МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование воли дошкольников

    развитию таких качеств, как произвольность, самосознание, а также

    мотивационная деятельность. Рассмотрим подробнее эти явления.

    Развитие произвольности

    Считается, что все процессы в дошкольном возрасте становятся более

    произвольными, но произвольность — это в принципе новообразование младшего

    школьного возраста. К концу дошкольного возраста происходит оформление

    основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель,

    принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить

    определенное усилие при преодолении препятствий, оценить результат своего

    действия.

    Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения

    ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что

    предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении

    всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою

    очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации.

    Мотивационная сфера

    Важнейший критерий дошкольной зрелости в этой сфере — необходимый

    уровень развития самостоятельности ребенка. Как показывают исследования

    К.П. Кузовковой, критериями и признаками самостоятельности ребенка-

    дошкольника в совместной деятельности являются его умение организовать и

    завершать собственную деятельность; желание вступать в контакт со

    сверстниками; умение действовать и взаимодействовать при организации

    деятельности и ее выполнении; стремление к применению к себе тех же

    средств, что используют взрослые по отношению к нему.

    Самостоятельный ребенок организует взаимодействие с товарищами,

    соотносит свои умения и желания действовать с условиями окружающей

    обстановки. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность становится

    качественным приобретением формирующейся личности ребенка.

    Самостоятельность в совместной деятельности со сверстниками проявляется в

    поисках общего дела, в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во

    внесении предложений, советов, оценочных суждений, в процессе реализации

    замысла.

    Развитие самосознания

    Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая самооценка,

    что является следствием кризиса семи лет. Однако у некоторых дошкольников

    наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это

    свидетельствует не об интенсивном развитии самосознания, а о том, что эти

    дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и

    внимания взрослых.

    Низкая самооценка, сформированная у ребенка в дошкольном возрасте,

    может стать причиной его неуспеваемости в школе. Она порождает страх

    неудачи, а в своем крайнем выражении — отказ вообще что-либо делать.

    3. Воля как фактор психологической готовности к школе ребенка-дошкольника

    Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как

    некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного

    обучения. Причем следует подчеркнуть многокомпонентность данного

    образования. В психологической литературе, посвященной анализу школьной

    зрелости, чаще всего называются следующие элементы психологической

    готовности: интеллектуальный, личностный и волевой. На исследованию с

    помощью психологической методики, определить меру ее сформированности.

    Личностную готовность “измерить” гораздо сложнее, хотя ее важность и

    значимость вряд ли кто-либо станет отрицать. По данным разных

    исследователей от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в

    состоянии дезадаптации (4, с.6). Одной из причин такого состояния называют

    личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает

    коллективный характер деятельности.

    Следовательно, будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких

    как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе

    детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением

    верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к

    самооценке). Наибольшие сложности, как правило, испытывают дети, не

    посещавшие детский сад, круг общения которых ограничен близкими взрослыми,

    а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначительный.

    Разработка и испытание конкретных психодиагностических методик, позволяющих

    исследовать личностную готовность ребенка к школе, а также цикла

    развивающих занятий - следующий этап работы. Чтобы раскрыть содержание

    личностной готовности, необходимо обратиться к самому понятию личность,

    основным личностным новообразованиям дошкольного возраста.

    Анализ психологической литературы показывает, что существуют различные

    определения личности, в каждом из которых особое внимание уделяется одной

    из сторон личностного развития. По-видимому, затруднительно будет дать

    такое определение, которое бы было принято большинством психологов разных

    школ и направлений. Такое положение с понятием “личность” побуждает к тому,

    чтобы дать наиболее приемлемое в данном случае определение, необходимое для

    содержательного наполнения понятия личностной готовности. Ограниченность

    такого определения может вызвать ряд возражений, но в рамках решения

    конкретных задач - это неизбежно, поскольку нельзя объять необъятное. В

    своей работе мы придерживаемся следующего понимания личности как системного

    качества индивида, включенного в общественные отношения. Формирование этого

    качества происходит в ходе совместной деятельности и общения ребенка со

    взрослыми и сверстниками, в процессе социализации и воспитания. Для самого

    ребенка личность выступает как его образ-Я, Я-концепция. Именно в

    дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка. В процессе

    игры, как ведущей деятельности в дошкольном детстве, ребенок опробует

    разные социальные роли, учится подчинять свои действия правилам. Это

    способствует дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа-Я - Я-

    реального и Я-идеального. У старшего дошкольника появляется способность к

    адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка

    взрослым. Можно предположить, что при отсутствии различения вышеназванных

    планов образа-Я у ребенка возникают трудности в восприятии требований,

    предъявляемых к нему в процессе обучения, а также следовании им и

    адекватности оценки результатов своих действий. В качестве дополнения к

    мотивационному компоненту личностной готовности, пожалуй, можно добавить

    еще следующий - уровень развития самооценки, соотнесенного с

    дифференцированностью восприятия образа-Я.

