МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физиологические механизмы психических процессов и состояний

    противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении.

    Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних Факторов,

    тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными

    интервалами.

    Функции эмоций

    Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в

    жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций

    эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую,

    переключательную, коммуникативную.

    Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий.

    Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и

    интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность

    и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет

    определена локализация вредного воздействия. Примером может служить

    поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он

    немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

    Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание

    выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. На основе возникшей

    потребности и интуитивного представления 0 возможностях ее удовлетворения.

    Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных

    операций ума, она выполняется на чувственном уровне.

    Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной

    деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции

    предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения,

    которая еще не вербализована.

    П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что

    эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и

    памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и

    надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать

    условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие

    мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода.

    Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще

    недостаточно для выработк условных пищевых рефлексов. Требуется третий

    компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую

    потребность, т.е. пищи.

    Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают

    человека к изменению своего поведения.

    Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в

    экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для

    человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать

    определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме

    борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от

    силы побуждений, от личностных установок субъекта.

    Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты,

    позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком

    человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания

    другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и

    т.д.

    Когнитивные процессы в генезе эмоций

    С развитием когнитивной психологии многие современные теории фокусируют

    внимание на когнитивных процессах как основном механизме появления эмоций.

    Существенное влияние на развитие когнитивной теории эмоций оказали опыты С.

    Шехтера. В них впервые было продемонстрировано, что увеличение активации

    организма, хотя и является необходимым условием развития эмоции, определяет

    лишь интенсивность эмоции, тогда как ее специфика зависит от ситуации,

    осознания ее смысла и значения.

    Теория когнитивной активации С. Шехтера основана на исследованиях, в

    которых с помощью фармакологических веществ манипулировали состоянием

    испытуемых, поднимая их возбуждение, о чем они и не догадывались. Затем

    экспериментаторы создавали обстановку непринужденного веселья или,

    наоборот, напряженности. В первом случае люди чувствовали себя счастливыми

    и Раскованными, во втором — их охватывало чувство гнева. Таким образом было

    показано, что содержанием эмоции, ее качеством можно управлять, если

    побудить испытуемого приписывать тем или другим нейтральным стимулам либо

    обстоятельствам роль источника своего возбуждения.

    Между когнитивными и эмоциональными процессами сущевуют не только

    прямые, но и обратные отношения. Когнитивная деятельность может быть не

    только источником эмоций, но и сама зависеть от эмоционального состояния

    субъекта. Зависимость когнитивных процессов от эмоций нашла отражение в нии

    о том, что в радости мы видим мир через розовые очки, а в страхе смотрим на

    него через суженный канал зрения.

    Биологически и социально значимые стимулы как источник

    эмоций

    Способность когнитивных процессов вызывать эмоции существенно

    возрастает, когда они касаются значимых для индивида событий, т.е. тех,

    которые являются предметом желаний или, наоборот, представляют опасность.

    Иными словами, сами когнитивные процессы стимулируются аффектом,

    создаваемым биологически или социально значимыми воздействиями (или их

    отсутствием), и только вторично они вносят свой дополнительный вклад в

    развитие и содержание эмоций, часто радикально изменяя их.

    Существует большой круг эмоциональных явлений, возникающих в составе

    безусловных рефлексов. Биологически значимые стимулы являются источником

    различных эмоциональных переживаний. Это отчетливо демонстрируют реакции

    новорожденных. Ощущение сладости сопровождается выражением интереса.

    Попадание в рот чего-либо горького вызывает реакцию отвращения.

    Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций

    К некогнитивным факторам, вызывающим эмоции, П.В. Симонов относит

    потребность и оценку возможности (вероятности) ее удовлетворения, которую

    субъект совершает непроизвольно и часто неосознанно.

    Им разработана потребностно-информационная теория эмоций, согласно

    которой правило возникновения эмоций выражается в следующей структурной

    формуле:

    Э = [П, (Ин - Ис), ...],

    где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество

    актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности удовлетворения

    потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин —

    информация о средствах и времени, прагматически необходимых для

    удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах и

    времени, которыми реально Располагает субъект в данной ситуации.

    Лицевая экспрессия и эмоции

    Лицевая экспрессия как средство невербального общения

    Люди обычно обмениваются многими невербальными сигналами, используя

    интонацию голоса, лицевую экспрессию, контакты глазами, жесты. С помощью

    этих средств передается важная информация. Сходным образом обмениваются

    информацией с сородичами животные в стае, используя выразительные движения,

    особые звуки. Ч. Дарвин (1872) был первым, кто предположил, что лицевая

    экспрессия играет особенно важную роль в кооперации, объединении членов

    сообщества, так как позволяет сообщать об эмоциях и намерениях действовать.

