МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

    связи. В каждом углу может находиться индивидуум, группа людей,

    неодушевленный предмет или деятельность( [3],[8] ).

    Боуэн (Bowen, 1966) дает следующее определение эмоционального треугольника:

    «Человеческие отношения часто строятся на основе треугольников. Когда

    психическое напряжение в отношениях между двумя людьми начинает превышать

    определенный уровень, в них включается третий человек, что приводит к

    распределению психического напряжения между тремя участниками

    эмоционального треугольника. Кроме того, каждые два участка такого

    треугольника могут, в свою очередь, образовать новые треугольники, включая

    в них новых лиц. Таким образом, система отношений человека может включать

    множество взаимосвязанных эмоциональных треугольников, при этом возникшее

    психическое напряжение может перемещаться от старых участников коммуникаций

    к новым и наоборот».

    С понятием эмоционального треугольника также связано понятие дифференциации

    «я». Чем менее дифференцировано «я» одного или обоих партнеров по

    коммуникации, тем более высока вероятность формирования треугольников.

    Образование треугольников является одним из способов избежать решения

    вопросов, относящихся к личному росту и дифференциации самосознания, а

    также осознания своей роли во взаимоотношениях с другими. Триангуляция

    позволяет стабилизировать эмоциональное состояние человека путем его

    обращения к третьему. Чем выше уровень психического напряжения во

    взаимоотношениях между двумя людьми, тем вероятнее, что один из них или они

    оба установят отношения с третьими лицами с тем, чтобы снизить уровень

    психического напряжения. Этими третьими лицами могут быть психотерапевт,

    друзья или родственники. Чем большей незрелостью отличаются партнеры по

    коммуникации, тем более значимыми для эмоционального благополучия

    представляются им собственные отношения. Если в их основе лежит лишь

    необходимость сохранения эмоциональной стабильности, для того чтобы

    избежать неприятных переживаний, партнеры будут уклоняться от обсуждения

    проблем в своих отношениях и обращаться к третьим лицам, чтобы иметь

    возможность говорить о чем-нибудь другом, не относящимся к их отношениям.

    Таким образом, в основе образования треугольников лежит и стремление

    человека получить возможность обсуждения проблем в своих отношениях с кем-

    то еще, и желание избежать их обсуждения. В последнем случае человек

    предпочитает говорить о политике, религии, телевизионных передачах или

    проблемах других людей, только не о своих собственных.

    Важно помнить о том, что образование треугольников во многих случаях

    выполняет стабилизирующую функцию, способствуя сохранению прежнего уровня

    взаимоотношений Оно служит средством снижения переживаемого человеком

    эмоционального напряжения. Чем отчетливее выражено эмоциональное напряжение

    индивида, тем более вероятно образование треугольников, и чем оно выражено

    меньше, тем более готов человек к откровенному обсуждению своих проблем.

    Мышление и чувства

    Заачастую люди слишком субъективно оценивают происходящие в их жизни

    события, особенно если они вызывают сильный эмоциональный отклик или если

    люди несут ответственность за их исход. Поэтому они нуждаются в объективной

    оценке происходящего и профессиональной помощи, позволяющей осознать, как

    их чувства влияют на оценку событий. Охваченный сильными переживаниями,

    человек не способен правильно оценить происходящее – он лишь строит

    различные домыслы. Чем характерней для членов семьи напряженные отношения,

    тем искаженней и субъективней будет их оценка происходящих в семье событий.

    И чем эмоциональней отношения между членами семьи, тем больше вероятность

    того, что их чувства сильно повлияют на восприятие происходящего.

    Чем сильней люди зависят друг от друга, тем больше они ориентируются в

    своих оценках на собственные чувства. Если они испытывают сильную тревогу,

    то их оценка той или иной информации может быть совершенно искаженной. Если

    человек ощущает, что его жизни и благополучию что-то угрожает, он не

    способен объективно оценивать полученную им информацию, и переживаемые им

    чувства будут соответствующим образом окрашивать любые факты. По мере того

    как человек станет способен контролировать ситуацию и ощутит себя в большей

    безопасности, его мышление обретет более последовательный и логичный

    характер, а оценки станут более трезвыми. Важно также учесть, что люди,

    привыкшие к рациональному истолкованию своих переживаний и зачастую их

    отрицающие, на сомом деле им очень подвержены. Чем больше человек опасается

    утратить контроль за своим состоянием, тем вероятней его стремление срыть

    или подавить свои чувства. В подобном случае действия и оценки человека

    будут значительной степени определяться его чувствами, а не разумом. И,

    напротив, когда человек уверен в том, что ему удастся совладать со своими

    чувствами, он дает им волю и в тоже время продолжает контролировать свои

    действия.

