МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

    взаимодействие по определенным правилам. Применительно к педагогической

    деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида

    групп.

    - Т – группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в них

    направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как

    личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше

    понимать своих коллег и родителей с которыми приходиться вступать в

    общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному

    поведению в ситуациях межличностного общения.

    - Группы встреч. Основная цель – осознание и реализация того потенциала

    личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом

    индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих

    учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и

    развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для

    достижения доверия между взрослыми и детьми.

    - Гештальт-группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми

    участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно

    согласившимся на время стать главным действующим лицом. Ключевыми

    понятиями в работе такой группы являются “осознание” и

    “сосредоточенность на настоящем”. Опыт работы в таком направлении

    повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

    - Группы психодрамы. Широко используется ролевая игра, а так же элементы

    импровизации жизненных ситуаций, предназначенные для более полного

    раскрытия внутреннего мира человека. Педагог, прошедший курс

    психодрамы, с успехом может использовать соответствующие знания для

    разнообразных занятий с учащимися на уроках.

    - В работе групп телесной терапии особое значение придается общению с

    телом человека, управлению им. Виды телесной терапии являются сильными

    методами эмоционального высвобождения и эффективных изменений в теле,

    чувствах личности.

    - Основная цель группы тренинга умений – выработка внешних форм

    поведения. Полезно использовать при выработке профессиональных

    коммуникативных умений будущих педагогов.

    Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и

    домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается

    всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает

    большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно

    необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им

    распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся

    следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда

    люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не

    связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о

    работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические

    упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять,

    или просто горячая ванна.

    Выводы

    В данной главе мы рассмотрели теоретические основы формирования

    синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

    Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать

    теоретическую позицию, согласно которой синдром эмоционального выгорания

    развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме

    стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях

    профессионального общения.

    Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает

    поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо

    все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и

    истощение.

    Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному

    выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о

    профессиональной деформации, которая негативно отражается на

    профессиональной деятельности педагогов, а в другом – как о механизме

    психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать

    ее от негативных эмоциональных воздействий.

    Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов,

    включающих индивидуально-психологические особенности педагога и

    специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального

    характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем

    прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали

    ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого

    явления. Какова его основная причина – личностные черты или характеристики

    деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей

    среды? Решение данных проблем особенно важно, прежде всего, для разработки

    мер по предупреждению выгорания.

    Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    2. 1 Гипотеза исследования

    Целью практической части данной работы является исследование синдрома

    эмоционального выгорания педагогов, посредством исследования личностных и

    организационных факторов, инициирующих развитие данного синдрома.

    Гипотезой данного исследования послужили следующие предположения:

    - синдром эмоционального выгорания развивается в процессе

    длительной профессиональной деятельности педагога;

    - на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают

    влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные

    характеристики их деятельности.

    2. 2 Цели и задачи исследования

    Цель исследования заключается в исследовании синдрома эмоционального

    выгорания и выявления влияния на него организационных и личностных

    факторов.

    Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    1. Диагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов;

    2. Диагностика личностных особенностей педагогов;

    3. Анкетирование, с целью выявления влияния организационных

    факторов на развитие синдрома

    эмоционального выгорания;

    4. Анализ влияния организационных и личностных факторов на развитие

    синдрома эмоционального выгорания педагогов.

    2.3 Методики исследования

    Для проведения данного исследования были выбраны следующие методики:

    1. Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”.

    Данная методика предназначена для измерения уровня проявления

    эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего

    в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам,

    включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются

    следующие подсчеты:

    1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.

    - 9 и менее баллов симптом не сложился;

    - 10-15 баллов – складывающийся симптом;

    - 16 и более баллов – симптом сложился.

    2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз.

    - 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

    - 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

    - 61 и более баллов – фаза сформировалась.

    3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма

    показателей всех симптомов. Описание данной методики представлено в

    приложении N1.

    4. Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг,

    Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”). Опросник и его структура

    соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы,

    высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков

    и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает “согласен” или

    “нет”. Опросник предназначен для диагностики таких личностных свойств как:

    невротичность (шк. I); спонтанная агрессивность (шк. II); депрессивность

    (шк. III); раздражительность (IV); общительность (шк. V); уравновешенность

    (шк. VI); реактивная агрессивность (шк. VII); застенчивость (шк. VIII);

    открытость (шк. IX); экстраверсия – интроверсия (шк. X); эмоциональная

    лабильность (шк. XI); маскулинизм – феминизм (шк. XII). Этот опросник

    предназначен для широкого круга испытуемых, возможно индивидуальное и

    групповое предъявление.

    Описание методики представлено в приложении N2.

    5. Метод диагностики межличностных отношений. (Адаптированный материал

    интерперсональной диагностики Т. Лири). Данная методика адаптирована

    Собчик Л.Н. и предназначена для диагностики структуры межличностных и

    внутриличностных отношений. Основываясь на том, что личность проявляется

    в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими,

    Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 16-ти вариантов

    межличностного взаимодействия. Соответственно типам межличностного

    поведения разработан опросник, представляющий собой 128 простых

    характеристик, на которые испытуемые отвечают “да” или “нет”. Данная

    методика выбрана мною, так как позволяет получить данные, как о личности

    испытуемого, так и об межличностных отношениях с окружающими. Описание

    методики представлено в приложении N3.

    4. Для исследования влияния организационных факторов на развитие синдрома

    эмоционального выгорания, была составлена анкета. Анкета состоит из 14

    вопросов, относящихся к организационной сфере. Анкета представлена в

    приложении N4.

