сплачивает группу на основе дифференциации личных положений ее

    членов. Как и всякий живой социальный организм, спортивная группа нормально

    существует и действует на основе участия в ее жизни различных

    индивидуальностей, наилучшего использования в ее интересах их положительных

    качеств и особенностей.

    Все это, однако, реально, когда в малой спортивной группе существует и

    активно себя проявляет общая для всей группы моральная атмосфера. Наличие

    определенного и открыто выражаемого общего мнения в группе сильно влияет на

    поведение отдельных ее членов. Группа может быть сплоченной в отношении

    определенных моральных принципов, выступать при решении вопросов морального

    характера как единый коллектив. И тогда личное положение каждого ее члена

    играет в жизни группы огромную положительную роль. Но в группе может и не

    быть такого единства принципиальных позиций по актуальным вопросам ее жизни

    и деятельности. И тогда она будет разобщаться противоречиями, фактически

    распадаться на отдельные группировки. В этих случаях личное положение

    индивидов в группе утратит свое положительное значение. Авторитет,

    завоеванный индивидом в группе, активно проявляется лишь тогда, когда

    группа спаяна определенными общими моральными принципами.

    ЛИДЕРЫ И ЛИДЕРСТВО В СПОРТИВНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ.

    В любой малой социальной группе активность участия ее членов в общей

    деятельности неодинакова: некоторые члены группы играют в ней пассивную

    роль, неинициативны; вместе с тем на этом фоне почти всегда выделяются один-

    два человека, которые берут на себя руководство другими и проявляют

    инициативу (разрабатывают и предлагают планы общей деятельности,

    распределяют между участниками обязанности, следят за их выполнением,

    приходят на помощь в трудные минуты и т. п.

    Лидер - это человек, который умеет вести за собой людей и отвечать за

    них. За лидером группой признается право представлять ее интересы и

    распределять функции между членами группы. Лидер выдвигается стихийно,

    может сам устанавливать свои права и обязанности, а сфера его влияния

    ограничивается конкретной группой. Главный признак лидера - он знает и

    чувствует свой коллектив, поэтому ему гораздо проще и естественней дается

    мотивация. Он способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых

    распоряжений и команд.

    Лидеры не всегда являются официальными руководителями или

    организаторами группы; часто они принимают на себя эту функцию сами в силу

    свойственных им личностных особенностей — большой общительности,

    деловитости, умения ладить с людьми, побуждать их к усилиям в совместной

    деятельности. Нередко они являются активными помощниками официальных

    руководителей. При правильном руководстве их деятельность весьма полезна,

    она сплачивает группу вдохновляет ее на большие волевые усилия.

    Однако неправильно видеть в лидерстве сущность социальной структуры

    группы, распределять ее членов на две части: активных лидеров, «ведущих»,

    обязанных этим положением в группе своим личным прирожденным особенностям

    вожаков, и «ведомых», не способных быть активными и инициативными,

    обреченных в виду присущих им личностных качеств на пассивную роль в

    группе.

    По широко распространяемым утверждениям некоторых зарубежных

    психологов, лидерами в малых социальных группах стихийно оказываются люди,

    обладающие прирожденными для такой общественной роли типологическими

    особенностями. С учетом этих особенностей были даже выделены следующие типы

    лидерства:

    а) по стилю руководства «ведомыми» — авторитарные, не допускающие

    никаких возражений или отступлений от сделанных ими указаний, и

    демократичные;

    б) по широте руководства — универсальные, способные длительно

    руководить группой во всех многообразных условиях ее деятельности, и

    ситуационные, принимающие на себя роль лидеров лишь при особых

    обстоятельствах:

    в) по характеру психического воздействия на «ведомых» —вдохновители,

    способные пробудить в «ведомых» внутренние духовные силы и способности,

    ориентирующие «ведомых» на точное выполнение определенных технических

    действий или рабочих операций.

    В спортивном коллективе лидер является первым среди равных, каждый из

    которых, если потребуется, может выступить в роли лидера. Это положение

    особенно важно для спортивных малых групп.

    ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ВИДАХ СПОРТА, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИХ ОБРАЗЫ

    МАСКУЛИННОСТИ ИФЕМИНИННОСТИ

    Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта и

    обучение принятым в обществе формам поведения. Типичный для мужчин процесс

    социализации в большей степени, чем для женщин, предусматривает занятия

    спортом, поскольку способствует формированию таких качеств личности,

    которые стереотипно воспринимаются как мужские — сила, настойчивость,

    целеустремленность, мужественность и т.д. Хотя в последнее время женщины

    активно вовлекаются в спорт, тем не менее до сих пор существуют

    определенные виды спорта, которые характеризуются как более

    предпочтительные для мужчин или женщин. Агрессивный физический контакт —

    имидж мужского спорта, в то время как грация и элегантность —

    характеристики тишиной спортсменки женщины. Существуют виды спорта,

    репрезентирующие образы, относящиеся к стереотипам маскулинности

    (мужественности, жесткости, силы, проявлений агрессивности во

    взаимодействии с противником) — к ним относятся различные виды единоборств,

    и феминности, где необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм —

    например, бальные танцы, фигурное катание.

