МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

    педагоги, вошедшие в первую (выгорание произошло хотя бы в одной из фаз)

    и третью (выгорание не произошло) группы.

    С целью выявления личностных факторов, влияющих на возникновение

    выгорания, необходимо сравнить личностные качества присущие педагогам из

    первой группы и педагогам из третьей группы. Для диагностики этих качеств

    был использован многофакторный личностный опросник FPI. Для того чтобы

    удостоверится в статистически достоверных различиях между результатами

    первой и второй групп, воспользуемся процедурой вычисления критерия

    Стьюдента, при t=0,05.

    Таблица № 3

    Исследование личности с помощью модифицированной формы "В" (FPI)

    | | |1 группа |3 группа |Коэффициент |

    | | | | |Стьюдента |

    |I |невротичность |6,7 |5,6 |2,41 |

    |II |спонтанная агрессивность |4,8 |4,1 |1,15 |

    |III|депрессивность |6,3 |5,5 |2,94 |

    |IV |раздражительность |6,2 |5,6 |0,95 |

    |V |общительность |3 |4,1 |1,37 |

    |VI |уравновешенность |3,8 |4,8 |1,08 |

    |VII|реактивная агрессивность |5,4 |4,8 |1,72 |

    |VII|застенчивость |6,7 |6,3 |2,78 |

    |I | | | | |

    |IX |открытость |6,8 |6,4 |0,86 |

    |X |экстраверсия-интроверсия |3,9 |3,9 |0,5 |

    |XI |эмоциональная лабильность|6,5 |5,4 |2,43 |

    |XII|маскулинизм-феминизм |2,3 |4,1 |3,3 |

    Таким образом, статистически значимыми являются показатели по следующим

    шкалам:

    - невротичность (I);

    - депрессивность (II);

    - застенчивость (VIII);

    - эмоциональная лабильность (XI);

    - маскулинизм – феминизм (XII).

    Рассмотрим более подробно количественные характеристики по данным

    шкалам. Обратимся сначала к результатам, полученным в первой группе

    (синдром сформировался хотя бы в одной из фаз):

    По шкале невротичность в данной группе:

    - высокие показатели имеют – 13 человек, что составляет 68,4%;

    - средние показатели – 3 человека, что составляет 15,8%;

    - низкие показатели – 3 человека, что составляет 15,8%.

    Высокие показатели по шкале невротичность, соответствуют выраженному

    невротическому синдрому астенического типа со значительными соматическими

    нарушениями, т.е. эти люди нервные, болезненные, не умеющие выйти из

    положения. Как мы видим количество таких педагогов, в данной группе

    преобладает.

    По шкале депрессивность:

    - высокие показатели – 11 человек, что составляет 57,9%;

    - средние показатели – 6 человек, что составляет 31,6%;

    - низкие показатели – 2 человека, что составляет 10,5%.

    Высокие показатели по данной шкале характерны для людей с

    психопатологическим депрессивным синдромом, эти люди робкие, неуверенные в

    себе, внутренне терзающиеся. В данной группе такие показатели имеет более

    половины педагогов.

    По шкале застенчивость:

    - высокие показатели – 14 человек, что составляет 73,7%;

    - средние показатели – 5 человек, что составляет 26,3%;

    - низкие показатели – 0.

    Высокие показатели по шкале застенчивость отражают наличие тревожности,

    скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных

    контактах. Как мы видим, количество таких педагогов в данной группе,

    является подавляющим. Педагогов с низкими показателями, в данной группе не

    оказалось.

    По шкале эмоциональная лабильность:

    - высокие показатели – 12 человек, что составляет 63,2%;

    - средние показатели – 6 человек, что составляет 31,6%;

    - низкие показатели – 1 человек, что составляет 5,2%.

    Высокие показатели по данной шкале указывают на неустойчивость

    эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения,

    повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции.

    Низкие показатели могут характеризовать не только высокую стабильность

    эмоционального состояния, но и хорошее умение владеть собой. Несмотря на

    это, мы видим, что количество людей с низкими показателями имеет очень

    небольшой процент, в то время как с высокими больше половины.

    По шкале маскулинизм – феминизм:

    - высокие показатели – 0;

    - средние показатели – 7 человек, что составляет 36,8%;

    - низкие показатели – 12 человек, что составляет 63,2%.

    Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о протекании психической

    деятельности преимущественно по мужскому типу, т.е. эти люди являются более

    решительными, активными, настойчивыми и т.д.

    Рассмотрим теперь количественные характеристики по данным шкалам,

    присущие педагогам из третьей группы (синдром не сформировался).

    По шкале невротичность:

    - высокие показатели – 4 человека, что составляет 50%;

    - средние показатели – 3 человека, что составляет 37,5%;

    - низкие показатели – 1 человек, что составляет 12,5%.

    Мы видим, что по сравнению с показателями педагогов из первой группы, в

    третьей группе, - высокие показатели имеет меньшее количество человек,

    разница составляет 18%;

    - разница в средних показателях составляет 21,7% (в третьей группе более

    высокий процент педагогов со средними показателями);

    - педагогов с низкими показателями оказалось больше в первой группе, но

    с очень небольшим перевесом (разница составляет 3,3%).

