МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями

    усилий.

    Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем

    произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено,

    например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является

    объектом внимания и сознания, выступает, в качестве цели, а не средства

    осуществления деятельности. Непроизвольно лучше также запоминается

    материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа по его

    осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённых

    внутренних (структура) и внешних (ассоциаций) связей, непроизвольно он

    может запомнить лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей

    дошкольного и младше школьного возраста.

    Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных

    видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни:

    кратковременной и долговременной. Объем кратковременной памяти

    индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает

    тенденцию сохранению в течение всей жизни.

    Им в первую очередь определяется механическая память, её возможности с

    особенностями кратковременной памяти, обусловленными органичностью его

    объема, связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, что

    при переполнении индивидуального органического объёма кратковременной

    памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся

    там. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой

    информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему

    предъявляется непрерывно и последовательно.

    Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря

    ей перерабатывается самый большой объем информации, ненужная отсеивается и

    остаётся потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка

    долговременной памяти изменёнными сведениями. Кратковременная память имеет

    большое значение для организации мышления; материалом последнего, как

    правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой

    к ней по своим характеристикам оперативной памяти.

    Данный вид памяти активно работает в процессе общения человека с

    человеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившиеся люди

    просят рассказать о своих впечатлениях друг, о друге, описать те

    индивидуальные особенности, которые они во время первой встрече увидели

    друг в друге, в среднем ими называется такое количество черт, которое

    соответствует объёму кратковременной памяти, т.е. 7±2. Без хорошей

    кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование

    долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложится лишь то,

    что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная

    память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра,

    который пропускает нужную уже отобранную информацию в долговременную

    память.

    Переход информации из кратковременной в долговременную связан с рядом

    особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц

    информации, поступившей через органы чувств, они-то и проникают в первую

    очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя

    материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более

    длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить

    перевод из кратковременной в долговременную память такое количество

    информации, которое превышает объём кратковременной памяти. Этот механизм

    лежит в основе запоминания путём повторения.

    Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в

    сфере внимания человека. Одним из возможных механизмов кратковременного

    запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого

    материала в виде определённых последовательно расположенных символов в

    слуховой и зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто

    такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как, правило,

    пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причём делая это

    или осознано, продумано или неосознанно, механически. Если требуется

    зрительно запомнить какую либо картину, то, внимательно посмотрев на нее,

    мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того

    чтобы сосредоточить его на запоминание. При этом мы стараемся мысленно

    воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл

    словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы

    стараемся по ассоциациям с ним вызвать у себя определённую реакцию.

    Порождение такой реакции следует рассматривать как особый

    психофизиологический механизм, способствующий активизации и интернированию

    процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения. Память лежит

    в основе способностей человека и является условием научения, приобретения

    знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное

    функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек

    выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас

    находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой

    функции немыслим.

    Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего

    развития она достигла у человека. Такими анемическими способностями и

    возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо

    в мире.

    Более точно и строго память человека можно определить, как

    психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию,

    запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё

    основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным

    данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

    Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо

    воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это

    индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые

    напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-

    то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды

    памяти.

    1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность

    всевозможных психических процессов (в том числе и памяти) и

    состояний.

    2. Способности представляют собой высший уровень развития общих и

    специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающие успешное

    выполнение человеком различных видов деятельности.

    3. Способности – это, то что не сводится к знаниям, умениям, навыкам,

    но объясняет их быстрое приобретение закрепление и эффективное

    использование на практике. Это определение является наиболее узким

    и наиболее точным из всех трёх.

    Поэтому рассматривая различные классификации особенностей человека.

    В первую очередь различают природные, или естественные, способности и

    специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое

    происхождение.

    В данной классификации память является одной из природных способностей

    наряду с мышлением, воображением. Эти способности непосредственно связаны с

    врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе

    при наличии жизненного элементарного опыта через механизмы научения типа

    условно-рефлекторных связей, оперативного обусловливания, импринтинга и

    ряда других.

    Этот вид памяти является общим у человека и животных особенно высших,

    например у обезьян. У человека, кроме биологических обусловленных есть

    способности, обеспечивающие его жизнь и развития в социальной среде. Это

    общие и интеллектуальные специальные высшие способности, основанные на

    пользовании речью и логикой, теоретические и практические учебные и

    творческие, предметные и межличностные.

    Общие способности это такие способности, которые определяют успех

    человека в самых различных видах деятельности к ним, и относится развитая

    память наряду с умственными способностями совершенной речью тонкостью и

    точностью ручных движений.

    Обратимся теперь к непосредственному анализов некоторых фактов

    свидетельствующих, за и против обусловленности индивидуальных различий в

    познавательных процессах и интеллектуальных способностей детей.

    В результатах исследования очень много противоречивого. В одних

    случаях эта связь прослеживается, а в других нет. Поэтому такие суждения

    типа: «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят в

    абстрактном мышлении.». «Память является необходимым показателем

    интеллекта» не вполне соответствуют действительности.

