МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни

    то могут мнгновенно достичь освобождения. Если же замешкаются,- то позже им

    снова представится подобная возможность, в тот момент, когда над ними

    засияет второй источник ясного света. Упустив эту возможность, они должны

    будут проходить через трудную для понимания последовательность духовных

    событий, в ходе которых их сознание постепенно все более отдаляется от

    освобождающей истины по мере приближения к новому рождению.(3С.531-590).

    Хотелось бы также отметить современные данные тибетских монахов, изложенные

    в книге А. Бейли «Проблема смерти»(4), а именно созданную ими

    технику умирания, которую каждый из нас может осуществлять в течение жизни.

    «1. Учитесь фокусироваться в голове благодаря визуализации, медитации и

    неустанной практике концентрации; развивайте способность уподобляться

    королю, сидящему на троне между бровями. Это правило можно прилагать к

    повседневным жизненным делам.

    2. Учитесь на служении сердца, а не на эмоциональном подъеме основывать

    свою помощь другим. Перед любой подобной деятельностью ответьте на два

    вопроса: Оказываю ли я эту услугу индивидууму, как индивидуум, или как член

    группы – группе? Является ли моим мотивом эгоический импульс, либо я

    побуждаюсь эмоцией, желанием блеснуть или любовью к тому, чтобы меня любили

    и мной восхищались? Эти два действия приводят к фокусированию жизненных

    энергий над диафрагмой и тем самым аннулируют притяжение солнечного

    сплетения. Последний центр становится все более пассивным, и снижается

    опасность прокола ткани в этой области.

    3. При отходе ко сну учитесь удалять сознание в голову. Это надо

    практиковать как конкретное упражнение, когда ложишься спать. Нельзя

    позволять себе медленно растворяться при засыпании, старайтесь сохранять

    сознание цельным, пока не наработается сознательный выход в астральный

    план. Практикуйте релаксацию, неотрывное внимание и настойчивый подъем к

    центру в голове, потому что, пока стремящийся не научился постоянно

    осознавать все сопутствующие засыпанию процессы, сохраняя в то же время

    власть над собой, такая работа сопровождается опасностью. Первые шаги

    должны быть разумными и практиковаться долгие годы, пока не достигнется

    легкость в работе удаления.

    4. Фиксируйте и наблюдайте все феномены, связанные с процессом удаления,

    как во время медитативной работы, так и при отходе ко сну. Будет

    обнаружено, например, что многие почти болезненно вздрагивают и сразу

    просыпаются после засыпания. Объясняется это тем, что их сознание

    выскальзывает через недостаточно чистую ткань, через частично закрытое

    отверстие. Другие могут слышать громкий треск в области головы. Его могут

    вызывать жизненные дуновения в голове, которые мы обычно не сознаем; он

    обусловливается внутренней астральной чувствительностью, позволяющей

    слышать всегда наличествующие, но, как правило, нерегистрируемые звуки.

    Третьи, засыпая, могут видеть свет, или цветные облака, или фиолетовые

    знамена и вымпелы, – все это эфирные феномены. Все подобные феномены

    нереальны и связаны с жизненным телом, с праническими эманациями и с тканью

    света».(4С.491-505).

    Данная практика и следование этим четырем правилам в течение ряда лет в

    большой мере облегчает технику умирания, так как человек, научившийся

    владеть своим телом при засыпании, имеет преимущество перед человеком,

    никогда не обращавшим внимания на этот процесс.

    В связи с техникой умирания в настоящее время можно дать лишь одно-два

    указания. Мы не будем обсуждать то, что видит присутствующий наблюдатель, а

    разберем лишь то, что поможет облегчить исход души.

    Первое: пусть в комнате царит молчание. Конечно, так часто и бывает.

    Следует помнить, что умирающий обыкновенно бывает без сознания. Это

    кажущаяся, а не реальная бессознательность. В девятистах случаях из тысячи

    мозг целиком осознает события, однако налицо полный паралич воли к

    выражению и абсолютная неспособность выработать энергию, которая бы

    засвидетельствовала жизнь. Если молчание и понимание царят в комнате

    умирающего, отходящая душа может до последней минуты сохранять власть над

    своим инструментом и сделать необходимые приготовления.