    Наиболее важным каналом эмоционального, невербального общения является

    зрительный, через который принимается информация, содержащаяся в

    выразительных жестах и экспрессивных реакциях лица.

    Кросскультурные исследования распознавания лицевой экспрессии показали,

    что основные эмоции (гнев, страх, счастье, удцв. ление, печаль, отвращение)

    одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и

    традициями. Даже в условиях затрудняющих наблюдение, например на большом

    удалении, проявляется универсальность механизма распознавания эмоций. Это

    доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечивается

    врожденными нейронными программами. Процент совпадения оценок лицевых

    эмоциональных паттернов у лиц разных национальностей — около 80%, несколько

    меньше он у японцев (65%).

    Лицо человека и даже его схематическое изображение — значимый стимул

    для новорожденного. Об этом можно судить по длительности его фиксации

    глазами, по частоте обращения внимания на него, по появлению вегетативного

    компонента ориентировочного рефлекса (снижению ЧСС). Ребенок предпочитает

    рассмаривание человеческого лица любому другому стимулу (шахматной доске,

    изображению различных животных).

    Для распознавания и измерения лицевой экспрессии испозуют два основных

    метода: идентификацию одной из основ эмоций по выражению лица человека и

    регистрацию электрической активности мышц лица, по паттерну которых судят о

    той или иной эмоции.

    Корреляция активности лицевых мышц и эмоций

    Д. Экман и У. Фризен исследовали связь активности мышц липа с

    различными эмоциями, когда испытуемые просматривали фильмы приятного

    (щенок, играющий цветком, горилла в зоопарке, океан) и неприятного

    (травматический инцидент в цеху) содержания. После просмотра каждого фильма

    испытуемые должны были ранжировать свои эмоции по 9 шкалам (счастья, гнева,

    страха и др.)- Была обнаружена положительная корреляция переживания

    «счастья» только с активностью большой скуловой мышцы. Чем сильнее

    активность этой мышцы, тем выше уровень субъективной оценки переживаемого

    «счастья» при просмотре приятного фильма.

    В работах Г. Швартца и его коллег из Йельского университета штата

    Коннектикут была изучена связь депрессии с особенностями активности лицевых

    мышц. У больных отмечены ослабление паттернов ЭМГ-активности, которые

    связаны с эмоцией «счастья», а также усиление активности мышц, реагирующих

    на переживание «печали».

    Женщины в целом показывают более интенсивную лицевую экспрессию по

    сравнению с мужчинами. При этом у них мышцы нахмуривания более активирована

    как во время представления эмо циональных ситуаций с отрицательным знаком,

    так и во время положительных.

    Теория обратной лицевой связи как одного из механизмов

    эмоций

    Впервые мысль о роли мимических реакций в генезе эмоций «олее 100 лет

    назад была высказана Ч. Дарвином (1872). Он подчеркивал регулирующую

    функцию выразительного поведения лица, усиливающего или ослабляющего

    эмоцию: свободное выражен эмоций с помощью внешних реакций усиливает

    субъективное переживание, подавление же внешних эмоциональных проявлени

    смягчает его.

    Особое значение обратной связи от мимических мышц в возникновении

    эмоций придавал Сильвин Томкинс, который считал, что эмоция — это в

    основном мимические реакции.

    И. Уэйнбаум отметил тесное взаимодействие между лицевыми мышцами и

    мозговым кровотоком и предположил, что мышцы лица регулируют кровоток,

    противоположно воздействуя на вены и артерии, усиливая приток крови в мозг

    или ее отток. Изменения кровотока сопровождаются сменой субъективных

    переживаний. И. Уэйнбаум не был согласен с Ч. Дарвином, что функция мимики

    — сообщать другим о своем эмоциональном состоянии. Он полагал, что

    коммуникативная функция эмоций является вторичной.

    Кодирование и декодирование лицевой экспрессии

    Некоторые аспекты социального поведения человека обеспечиваются

    биологическими программами. В частности, способность человека передавать

    эмоциональные сигналы и принимать их имеет биологическую природу. Процесс

    посылки эмоциональной информации при общении начинается с мотивационно-

    эмоциональ-ного состояния, которое трансформируется в соответствующее

    выражение лица.

    С эволюционной точки зрения внешняя экспрессия эмоций не «была бы

    полезной, если бы члены общества (группы) не могли декодировать эти сигналы

    и, следовательно, адекватно реагировать на них. Это означает, что лицо,

    принимающее сигналы (реципиент), должно быть подготовлено к их восприятию,

    т.е. иметь специальный механизм для их декодирования. При этом демонстрация

    гнева должна легко ассоциироваться с аверсивными явления-щи и их

    следствиями — возникновением эмоции страха. Наоборот, положительная

    экспрессия, например выражение счастья на лице человека, должна вызывать

    положительные эмоциональные реакции. Механизм декодирования экспрессивной

    информации должен уметь дифференцировать паттерны лицевой экспрессии, а

    также идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний.