    Также представляется возможным выделить социально-психологическую

    готовность в качестве компонента школьной зрелости или одного из элементов

    личностной готовности, поскольку исследование развития личности ребенка вне

    социального или, точнее, социально-культурного контекста вряд ли в полной

    мере отражает содержание такого сложного понятия как личность.

    Отсутствие анализа социально-психологической составляющей школьной

    зрелости, вероятно, связано с позицией, которую занимают социальные и

    возрастные психологи. Исследовательские интересы первых распространяются, в

    основном, на детей, начиная с подросткового возраста, и взрослых. Вторые

    же, в свою очередь, мало уделяют внимания первым шагам ребенка в познании

    своего социального окружения, нахождении своего места в социуме, механизмам

    построения ребенком социального образа-Я.

    Под языковой компетентностью следует понимать такой уровень речевого

    развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно

    использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно

    рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко

    - компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание

    невербального языка общения, умение вступать в контакт, как со своими

    сверстниками, так и со взрослыми. Наблюдения за детьми, изучающими в

    дошкольном возрасте один или даже два иностранных языка, позволяют

    выдвинуть предположение, что у этих детей коммуникативная компетентность

    выше, чем у детей, которые обучались только родному языку. Известно, что

    механизмы, лежащие в основе овладения иностранным языком, у взрослых и

    детей различны. Но в обоих случаях при изучении другого языка происходит

    расширение социокультурного контекста, своя культура и свое социальное

    окружение воспринимаются уже не так изолированно. У ребенка (как и у

    взрослого) появляется тенденция к сравнению, а позднее и к более глубокому

    пониманию существующих сходств и различий.

    У ребенка же в возрасте 6-7 лет только лишь возникает первый базис

    мировоззрения, его способность к рефлексии еще слабо развита. Восприятие

    информации в большей степени зависит от ее эмоциональной насыщенности,

    привлекательности для ребенка. Она практически не подвергается анализу и

    критике, возможно, исключение составляют лишь случаи резкой

    противоречивости. Хотя, как показывает анализ детского воображения,

    возможны даже самые противоречивые сочетания образов в детском сознании.

    Все вышесказанное позволяет сформулировать гипотезу таким образом: у

    ребенка-дошкольника в процессе изучения иностранного языка происходит

    повышение компетентности, но в большей мере за счет структуры – знание,

    т.е. ребенок запоминает некоторый объем информации, критичное отношение

    (вторая структура) к которой чаще всего отсутствует, и использование этих

    знаний в речевой практике (третья структура).

    К концу дошкольного возраста у ребенка формируется внутренняя позиция

    школьника, которая представляет собой систему потребностей, связанных с

    новой общественно значимой деятельностью ребенка - учением. Процесс

    появления внутренней позиции школьника можно рассматривать как создание

    необходимой предпосылки для последующего формирования у ребенка социальной

    идентичности, т.е. отнесение ребенком себя к определенной группе – группе

    школьников. Формирование - есть процесс, в данном случае идентификации, а

    его результатом будет идентичность - личностная или социальная.

    Наиболее важным шагом в процессе обретения ребенком социальной

    идентичности является начало учебы в школе, непосредственное включение его

    в тот социальный контекст, о котором у него существует некоторый образ,

    сложившийся в результате рассказов взрослых о школе и учебе. У ребенка

    появляется возможность действовать в этой новой для него социальной

    ситуации.

    Вероятно, использование понятия идентичности относительно ребенка 6-7

    лет может показаться, на первый взгляд, не совсем корректным, хотя о первых

    шагах в этом направлении, о процессе идентификации, пожалуй, можно

    говорить. В современной социальной психологии выделяют два вида

    идентичности – личностную и социальную.

    Самосознание ребенка старшего дошкольного возраста еще не имеет того

    уровня развития, чтобы ребенок мог в полной мере определить свои

    характерные черты - физические, интеллектуальные, нравственные, а именно

    это подразумевается под личностной идентичностью. На сегодняшний момент в

    отечественной психологии не существует специальных исследований, хотя, как

    это можно предположить, было бы полезно и интересно определить ту основу, с

    которой ребенок вступает в новую для него социальную группу, социальный

    институт, на время пребывания в котором приходится важный этап становления

    личности ребенка – подростковый возраст и кризис соответствующего

    возрастного периода.