    По шкале депрессивность:

    - высокие показатели – 1 человек, что составляет 12,5%;

    - средние показатели – 7 человек, что составляет 87,5%;

    - низкие показатели – 0.

    Таким образом, мы видим, что подавляющее большинство педагогов данной

    группы обладает средне выраженной депрессивностью.

    По шкале застенчивость:

    - высокие показатели – 2 человека, что составляет 25%;

    - средние показатели – 6 человек, что составляет 75%;

    - низкие показатели – 0.

    Таким образом, мы видим, что в данной группе преобладают люди со

    средней степенью застенчивости по сравнению с первой группой, где

    преобладают педагоги с высокой степенью застенчивости. Педагогов с низкой

    степенью застенчивости не оказалось ни в одной из групп.

    По шкале эмоциональная лабильность:

    - высокие показатели – 2 человека, что составляет 25%;

    - средние показатели – 6 человек, что составляет 75%;

    - низкие показатели – 0.

    Итак, мы видим, что в данной группе также преобладают педагоги со средней

    выраженностью эмоциональной лабильности, по сравнению с первой группой, где

    преобладают педагоги с высокими показателями по данной шкале.

    По шкале маскулинизм - феминизм:

    - высокие показатели – 0;

    - средние показатели – 5 человек, что составляет 62,5%;

    - низкие показатели – 3 человека, что составляет 37,5%.

    Таким образом, мы видим, что в данной группе, средние показатели по

    данной шкале, имеет подавляющее количество педагогов, по сравнению с первой

    группой.

    Подводя итоги, можно предположить, что педагогам со сформировавшимся

    синдромом эмоционального выгорания, более присущи такие качества как:

    невротичность, депрессивность, застенчивость, они более подвержены смене

    настроения, а также являются более феминными. И напротив, педагоги с не

    сформировавшимся синдромом, являются более маскулинными, обладают гораздо

    менее выраженными невротичностью и депрессивностью, они менее застенчивы

    (что подтверждается менее выраженной феминностью), а также имеют менее

    выраженную эмоциональную лабильность.

    Следовательно, можно предположить, что, наличие у педагогов, данных

    личностных характеристик, может влиять на формирование и развитие синдрома

    эмоционального выгорания.

    Далее представляется необходимым выявить преобладающие стили

    межличностных отношений у педагогов, и сравнить результаты, полученные в

    первой и третьей группах. Для этого мы воспользовались методикой Т. Лири.

    Таблица 4

    Результаты диагностики межличностных отношений

    |Тип отношений |1 группа |3 группа |

    | |% |% |

    |властный-лидирующий |25 |25 |

    |независимый-доминирующий |59,3 |43,7 |

    |недоверчивый-скептический |10,5 |31,3 |

    |зависимый-послушный |3,9 |0 |

    |сотрудничающий-конвенциальный |1,3 |0 |

    В данной таблице представлены типы межличностных отношений представленные

    в первой (синдром сформировался) и третьей (синдром не сформировался)

    группах.

    Анализируя результаты диагностики, мы видим, что преобладающим типом

    межличностных отношений в первой (синдром сформировался) группе является

    независимый-доминирующий (59,3%). Преобладание данного типа отношений

    сочетается с такими особенностями, как: черты самодовольства,

    дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное

    чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную

    позицию в группе. Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение

    окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в

    ранг догмы или достаточно категорично отстаивается. Эмоциям недостает

    тепла, поступкам – конформности. Низкая подчиняемость.

    Властный-лидирующий тип отношений в обеих группах представлен

    одинаково (25%). Этот тип отношений выявляет уверенность в себе, умение

    быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя.

    Характеризуется оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью,

    выраженной мотивацией достижений, легкостью и быстротой принятия решений.

    Можно предположить, что это люди с поведением типа “А”. Люди,

    демонстрирующие этот тип поведения, предпочитают бурный темп жизни,

    преодоление трудностей, сильную потребность держать все под контролем,

    поэтому они более подвержены влиянию стрессовых факторов и,

    следовательно, выгоранию. Так как педагоги, участвовавшие в исследовании

    это женщины, важно отметить, что у женщин связь между поведением типа “А”

    и показателями выгорания выражена сильнее, чем у мужчин (Орел, 2001г.)

    В группе педагогов с не сформировавшимся синдромом эмоционального

    выгорания преобладающим также является независимый-доминирующий тип

    межличностных отношений, и в процентном соотношении он выражен меньше чем

    в первой группе (43,7%), а также усилен таким типом отношений как

    недоверчивый-скептический (31,3%). Этот тип взаимоотношений проявляется

    такими личностными характеристиками как системное мышление, опирающееся

    на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии,

    высокая конфликтность, которая может быть не столь явной и

    аккумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность, а также

    обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к

    любым мнениям кроме собственного. Такие личностные характеристики скорее

    могут оказывать влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания

    (Бойко, 1996г.)