    Позднее, когда больше будет известно о цветах, лишь оранжевый свет будет

    допускаться в комнате умирающего; его наладка будет сопровождаться должными

    церемониями, когда уже не будет оставаться никакого шанса на выздоровление.

    Оранжевый способствует фокусированию в голове, также как

    красный стимулирует солнечное сплетение, а зеленый оказывает определенное

    воздействие на сердечный и жизненный потоки.

    Определенные виды музыки будут использоваться после того, как больше будет

    понято о звуке; пока же нет такой музыки, которая бы облегчала работу

    удаления души из тела, хотя некоторые ноты органа будут найдены

    эффективными. В самый миг смерти, если звучит собственная нота умирающего,

    она скоординирует оба потока энергии и в конечном счете оборвет жизненную

    нить, однако знание это пока слишком опасно, чтобы быть переданным, и может

    быть дано позднее. И еще одно замечание. Очень важное значение имеет

    последняя мысль умирающего человека, ведь ее нельзя заранее спланировать,

    она находится в самых глубинных недрах нашего подсознания. Она вспыхнет и

    затухнет, но от не будет зависеть многое...(5С.91).

    Глава 3

    Экспериментальное изучение психологического отношения людей к смерти

    3.1 Организация и проведение исследования.

    Описание выборки. Наше исследование проводилось в течение полугода. За это

    время нами было опрошено 150 человек в возрасте от 8 до 76 лет. Все

    опрошенные являются жителями города Баку.Из них 79 человек женского пола

    (53%), и 71 ( 47% ) мужского.

    Среди опрошенных присутствовали представители нескольких национальностей, а

    именно:

    Азербайджанцы – 86 человек (57%);

    Русские – 52 человека ( 35% );

    Украинцы – 5 человек ( 3% );

    Татары – 4 человека ( 3% );

    Лезгины – 3 человека ( 2% ).

    Кроме того имелись различия и в религиозной принадлежности. 77 опрошенных

    (51% ) относят себя к мусульманской религии, 55 человек ( 37%) к

    христианской, а 18 опрошенных (12%) причислили себя к числу неверящих в

    Бога, а именно атеистов.

    Так как целью нашего исследования являлось выявить психологическое

    отношение к смерти с позиции возраста, все опрошенные были условно

    разделены нами на 5 возрастных групп:

    От 8 до 15 лет ( отрочество);

    От 16 до 30 лет ( юность);

    От 31 до 45 лет ( молодость);

    От 46 до 60 лет ( зрелость);

    От 61 до 76 лет ( старость ).

    Описание методик. В нашем исследовании для сбора фактического материала

    были использованы следующие психологические тесты:

    1. Цветовой личностный тест М. Люшера (малый тест Люшера).

    Состоит из 8 цветов( синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый,

    коричневый, черный м серый). Данный тест направлен на определение

    эмоционального состояния личности.

    2. Тест «Рисование смерти»

    Инструкция к проведению данного теста выглядит следующим образом.

    «Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите принадлежности для рисования

    (цветные карандаши,фломастеры,краски ).Закройте глаза,сделайте немного

    глубоких вздохов,подумайте о смерти.Откройте глаза.Теперь выберите цвета и

    начните рисовать ваш символ смерти.Не нужно сознательно выбирать какой-то

    символ, просто начните рисовать.Если вам трудно начать, то попробуйте взять

    карандаш или фломастер в левую руку ( если вы правша ) или в правую (если

    вы левша). Вы чуствуете,что вас тянет писать слова? Пишите слова.Когда вы

    завершите рисование,возьмите новый лист бумаги ( можно теперь выбрать

    другие цвета ) и начните рисовать свои чуства, относящиеся к смерти. И в

    этом случае старайтесь рисовать спонтанно, не обдумывая то, что вы делаете.

    3. Психологический тест - опросник

    В нем были представлены как закрытые,так и открытые вопросы,

    направленные на выявление отношения людей к смерти( полный вариант теста -

    опросника дан в приложении).

    4. Помимо этого с опрашиваемыми проводилась беседа, а также велось

    наблюдение за ними.