    Вывод:

    Т.е индивидуальной особенностью памяти какими по себе является важной

    характеристикой памяти и, как правило, они обуславливаются не сколько

    врождёнными особенностями, и скорей во многом зависит от уровня их

    тренировки. Т.е. спортсмены или люди которые занимаются танцами, спортом

    имеют хорошую слуховую и двигательную память. И наоборот художники,

    фотографы обладают хорошими зрительной или слуховой памятью.

    Что естественно откладывает свой отпечаток на степень развития их

    общих и специальных способностей т.к. использование предполагает и активное

    использование образно- логического мышления от неё зависит и успех других

    видов деятельности.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали

    способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то,

    что они узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.

    Не менее важную роль играет память и в процессе формирования личности.

    Это объясняется тем, что явление памяти в равной мере относится и к

    эмоциональной сфере восприятия, к закреплению двигательных процессов и

    интеллектуального опыта. Все – закрепление знаний и навыков и возможность

    пользоваться ими – относится к разделу памяти.

    Память ещё более многооспектна, чем другие виды познавательных

    процессов, поэтому из одного или двух частных показателей удовлетворительно

    оценить её практически невозможно.

    Методика. Оценка оперативной зрительной памяти.

    Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может

    хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая

    необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в

    оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве

    дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать

    количество ошибок, допускаемых человеком во время решения задачи (имеются в

    виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для

    решения задачи информации).

    Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при

    помощи процедуры. Человеку последовательно по 15 минут каждая, предлагаются

    карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных

    треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо

    неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых

    находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на

    отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно

    указать в матрице все 6 треугольников.

    Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное

    отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в

    процессе решения, плюс единица.

    Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или

    те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.

    Практически для получения показателя поступают следующим образом. По

    всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на

    матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число

    правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти.

    Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется

    среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми

    4 карточками на 4.

    Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом

    треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё

    нашёл, что увидел.» после утвердительного ответа можно прекратить поиск

    треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на

    матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить

    искомый показатель.

    Оценка результатов.

    10 баллов – получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти

    равный 8-и и более единицам.

    Аналогическое количество баллов-10 –получают дети от 6 до 9 лет, если

    объём их памяти составляет 7-8 единиц.

    8 баллов – оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте

    от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

    Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше

    лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

    4 балла – получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти,

    составляющий 4-5 единиц.

    2 балла – ставится в том случае если объём кратковременной памяти

    составляет 1-3 единицы.

    0 баллов – объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

    Выводы по уровням развития.

    10 баллов – хорошая развитая по объему кратковременная память.

    8 баллов – среднеразвитая по объёму кратковременная память.

    4 балла – не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной

    памяти.

    2 балла – низкий уровень кратковременной памяти.

    0 баллов – очень низкий объём кратковременной памяти.

    |Ф.И.О |Возраст |Время |Количество |Искомый |

    | |(лет) |(мин) |ошибок |показатель |

    |1\1 |16 |5 |7 |9 |

    |2\2 |17 |7 |8 |7 |

    |3\3 |17 |5,5 |5 |8 |

    |4\4 |18 |6,5 |7 |6 |

    |5\5 |15 |6 |12 |5 |

    |6\6 |14 |5 |7 |9 |

    |7\7 |15 |6,5 |5 |8 |

    |8\8 |17 |5,5 |4 |9 |

    |9\9 |16 |8 |9 |9 |

    |10\10 |15 |9 |8 |9 |

    | | | | | |

    Методика. Оценка оперативной слуховой памяти.

    Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с

    интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.

    |I |II |III |IV |

    |Месяц |Ковёр |Вилка |Школа |

    |Дерево |Стакан |Диван |Человек |

    |Прыгать |Плыть |Шутить |Спать |

    |Жёлтый |Тяжёлый |Смелый |Красный |

    |Кукла |Книга |Пальто |Тетрадь |

    |сумка |яблоко |телефон |Цветок |

    После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через

    5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать

    следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными

    словами.

    Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван,

    корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь,

    картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга,

    цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.

    В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые

    на слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими

    цифрами.

    Для их лучшей идентификации они подчёркнуты различными способами,

    причём каждому набору из 6 слов соответствуют свои способы подчёркивания.

    Так слова из первого малого набора подчёркнуты сплошной ординарной чертой,

    слова из второго набора – сплошной двойной чертой, слова из третьего набора

    – пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора –

    двойной пунктирной чертой.

    Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые

    ему только что были представлены с соответствующем малом наборе,

    подтверждая идентификацию найденного слова «да» а его отсутствие –

    высказыванием «нет». На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в

    течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор

    зачитывает следующее слово и так далее.

    Оценка результатов.

    Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от

    деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом

    наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на 4), на

    среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками

    считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые

    ребёнок не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.

    Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей,

    поэтому выводы об уровне развития памяти на её основе, равно как и на

    основе аналогичной методики для зрительной оперативной памяти. Показатели

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.