МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

    удается далеко уйти от себя самого.

    Но если консультант — не судья и не занимается объективным анализом

    ситуации, на чем же основывается психологическое воздействие?

    В первой главе уже говорилось о том, что одна из важнейших задач

    психологического консультирования состоит в том, чтобы, показав клиенту,

    что его позиция неконструктивна и в чем именно она неконструктивна, помочь

    ему продумать более конструктивную позицию в своей жизненной ситуации, а

    затем реализовать ее в жизни. Гипотезы в психологическом консультировании —

    это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные

    способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам.

    Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе

    и своих проблемах. Но это лишь база для их построения. Неопытный или

    непрофессиональный консультант на каждом приеме строит свои гипотезы

    заново, не имея ничего про запас. Но для профессионала, хорошо знакомого с

    различными теоретическими и практическими разработками в области

    консультирования и психотерапии, рассказ клиента представляет собой набор

    поведенческих паттернов, интерпретируемых с точки зрения той или иной

    разработанной концепции.

    Концептуальное видение того, о чем говорит клиент, значительно облегчает

    работу, позволяет лучше интерпретировать материал, быстрее находить то, что

    может помочь в сложившейся ситуации, оперировать большим количеством идей в

    понимании происходящего. А чем больше идей в гипотезе возникает у

    консультанта по поводу тех или иных высказываний клиента, тем больше он

    профессионально оснащен, тем легче ему работать. Но профессионал должен

    уметь не только осмыслять то, что говорит клиент, но и передавать,

    формулировать свое видение ситуации таким образом, чтобы обратившийся за

    помощью человек сумел понять и принять его. Вербально выраженная

    консультантом гипотеза является интерпретацией. Интерпретация —

    краеугольный камень психотерапии, поворотная точка процесса

    консультирования. Впервые начавший писать об этом 3. Фрейд вряд ли мог

    представить себе, сколько книг и журналов в дальнейшем будет посвящено

    влиянию интерпретации на клиента. В учебниках и публикациях по

    консультированию и психотерапии гипотезам и возможностям их вербального

    выражения, то есть интерпретациям, уделяется особое внимание, широко

    практикуются разного рода специальные тренинги и обсуждения, позволяющие

    психологам научиться выдвигать гипотезы и вербально формулировать их,

    проводятся многочисленные исследования, направленные на прояснение того,

    когда, что и как лучше всего говорить клиенту.

    Одно из важных различий психологического и врачебного приема состоит в

    том, что в медицине диагноз ставит один человек — врач и сообщает его

    другому — пациенту, консультант же осуществляет выбор более конструктивной

    позиции совместно с клиентом. Описываемый процесс можно пояснить следующей

    метафорой: гипотезы и интерпретации консультанта и взгляд на проблему,

    который в итоге принимается клиентом, отличаются как платье-полуфабрикат

    стандартного размера и платье из той же ткани и того же фасона, но

    специально сшитое для данного человека. Принятая клиентом гипотеза

    обрастает множеством значимых и характерных только для него фактов и

    переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.

    Прежде чем давать интерпретацию, пытаться изменить представление клиента

    о происходящем, консультант должен сначала сам для себя достаточно

    однозначно сформулировать, что же происходит в жизни клиента, то есть,

    проверяя возникшие у него гипотезы, он должен остановиться на одной,

    наиболее подходящей данному человеку в конкретной ситуации. Проверка же

    возникших гипотез является основным содержанием работы консультанта на

    следующем этапе беседы.

    Вторая фаза расспроса клиента

    Какие же средства существуют у консультанта, для того чтобы проверить

    возникшие гипотезы? Если в первой фазе расспроса консультант задавал

    широкие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе

    характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более

    тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. Это уже

    вопросы по существу: "Сколько раз в неделю он возвращается после

    двенадцати?", "Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что она

    нездорова?". Консультанту следует стремиться к тому, чтобы ответы клиента

    соответствовали характеру задаваемых вопросов, то есть были точными и

    конкретными. Формулировки типа: "часто" или "давно" здесь не подходят. Для

    кого-то часто — это раз в неделю, для кого-то — каждый день. Чем точнее

    ответ клиента, тем более он объективен, тем больше он может быть рассмотрен

    не только с точки зрения того, как привык воспринимать свою ситуацию

    клиент, но и под углом зрения гипотез и интерпретаций, возникших у

    консультанта.

    Основной и, пожалуй, самый надежный для консультанта подход к работе на

    втором этапе расспроса— это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента,

    наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных

    ситуациях, особенности выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с

    конкретными ситуациями — для консультанта один из наиболее надежных

    способов проверить свои гипотезы. Широко известно, что чем подробнее

    человек говорит о чем-либо, чем больше конкретных деталей в рассказе, тем

    меньше отпечаток субъективности и односторонности и больше возможностей для

    понимания консультантом тех аспектов реальности, которые не воспринимаются

    или не замечаются рассказчиком. Мелкие детали ситуации труднее придумать

    или исказить, и они становятся своеобразными фильтрами, через которые

    проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом информация. Но что же

    это такое — полный, подробный рассказ о конкретной ситуации, каковы

    основные требования к нему?

