МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование творческой личности

    проявляющегося во внешне реализуемой деятельности.

    1. Потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить: среди них нет лишних,

    плохих или вредных. Вредны бывают только определенные трансформации

    потребностей. Любая из них может трансформироваться в социально

    нежелательную.

    1. Рост вооруженности субъекта обеспечивается различными путями. Во-

    первых, – это его обучение, практическое (а не умозрительное)

    овладение опытом, накопленным предшествующими поколениями, усвоение

    норм (в широком смысле) современной субъекту культуры. Во-вторых, –

    это поощрение, развитие, культивирование собственного творчества, как

    порождения новой, не существовавшей ранее информации о средствах и

    способах удовлетворения потребностей. Благодаря творческой

    деятельности субъекта происходит развитие самих норм, процесса

    возвышения потребностей, их расширение и обогащение.

    3 §1.3. Развитие форм сознания в процессе творческой деятельности человека

    Идея К. Маркса и Ф. Энгельса о происхождении мышления из внешней

    предметной деятельности путем ее интериоризации – “свертывания” этой

    деятельности и перенесения ее внутрь мозга получила конкретную разработку в

    трудах исследователей. В психологическом плане эта идея наиболее

    последовательно развивалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия. В

    их трудах мы находим доказательства того, что оперируя моделями внешнего

    мира (чувственно-конкретными впечатлениями или абстрактно-обобщенными

    понятиями), мышление остается деятельностью со всеми присущими ей чертами.

    Как и всякая иная деятельность человека, мышление побуждается

    наличием актуальной потребности и служит ее удовлетворению. В ходе

    мыслительной деятельности в зависимости от вероятности решения стоящей

    перед субъектом задачи возникают отрицательные или положительные эмоции.

    Продуктивность мышления, его способность вооружить предстоящую внешнюю

    деятельность программой зависит от вооруженности самого мышления запасом

    необходимых знаний, от волевых качеств субъекта, от его навыков творчества,

    терпения долгое время думать об одном и том же.

    В творческой деятельности человека выделяют три уровня сознания:

    подсознание, сознание и сверхсознание [С4].

    Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано

    другому, может стать достоянием других членов сообщества. В сфере

    творчества именно сознание формулирует вопрос, подлежащий разрешению и

    ставит его перед познающим действительность.

    К сфере подсознания относят все то, что было осознаваемым ранее. Это

    хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и

    мотивационные конфликты, тягостные для субъектов. Подсознание защищает

    сознание от излишней работы и психических перегрузок.

    Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в

    виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием

    и волей. Неосознаваемость этих этапов представляет защиту рождающихся

    гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее

    накопленного опыта. За сознанием остается функция отбора этих гипотез путем

    их логического анализа.

    Трехуровневая структура сознания может рассматриваться как основной

    параметр индивидуальности человека. У разных людей активность этих уровней

    выражена далеко не в равной степени.

    Все уровни сознания развиваются, обогащаются и тренируются начиная с

    раннего детства. Сверхсознание тренируется игрой, затем – искусством. Оно

    не редко функционирует в зоне конфликта между социальными и идеальными

    потребностями, между существующими нормами и необходимостью их изменения.

    Сознание обогащается в процессе обучения, потом – образованием и мышлением.

    Подсознание наполняется посредством подражания, а позднее – практическим

    опытом, который контролируется сознанием. По мере взросления происходит

    обогащение как сознания (вполне осознаваемого опыта), так и подсознания,

    т.е. совокупности вторично неосознаваемых, автоматизированных навыков и

    умений. На определенном этапе у сверхсознания (творческой интуиции)

    появляется возможность непосредственного использования опыта, хранящегося в

    подсознании. “Творческая личность, – утверждает американский психолог

    Л.С. Кьюби, – это такая, которая некоторым, еще случайным образом сохраняет

    способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем

    другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере

    одаренными” [Я3].

    4 §1.4. Основы творческого процесса в эволюционном аспекте

    Объясняя основы творчества, Б.М. Рунин [Р8] приходит к выводу, что

    “природой творчества является творчество природы”. То есть принимается идея

    существования общих правил возникновения нового, ранее не существовавшего в

    процессе биологической эволюции (в виде новых форм живых существ) и в

    творческой деятельности человека (в виде научных открытий, технологий,

    конструкций).

    Творческая деятельность человека моделируется как проявление на

    качественно новом уровне универсальных тенденций самосохранения и

    саморазвития живой природы, будь то все более полное и специализированное

    освоение ранее занятой зоны (аллогенез в биологической эволюции) или выход

    в новую зону (арогенез). Эти две основные формы филогенеза напоминают две

    разновидности творческо-познавательной деятельности человека: детальную

    разработку более или менее знакомых явлений наряду с прорывом познающей

    мысли в качественно новую сферу познавательной деятельности [П1].

