МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гипноз. Реальные механизмы внушающего воздействия

    Гипноз. Реальные механизмы внушающего воздействия

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    «Реальные механизмы внушающего воздействия»

    Авторизованный реферат по курсу

    «Суггестология и гипноз»

    Фамилия, имя, отчество студента

    Номер зачетной книжки

    Руководитель (преподаватель)

    Рецензент ____________________________

    З/О

    МОСКВА - 2002 год

    Содержание

    Содержание 2

    Введение 3

    Классические формы суггестивного воздействия 4

    Теории классического гипноза 4

    Исследования внушения в экспериментальной психологии

    и психофизиологии 5

    Внушение и раппорт 6

    Методы и техники гипнотизации 8

    Исследование гипносуггестивных методов в психотерапии

    и психологической помощи 11

    Неклассические суггестивные техники и эриксонианский

    гипноз 16

    Использование суггестивных техник в образовании

    16

    Основные представления об эриксонианском гипнозе

    18

    Техники наведения транса в традиции М.Эриксона

    20

    Особые стратегии в рамках эриксонианского гипноза

    21

    Использование метафор и историй 23

    Метафоры в семейной психотерапии 26

    Самогипноз 32

    Самовнушение и самогипноз 32

    Варианты аутосуггестивных воздействий 35

    Заключение 38

    Литература: 42

    Введение

    Рассуждая о гипнозе, люди часто имеют в виду нечто почти

    сверхъестественное. При этом влияние одного человека на другого объясняется

    истечением этой силы в виде так называемого флюида с концов пальцев или из

    глаз гипнотизирующего во время сеансов гипноза. И поныне этот взгляд

    особенно охотно поддерживается так называемыми магнетизерами, пользующимися

    явлениями гипноза в своекорыстных целях эксплуатирования доверенных лиц. Но

    наука давно отрешилась от этих и подобных им необоснованных теорий.

    Древнейшие памятники письменности многих народов упоминают о

    чудотворной сущности божественного вмешательства во время сна. За тысячи

    лет до нашей эры жрецы Древнего Египта, Греции и Индии умели вызывать

    святой сон, предназначенный для лечения людей, страдающих от различных

    болезней и расстройств. Надлежит признать, что многие из старых теорий и их

    практических применений, основанных на магии и шарлатанстве, пусть

    видоизмененные, но существуют и сегодня. Причем, не сколько у племен,

    находящихся на низком уровне развития, но и в цивилизованном обществе.

    Представление о вмешательстве дьявола, злых духов в дела человеческие,

    влияние планет и звезд на здоровье и личность цветет буйным цветом.

    Чудесные исцеления, прорицатели на любой вкус, телесеансы психотерапии,

    массовые увлечения экстрасенсами, передача мыслей на расстоянии, и передача

    биоэнергии, колдовство, общение с инопланетянами и т.д. заполнили наше

    ежедневие. Правдивое и подлинное научное слово об этих явлениях имеет

    неоценимое значение. Знакомство с богатством идей, фактов, наблюдений всех

    перечисленных выше авторов в этой сложнейшей области сейчас, как никогда,

    на мой взгляд, необходимо. Оно помогает разобраться в проблемах, связанных

    с гипнозом.

    Классические формы суггестивного воздействия

    Теории классического гипноза

    Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в

    древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого

    познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного

    познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные

    способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением

    внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для

    утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических

    механизмов, используемых религией, является внушение.

    Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий

    изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику

    человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения,

    перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.

    Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью

    которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних

    египетских книгах «Ведах» даётся детальное описание системы упражнений,

    которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и

    телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может

    длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное

    содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения,

    самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.

    Примерно в 1530 году швейцарский врач Парацельс создал теорию, согласно

    которой здоровье человека зависит от влияния некоего магнетического флюида,

    который представляет собой излучение небесных тел.

    Парацельс (так называл себя Теофаст Гогенгейм) писал: «Имеется одна

    жизненная субстанция в Природе, на которой основаны все вещи. Она

    называется Археусом, или жизненной силой, которая есть синоним астрального

    света или духовного воздуха древних… Будучи гораздо тоньше в своей

    субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо более подвержен

    импульсам и рассогласованию. Беспорядок в этом астральном теле является

    причиной многих болезней. Человек с болезненным умом может отравить свою

    собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток

    жизненной силы, позднее проявится как физическая болезнь…».

    Спустя более чем два столетия венский врач Франц Антон Месмер развил

    эту теорию и занимался лечением в соответствии с её принципами. Основные

    понятия месмеризма следующие:

    . для успешного лечения сам месмерист должен быть здоров;

    . месмеричская сила зависит от индивидуальных особенностей субъекта;

    . для магнетизирования нужно выбирать спокойное место, одеваться

    легко; на ход процесса также влияют сомнение, моральные воздействия;

    . магнетический сеанс постепенно удлиняется с 10 до 20 минут и т.д.