    Глава 3. Исследование насилия в семье

    3.1. Общее описание технологии исследований

    Для конструирования описательной модели насилия в семейной системе

    необходимо было решить ряд задач:

    . собрать информацию о семейной системе

    . собрать информацию о характере насилия в семье

    . описать процесс насилия в семейной системе, используя понятия системного

    подхода, – иерархия, границы, треугольники и др.

    Сбор информации о семейной системе осуществлялся посредством методики

    интервью (см. приложения).

    Беседа на вышеозначенную тематику предполагала проявление такта и

    деликатности со стороны исследователя и откровенности со стороны

    респондента. Сбор информации о характере насилия в семье осуществлялся с

    использованием техник – эмпатического слушания и идентификации, что

    способствовало установлению психологического контакта в беседе,

    максимальной открытости и откровенности в общении и пониманию проблемы.

    Установив контакт необходимо было расположить респондента к себе, создав

    доверительную атмосферу общения, вызвать респондента на откровенный

    разговор, открывающий тайны и секреты взаимоотношений членов семьи друг с

    другом, а также вскрывающий проблему насилия в семье.

    Работа с каждым респондентом предполагала прохождение нескольких этапов:

    . знакомство, установление контакта

    . интервью (в котором можно выделить два блока: первый блок вопросов

    направлен на получении информации о семейной системе, второй блок

    вопросов направлен на получение информации непосредственно о характере

    взаимоотношений в семье, формах насилия транслируемых в семье , реакции и

    поведении членов семьи в ответ на транслируемое насилие и т.п.; вопросы

    второго блока строились по принципу продвижения от легких к трудным,

    провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о

    взаимоотношениях, от линейных вопросов к циркулярным), позволяющим

    получить непредвзятую информацию о взаимоотношениях в семье не став

    жертвой навязываемого семейного мифа .)

    . обязательным этапом являлась заключительная беседа с респондентом о

    прошедшем интервью, дающая возможность поинтересоваться возможными

    изменениями произошедшими в сознании респондента, его впечатлениями,

    переживаниями, отношением к пройденной процедуре.

    После получения информации осуществлялся анализ структуры конкретной семьи,

    необходимо было остановиться поочередно на разных уровнях системы (вся

    семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные

    подсистемы); описать структуру семьи с точки зрения её основных параметров

    ( сплоченность (низкая – разобщенный тип семьи; низкая к умеренной –

    разделенный тип семьи; умеренная к высокой – объединенный тип семьи;

    чрезмерно высокая – запутанный тип семьи), иерархия, гибкость ( Олсон

    выделяет 4 уровня: от ригидного =- очень низкий; структурированного –

    низкий к умеренному; гибкого – умеренный; к очень высокому – типу семейной

    системы), внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи)

    Определялась стадия жизненного цикла семьи (1. Зарождение семьи с момента

    заключения брака до появления первого ребенка; 2. Рождение и воспитание

    детей; 3. Завершение воспитательной функции семьи; 4. Дети живут с

    родителями не имея собственной семьи; 5. Супруги живут одни или с детьми,

    имеющимим, собственные, семьи). Следующим этапом работы было

    непосредственно конструирование описательной модели насилия в семье,

    раскрывающей место насилия в семейной системе и описывающей характер и

    динамику процесса насилия в семье.

    3.2. Описательные модели насилия в семье.

    Семья 1.

    Состав семьи: отец(50 лет,образование высшее техническое), мать (50 лет,

    образование высшее юридическое), дочь (22 года, студентка), сын (18 лет,

    учащийся), бабушка (пенсионерка).