    Залогом творческой деятельности человека является отбор необходимой

    (ценной) информации. Причем под ее ценностью понимают степень вероятности

    достижения цели (удовлетворения потребности) на основе полученного

    сообщения [Х1]. Ценную информацию выделяют из маскирующих ее шумов виде

    объективно существующей, но ранее не познанной закономерности. Для этого

    используют механизмы выдвижения гипотез, т.е. таких рекомбинаций ранее

    накопленного опыта, существование которых в действительности должно быть

    установлено в ходе дальнейшей проверки. Отбор гипотез (догадок,

    предположений) осуществляется в несколько этапов. Вначале он производится

    путем сопоставления с непосредственным опытом субъекта, а затем вступает в

    действие критерий общественной практики, в ходе которой уточняются

    истинность нового знания и его ценность.

    Обобщая вышесказанное отметим, что применительно к творческой

    деятельности можно сказать, что основным фактором, инициирующим и

    побуждающим генерирование творческих догадок, гипотез, является сила

    актуализированной потребности (мотивации), а факторами, вероятностно

    определяющими содержание гипотез, – качество этой потребности и

    вооруженность творящего субъекта, запасы его навыков и знаний.

    Непосредственно неконтролируемая сознанием интуиция всегда работает

    на потребность, доминирующую в иерархии потребностей данной личности.

    Зависимость интуиции от главенствующей потребности (биологической,

    социальной, познавательной и т.д.), необходимо учитывать в сфере

    профессионального отбора и практики воспитания. Без выраженной потребности

    познания (потребности часами думать об одном и том же) трудно рассчитывать

    на продуктивную творческую деятельность. Если решение научной проблемы для

    субъекта является лишь средством для достижения, например, социально

    престижных целей, его интуиция будет генерировать гипотезы и идеи,

    связанные с удовлетворением соответствующей потребности. Вероятность

    получения принципиально нового научного открытия в этом случае сравнительно

    не велика.

    5 §1.5. Методы исследования творческого потенциала личности человека

    Среди методов исследования творческого потенциала личности, ее

    социально-психологической оценки привлекают внимание методы составления

    портретов личностей специалистов [М13].

    С их помощью оценивают выраженность (развитие) социально-

    психологических, творческих и других качеств личности человека-ученика,

    студента, рабочего, инженера.

    На кафедре социальной психологии ЛГУ (г. Санкт-Петербург) в процессе

    исследования творческого потенциала дипломированных инженеров выделяли 40

    важнейших качеств личности инженера и разделяли их по следующим

    направлениям:

    1. Качества, выражающие отношение к работе: трудолюбие; внимательное

    отношение к работе; творческое отношение к работе.

    2. Качества, характеризующие общий стиль поведения и деятельности:

    исполнительность; самостоятельность; верность слову; авторитетность;

    энергичность.

    3. Знания: технические знания по своей специальности; математические

    знания; физические знания; общая культура; информированность о

    деятельности предприятия, его задачах и планах.

    4. Качество ума: гибкость, прозорливость, интуиция.

    5. Инженерно-организационные умения: умение решать технические задачи;

    умение работать с технической литературой и справочниками; умение

    видеть задачу; умение обучать работе; умение ориентироваться в

    работе; опытность в работе; умение проводить техническую политику;

    умение осуществлять взаимодействие с другими подразделениями; умение

    объяснить техническую задачу; умение планировать работу.

    6. Административно-организаторские умения: умение создавать трудовую

    атмосферу; умение руководить людьми; умение постоять за коллектив;

    умение отстоять идею; умение разбираться в людях; умение убеждать

    людей.

    7. Качества, характеризующие отношения к людям: честность;

    беспристрастность; воспитанность.

    8. Качества, характеризующие отношение к себе: требовательность;

    скромность; уверенность; самосовершенствование.

    Приведенный перечень важнейших качеств специалиста, служил основой

    для составления портретов (или профессиограмм) отдельных специалистов.

    Введение количественных оценочных баллов (по важности) для каждого из

    качеств позволяло производить оценку массива специалистов с целью их

    ранжирования (например, на основе метода экспертных оценок и статистической

    обработки данных экспертов).

    6 §1.6. Выводы. Предпосылки создания условий для развития творческой

    активности личности в педагогическом процессе

    Приведенный выше анализ литературных данных и некоторые обобщения

    позволили нам сделать следующие выводы.

    Индивидуальные особенности поведения людей имеют решающее значение

    для целого ряда профессий, для плодотворного участия личностей-носителей

    этих профессий в творческом процессе.

    Забота о формировании гармонической личности требует заботы о

    вооружении всех естественных потребностей человека с целью обеспечения

    целостности личности.

    Потребности вооружения и преодоления препятствий наряду с

    потребностью в экономии сил определяют индивидуальные черты характера

    человека, делают его сильным, слабым, решительным, медлительным и т.д.

    Педагогическая практика показывает, что стремясь сделать процесс

    обучения интересным, увлекательным педагог иногда апеллирует только к

    любознательности обучаемого, опирается только на потребность познания и как

    результат порождает дилетантизм. Увлеченность оборачивается

    поверхностностью, любознательность – верхоглядством. В действительности

    радость узнавать должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь,

    поскольку на потребность в вооружении распространяется принцип ее

    незаменимости удовлетворением других мотиваций.