    Основным достижением Месмера была не его псевдонаучная теория, а

    разработанный им метод погружения в транс, который он увязал с

    сомнамбулизмом. Он видел, что терапевтическое воздействие наиболее

    качественно по отношению к пациентам, погружённым в состояние транса.

    Существенный шаг в научном разъяснении явлений гипноза сделал в свое

    время Бред, написавший в 40-х годах прошлого столетия исследование о

    гипнотизме, затем французский врач в Нанси Льебо, лечивший гипнотическим

    внушением больных и тоже написавший об этом методе интересное сочинение.

    Наконец, видную роль в истории вопроса сыграл знаменитый невропатолог

    Шарко, демонстрировавший в парижском госпитале явления гипноза на

    истеричных врачам всего мира. Он рассматривал гипноз как особое нервное

    состояние, вызываемое физическими приемами. Однако Шарко встретил резкого

    противника своих взглядов в лице профессора Бернгейма, вызывавшего гипноз

    путем словесного внушения и рассматривавшего сам гипноз как внушенный сон и

    все явления, наблюдаемые в гипнозе, как результат одного лишь словесного

    внушения. Эти разноречия сыграли затем большую роль в выяснении явлений

    гипноза, почему названные четыре исследователя и должны считаться

    основоположниками учения о гипнозе.

    Опровергая мнение Шарко, Бехтерев говорит о том, что гипнозу в той или

    иной степени поддается большинство людей, если не все. Признать же всех

    истеричными, очевидно, нельзя. Этой теории нанесен был окончательный удар,

    когда выяснилось необходимость признать гипноз и у животных за явление,

    совершенно аналогичное и родственное человеческому гипнозу. Если гипноз,

    как мы уже знаем, наблюдается и у животных, то вполне естественно, что

    корни его происхождения находятся глубоко в органическом мире.

    Исследования внушения в экспериментальной психологии и психофизиологии

    Русские учёные трезво подходили к учению о животном магнетизме, но в то

    же время стали исследовать практическую и лечебную деятельность

    месмеристов. Профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский в

    многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. В

    1891 году он сделал вывод, что гипнотическое состояние у человека и у

    животных очень сходно по проявлению. Он объяснял гипноз, как паралич воли и

    самостоятельности мышления, а причиной считал психическое принуждение.

    Конечно, это было далеко от действительности.

    На 4-м съезде общества русских врачей в Москве, где выступил В. Я.

    Данилевский с докладом «О терапевтическом применении гипнотизма», выступил

    психиатр Ардалион Ардалионович Токарский (1859-1901гг). Это выступление и

    вся последующая деятельность Токарского была направлена на научное

    представление о гипнозе. Он считал, что применение гипноза в принципе

    доступно каждому человеку, но успех в этом деле, может быть, достигнут

    лишь, при хорошем знании техники гипнотизации и глубоком знакомстве с этими

    явлениями.

    В. М. Бехтерев, изучая особенности гипнотического состояния человека,

    приходит к выводу, что большую роль при наступлении гипнотического

    состояния играют словесное внушение, а также ряд физических раздражителей,

    способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Он

    подразделял гипноз на три стадии – малый, средний и глубокий, которые

    соответствовали трем общепринятым стадиям Фореля – сонливость, гипотаксия и

    сомнамбулизм. Бехтерев уделял много внимания исследованиям, направленным на

    то, чтобы разработать способы повышения лечебной эффективности внушения,

    проводимого больному в гипнозе или наяву.

    Основа стратегии И.М.Сеченова - И.П.Павлова - рефлекторный принцип. Он

    лежит в основе объяснения того, каким образом организм приобретает (и

    утрачивает) прижизненные акты, форму и структуры поведения. С позиций

    нервизма решаются проблемы решений работы различных отделов мозга и разных

    уровней его организаций - от молекулярного и нейронного до поведения

    целостного организма, анализируется взаимодействие между процессами в коре

    головного мозга и в подкорковых структурах. Учение И.М.Павлова о высшей

    нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций

    русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим являлось

    представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей

    эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в

    саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с

    изучения кровообращения и пищеварения, И.М.Павлов перешел к исследованию

    поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений,

    во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти

    взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего

    интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем

    самым отвергался дуализм духовного и телесного.

    Внушение и раппорт

    Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки

    и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических

    процессов. Внушение содержится в любом общении людей. Любая речь – это

    внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и умения говорящего

    и готовности слушающего поверить, от активности и достаточности ума.

    Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность

    помимо сознательного контроля разума.

    Сопутствующее внушению понятие – внушаемость. Человек обладает

    врождённым механизмом податливости ко внушению, который находится в

    определённой связи с присущими людям способностями к научению и развитию.