    Психологическое иследование велось следующим образом: первичным давался

    тест Люшера, затем предлагался тест «Рисование смерти», далее тест –

    опросник, и в заключении мы повторно предлагали Цветовой тест М. Люшера, с

    целью выявить наличие или отсутствия личностной тревоги, относительно

    изучаемой проблемы.

    Как видно из вышесказанного нами был сделан акцент на использование

    невербальных методик, т.е. путем рисунков и цветов определить

    объективноеотношение человека к смерти.

    3.2 Возрастной аспект отношения к смерти.

    В нашем исследовании анализу были подвергнуты такие эмоциональные

    особенности личности, как: эмоциональное состояние личности на момент

    начала проведения эксперимента и при его окончании, наличие или отсутствие

    угнетенного настроения, наличие или отсутствие тревожности и т.д.

    На основании сбора и анализа полученного фактического материала, после

    проведения первичной статистической обработки можно выявить следующие

    возрастные различия между возрастными группами. Для начала хотелось бы

    описать отношение к феномену смерти с позиции каждой возрастной группы,

    а затем имеющиеся сходства и различия между ними.

    Первая возрастная категория(от 8 до 15 лет).

    После проведения цветового теста М. Люшера и последующей ранговой раскладки

    цвета в данной возрастной группе был получен следующий первичный цветовой

    ряд: 31452706. Это свидетельствует, что на начало эксперимента в группе

    присутствовал следующий эмоциональный настрой: стремление к активной

    деятельности, богатым впечатлениям и переживаниям, чарующей близости и

    жизни наполненной множеством ярких событий и переживаний, правда при

    налачие застоя физических потребностей. Тревожность на данный момент

    отсутствует.

    В рисунках присутствует «детский дух» отношения к смерти.Отсутствует

    абстрактное мышление. Об этом свидетельствует восприятие самой смерти

    (смерть с косой, предметы возможной смерти, последние минуты жизни). Цвета

    предпочитаемые при рисовании, это красный, синий, зеленый и желтый. Темные

    оттенки практически отсутствуют.

    Данные теста – опросника мы решили изложить в таблице, которая приведена в

    приложение ( см. Таблицу № 1).

    Большинство из отвечающих выбирали предложенные ответы, но также были

    предложены и свои. Так например, на вопрос с какой музыкой вы могли бы

    сравнить смерть, 13% ответили, что это грустная песня без слов. На счет

    цвета смерти, 23% ответили, что цвет у смерти отсутствует. 20% опрошенных

    школьников хотят умереть совершая подвиги, и 36% считают, что проживут они

    столько, сколько им отведено судьбой и не им решать о возрасте. Кроме того

    мы просили назвать смерть другим словом. Ответов было много. Но большинство

    всказали идею о том , что смерть – это другая жизнь.

    Как завершающий тест, проводилась вторичная ранговая раскладка цвета, и был

    выявлен следующий цветовой ряд: 13425076

    Итак, давайте посмотрим изменилось ли отношение к смерти у школьников. Как

    мы видим тревога отсутствует и в данном случае, но на смену неугомонной

    активности пришел покой и гормония, успокоение и удовлетворение. Появляется

    трезвое и напряженное внимание, стремление выработать свое собственное

    суждение, требование собственной независимости и уважения, которое они

    пытаются найти в близком и спокойном общении.

    Вывод: В возрасте до 15 лет, человек воспринимает смерть как конец жизни,

    наступающий тогда, когда придет время.Сравнивает смерть с тихой и спокойной

    музыкой, глубоким сном, завядшем цветком, и в темных тонах. Не было

    выявлено наличие тревоги и угнетенного настроения.

    Вторая возрастная группа (16-30) лет.

    Первичная ранговая раскладка по Люшеру следующая: 13524076. Присутствует

    стремление к тесному союзу, основанному на гармонии и самопожертвовании.

    Поиск нежных, приятных и чарующих отношений.Имеется предрасположенность к

    чуственному реагированию. Тревога отсутствует.