    Формирование социально ценной творческой личности начинается с

    формирования достаточно сильной социально-ценной потребности. Тренировка

    “творческого мышления”, “творческого труда” сопровождается воспитанием

    “эмоционально богатой” личности.

    Творческая интуиция порождается недостаточностью для субъекта

    существующей нормы удовлетворения доминирующей потребности. Она напряженно

    работает на доминирующую потребность, и невозможно ждать озарений на базе

    второстепенного для субъекта мотива.

    Игровая деятельность детей с их познавательными потребностями и

    чрезвычайно слабой вооруженностью сознания является периодом интенсивной

    тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки, открытия следуют

    буквально друг за другом.

    Каждый человек обладает индивидуальной структурой трех уровней

    сознания (сознание, подсознание, сверхсознание). Все они входят в его

    вооруженность, обеспечивающую удовлетворение потребностей и их возвышение в

    процессе развития человека.

    Широкий эволюционный подход к природе творчества подтверждает

    невозможность волевого вмешательства в механизмы творчества. Однако можно

    предположить о существовании косвенных путей сознательного влияния на эти

    механизмы.

    Инструментом подобного влияния может служить профессиональная

    психотехника человека, призванная решать две задачи: готовить почву для

    деятельности подсознания и не мешать ему.

    В сфере творческой деятельности человека эволюционизирует его опыт,

    включающий в себя освоенный субъектом опыт других людей и поколений. Однако

    этот коллективный опыт, совокупность знаний и умений, технологий, т.е.

    культура в целом, пополняется открытиями и достижениями, первоначально

    возникающими не в общей “культуре”, а в конкретной индивидуальной голове

    творящего субъекта.

    Определение важнейших социально-психологических качеств личности

    высоко квалифицированного специалиста открывает путь к определению

    программируемых качеств личности молодого специалиста, первокурсника,

    выпускника школы и т.д.

    Информация о качественном составе первокурсников делает возможным

    оптимальное планирование решения задач распределения объемов, содержания

    обучения и воспитания по отдельным периодам обучения. Исходный показатель –

    портрет личности первокурсника, его подготовленность к началу обучения,

    соотношение с качествами личности молодого специалиста, – является

    первоосновой количества и качества работы ВУЗа по организации

    воспитывающего обучения (профессионального обучения, формирования

    творческого потенциала личности, ответа на вопросы о том, чему учить и как

    учить).

    Опираясь на приведенные выше базовые положения, естественнонаучные

    закономерности развития творческих способностей личности, в дальнейшем в

    наших исследованиях и разработках будем исходить из следующих посылок и

    предположений.

    1. Студенты, будущие специалисты, усваивают в ВУЗе прежде всего ценности

    и нормы, связанные с общими социальными знаниями квалифицированных

    профессионалов. Эти нормы и ценности регулируют их поведение и

    поступки в целом, развивают потребности личности в творческом

    процессе. Специальные знания излагаются, как правило, в специальных

    дисциплинах. Поэтому в работе первостепенное внимание отводится

    разработке основ формирования систем специального учебного курса,

    решения проблем: чему учить и как учить в рамках государственного

    образовательного стандарта.

    1. Профессионально-творческие качества личности не возникают отдельно от

    других ее компонентов, а подчинены законам формирования личности в

    целом на этапах обучения и самообучения, деятельности и общения.

    С учетом этого вывода эта часть работы отводится анализу социально-

    психологических подходов к развитию творческой активности личности на

    стадии обучения.

    1. Преподаватель высшей школы является сегодня единоличным творцом

    педагогического процесса, технологом высшей квалификации ,

    реализующим свои индивидуально разрабатываемые операции в учебно-

    воспитательном процессе. На основании этого в работе значительное

    внимание уделяется разработке технологических компонент

    педагогического процесса.

    1. Формирование личности молодого специалиста определяется следующими

    двумя сторонами отношений в педагогическом процессе:

    1) общей организацией в ВУЗе системы воспитания и управления,

    реализацией ее в частных решениях; повседневной активностью профессорско-

    преподавательского состава;

    2) отношениями и взаимовлияниями коллективов преподавателей и

    студентов, межличностными отношениями в учебных группах, взаимоотношением

    преподавателя и студента.

    Коллективы преподавателей и студентов взаимно влияют друг на друга.

    Подбор форм влияний, организация их и управление ими определяют пути и

    результаты профессионально-творческой подготовки. Этот вывод послужил

    основой проведения в работе исследования влияния межличностных отношений в

    педагогическом процессе на поэтапное формирование у молодого специалиста

    навыков и умений творчества.

    1. Профессионализация учебно-воспитательного процесса в высшей школе,

    сочетание академических форм, видов активности деятельности и общения

    с надлежащим трудом по профессии должны внедряться в процесс обучения

    как можно раньше, так как вхождение в профессию, познание ее

    творческих потребностей – непрерывный и длительный процесс. С этим

    выводом связано в работе исследование проблем развития включенности

    личности в учебно-научно-воспитательный процесс.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.