МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания

    воспитательных мероприятий. Логика разработки проекта педагогической

    деятельности диктует и соответствующий состав проективных умений:

    . переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические

    задачи;

    . учитывать при определении педагогических задач и отборе содержания

    деятельности учащихся их потребности и интересы, возможности

    материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества;

    . определять комплекс доминирующих и подчиненных задач для каждого

    этапа педагогического процесса;

    . отбирать виды деятельности, адекватные поставленным задачам и

    планировать систему совместных творческих дел;

    . планировать индивидуальную работу с учащимися с лью преодоления

    имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и

    дарований;

    . отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства

    педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

    . планировать систему приемов стимулирования активности школьников и

    сдерживания негативных проявлений в их поведении;

    . планировать способы создания личностно развивающей среды и

    поддержания связей с родителями и общественностью.

    Понятно, что оперативное планирование требует от педагога владения

    целым рядом конкретных узко методических умений, приводящих к

    материализации проекта проведения беседы, урока или экскурсии в плане,

    плане-конспекте или конспекте в зависимости от опыта педагога.

    Рефлексивные умения

    Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной

    деятельности, направленной на себя. Ее обычно связывают лишь, с завершающим

    этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по

    подведению итогов педагогической деятельности.

    Между тем следует выделить такие виды контроля, как контроль на основе

    соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на

    основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном

    плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически

    выполненных действий. Все они в равной мере имеют место в педагогической

    деятельности, хотя и рассредоточены по этапам решения педагогической

    задачи. Бесспорно, особого внимания заслуживает контроль на основе анализа

    уже полученных результатов и, в первую очередь, применительно к

    деятельности учителя предметника. Для эффективного осуществления этого вида

    контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и

    объективно анализировать спои суждения, поступки и, в конечном итоге,

    Деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

    Признание рефлексии как специфической формы теоретической деятельности,

    направленной на осмысление своих собственных действий, позволяет говорить

    об особой группе педагогических умений - рефлексивных. Их выделение

    обусловлено рядом причин. Во-первых, анализ результатов педагогической

    деятельности без тщательного анализа условий их получения не может

    считаться нормой. Известно, что высокие результаты в педагогической

    деятельности могут быть получены как за счет существенного увеличения

    времени на решение педагогических задач, так и за счет перегрузки учащихся

    и учителей. Это так называемые экстенсивные пути повышения эффективности

    деятельности педагога. Во-вторых, отрицательные результаты также могут

    иметь разные причины. Для педагога всегда очень важно установить, в какой

    мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием

    его деятельности. Отсюда и необходимость в самоанализе собственной

    деятельности. Он обычно идет в соответствии с основными компонентами

    деятельности, а это, требует особых умений анализировать:

    . правильность постановки целей, их "перевода" в конкретные задачи и

    адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач

    исходным условиям;

    . соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным

    задачам;

    . эффективность применявшихся методов, приемов и средств

    педагогической деятельности;

    . соответствие применявшихся организационных форм возрастным

    особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.;

    . причины успехов и неудач, ошибок и затруднении а ходе реализации

    поставленных задач обучения и воспитания;

    . опыт своей деятельности в его целостности и соотнесенности с

    выработанными наукой критериями и рекомендациями.

    Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической

    деятельности самого себя, но и выяснение того, как другие (учащиеся,

    коллега, родители) знают и понимают «рефлексирующего», его личностные

    особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием)

    представления.

    Практическая готовность к педагогической деятельности.

    Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной

    компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях

    педагогически действовать. К ним относятся организаторские и

    коммуникативные умения.

    Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в

    различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. Особое

    значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе.

    А.С. Макаренко подчеркивал, что воспитательная работа есть прежде всего

    работа организатора. К организаторским умениям как общепедагогическим А.И.

    Щербаков относит мобилизационные, информационные, развивающие и

    ориентационные. Мобилизационные умения. Они связаны с привлечением внимания

    учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим

    видам деятельности; формированием потребности в знаниях и вооружением

    учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного

    труда; актуализацией знаний и жизненного опыта воспитанников с целью

    формирования у них творческого отношения к окружающему миру; созданием

    специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков;

    разумным использованием методов стимулирования, созданием атмосферы

    совместного переживания и т.п. Информационные умения. Обычно их связывают

    только с непосредственным изложением учебной информации, в то время, как

    они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с

    печатными и компьютерными источниками, умения дидактически ее

    преобразовывать, т.е. интерпретировать и адаптировать информацию к задачам

    обучения и воспитания.

    В процессе непосредственного общения с учащимися информационные умения

    проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая

    специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и

    возраст; логически правильно строить и вести конкретный рассказ,

    объяснение, беседу, проблемное изложение; органично сочетать использование

    индуктивного и дедуктивного путей изложения материала; формулировать

    вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; применять

    технические средства, электронно-вычислительную технику и средства

    наглядности; выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков;

    оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового

    материала с использованием разнообразных методов; перестраивать в случае

    необходимости план и ход изложения материала.

    Развивающие умения

    Такие умения предполагают определение "зоны ближайшего развития" (Л.С.

    Выготский) отдельных учащихся и класса в целом; создание проблемных

    ситуаций и других условий для развития познавательных процессов чувств и

    воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и

    творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к

    общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и

    функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества,

    действия-результата) отношений; формулирование и постановку вопросов,

    требующих применения усвоенных знаний, сравнений н самостоятельных

    умозаключений; создание условий для развития индивидуальных особенностей,

    осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.