    При проведении гипноза важен учёт внушаемости пациента. Её можно определить

    с помощью ряда специальных приёмов. Их принцип заключается в том, что если

    пациент показывает в этих испыта-ниях плохие результаты, то он скорее всего

    будет сопротивляться погружению в гипно-тическое состояние. К ним

    относятся: тест равновесия тела (приёмы с падением назад или вперёд),

    внушение сцеплённых пальцев рук или век глаз, определённых внушённых

    запахов, внушение невозможности согнуть руку/ногу или встать со стула,

    внушение забыть свою фамилию и ряд других.

    Термин «раппорт» (от франц. rapport - связь, отношение) - в широком

    смысле употребляется в зарубежной литературе для обозначения:

    . близких межличностных отношений, основанных на высокой степени

    единства мыслей, интересов, чувств;

    . доброжелательной, дружественной атмосферы, складывающейся в ситуации

    психологического эксперимента между исследователем и испытуемым.

    В узком смысле термин «раппорт» обозначает связь, которая

    устанавливается между гипнотизером и гипнотизируемым во время сеанса

    гипноза. Раппорт характеризуется высокой степенью избирательности как

    следствием суженного гипнозом сознания, сверхвосприимчивостью к внушениям

    гипнотизера (преимущественно вербальным, словесным) и нечувствительностью к

    воздействиям из других источников. Раппорт как специфический вид внутренней

    зависимости, заключающейся в готовности выполнять внушения гипнотизера,

    развивается и стабилизируется по мере углубления гипнотического состояния.

    Раппорт существует благодаря тому, что в состоянии гипноза остаются

    незатронутые, бодрые, сторожевые, дежурные пункты в коре больших полушарий,

    в частности имеется связь через незаторможенный слуховой анализатор. Именно

    эти сторожевые, дежурные пункты являются физиологической основой раппорта.

    Вот что говорил о раппорте И.П. Павлов: «Так же я понимаю гипноз и

    раппорт. Большие полушария захвачены торможением не на всем протяжении, в

    них могут образоваться и возбужденные пункты. Из такого возбужденного

    пункта вы действуете на себя и внушаете. И гипнотизируемый потом роковым

    образом исполняет наше приказание потому, что когда вы делаете приказ, то у

    вас все чрезвычайно ограничено. Следовательно, все влияние остальных частей

    полушарий направлено на то, что вы даете в ваших словах, в ваших

    раздражениях, совершенно скрывается от всех остальных. И когда человек

    приходит в бодрое состояние после этого внушения, он ничего не может

    сделать с этим изолированным раздражением, потому что оно разъединено со

    всеми остальными. Следовательно, при гипнозе речь идет не о полном сне, а о

    парциальном сне. Этим отличается гипнотический сон от естественного».

    При гипнотизации у человека отдельные участки коры мозга не спят,

    находятся в расторможенном состоянии. Эти бодрствующие участки составляют

    зону раппорта. Только через эту зону раппорта гипнотик избирательно

    воспринимает лишь слова гипнотизера. Говоря физиологическим языком,

    гипнотизирующий врач через эту зону находится в своеобразной связи с

    другими участками коры мозга гипнотика, которые были до этого заторможены.

    Благодаря, этому врач словесным воздействием может влиять на вторую и

    первую сигнальные системы, на подкорку, на многие , функции организма.

    Значит, раппорт может возникать как в первой, так и во второй сигнальной

    системе.

    Различают два вида раппорта: изолированный и генерализованный. При

    изолированном раппорте гипнотик тонко дифференцирует слова гипнотизера,

    интонацию его речи, тембр его голоса, и потому реагирует только на слова

    усыпившего, а при генерализованном раппорте любой присутствующий на сеансе

    может вступить в контакт с гипнотиком. В этом случае возможно передать

    раппорт другому лицу.

    Явление «сторожевого пункта», наблюдаемое в состоянии нормального сна,

    лишь внешне похоже на раппорт. Уже Б.Н. Бирман (1925 г.) доказал, что

    «сторожевой пункт» лишь пробуждает спящего, а при раппорте нарушение сна не

    наблюдается и усыпленный реагирует на все слова гипнотизера. Зона раппорта

    - явление, относящееся исключительно ко второй сигнальной системе. Она не

    застывает на месте, подвижна. Кроме того, зона раппорта вступает в связь с

    другими участками коры головного мозга, а отсюда и с первой сигнальной

    системой. К.И. Платонов по этому поводу пишет: «Это вовлечение в сферу

    деятельности зоны раппорта новых корковых участков, по-видимому,

    осуществляется путем направленного иррадиированного раздражительного

    процесса, вследствие чего эти участки, растормаживаясь, временно приходят в

    деятельное состояние».

    Методы и техники гипнотизации

    Многие приемы определения степени внушаемости и гипнабельности сами по

    себе могут быть использованы как метод гипнотизации. С их помощью -

    применяя их обособленно или в сочетании со словесным внушением признаков

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.