МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физиологические механизмы психических процессов и состояний

    Формирование гештальта подчиняется своим собственным законам, таким, как

    группировка частей в направлении максимальной простоты, близости,

    равновесия, тенденция любого психического феномена принимать более

    определенную, отчетливую, завершенную форму и др., которые не требуют

    участия процессов внимания.

    Появление нового направления в прикладной психологии: исследование

    деятельности человека-оператора, следящего за сигналами на экране,

    цифровыми шкалами, пультом управления в период второй мировой войны и сразу

    после ее окончания, — стимулировало пробуждение интереса к вниманию.

    Результаты изучения восприятия и эффективности действий человека-оператора

    вскрыли неустойчивость, широкую вариабельность их показателей. Для описания

    особенностей деятельности оператора были введены две новые переменные:

    чувствительность и критерий принятия решения, меняющийся в зависимости от

    установки, направленности и концентрации внимания субъекта. У операторов,

    авиадиспетчеров было обнаружено явление перцептуальной перегрузки,

    характеризующееся снижением эффективности анализа одновременно поступающих

    многих сообщений, которое было увязано с определенными свойствами процессов

    внимания. Эти данные стимулировали проведение многих экспериментов с так

    называемым дихотическим прослушиванием.

    Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических

    механизмов познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления,

    принятия решения. Внимание ин-енсивно изучается в связи с выявлением

    факторов, влияющих на Ффективность деятельности человека, включая его

    обучение. Оно включено в контекст изучения механизмов регуляции уровня

    бодрствования, функций модулирующей системы мозга, а также проблемы

    сознания.

    Во многом современное представление о внимании и его функциях

    интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом, который дал

    следующую характеристику вниманию. Внимание — «это овладение умом в четкой

    и яркой форме одним из нескольких наличествующих объектов. Суть этого

    процесса — фокусирование, концентрирование сознания. Внимание приводит к

    отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно

    заняться другими. Состояние внимания противоположно рассеянному,

    затемненному состоянию». Сегодня внимание определяют как «сосредоточенность

    деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или

    идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)», что по

    существу мало чем отличается от его описания, сделанного У. Джеймсом.

    Характеристики и виды внимания

    К характеристикам внимания относят его селективность, объем,

    устойчивость, возможность распределения и переключения. Селективность, или

    избирательность, внимания характеризует его направленность на любой аспект

    стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение

    селективности внимания подобно изменению фокуса проектора, создающего либо

    точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от

    физических характеристик стимула. Поэтому внимание может характеризоваться

    либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием стресса

    фокус внимания обычно сужается. Объем внимания измеряется количеством

    одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы

    внимания человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и

    составляет 7—9 стимулов, или элементов. Эффективность выполнения второго

    задания часто используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не

    востребованных первым, основным заданием. Распределение внимания

    предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного

    выполнения двух или более заданий. Оно часто измеряется в экспериментах с

    дихотическим прослушиванием. Устойчивость внимания определяется по

    длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания или

    «бдительности», например, оператора при обнаружении им редких и слабых

    сигналов на экране локатора. Под лючением внимания понимается возможность

    более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

    Психологи выделяют три вида внимания. Произвольное, или активное,

    внимание характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную

    цель. Существует форма и пассивного, или непроизвольного, внимания. Оно

    выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических,

    временных, пространственных характеристик стимулов или на появление

    значимых сигналов. Третий вид внимания называется постпроизвольным

    вниманием, которое появляется в процессе освоения деятельности и

    увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилий воли, так как

    поддерживается интересом к ней.

    Непроизвольное внимание

    Непроизвольное внимание относится к феномену переключения внимания на

    стимул, который ранее не привлекал внимания. Оно протекает автоматически и

    не требует специальных усилий. Основу непроизвольного внимания составляет

    ориентировочный рефлекс (ОР). Его появление автоматически включает

    произвольное внимание, которое и обеспечивает дальнейшую и контролируемую

    обработку стимула.

    Ориентировочный, или исследовательский, рефлекс был открыт И.О.

    Павловым и назван ни рефлексом «Что такое?». Он описал его как комплекс

    двигательных реакций (поворот головы, глаз, настораживание ушей) в

    направлении нового стимула. Ю. Конорский (1970) этому комплексу

    соматических реакций дал название рефлекса прицеливания, назначение

    которого — обеспечить лучшее восприятие нового стимула.

    Отличительной особенностью ОР является его угасание, развивающееся с

    повторением стимула. Однако любое изменение в повторяющемся стимуле

    восстанавливает ОР. Оно может быть вызвано изменением модальности,

    интенсивности, пространственных и временных характеристик, включая

    длительность стимула и меж-стимульные интервалы. Изменения в сложных

    стимулах или в их комплексах, например, такие, как пропуск одного из его

    элементов или изменение их порядка, также восстанавливают ОР. Величина его

    восстановления пропорциональна числу одновременно измененных параметров и

    степени их изменения.