    Рисунки в данной возрастной группе несколько отличаются между собой, но во

    всех можно проследить тревожное настроение. Об этом свидетельствуют черные

    тона присутствующие в рисунках. Большинство опрошенных рисовали

    лицо, причем с иронической улыбкой. Скорее всего это свидетельствует о

    присутствие некоего бессознательного страха, и еще была выявлена

    нервозность. Почти все рисунки были выполнены штриховым, грубым

    закрашиванием.

    Результаты анкетирования мы опять приводим в таблице № 2 (см.Приложение).

    Как видно из таблицы большинство опрошенных предлагали свои ответы на

    вопросы, т.е. это свидететельствует о том, что человек начинает

    задумываться о смерти, обдумывать и принимать либо не принимать факт ее

    существования.

    Давайте проанализируем эти ответы. Мнения касательно наличия у смерти лица

    разделись ровно пополам. 15 человек считают, что оно есть, а 15, что его

    нет. Так какое оно? Оно прекрасное, отважное с огромными глазами. Полагаясь

    на ответы на вопрос, что вы чуствуете, когда думаете что тоже умрете, 23%

    восприняли это как должную неизбежность. Один ответ мне очень понравился:

    последние минуты жизни сравниваются с водопадом (красиво). Каким другим

    словом назвали смерть представители этой возрастной группы. Смерть –

    бесконечный тоннель, путешествие в другое измерение.

    И снова Люшер. Вторичная ранговая раскладка выглядит следующим образом:

    31425076. И вновь тревога отсутствует. На смену глубокому покою приходит

    активность сочетающаяся с гармонией. Данная активность и полное любви

    единение создают предпосылки для истинного счастья. Живо воспринимают

    происходящее и решительно отстраняются от общепринятых взглядов. Пытаются

    скрыть собственную чувствительность, одиночество и обидчивость.

    Вывод: В возрасте от16 до30 лет человек объективно воспринимает факт

    смерти. На этом возрастном этапе появляется страх при мысли о смерти и

    нервозностью Тревога пока отсутствует.

    Третья возрастная группа (31-45) лет

    Согласно Люшеру, первичная ранговая раскладка выглядит следующим образом:

    31542076, что может говорить о следующем: данная возрастная группа

    стремится к гармонии, активной деятельности, чарующей близости и жизни

    богатой действиями и впечатлениями. Группа наделена богатым воображением

    и тонкой чувствительностью, и как следствие ищут выхода этим качествам в

    присутствии кого-либо столь же утонченного и устремленного.

    Начиная с этой возрастной группы, мы столкнулись с отказами отностиельно

    рисования смерти. Люди говорили, что смерть невозможно нарисовать. И

    действительно как ее нарисуешь. Многие говорили, что чистый лист бумаги

    наилучшим образом описывает все их чувства и переживания. Но были и

    рисунки, правда маленькие и со слабыми едва распознаваемыми очертаниями,

    нарисованными черным карандашом, но они были. Большее предпочтение здесь

    отдавалось природе а также чему-то напоминающему тоннель. Что это боязнь

    смерти, уход, стремление засунуть голову в землю как страус? Да, мы ярко

    видим наличие всех этих качеств в данных рисунках. Наиболее ярко отражают

    рисунки, ответы респондентов на вопрос : «Каким другим словом вы могли бы

    назвать смерть»? «Смерть это конец» - отвечали они. Как отвечали они на

    другие вопросы показано в таблице (см. Приложение Таблица №3).

    Давайте посмотрим, что мы видим из этой таблицы? У смерти появилось лицо,

    какое оно. Оно страшное, безликое и отражающее деяния. Кроме того появился

    страх и при мысли о самой смерти (23%), а также мы видим , что есть и

    облегчение( 23% ). Неужели человек устал и не хочет жить в 45 лет? Это

    покажет нам оканчательный расклад по Люшеру?

    35410276. На смену стремлению к активности пришло стремление к

    переживаниям, стремление действовать осторожно и аккуратно, строго

    контролируя свои контакты с окружающими. Чувствуют себя неполноценными и

    обиженными, ущемленными. Ярко видно отсутствие нажежды и присутствие личной

    тревоги.

    Вывод: В возрасте от 31 до 45 лет человек боится смерти, отказывается

    принимать факт ее существования, старается не думать о ней, ни при каких

    обстоятельствах. На данном этапе возникает личностная тревога.