    2.4 База исследования

    Исследование проводилось в двух детских садах и одной средней школе

    города Тюмени. Испытуемыми стали 40 педагогов с разным профессиональным

    стажем. Из них: 23 воспитателя и 17 учителей начальных классов.

    Тестирование испытуемых проводилось небольшими группами или

    индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (см.

    приложения). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны

    и сведены в таблицы сырых показателей. Далее проведен корреляционный анализ

    результатов и подсчитаны коэффициенты корреляции Стьюдента по фазам

    симптома, а так же по личностным и организационным факторам. На основе

    полученных данных мы попытались проследить зависимость влияния личностных

    и организационных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания.

    5. Результаты исследования и их анализ

    В таблице 1 представлены результаты исследований степени

    эмоционального выгорания у педагогов. Как видно из этой таблицы, все

    испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных

    фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

    Таблица 1

    Мы рассмотрели количественные показатели синдрома эмоционального

    выгорания. Рассмотрим теперь возможную зависимость выгорания от стажа

    работы.

    Значимые показания коэффициента Стьюдента

    |Сравниваемые группы |Коэффициент Стьюдента |

    |1-5 лет и 10-15 лет |2,51 |

    |5-10 лет и 10-15 лет |3,13 |

    |10-15 лет и 15-20 лет |3,04 |

    На рисунке 2 показана динамика развития синдрома эмоционального выгорания

    по отдельным фазам у педагогов с различным стажем работы.

    Рисунок 2

    [pic]

    Анализируя показатели фаз на графиках, можно заметить, что в фазе

    “напряжения” наиболее высокие показатели, имеют педагоги со стажем

    работы: от 0 до 5 лет; от 10 до 15 лет и более 20 лет. В группах от 5 до

    10 лет и от 15 до 20 показатели имеют более низкий уровень. В фазе

    “резистенции”, на графике мы видим постепенное возрастание уровня

    сопротивления от первой к третьей группе (от 0 до 15 лет), затем спад в

    группе педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет и у педагогов со

    стажем работы более 20 лет этот уровень снова повышается. Фаза

    “истощения” наиболее ярко выражена у педагогов со стажем работы от 10 до

    15 лет; затем у педагогов со стажем работы свыше 20 лет. И менее выражена

    у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и от 15 до 20.

    На рисунке 3 показаны средние значения развития синдрома

    эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы.

    Рисунок 3

    [pic]

    Таким образом, наиболее высокие показатели имеют педагоги

    со стажем работы от 10 до 15 лет. Причем педагогов с не формировавшимся

    синдромом эмоционального выгорания в этой группе не оказалось, СЭВ в

    стадии формирования у 12,5% и сформировался у 87,5%. То есть, педагоги,

    вошедшие в данную группу, возрастные границы которой 29-39 лет,

    оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно

    предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с

    частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в

    этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается

    назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает

    свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы,

    статуса, должности и т.д. Если этого не происходит, осознанно или нет,

    человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое

    напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это

    может быть одним из факторов формирования СЭВ. Важно отметить, что все

    испытуемые педагоги это женщины, а у женщин стадии жизненного цикла в

    большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями

    семейного цикла – брак, появление детей, оставление выросшими детьми

    родительской семьи (Поливанова 2000 г.). Возраст 29-39 лет - это тот

    возраст, когда первый ребенок, уже возможно, подросток, а если есть

    другие дети, то еще не совсем самостоятельные. Специальные исследования

    показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то

    специфические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как

    семейное положение и количество детей (Абрамова, 1999г.). Этот факт также

    может быть одним из возможных факторов возникновения СЭВ. Еще одной

    причиной может быть так называемый “педагогический криз” (Львова, 1988

    г.), это спад профессиональной деятельности учителя после 10-15 лет

    работы.

    Педагоги со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе 23-29

    лет. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать

    несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной

    действительностью. Один из источников этих ожиданий – это набор верований

    относительно профессионалов и их работы, которые заложены в нас

    обществом. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил

    обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые

    педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя

    неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были

    подготовлены. Это также средний возраст создания семьи (24 года, по

    Абрамовой, 1999г.) и молодых педагогов вступивших в брак ждет не только

    начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что может

    быть одним из факторов возникновения симптомов эмоционального выгорания.

    И, напротив, неудачные попытки создать семью в более старшем возрасте, на

    наш взгляд могут накладывать отпечаток на профессиональную деятельность

    педагога.

    У педагогов со стажем работы более 20 лет, возрастные границы 40

    -53 года, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют

    тенденцию к росту. Но среди них педагогов со сформировавшимся,

    формирующимся и не сформировавшимся синдромом оказалось примерно равное

    количество (35,7%, 35,7% и 28,5%). Можно предположить, что данный подъем

    также связан с возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом

    идентичности личности. Перед человеком встает вопрос: “А зачем все это?

    Зачем я работаю, зачем живу?”. Тот, кто избегает работы по изменению

    себя, к старости может оказаться в трагической ситуации. Единственным ее

    содержанием могут стать болезни, одиночество и ожидание смерти. Если

    человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он

    переживает новый подъем творческих сил. Возможно, поэтому в данной группе

    оказались педагоги с разными стадиями формирования синдрома.

    Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем

    работы от 15 до 20 лет, возрастные границы 35-41 год. Для этого

    возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми,

    появляется возможность больше времени и внимания уделять своей

    собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется

    чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким

    образом, можно предположить, что достижение определенной душевной

    гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными

    факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.

    Перейдем теперь к анализу проявления личностных факторов данного

    явления. В данном разделе особый интерес для нас будут представлять

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.