    Личность формируется в деятельности, в том числе в спорте, как одной

    из высокоспециализированных сфер жизнедеятельности человека. Сильная

    идентификация спортсменов с их спортивной ролью начинается еще в раннем

    детстве. Многие родители, подвластные гендepным стереотипам, опасаются

    отдавать девочку заниматься единоборствами по причине беспокойства — не

    будет ли вид спорта отрицательно сказываться на ее женственности и

    воспитывать «мужеподобное существо». Тренеры по единоборствам поставлены

    перед проблемой — как взаимодействовать в образовательном процессе с

    мальчиками и девочками, ориентироваться ли в воспитании представительниц

    женского пола на требования, предъявляемые видом спорта, или на

    традиционные представления о фемининности. Зачастую выбирая последний путь,

    они еще более осложняют и без того противоречивую ситуацию, с которой

    сталкиваются девочки, избравшие данный вид спортивной специализации.

    Существенные коррективы в представление о маскулинности /фемининности

    внесены концепцией андрогинии, обозначающей сочетание как традиционно

    мужских, так и традиционно женских качеств. Считается, что люди

    андрогенного типа более приспособлены к жизни, устойчивы к стрессам. В

    связи с вышесказанным возникает следующий вопрос: не будет ли маскулинная

    деятельность формировать v мальчика тип личности, связанный только с

    набором маскулинных характеристик, что отрицательно может сказаться на его

    социально-психологической адаптации.

    Таким образом, остается неясным, как занятия фемйнными и маскулинными

    видами спорта влияют на формирование структуры личности. Наиболее важным

    представляется решение этого вопроса в ген-дерном аспекте.

    Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выявить особенности

    становления личностной в процессе социализации в маскулинных и фемининмых

    видах спорта

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА

    Общая психологическая подготовка спортсмена

    Для современного мирового спорта характерны неуклонный и значительный

    рост спортивных результатов, огромная затрата участниками спортивных

    соревнований не только физической, но и психической энергии: даже очень

    хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать

    победу (к которой он потенциально вполне подготовлен), если у него

    недостаточно развиты необходимые для этого психические функции и

    психологические черты личности. Таким образом, психологическая подготовка

    спортсмена имеет такое же большое значение в его спортивном

    совершенствовании, как физическая, техническая и тактическая подготовка.

    Виды психологической подготовки

    Различают два вида психологической подготовки спортсменов:

    специальную психологическую подготовку непосредственно к эффективному

    участию в предстоящем конкретном соревновании и общую психологическую

    подготовку, понимаемую как всемерное развитие в процессе систематических

    тренировочных занятий психических функций и психологических качеств

    личности, необходимых спортсмену для успешной спортивной деятельности.

    Специальная психологическая подготовка спортсмена, являясь важнейшей и

    конечной задачей его подготовки, не может быть результативной, если она не

    опирается на его общую психологическую подготовку.

    В этом понимании общая психологическая подготовка спортсмена

    аналогична общей физической подготовке: как специальная физическая

    подготовка спортсмена базируется на его общем физическом развитии, так и

    специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованию опирается

    на совершенное развитие необходимых для спортивной деятельности психических

    функций и психологических качеств личности.

    Задачи и содержание общей психологической подготовки спортсмена

    Многочисленные исследования в области психологической подготовки

    спортсмена показывают не только огромное многообразие психических функций и

    состояний, играющих важную роль в достижении им наивысшего мастерства, но и

    специфические особенности проявления одних и тех же функций или качеств

    личности в связи с требованиями, предъявляемыми к психике человека разными

    видами спорта. Для таких видов, как спортивная гимнастика, стрельба,

    тяжелая атлетика, характерна крайняя степень сосредоточенности внимания и

    даже его своеобразная «узость». А для спортивных игр, бега по пересеченной

    местности, фехтования, борьбы и других видов единоборств, наоборот,

    характерно очень большое распределение внимания, связанное с необходимостью

    быстро реагировать на необычные или внезапные pаздражения. Гимнастику,

    стендовую стрельбу, баскетбол отличают филигранная координированность

    движений, в которых даже незначительное отступление от выработанного в

    процессе тренировок стереотипа приводит к ошибкам и неудачам, а бокс,

    спортивные игры — широкая вариативность координации, требующих выполнения

    действий в быстро меняющихся условиях спортивной борьбы. Спортивная

    деятельность в ее различных видах требует от спортсменов развития большого

    комплекса психических процессов и состояний, которые буквально пронизывают

    собой все стороны деятельности спортсмена во время тренировок и

    соревнований, и притом развития не вообще, а развития с учетом специфики

    каждого вида спорта.

    Однако при всем разнообразии психических процессов и функций в

    спортивной деятельности для них характерны некоторые общие особенности,

    вытекающие из специфики спортивной деятельности вообще, поскольку они:

    а) протекают и проявляются, как правило, в экстремальных условиях,

    характерных для любого вида спорта и связанных почти всегда с

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.