    Четвертая возрастная группа ( 46-60 ) лет.

    После проведения цветого теста первичный ранговый расклад выглядит

    следующим образом: 23150467. несмотря на то, что видна надежда и

    стремление к жизни, данной группой отвергается свобода. Да, они хотят

    достичь успеха. Но какой ценой. Готовы к умиротворяющему и приносящему

    разрядку единению. Жаждут мира и спокойствия.

    Рисунки, в основном, выполнены синим и красными цветами. Правда рисовались

    либо люди, либо могилы и кладбища. Следовательно, люди этого возраста

    конкретизируют смерть, как смерть конкретного человека и его последующее

    место захоронения. Данные рисунки передавали чувство боли, скорби из-за

    неизбежности и невозможности что-то изменить.

    Результаты анкетирования изложены в таблице № 4 ( см.Приложение ).

    Смерть – это пустота, отрешение и небытие. Данная возрастная группа

    напоминает человека, на которого вот-вот наподет хищник, но он не старается

    бежать, так как знает, что и бежать некуда, хищник все равно настигнет его

    и растерзает. Поэтому он лежит и ждет своего часа.

    Согласно вторичному раскладу цвета, который выглядит следующим образом:

    51023467, по сравнению с первичным , возрастла личностная тревога. Ввиду

    явного сопротивления среды испытывают трудность в осуществлении притязаний

    на личную значимость. Им трудно находить силы для преодоления препятствий.

    Они измучены и утомлены из – за сложившихся проблем.

    Вывод: В возрасте от 46-60 человек испытывает боль и страх при мысли о

    смерти. Именно в этом возрасте присутствует тревога, как ситуативная, так и

    личностная. Именно в этом возрасте человек установил для себя возрастную

    планку смерти, а именно от 60 до 80.Мы с уверенностью можем сказать, на

    основании полученных данных. Что эта возрастная группа является группой

    риска.

    Пятая возрастная группа (61-76 ) лет

    Эта заключительная возрастная группа в нашем исследовании. После первичного

    проведения теста М.Люшера и последующей ранговой раскладки цвета был

    получен следующий цветовой ряд: 14352067

    Стремятся к безоблачному счастью, ради которого способны действовать на

    большом подъеме и с немалым самопожертвованием. Принимают активное участие

    во всем, что может волновать и будоражить. За всем происходящим наблюдают

    со стороны.

    И вновь рисунки выполнены в темных тонах, отсутствует четкая картина. На

    рисунках видно лишь то, что с трудом можно отнести к геометрическим

    фигурам. С уверенностью можно сказать, что люди достигшие данного возраста

    знают лучше других как выглядит смерть, а именно так как они ее рисовали,

    что – то неопределенное, кругло – квадратное.

    Мы думаем, что интересным было бы просмотреть их ответы на вопросы теста –

    опросника.( см. Приложение Таблица № 5).

    Итак, как относятся к смерти люди в старости? С болью, но с болью не за

    себя, как предыдущая группа, а за мир, за то, что так мало времени

    осталось, что есть многое, что еще не сделано. Как мы видим здесь полностью

    отсутствуют свои ответы. Неужели они не смогли найти что – то лучшее, что

    описывает их чувства или предложенные ответы их полностью удовлетворяли.

    Ответить на это поможет их ответ о том , что они не думают о смерти ( 83%

    ), о возрасте в котором она может их настичь(80%).Смерть воспринимается ими

    как само собой разумеющееся, то что неизбежно. Ведь в жизни так много

    прекрасного, что не стоит думать о такой проблеме, как смерть. Рано или

    поздно она придет. Возьмет верх над жизнью, и именно тогда все встанет на

    свои места, и именно тогда они подумает о таком феномене, как СМЕРТЬ.

    3.3 Сравнение психологического отношения

    к смерти в возрастных группах.

    Как стало ясным из вышесказанного, в исследовании принимало участие 5

    возрастных групп. В этом параграфе мы проследим как меняется отношение

    людей к смерти по мере взросления человека, что есть общего и различного

    между ними.