    Рассмотрим типы преобладающих взаимоотношений в еще более узких

    группах, т.е. в группе педагогов с полностью сформировавшимся синдромом

    во всех трех фазах (15%), и в группе педагогов с полностью не

    сформировавшимся синдромом (5%). Мы видим следующую картину: в первой

    группе преобладает независимый-доминирующий тип межличностных отношений

    (83%), а во второй по 50% имеют властный-лидирующий и независимый-

    доминирующий типы отношений.

    Как мы видим, очень значимых различий между результатами в разных

    группах не наблюдается, следовательно, мы можем предположить, что на

    формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания могут оказывать

    влияние другие факторы, например организационные.

    Исходя из всего вышесказанного, мы можем составить гипотетический

    “портрет” педагога со сформировавшимся синдромом эмоционального

    выгорания. Это человек с высоким уровнем невротичности, депрессивности,

    застенчивости, с высокой эмоциональной лабильностью с выраженными

    феминными чертами. Кроме того, это человек, с независимым-доминирующим

    типом межличностных отношений, т.е. склонный к субъект-объектным

    отношениям, старающийся сохранить контроль над “окружающей средой”.

    Далее рассмотрим возможное влияние организационных факторов на

    развитие синдрома эмоционального выгорания. В следующей таблице

    представлены организационные факторы, являющиеся статистически

    достоверными.

    Таблица 5

    Значимые показатели коэффициента Стьюдента (организационные факторы)

    |Название фактора |Коэффициент |

    | |Стьюдента |

    |Количество детей в классе |2,49 |

    |Взаимоотношения с руководством |2,31 |

    |Удовлетворенность профессией |3,06 |

    |Значимость профессии в обществе |2,11 |

    Таким образом, мы видим, что наиболее значимыми оказались такие

    факторы как: количество детей в классе - более 30 у педагогов со

    сформировавшимся синдромом. И взаимоотношения с руководством -

    непонимание и давление со стороны руководства у педагогов из первой

    группы и поддержка у педагогов из третьей группы. Удовлетворенность

    профессией и чувство значимости профессии в обществе можно назвать скорее

    следствием влияния всей совокупности факторов как организационных, так и

    личностных.

    Недостаток контроля над “окружающей средой” является фактором,

    способствующим выгоранию (Чернисс, 2003 г.). Соответственно, чем большее

    количество детей в классе, тем сложнее учителю удерживать внимание на

    происходящем, что может являться источником невротизации и,

    следовательно, способствовать развитию выгорания. В нашем исследовании

    данный фактор усиливается преобладающим типом (независимый-доминирующий)

    взаимоотношений.

    Взаимоотношения с руководством – известно, что конфликты по горизонтали

    в группе работников гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с

    людьми, занимающими более высокое профессиональное положение (Орел,

    2001г.). В нашем исследовании только у педагогов, которые ощущают на

    себе давление со стороны руководства, синдром сформировался полностью

    (15,8%). В группе педагогов с не сформировавшимся синдромом

    эмоционального выгорания отношения с руководством либо нейтральные

    (37,5%) либо человек ощущает поддержку и заботу со стороны руководства

    (62,5%). Важно отметить, что у всех педагогов, ощущающих давление со

    стороны руководства, оказался повышенным такой фактор как застенчивость,

    а, следовательно, повышенная тревожность.

    Значимыми в нашем исследовании оказались такие факторы как

    удовлетворенность профессией и чувство значимости профессии в обществе.

    Мы не можем отнести эти факторы к организационным, традиционно они

    рассматриваются в качестве конечных результатов синдрома (Орел, 2001г.)

    Известно, что если работа оценивается как незначимая в собственных

    глазах, то синдром выгорания развивается быстрее (Форманюк, 1994г.) В

    группе педагогов со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания

    неудовлетворенными собственной профессией оказались 42%, в то время как в

    группе педагогов с не сформировавшимся синдромом таких людей не

    оказалось.

    Проанализировав все полученные результаты, мы видим, что синдром

    эмоционального выгорания в группе испытуемых сформировался у 47,5%

    педагогов и не сформировался у 20%, разница составляет 27,5%.

    Доминирующими являются такие симптомы как:

    - “переживание психотравмирующих обстоятельств” (52,5%), это означает,

    что педагоги испытывают воздействие психотравмирующих факторов,

    нарастающее напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование,

    неразрешимость ситуации приводит к развитию выгорания;

    - “расширение сферы экономии эмоций”(47,5%) говорит о том, что данная

    форма защиты осуществляется вне профессиональной сферы, т.е. в общении

    с родными, друзьями. На работе эти люди держатся в соответствии с

    нормативами, а дома замыкаются или, еще хуже готовы послать всех

    подальше;

    - “неадекватное эмоциональное реагирование” (32,5%) говорит о том, что

    педагог перестает улавливать разницу между экономным проявлением

    эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием. Неадекватная

    “экономия” эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет

    выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку

    кажется, что он поступает допустимым образом, а учащийся при этом

    чувствует совсем другое – эмоциональную черствость, равнодушие,

    неуважение.

    Так же мы видим, что большинство испытуемых со сформировавшимся

    синдромом, находится в фазе “резистенции” – сопротивления 35% (см.

    диаграмму уровня проявления СЭВ, рис.1), у них происходит сопротивление

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.