    В подробном рассказе должно быть отражено, когда именно и в связи с чем

    возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в

    ней участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие

    лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события,

    что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие

    участники ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она имела

    последствия и на что оказала влияние.

    Представим себе, что речь на приеме у психолога зашла о семейном

    конфликте, и рассказывает о нем жена. Для того чтобы ее рассказ мог

    рассматриваться как конкретная ситуация, клиентка должна сообщить о том,

    что каждый из супругов делал перед началом ссоры, как проходила ссора,

    когда именно клиентка почувствовала, что завелась и в связи с чем, из-за

    чего, с ее точки зрения, это чувство возникло, что говорила она сама и что

    отвечал ей муж, чем была вызвана ссора с его точки зрения (по предположению

    клиентки), как и в связи с чем ссора была прекращена, как разворачивались

    события дальше, долго ли отношения были напряженными, каковы последствия

    этой ссоры для их отношений.

    Только услышав такой полный рассказ, консультант может подтвердить или

    опровергнуть гипотезу, например, о том, что жена сама первая провоцирует

    конфликты, для того чтобы использовать их затем как средство давления на

    мужа, выдавая себя за, жертву. Самостоятельный рассказ клиентов никогда не

    бывает настолько полным, чтобы сразу же удовлетворить психолога, и обычно

    вслед за описанием ситуации следует подробный расспрос.

    Далеко не всегда клиент с легкостью отвечает на задаваемые психологом

    вопросы. Часто приходится потратить довольно много сил на то, чтобы ответы

    были подробными и описывали реальные чувства и переживания, а не были бы

    рассуждениями на тему. Если на первом этапе расспроса позицию психолога

    можно охарактеризовать как пассивную, то здесь она становится, по

    возможности, активной, консультант предлагает альтернативы, задает

    детализирующие вопросы, стимулируя, по возможности, память клиента. Бывает,

    что клиент считает, что полностью забыл какие-то моменты. В такой ситуации

    психологу следует подбодрить его: "Вспомните хоть что-нибудь", "Не беда,

    если это несколько не соответствует тому, что было на самом деле, но Вы

    ведь можете, зная свою жизнь, максимально полно представить, как это могло

    быть".

    Другая часто встречающаяся трудность для клиента в таком рассказе —

    описание собственных переживаний и чувств других людей. Именно чувства и

    переживания должны прежде всего интересовать консультанта, поскольку они

    обычно глубже отражают действительность, больше говорят о плохо

    осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах,

    лежащих в основе его проблем. Большинство людей мало прислушиваются к себе,

    не умеют анализировать свои переживания. То, что может сделать консультант

    для более глубокого анализа чувств и переживаний клиента, более подробно

    будет обсуждаться в следующей главе, здесь же хотелось бы подчеркнуть, что

    психологу следует проявлять настойчивость, всячески помогая при этом

    клиенту. Например, предлагать различные альтернативы, подбадривать: "Так вы

    разозлились или испугались, услышав это?", "Попробуйте описать свои

    чувства. Ведь даже если вы не обращали на это особого внимания, все же

    ничего не чувствовать в тот момент вы просто не могли. В жизни человека

    всегда есть не только мысли, но и чувства".

    Особенно часто приходится слышать от клиентов: "Затрудняюсь ответить",

    когда речь заходит о переживаниях и состоянии других. В этой ситуации

    клиента можно заверить, что консультанту достаточно предположений. И это

    действительно так, поскольку особенности переживаний и поведения других

    людей психологу необходимы прежде всего для того, чтобы понять, как их

    воспринимает и оценивает клиент.

    Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута,

    обсуждения одной конкретной ситуации недостаточно; необходимы хотя бы

    два—три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых

    ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания,

    гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся или опровергнутой.

    Существуют ли какие-нибудь принципы для отбора ситуаций, о которых

    следует расспрашивать клиента? Ведь каждый рассказ требует времени и

    напряженной работы, следовательно, выбор его заведомо не должен быть

    случайным.

    1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных

    жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются

    трудными, проблемными.

    2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в

    жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях

    взаимоотношений в целом.

    3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми,

    описывающими целостные паттерны взаимодействия, то есть негативные,

    позитивные и нейтральные характеристики отношений.

    Так, жалобы матери на то, что ее дочь не заботится о порядке в квартире и

    обычно разбрасывает повсюду свои вещи, не может служить примером конкретной

    ситуации. В качестве таковой здесь может быть избран разговор матери и

    дочери, который начинается с того Момента, когда мать, придя домой,

    обнаруживает книги и одежду разбросанными, начинает сердиться на дочку,

    чувствует обиду и, подойдя к ней, говорит: "Опять все по-старому". Умелый

    профессионал с легкостью может развернуть эту ситуацию дальше, выясняя, за

    что конкретно она обиделась на дочь, что та ей ответила и подумала и т.д.