    По мере взросления человека меняется и его отношение к смерти от

    предметного и воспринимаемого с позиций сказок и мультипликационных фильмов

    до обдуманного, разумного и воспринимаемого не как что – то, что произойдет

    когда – нибудь и как – нибудь,а как что – то над чем стоит задумываться уже

    сейчас. С возрастом появляется и тревога и страх, нервозность и

    беспокойство, но все это проходит, и к старости к человеку вновь приходит

    чувство спокойствия и умиротворения при мысли о смерти. Это прослеживается

    и в рисунках нами опрошенных людей, а также их ответах на наш

    психологический тест – опросник.

    Большинство ответов на вопросы совпадали, менялось лишь их количество.

    Лучше всего это покажет диограмма, которая представлена нами в приложении.

    Мы выбрали наиболее часто встречающиеся ответы и показали их в процентном

    соотношении (см.приложение).

    Характер рисунков меняется от красочных, наполненных жизнью и действиями

    вплоть до лиц с иронической улыбкой, могил, белых листов бумаги, а также

    мрачных непонятных геометрических фигур.

    Все возрастные группы считают, что смерть – это конец жизни, глубокий и

    спокойный сон под тихую музыку. Смерть всеми представляется в темных тонах

    и красках. Все считают, что смерть может настигнуть человека в любой момент

    жизни. Независимо от возраста все хотели бы умереть дома. Таким образом

    можно сказать, что смерть воспринимается одинаково и как в 15 лет и

    как в 70 лет. Единственное, что меняется , так это чувства которые мы

    испытываем при мысли о том, что умрем, это частота нашего думания о смерти.

    Заключение

    Магистрская диссертация была посвящена изучению эмоционального состояния

    личности, а именно направлена на выявление тревожного, фрустрационного

    состояния, угнетенного настроения и присутствие страха при мысли о смерти в

    боле поздние десятилетия жизни человека. Тема смерти была выбрана

    неспроста. Несмотря на то, что наше общество, научный прогресс и все

    человечество в целом находится уже в XXI веке, проблема смерти, животный

    страх по отношению к ней так и остаются присутствовать в нашем сознании.

    Да, наука пошла очень далеко, изобретено клонирование человека, а ведь это

    и есть попытка избежать смерти, любого, даже самого ничтожного

    соприкосновения с ней, попытка сделать жизнь вечной. Но кто знает, может

    быть жить – это значит умереть, а умереть – жить. Все это натолкнуло нас на

    рассмотрение данного феномена, а в частности отношения к нему в различные

    возрастные этапы.

    В нашем иследовании была проведена следующая работа: проводился глубокий

    теоретический анализ отношения к феномену смерти с различных позиций, т.к.:

    философия, психология, медицина, религия,художественная литература. Давался

    краткий обзор изменения взглядов в обществе, относительно смерти, по мере

    его становления от средневековья до наших дней. Ткже вскользь были

    затронуты две культуры, а именно египетская и тибетская, которые внесли

    существенный вклад в изучение данного феномена и считаются бесценным трудом

    по сей день. И самое главное, изучался сам феномен смерти, чувство страха

    смерти, а также причины этот страх вызывающие. Помимо этого было проведено

    эмпирическое исследование, направленное на изучение эмоционального

    состояния личности при мысли о смерти.

    После проведения эмпирического исследования можно подвести следующие итоги:

    . Человек всерьез начинает задумываться о смерти после 30-ти лет;

    . Наличие страха, тревоги и угнетенного настроения чаще всего

    присутствует у людей в возрасте от 40 до 60 лет;

    . Люди прошедшие 60-тилетний возрастной рубеж, при мысли о смерти

    испытывают умиротворенное и спокойное состояние. В этот период

    жизни, их жизнь как таковая перестает существовать. Центральное

    место в этом возрасте занимают их дети, и все что с ними связано;

    . Несмотря на возрастной ценз, смерть воспринимается так. Как и была

    воспринятя в детстве, а именно ее «образ» проносится сквозь года в

    неизменном виде, что-то темное, что-то глубокое и очень тихое;

    . Именно после 60-тилетнего рубежа смерть изображается именно как

    представляется, т.е. не то, что с ней связано, а именно смерть как

    есть.