    Ориентационные умения

    Они направлены на формирование морально-ценностных установок

    воспитанников и научного мировоззрения, их отношения к труду, явлениям

    природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие

    устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и

    профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям

    детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью

    развитие социально значимых качеств личности.

    Организаторские умения учителя-воспитателя неразрывно связаны с

    коммуникативными, от которых зависит установление педагогически

    целесообразных взаимоотношении педагога с учащимся, педагогами-коллегами,

    родителями, Одна из особенностей деятельности педагога в том и состоит, что

    решение педагогических задач происходит на фоне непрерывно

    осуществляющегося педагогического общения. Такое общение — есть система

    приемов социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся,

    содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного

    воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

    Причем, педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и

    управляя им. В процессе общения педагога и ученика не только реализуются

    функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные,

    педагогические задачи.

    Коммуникативные умения педагога структурно могут быть представлены как

    взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и

    педагогической техники.

    Перцептивные умения

    Обращение к работам А.А. Бодалева и его сотрудников, и которых

    раскрывается проблема восприятия человека человеком, позволяет очертить

    круг умении, необходимых педагогу на этапе изучения особенностей другого

    субъекта общения и его расположенности к общению. Они сводятся к наиболее

    общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого

    необходимо знание прежде всего ценностных ориентации другого человека,

    которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах в уровне

    притязании. Необходимо также и знание имеющихся у человека представлении о

    себе, знаний того, что человеку в самом себе нравятся, что он приписывает

    себе, претив чего возражает.

    Не менее важным, чем умение понимать других, является умение внести в

    центр своей системы ценностных ориентации другого человека. Это сложное

    умение чувствования бытия другого человека, о котором писал В.А.

    Сухомлинский- “Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его

    душу видеть в его глазах сложный духовный мир”.

    Совокупность перцептивных умений можно представить следующим

    взаимосвязанным рядом:

    . воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от

    партнера по общению и от себя, получаемых в ходе совместной

    деятельности;

    . проникать в личностную суть других людей, устанавливать

    индивидуальное своеобразие человека и определять его внутренний мир;

    . определять характер переживаний, состояние человека, его

    причастность или непричастность к тем или иным событиям по

    незначительным признакам;

    . находить в действиях и других проявлениях человека признаки,

    делающие его непохожим на других, а может быть и на самого себя в

    сходных обстоятельствах н прошлом;

    . видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение

    к социальным ценностям, учитывать в поведении люден "поправки" на

    воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого

    человека (идеализации, фаворитизму, "эффекту ореола" и др.).

    Данные об учащихся, полученные в результате "включения" перцептивных

    умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического

    общения на всех этапах педагогического процесса.

    Умения собственно общения

    На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде

    всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить

    особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, поставить

    себя на их место, идентифицироваться с ними, увидеть окружающий мир и

    происходящее в нем их глазами.

    На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический

    контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию

    учащимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой

    деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и

    его предметом преподавания.

    Управление общением в педагогическом процессе предполагает овладение

    педагогом умениями распределять внимание поддерживать его устойчивость;

    выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий

    способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть

    за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в

    различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся,

    обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в

    общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих

    эффективность взаимодействия.

    Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные

    процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников.

    Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению учащихся

    улавливать общий психологический настрой класса; чувствовать момент

    изменения в эмоциональных состояниях учащихся, их желании и готовности

    работать, в их общем настроении: своевременно видеть выключение отдельных

    учащихся из общей деятельности.

    Одним из средств, повышающих эффективность коммуникативного действия,

    является педагогическая техника, которая представляет собой совокупность

    умении и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных

    учащихся так и коллектива в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в

    общении с воспитанниками, управлять их вниманием, темпом деятельности,

    навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся. Другими словами,

    это умения проявлять свои чувства как бы "по заказу", в рамках

    педагогической целесообразности.

    Умения педагогической техники - необходимое условие овладения

    технологией общения. Л.С. Макаренко отмечал, что он сделался настоящим

    мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15—20

    оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры,

    голоса. Из этого признания А.С. Макаренко, очевидно, что особое место в

    ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи

    педагога как одного из важнейших воспитательных средств: правильная дикция,

    "поставленный голос", ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи

    мимики и жестикуляции. " Не может быть хорошим воспитатель, - - писал А.С.

    Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему

    лицу необходимого выражении или сдержать свое настроение. Воспитатель

    должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым.

    Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и

    всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет'". Он

    особо подчеркивал необходимость владения словом, считая, что педагоги

    делают много ошибок потому, что не умеют говорить с воспитанниками, не дают

    им почувствовать волю, культуру, личность педагога.

    Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо

    отнести следующие: управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в

    процессе выполнения педагогических действии; регулировать свои психические

    состояния: вызывать "по заказу" чувства удивления, радости, гнева и т.п.;

    владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы,

    требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе

    собеседника, образно передавать информацию. по необходимости изменять

    подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед

    предстоящим общением и др.

    Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно,

    чтобы педагог в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы

    прикладных умении: массовика-затейника, тренера-общественника по одному или

    нескольким видам спорта, инструктора по туризму, экскурсовода, художника-

    оформителя, руководителя кружка, хоровика-дирижера, постановщика танцев,

    кинодемонстратора, инструктора по техническим средствам и др.

    Педагогическое творчество

    Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только

    количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и

    организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив

    уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который

    отражает степень реализации им своих возможностей при достижении

    поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому

    является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что

    многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.