    Стадия жизненного цикла семьи: переходная между стадией завершения

    воспитательной функции семьи и стадией когда дети живут с родителями не

    имея собственной семьи.

    Сплоченность: Уровень сплоченности низкий умеренный, семью можно отнести к

    разделенному типу.

    Гибкость: система по шкале гибкости несбалансирована, относится к ригидному

    типу

    Внешние и внутренние границы: семья имеет жесткие внешние и внутренние

    границы.

    Иерархия: В семье доминирует авторитарная система отношений, во главе стоит

    отец.

    Ролевая структура семьи: отец – человек делающий погоду в доме, мать –

    несчастная женщина, бабушка – вездесущая скандалистка, дочь – козел

    отпущения, сын – человек сдерживающий себя, пытающийся отстраниться.

    Коалиции

    В семье существует несколько коалиций: сиблинги образуют коалицию против

    отца, бабушка с отцом образует коалицию против матери, мать стремится

    образовать коалицию с дочерью против бабушки, бабушка стремится образовать

    коалицию с невесткой против внучки, внучка стремится образовать коалицию с

    братом против бабушки.

    Семья представляет собой разобщенную систему с низким уровнем сплоченности,

    члены семьи крайне эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к

    другу, предпочитают проводить свое время раздельно, имеют несвязанные друг

    с другом интересы.

    Семья имеет жесткие внешние границы, происходит мало обменов между семьей и

    окружением, в семейной системе наблюдается застой, внутренние границы между

    подсистемами и индивидуальностями тоже жесткие, каждая личность

    демонстрирует независимость и отчужденность от других членов семьи.

    Семейная система несбалансирована и ригидна, что является следствием

    чрезмерной иерархизированности системы. В семье доминирует авторитарная

    система отношений, во главе которой стоит отец, непринимающий несогласия,

    неподчинения со стороны других членов семьи , стремящийся контролировать

    поведение всех членов семьи и навязывать большинство решений, человек

    нарушающий внутренние границы членов семьи без их согласия, вызывая

    неприятие своей личности со стороны других членов семьи. Члены семьи

    образуют коалиции , которые помогают членам семьи уменьшить тревогу и

    противостоять отцу - тирану.

    Роли в системе строго распределены и правила взаимодействия остаются

    неизменными.

    Система замкнута, насилие не выходит за жесткие рамки семейной системы, в в

    семье постоянно воспроизводится цикл насилия. Отец, который играет в

    семье роль авторитарного лидера, транслирует различные формы насилия по

    отношению ко всем членам семьи. Каждый член семьи противостоит насилию

    своими средствами и способами, демонстрируя в ответ какие – либо формы

    насилия.В семье присутствуют все типы насилия (физическое, сексуальное,

    экономическое, психологическое).

    Д. С.

    ф.- физическое насилие;

    с.- сексуальное насилие;

    э.- эмоциональное насилие;

    О. М.

    п.-психологич. насилие;

    Б.

    Отец по отношению к матере (к своей жене) применяет все перечисленные виды

    насилия, жена в ответ демонстрирует эмоциональное и психологическое

    насилие; когда уровень напряжения между супругами начинает превышать

    некоторую отметку, в отношения если со стороны отца доминировало

    эмоциональное или психологическое насилие включается дочь, демонстрируя по

    отношению к отцу эмоциональное и психологическое насилие, отец вступает в

    коалицию с матерью (бабушкой) которая начинает демонстрировать

    психологическое и экономическое насилие по отношению к внучке и

    эмоциональное насилие по отношению к невестке, отец по отношению к дочери

    демонстрирует эмоциональное и психологическое, и экономическое насилие,

    если со стороны отца имело место физическое насилие, включается сын,

    демонстрируя физическое, эмоциональное, психологическое насилие по

    отношению к отцу, в ответ бабушка по отношению к внуку начинает

    демонстрировать эмоциональное насилие, мать в ответ по отношению к бабушке

    начинает демонстрировать эмоциональное насилие.