    О социальной идентичности, понимаемой “в терминах отнесения себя к

    определенной социальной группе” следует сказать, что внутренняя позиция

    школьника, т.е. желание ребенка пойти в школу, выполнять общественно

    значимую деятельность, иметь определенные права и обязанности есть

    предвосхищение своей социальной идентичности, которая сформируется позднее,

    - отнесение ребенком себя к референтной группе детей, посещающих школу.

    Что качается волевой готовности ребенка в школе, то для изучения

    данного вопроса необходимо прежде всего рассмотреть, что же представляет

    собой дошкольник в психологическом и психофизическом аспектах?

    Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет нам

    систематизировать представления о психологическом портрете дошкольника.

    Таким образом, дошкольную зрелость мы определяем как целостное психическое

    состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью

    развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в

    дошкольный период детства и для которых этот период является сензитивным.

    Наиболее важными параметрами, по которым идет определение уровня

    готовности к школе являются следующие: сформированность приемов игровой

    деятельности; развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода)

    уровень нравственного развития; развитое воображение; высокий уровень

    наглядно-образного мышления, памяти, речи; высокая самооценка. Наибольший

    вес и значение принадлежит тем качествам и психическим процессам, которые

    связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую

    деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей

    и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития

    воли в рассматриваемый нами период являются процессы формирования

    целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов. Важным фактом

    является появления контроля в поведении, помимо этого развивается

    способность в волевому усилию, ребенок осуществляет речевое планирование,

    побуждает взрослых и сверстников делать так, как он задумал, складывается

    произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов

    и общения со взрослыми.

    Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства,

    осуществляется за счет формирования сознательного контроля над

    непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.

    Кроме того, развитие детей в данной системе понимается не как развитие

    отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления,

    воображения, - а как общее развитие личности – развитие воли, ума и чувств.

    4. Значение ролевых игр в формировании воли

    Они основываются на понимании развития человека с точки зрения его

    ролевого развития. При этом важное место ролевые игры занимают в

    стимулировании адекватного процесса формирования воли у дошкольников.

    Причем, под ролью понимается та форма участия ребенка в тех ситуациях, в

    которых присутствуют и другие люди. Соответсвенно ролевые игры предполагают

    принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, проигрывание

    ролей, противоположных привычным, проигрывание своей роли в гротескном

    варианте. Дети включаются в ролевые действия голоса (помяукать, как

    испуганный котенок, как злой котенок, как радостный котенок и т.п.), а

    также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи). В

    ходе ролевой игры ребенок научается ставить цели (пусть пока «игрушечные»,

    связанные с правилами игры) и стремиться к их достижению. Ярким примером

    подобных игр для дошкольников может послужить игра «Котенок» (для

    дошкольников) Дети представляют, что мама принесла домой котенка, которому

    страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребенок по очереди

    превращается в котенка, остальные гладят его и говорят добрые слова.

    5. Феноменология волевых расстройств

    Взгляд на свободу воли, как на присущую человеку функцию высшей

    нервной деятельности, определяется критериями воли, выработанными

    психологией и психиатрией, и опирающимися на естественнонаучные разработки.

    Воля проявляется в волевых действиях, выборе мотивов и целей, регуляции

    внутренних состояний человека, его действий и различных психических

    процессов, волевых качествах личности. Это развивающаяся способность,

    свойство личности, которое может страдать при патологии. Именно изучение

    типологии этих расстройств может, методом от противного, позволить

    сформировать естественнонаучную концепцию воли. К сожалению, встречаются

    случаи волевых расстройств в любом возрасте.

    Типология волевых расстройств

    Клиническая психопатология относит все проявления психических

    расстройств к трем группам в соответствии с отделами рефлекторной дуги:

    поражения рецепторного отдела, поражения интрапсихической области,

    нарушения эффекторного звена. Тогда, исходя из концепций воли, волевые

    расстройства будут распределены между второй и третьей группами. В группу

    интрапсихических расстройств неизбежно попадут расстройство сознания

    свободы воли, нарушения преднамеренной регуляции психических процессов, в

    том числе - мышления, эмоций, навязчивые явления и др. К нарушениям

    эффекторного звена будут отнесены расстройства побуждений, в том числе -

    ступорозные состояния, патология влечений, в том числе - парафилии,

    импульсивные влечения и импульсивные действия и др. Таким образом, спектр

    расстройств, объединенных нарушением волевых функций, очень широк. В

    психиатрии существует и противоположная тенденция - сужать круг волевых

    расстройств. М. О. Гуревич, относивший волевые расстройства к патологии

    эффекторного звена, выделял следующие их формы: расстройства влечений,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.