    Произвольное внимание

    Произвольное внимание относится к контролируемым и осознаваемым

    процессам. Оно обладает ограниченной пропускной способностью и поэтому

    обеспечивает не параллельную, а последовательную обработку информации.

    Эффект интерференции произвольного внимания с текущей психической

    деятельностью является следствием конкуренции двух задач, которые могут

    решаться только последовательно. Непременной характеристикой произвольного

    внимания является усилие, направленное на выделение и обработку той

    информации, которая диктуется целью, задачей, в частности содержащейся в

    инструкции. В психологических теориях внимания ранней и поздней селекции

    произвольное внимание представлено на этапе после автоматических процессов

    обработки информации, на уровне фильтра (воронки), который и символизирует

    ограниченность ресурсов произвольного внимания. Контролируемое произвольное

    внимание определяет приоритеты в последовательной обработке информации.

    Внимание, активация, функциональное состояние,

    бодрствование

    С точки зрения физиологических механизмов внимание может быть

    сопоставлено с реакцией активации. Локальная активация, охватывающая

    ограниченные зоны мозга, определяет селективный, избирательный характер

    внимания. В случае, когда активация становится генерализованной и

    охватывает мозг в целом, говорят об изменении уровня активации, или

    функционального состояния. Последнее определяют как фоновую активность

    нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная

    деятельность человека. Поведенческим выражением функционального состояния

    является уровень бодрствования. Шкала уровней бодрствования, от глубокого

    сна до крайнего возбуждения, представляет интенсивную характеристику

    поведения. Чтобы понять, как возникает селективная активация в мозге,

    создающая физиологическую основу произвольного и непроизвольного внимания,

    необходимо детально рассмотреть структуру и функции так называемой

    модулирующей системы мозга, объединяющей как активирующие, так и

    инактивирующие мозговые центры.

    Модулирующая система мозга

    Модулирующая система мозга реализует свои функции через особый класс

    функциональных систем, регулирующих процессы активации в составе различных

    видов деятельности. Она регулирует цикл бодрствование — сон, стадии и фазы

    сна, уровни и специфику функциональных состояний во время бодрствования, а

    акже процессы внимания благодаря ее способности создавать как локальные,

    так и генерализованные эффекты активации и инактивации в нервной системе.

    Память. Функционально-структурная организация

    Филогенетические уровни биологической памяти

    Биологическая память— это фундаментальное свойство живой материи

    приобретать, сохранять и воспроизводить информацию. Различают три вида

    биологической памяти, появление которых связано с разными этапами

    эволюционного процесса: генетическую, иммунологическую и нейрологическую

    (нервную) память.

    Чтобы жить, органическая система должна постоянно себя воспроизводить,

    иначе говоря, помнить свое строение и функции. Память о структурно-

    функциональной организации живой системы как представителя определенного

    биологического вида получила название генетической. Носителями генетической

    памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

    С генетической памятью тесно связана иммунологическая память. В

    эволюции она возникает позже генетической и проявляется в способности

    иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное

    проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и др.).

    Все чужеродные вещества, вторгшиеся в организм, независимо от их

    разновидности принято называть антигенами. Иммунные белки, способные

    разрушать чужеродные тела, получили название антител.

    Иммунный ответ осуществляется двумя системами. Первая — система Т-

    лимфоцитов — обеспечивает клеточную защиту — разрушение чужеродных клеток с

    помощью специфических клонов лимфоцитов, т.е. являющихся потомками одной

    клетки-предшественника, посредством их прямого контакта с чужеродными

    телами. Центральным органом Т-системы является вилочковая железа (Т-тимус),

    которая вырабатывает различные популяции Т-лимфоцитов (Т-киллеры, Т-

    хелперы, Т-клеточные рецепторы и др., распознающие антигены). Вторая —

    система В-лимфоцитов, относящаяся к костному мозгу; она обеспечивает

    гуморальную заши-ту, продуцирует В-лимфоциты и их потомки — плазмоциты.

    Последние вырабатывают различные классы иммуноглобулинов в качестве

    антител, встроенных в их мембрану.

    Неврологическая, или нервная, память появляется у животных, обладающих

    нервной системой. Ее можно определить как совокупность сложных процессов,

    обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма (субъекта).

    Неврологическая память использует не только собственные специфические

    механизмы, обеспечивающие индивидуальную адаптацию организма, но и

    механизмы более древней генетической памяти, способствующей выживанию

    биологического вида. Поэтому в неврологической памяти выделяют

    генотипическую, или врожденную, память. Именно она у высших животных

    обеспечивает становление безусловных рефлексов, им-принтинга, различных

    форм врожденного поведения (инстинктов), играющих роль в приспособлении и

    выживаемости вида. Феноти-пическая память составляет основу адаптивного,

    индивидуального поведения, формируемого в результате научения. Ее механизмы

    обеспечивают хранение и извлечение информации, приобретаемой в течение

    жизни, в процессе индивидуального развития.