    Можно говорить, что в семье по большому счету противостоят друг другу две

    коалиции: коалиция отца с бабушкой и коалиция сиблингов с матерью, но

    поскольку семья представляет собой маневрирующую систему, которая за

    относительно короткий промежуток времени несмотря на жесткие границы может

    колебаться между несколькими состояниями, имеющими структурные различия в

    близости и иерархии, внутри явной коалиции существуют тайные коалиции,

    которые могут становится явными, и включать в себя новые тайные коалиции,

    состав коалиций зависит от целей, которых хотят добиться члены семьи.

    Таким образом, в данной семье отправной точкой цикла насилия является отец,

    он запускает цикл насилия, который начинается с трансляции насилия либо по

    отношению к дочери, либо по отношению к жене, но насилие актуализируется не

    только в отношениях между этими членами семьи, в цикл насилия включаются и

    другие члены семьи, которые не могут оставаться безучастными поскольку вся

    семейная система пронизана эмоциональными связями того или иного характера,

    и каждый член семьи противостоит насилию насилием, порождая его доступными

    ему средствами и способами. Насилие в данной семье является доминирующим

    способом взаимодействия членов семьи друг с другом.

    Семья 2.

    Состав семьи: муж (29 лет, образование средне-специальное),жена (21 год,

    студентка), бабушка (65 лет, пенсионерка,бабушка супруги).

    Стадия жизненного цикла семьи: стадия зарождения семьи.

    Сплоченность: Семью можно обозначить как семью объединенного типа, с

    умеренным уровнем сплоченности.

    Гибкость: гибкий тип семейной системы.

    Внешние и внутренние границы: границы сбалансированы.

    Иерархия: в управлении семьей участвуют все её члены, систему отношений в

    семье можно обозначить как демократическую.

    Ролевая структура семьи: бабушка – “заботливая хозяйка”, “костяк”, муж –

    “везунчик и кормилец семьи”, жена – “аленький цветочек”.

    Коалиции

    Бабушка стремится создать коалицию с внучкой с целью добиваться своих целей

    через влияние внучки на мужа.

    Для семьи характерна эмоциональная близость и лояльноясть во

    взаимоотношениях. Члены семьи часто проводят время вместе. Это время для

    семьи более важно, чем время, посвященное индивидуальным друзьям и

    интересам. Границы сбалансированы, члены семьи активно обменивается

    энергией с окружением, и друг с другом . Тип семейной системы

    характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся

    открыто и активно включают всех членов семьи.

    Со слов членов этой семьи с проблемой насилия в своей семье они до

    настоящего момента не сталкивались. Члены семьи довольны и удовлетворены

    своей семьей, связывают с семейными отношениями множество надежд, строят

    планы на ближайшее будущее (рождение ребенка, создание материальной базы в

    семье и т.п.).

    Можно предположить, что в семейной системе со сбалансированными границами,

    умеренным уровнем сплоченности и внутри семейной гибкостью проблема насилия

    не может возникнуть, если это так, то возникает вопрос – с чем это связан

    такой характер семейной структуры? Со стадией жизненного цикла семьи, или

    с личностными особенностями членов семьи или с чем –то другим?

    Однако, по скольку в семье существуют элементы контроля со стороны бабушки

    по отношению к мужу внучки, и стремление бабушки создать коалицию с внучкой

    с целью оказывать давление на мужа внучки, в семейной системе существует

    риск насилия с дальнейшим укреплением его в семейной системе. Супруги

    могут быть проинформированы о существующем риске, и в ходе психологического

    консультирования могут быть найдены варианты предотвращения, либо

    конструктивного преодоления возможных проблемных ситуаций.

    Семья 3.

    Состав семьи: супруг (29 лет, образование высшее техническое), супруга (29

    лет, образование высшее техническое, высшее экономическое), дочь (8 лет,

    школьница), дед (80 лет,пенсионер(дед супруга), брат супруги (18 лет,

    учащийся)

    Стадия жизненного цикла семьи: стадия рождения и воспитания детей.

    Сплоченность: уровень сплоченности умеренный, семья относится к

    объединенному типу.

    Гибкость: уровень гибкости низкий, тип семейной системы –

    структурированный.

    Внешние и внутренние границы: внешние границы имеют тенденцию к

    ослаблекнию, внутренние границы имеют тенденцию к размытости.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.