    Чаще всего бывает, что после того, как две—три такие конкретные ситуации

    обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез

    оказалась наиболее подходящей, какое именно поведение клиента приводит к

    тому, что в его жизни возникают проблемы, как можно ему помочь относиться к

    происходящему по-другому и соответственно вести себя. Это означает, что

    можно переходить к следующей фазе консультативной беседы — к оказанию

    психокоррекционного воздействия, к интерпретации того, что происходит.

    Оказание психокоррекционного воздействия

    Многие трудности начинающих консультантов связаны именно с этим этапом

    беседы. Порой молодой специалист уже довольно хорошо представляет себе, что

    и как делает клиент, создавая свои проблемы, но как показать ему это — не

    знает. Этот этап действительно можно считать наиболее трудным, поскольку

    оказываемое воздействие не должно и не может носить форму просто совета или

    рекомендации.

    В чем именно состоит психокоррекционное воздействие, с чем связана его

    эффективность, можно описывать очень долго. Разные школы психотерапии и их

    авторы подчеркивают значение различных факторов при оказании

    психокоррекционного воздействия;

    ведущая роль в этом придается и катарсису, и изменению личностных структур,

    и приобретению смысла и т.д. (Фрейд 3., 1989; Франкл В., 1990, Rogers К.,

    1959). Но в конечном счете эффект психокоррекционного воздействия — это

    тайна, понять которую до конца невозможно (а, может быть, и не стоит).

    Каковы все же возможности оказания психокоррекционного воздействия,

    существуют ли какие-либо технические приемы, использование которых в

    диалоге может способствовать решению этой задачи? Пожалуй, самый простой

    способ оказания воздействия, который эффективен тогда, когда беседа хорошо

    организована и логично выстроена консультантом и в ней полностью

    использованы возможности анализа конкретных ситуаций, — это акцентирование

    противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование

    окружающей его реальности при помощи комментариев типа: "В начале нашей

    беседы вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с вами, но вы только

    что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы сами выступали

    инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить вас в чем-то,

    а, наоборот, искал пути примирения. Что вы по этому поводу думаете?"

    Поскольку в ходе приема активно работает не только консультант, но и

    клиент, по-новому осмысляя свою жизнь, то даже такого незначительного

    толчка может быть достаточно для того, чтобы клиент по-другому увидел

    происходящее. Таким высказыванием, не пытаясь открыть какие-то новые

    "глубины истины", консультант тем не менее предлагает иное, необычное для

    клиента видение его жизненной ситуации. Жена из жертвы превращается в

    преследователя, а муж уже не выглядит коварным и безжалостным, каким его в

    начале приема представляла клиентка. На этом примере хорошо видно также и

    то, как гипотеза консультанта о реальной расстановке сил в семье

    превращается в предлагаемую клиенту интерпретацию.

    Даже если ответ клиента действительно свидетельствует о новом видении

    ситуации, это совсем не означает, что работа психолога окончена. Обычно это

    всего лишь набросок, первый шажок, и для того чтобы изменения приобрели

    устойчивые очертания, необходима дальнейшая работа специалиста. Задача

    консультанта на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно

    проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем,

    не упустив при этом основополагающего вопроса: чего именно стремится

    добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются

    конфликтом. Любое неадекватное невротическое поведение всегда на каком-то

    уровне выгодно клиенту, поскольку тем или иным образом оно удовлетворяет те

    неосознаваемые потребности, которые по каким-либо причинам невозможно

    удовлетворить по-другому. Выгодность симптома является одним из

    основополагающих принципов современной психотерапии, об этом написано

    множество книг и пособий, это положение подробно обсуждается с точки зрения

    различных теоретических направлений и ориентаций. Мы не будем здесь

    специально останавливаться на этом, поскольку в данной книге для нас более

    важными являются не теоретические, а технические аспекты консультирования.

    Тем же, кто недостаточно хорошо понимает эту аксиому психотерапии,

    порекомендуем ознакомиться с существующей литературой (Захаров А.Н., 1982;

    Варга А.Я 1983; Берн Э., 1988; Фрейд 3., 1989).

    Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными

    только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в

    сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Чувство или

    переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в

    связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться

    достижения своих целей и потребностей (любви, власти, понимания и т.д.) —

    неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к

    сложности во взаимоотношениях: негативная реакция партнера, часто

    усугубляющая проблемы клиента.

    Обычно на этапе психокоррекционного воздействия клиент достаточно хорошо

    представляет себе, как его поведение и способы реагирования способствуют

    дестабилизации взаимоотношений. Но существуют ли позитивные варианты

    поведения в подобных ситуациях и каковы они, решить ему самостоятельно

    бывает трудно. Большую помощь в этом может оказать консультант, но,

    естественно, не предлагая конкретные советы и рекомендации. Только сам

    человек может понять и оценить, что действительно будет работать. Роль

    психолога при решении этой задачи состоит прежде всего в том, чтобы помочь

    клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.