    Временная организация памяти

    Изменение следа памяти - энграммы во времени побудило исследователей

    ввести временной критерий для различения видов памяти. С позиции

    сторонников, подчеркивающих роль временного фактора в становлении энграммы,

    в ее жизни существует несколько этапов. Они последовательно переходят друг

    в друга и различаются механизмами запечатления энграммы, степенью ее

    устойчивости, объемом одновременно сохраняемой информации.

    Основные экспериментальные факты и клинические наблюдения,

    подтверждающие двойственную природу памяти, — разделение ее на

    кратковременную и долговременную, связаны с явлением ретроградной амнезии.

    Ретроградная амнезия состоит в выпадении памяти на события, предшествующие

    действию амнестического агента (электрошоку, травме головного мозга,

    введению фармакологических препаратов и др.). Люди, стадающие амнезией,

    вызванной травмой головного мозга, обычно не могут вспомнить события,

    непосредственно ей предшествующие, тогда как воспоминания о событиях более

    ранних у них сохраняются.

    Концепция активной памяти

    Согласно теории активной памяти деление памяти на кратковременную и

    долговременную в общепринятом смысле неправомерно, так как вся память

    является постоянной и долговременной. Т.Н. Греченко вводит понятие

    состояния энграммы, которое определяет степень ее готовности к

    воспроизведению. Только след памяти, находящийся в активном состоянии,

    доступен для реализации в поведении. Энграммы, недоступные для

    использования, находятся в латентном, или неактивном, состоянии. Активность

    энграммы представлена в электрической активности нейронов. Активная память—

    совокупность активированных «старых» и «новых» энграмм. Повторная активация

    энграммы может происходить как спонтанно, так и под влиянием различных

    внутренних и внешних факторов. То, что принято называть кратковременной

    памятью, с позиции концепции активной памяти является актуализированной,

    активной частью памяти, в которой доминирует вновь приобретенный опыт. С

    этих позиций законы, сформулированные исследователями для кратковременной

    памяти (быстрое угасание следа, подверженность разрушению под влиянием

    самых разнообразных факторов, ограниченность объема хранения), действуют и

    в отношении «новой» части активной памяти. Содержание активной памяти может

    определяться не только вновь приобретенными следами памяти («новой частью»

    активной памяти), но и знаниями, приобретенными ранее и переведенными из

    латентного состояния в активную форму.

    Декларативная и процедурная память

    Деление памяти по временной шкале не охватывает всех ее форм. В 70-х

    годах среди разработчиков искусственного интеллекта стали различать

    процедурную и декларативную память, исходя из того, что можно провести

    различие между памятью на действие и на его называние.

    Под декларативной, или эксплицитной, памятью понимают запоминание

    объектов, событий, эпизодов. Это память на лица, места событий, предметы.

    Декларативная память часто основана на ассоциации одновременно действующих

    раздражителей. Процедурная, или иксплицитная, память — это память на

    действия. Она представлена моторными навыками, перцептуальными стратегиями,

    классическими условными и инструментальными рефлексами.

    Рассматриваемые системы памяти неодинаково связаны с сознанием.

    Декларативная память является сознательной, так как предполагает

    осведомленность субъекта об объекте или событии, образы которых извлекаются

    из памяти, тогда как использование недекларативной, процедурной памяти в

    поведении может осуществляться без осознания этого факта. Декларативную и

    процедурную память различает и скорость их формирования. Эксплицитное

    обучение происходит быстро, иногда после первого «урока», когда информация

    о некотором разовом событии, произошедшем в определенное время и в

    определенном месте, запечатлевается сразу и навсегда. Именно с помощью

    декларативной памяти мы различаем знакомые и незнакомые события. Напротив,

    иксплицитное обучение протекает медленно и требует повторения ассоциируемых

    и часто последовательно действующих Раздражителей, как в случае выработки

    условного рефлекса. Процедурная память позволяет хранить информацию о

    причинно-следственных отношениях между событиями.

    След в декларативной памяти может храниться годами, тогда Как

    процедурная память при неупотреблении и без поддержки сответствующим

    подкреплением склонна к угасанию. В филогенезе декларативная память

    появляется позже процедурной (условнорефлекторной).

    Некоторые исследователи в составе декларативной памяти выделяют

    эпизодическую и семантическую память. Такое деление долговременной памяти

    было предложено в 70-х годах канадским психологом Э. Тульвингом. Под

    эпизодической памятью он понимал память на датированные во времени эпизоды

    и события из индивидуальной жизни человека, а под семантической — знание

    вещей, которые не зависят от нашего личного опыта. Это память на слова,

    понятия, правила и абстрактные идеи; она необходима, чтобы пользоваться

    языком.

    Рабочая память

    Рабочая память— это временно актуализированная система памяти, которая

    оперативно используется во время выполнения Различных когнитивных действий

    (перцептивных, мыслительных и др.) целенаправленного поведения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.