    Биологическая природа этого механизма проявляется во врожденной боязни

    человека большого открытого пространства или змей и в той легкости, с

    которой он вырабатывает условные рефлексы на отрицательном подкреплении,

    когда в качестве условных сигналов используются аверсивные стимулы,

    вызывающие негативные эмоции.

    Функциональная асимметрия мозга и эмоции

    Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие

    эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария.

    Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование

    эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой

    экспрессии эмоций. Разрушения в правом полушарии (но не в левом)

    сопровождаются побрей способности выразить или передать свое переживание

    интонацией голоса.

    Правое полушарие более тесно, чем левое, связано с вегетативньщи и

    телесными реакциями. Из клинической практики известно, что пациенты более

    осведомлены о нарушениях и отклоне-Ниях в реакциях на левой стороне тела.

    Человеку обычно легче постукивать синхронно в такт с сердечными ударами

    левой рукой.

    Индивидуальные различия и эмоции

    Индивидуальные различия, связанные с особенностями функциональной

    асимметрии мозга, а также со свойствами темперамента, являются одним из

    факторов, определяющих специфику и силу эмоционального переживания. К

    измерениям темперамента, наиболее тесно связанным с эмоциями, относятся

    тревожность, сила — слабость процессов возбуждения, экстраверсия — интро-

    версия, импульсивность, эмоциональность.

    Экстраверты имеют более низкий порог в отношении социальных стимулов с

    положительным знаком и поэтому более часто реагируют эмоциями радости и

    интереса. Они более чувствительны к награде, а интроверты — к наказанию.

    Измерение локального кровотока в мозге у интровертов в отличие от

    экстравертов выявило усиление кровотока в височных областях. Это различие

    объясняют более сильными связями коры интровертов с лимбическои системой

    (миндалиной) — структурой, ответственной за реакции страха. Известно, что

    разрушение миндалины или височной коры уменьшает эмоциональные реакции

    страха и стимулирует ориентировочно-исследовательское поведение, в норме

    подавляемое оборонительными реакциями.

    Нейроанатомия эмоций

    Наиболее убедительные данные о нейроанатомии эмоций получены в

    отношении тех мозговых структур, которые определяют знак эмоций. Опыты на

    животных с электрической стимуляцией и разрушением мозга, а затем и с

    самостимуляцией мозговых структур показали существование двух типов

    центров, возбуждение которых вызывает эмоции с противоположным знаком

    (приятные и неприятные).

    Стимуляция зон самораздражения вызывает положительны эмоциональные

    реакции и служит более сильным подкреплением, чем даже пищевое. На основе

    этого подкрепления легко вырабатываются прочные условные рефлексы.

    Однако, существуют и другие центры, раздражение которых вызывает

    реакцию избегания. Так, крыса с вживленными в эту область электродами после

    нажима на рычаг избегает находиться рядом с ним. Эти зоны расположены в

    перевентрикулярных отделах промежуточного и среднего мозга. Области мозга,

    раздражение которых ведет к подкреплению или избеганию, получили

    соответственно название центров удовольствия и неудовольствия.

    Многомерная и дискретная модели эмоций

    Существует два принципиально разных подхода к организации эмоций. С

    позиций дискретной модели эмоциональн сфера состоит из определенного числа

    первичных, базисных и фундаментальных эмоций. Комбинация первичных эмоций

    создает эмоции второго порядка. Статус первичных эмоций обычно приписывают

    гневу, страху, печали, счастью и др.

    Р. Плутчек рассматривает 8 базисных эмоций: одобрение, гнев, ожидание,

    отвращение, радость, страх, печаль, удивление. Большую популярность

    получила классификация 10 основных эмоций К. Изарда (1980). Он выделяет

    гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе — страдание), страх, вину,

    интерес, радость, стыд, удивление. Существуют и более простые

    классификации. Дж. Панксеп (Рапккер 5.) различает лишь 5 основных эмоций:

    страх—тревога, ярость—гнев, паника—горе, ожидание—исследование,

    радость—игра.

    Дж. Грей (Огау .1.) рассматривает три основные эмоции: ярость—ужас,

    тревогу и радость. По мнению Р. Мауера (Мауег К.), следует говорить вообще

    только о двух первичных эмоциях — удовольствии и боли.

    Но ответ зависит от того, какие показатели, какие реакции были

    использованы при изучении Эмрций (вегетативные, биохимические, ЭМГ лица и

    др.). Для лицевой экспрессии трудно выделить более 10 паттернов активации

    мимической мускулатуры, а по вегетативным показателям удается ть еще меньше

    комплексов реакций, связанных с эмоциями.

    Управление движением и вегетативными реакциями

    Структура двигательного акта

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.