    Подытоживая все вышеперечисленное можно с уверенностью сказать, что люди в

    возрасте от 40 до 60 лет являются «группой риска», и именно в этом возрасте

    проблема смерти воспринимается наиболее актуально.

    Закончить свою диссертацию мне хотелось бы цитатой Халиль Джебрана из его

    произведения «Пророк»: «Вы хотели бы узнать секрет смерти. Но как вы

    найдете его, если не будете искать его в сердце жизни? Филин, чьи привыкшие

    к ночи глаза слепы днем, не может снять покрывало с тайны света. Если вы

    действительно хотите узнать дух смерти, откройте широко ваше сердце для

    тела жизни. Потому что жизнь и смерть – одно целое, так же как одним целым

    являются река и море.

    В глубине ваших надежд и желаний лежит ваше молчаливое знанье

    потустороннего; и как семена, что спят под снегом, ваше сердце грезит

    весной. Верьте этим снам, потому что в них скрыты ворота в вечность. Ваш

    страх перед смертью – это только дрожь пастуха, стоящего пред своим

    королем. Чья рука готова отметить его почетом. Разве пастух не рад, хоть и

    дрожит, что сам король отметит его? И все же разве недумает он больше всего

    о дрожи своей?

    Разве умереть не значит лишь встать обнаженным под ветер, чтобы слиться,

    расплавившись, с солнцем? И разве остановка дыхания не есть лишь

    освобождение его от беспокойных приливов и отливов, так, чтоб оно поднялось

    и простерлось без всяких забот в поисках Бога?

    Только испив из реки молчания, вы сможете по-настоящему петь. И когда вы

    достигните вершины горы, только тогда вы сможете начать восхождение. И

    когда земля затребует все ваше тело, тогда только вы начнете настоящий свой

    танец».(32)

    Список использованной литературы:

    1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.,1992. – 351с.

    2. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. –

    Х.,2001. – 768с.

    3. Бардо Тодол. - М.,1997. - 632 с.

    4. Бейли А. Проблема смерти. - М.,1995. - 563с.

    5. Белик А. Измененные состояния сознания и психотерапия. – М.,1991. –

    128с.

    6. Белоусов С. Психология страха смерти. – СПб.,1993. – 271с.

    7. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.,1999. –

    1311с.

    8. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – К.,1997. – 264с.

    9. Гантимуров Е. Очерки бессмертия. - М.,2002. - 288с.

    10. Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. -

    М.,2001. - 476с.

    11. Гроф С. Книга мертвых: учебник жизни и смерти. - М.,1994. – 483с.

    12. Гроф С. По ту сторону смерти. – М.,1994. – 512с.

    13. Гроф С. Человек перед лицом смерти. – М.,2002. – 239с.

    14. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в

    психотерапии. – М.,1992. – 482с.

    15. Драгенский В. Цветовой личностный тест. – Мн.,1999. – 448с.

    16. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – М.,1996. – 645с.

    17. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. – М.,1991. – 193с.

    18. Мамфорд Дж. Смерть: начало или конец?. - М.,2002. - 176с.

    19. Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной церкви. –

    М.,1991. – 115с.

    20. Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. – К.,1994. – 415с.

    21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1975. – 846с.

    22. Ошо. Смерть – величайший обман. - К.,2002. - 208с.

    23. Параманов К., Хузерман Ф. Об образе смысла смерти. – М.,1998. – 459с.

    24. Порохова В. Коран. Перевод смыслов и коментарии. – М.,1997. – 797с.

    25. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.,1985. – 1599с.

    26. Психологические аспекты буддизма. – Н.,1986. – 239с.

    27. Роуз С. Душа после смерти. – М.,1997. – 361с.

    28. Сумерки богов: Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. –

    М.,1989. – 310с.

    29. Фигуры Танатоса. Третий специальный выпуск: Тема смерти в духовном

    опыте человечества. – СПб., 2-4/11.1993г.

    30. www.narod.ru

    31. www.death.ru

    32. www.haron.ru

    33. www.prorok.ru

    34. www.psychology.ru

    35. www.literature.ru

    36. www.slovari.ru

    Приложение

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.