МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни

    Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни

    | |

    |Министерство Образования Азербайджанской Республики |

    | |

    |Бакинский Государственный Университет |

    | |

    | |

    |Шифр и наименование квалификации - HSM 100000 |

    | |

    |Шифр и наименование специальности - HSM 100002 – социальная психология |

    | |

    | |

    |Магистрант кафедры психология |

    | |

    |Дущак Ольга Викторовна |

    | |

    |Диссертационная работа |

    | |

    |На соискание ученной степени магистра на тему: |

    | |

    |«Феномен смерти |

    | |

    |и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни» |

    | |

    | |

    | |

    |Научный руководитель: |

    | |

    |доктор психологических наук, |

    |заслуженный деятель науки, |

    |профессор, Байрамов А.С. |

    | |

    | |

    |Руководитель кафедры психологии: |

    | |

    |доктор психологических наук, Алиев Б.Г. |

    | |

    | |

    |БАКУ 2004 |

    Содержание

    Стр.

    Введение……………………………………………………………........... 3

    Глава 1. О сущности феномена смерти……………………………........... 8

    1.1 Что означает смерть…………………………………………............ 9

    1.2 Основные направления в изучении феномена смерти……............ 15

    С точки зрения философии…………………………………….......... 15

    С точки зрения психологии……………………………………............. 21

    С точки зрения медицины………………………………………........... 26

    1.3 Отношение к смерти в различных религиях мира…………............ 29

    С точки зрения буддизма………………………………………........... 29

    С точки зрения христианства………………………………….. ......... 33

    С точки зрения ислама…………………………………………........... 36

    1.4 Отражение отношения к смерти

    в художественной литературе…………………………………........ 39

    Глава 2. Психологическое отношение к смерти………………….......... 42

    2.1 Страх смерти………………………………………………….......... 42

    2.2 «Ars morienti» Исскуство смерти……………………………......... 52

    Глава 3. Экспериментальное изучение психологического

    отношения людей к

    смерти......................................................................

    .. 59

    3.1 Организация и проведение исследования…………………...........60

    3.2 Возрастной аспект отношения к смерти……………………...... 63

    3.3 Сравнение психологического отношения к смерти в

    возрастных

    группах.....................................................................

    .............. 69

    Заключение…………………………………………………………......... 71

    Список использованной литературы………………………………....... .74

    Приложение…………………………………………………………........ 76

    Введение

    Актуальность проблемы:

    «Для нас абсолютно достоверным является тот факт, что люди умирают,

    животные умирают, деревья умирают, птицы умирают. Своей смерти не избежать

    - она может наступить завтра, а может послезавтра. Это всего лишь вопрос

    времени».( 22С.3)

    Смерть может стать достоянием общественности, когда о ней сообщается в

    колонке некрологов в газете, но все же это сугубо личное событие. Понятие

    смерти чрезвычайно приватное, ведь за меня никто не умрет. Смерть является

    источником страха, это табу, о смерти предпочитают не говорить.

    Оказывается для того, чтобы понять жизнь, для того чтобы по-настоящему

    жить, а не существовать, человеку нужно познать смерть. Не нужно бояться

    ее, но не нужно также и стремиться победить ее. Необходимо просто познать

    ее, и это «познание» само приоткроет истинный смысл смерти.

    Жизнь и смерть неразделимы; они- две стороны одной медали. Смерть не

    находится в будущем, она приходит каждое мгновение. Тот, кто заявляет, что

    смерть связяна с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить

    иллюзиями. Мы откладываем смерть на будущее потому, что наше эго не в

    состоянии принять смерть. Однако, понять смерть можно, отказавшись

    признавать эго центром нашей жизни. Смерть - единственное, что в жизни

    гарантировано.

    Эта абсолютная, горькая и неизбежная правда, наилучшим образом находит

    свое выражение в латинском изречении “Mors serta, hora inserta” («Самое

    определенное в жизни-смерть, самое неопределенное ее час» ).(1С.503). И

    действительно все мы знаем. что смерть неизбежна, но загадка смерти, кошмар

    смертного конца, венчающего человеческую жизнь, всегда преследующий

    человека, кажется непостижимым.

    В последнее время ученые разных направлений объединили свои усилия для

    того, чтобы выработать определенную точку к феномену смерти, склоняясь

    к поддержке существующей с давних времен теории о посмертном возрождении

    человека, о существовании души за порогом времени и пространства. Религия

    давно уже утвердительно ответила на вопрос о том, что жизнь продолжается и

    за ее порогом. Наука же категорически это отрицала. Но многие ученые

    собирали свидетельства о том, что во Вселенной жизнь, а не смерть является

    главным элементом. Появились гипотезы о существовании параллельных миров,

    миров, существующих над нашим и среди нашего мира. Дело в том, что до сих

    пор человеческое сознание не рассматривалось как составная часть картины

    физического мира. Но сейчас появились утверждения, что те, кто пересек

    порог, продолжают существовать и обитают на более высоком уровне, чем мы, и

    их знания шире наших. Ученые признали существование души, некой сущности,

    субстанции, называемой как угодно—духом, информационным полем, тонкой

    энергией,—которая не умирает вместе с телом, а способна переходить в другое

    состояние, другую энергию.

    Как видно, проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих

    столетий приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть

    тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда

    и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить

    жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой

    вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции

    или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать

    бессмертным? И наконец: что же царит в нашем мире- жизнь или смерть.

    Попытка ответить на эти серьезнейшие вопросы предпринята нами в этой

    работе.

    Степень разработанности проблемы:

    С момента появления мира и зарождения жизни на земле ученые, мыслители,

    художники, писатели, все человечество и каждый из нас в отдельности думали

    и думают по сей день над проблемой смерти, пытаясь разрешить вопросы

    связанные с ее тайнами. Платон, Аристотель, Эпикур и Шопенгауэр, Ницше,

    Фрейд, Юнг и Адлер.(28) Невозможно здесь изложить полный список

    психологов, философов, медиков и др., а также их взглядов относительно

    феномена смерти. Некоторые из них будут изложены нами ниже.

    Здесь же хотелось бы задержаться на работах Р. Моуди «Жизнь после

    смерти»(20) и Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»(16). Оба являются

    врачами занимающимися феноменом смерти. Только Р. Моуди работал со

    случаями, которые четко можно разделить на 3 категории:

    . Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и

    которые были реанимированы;

    . Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного ранения или

    болезни были очень близки к состоянию физической смерти;

    . Ощущения людей, которые находились при смерти и рассказывали о них

    другим людям, находившимся рядом.

    Работа Элизабет Кюблер-Росс заключалась в наблюдение за людьми перед

    смертью.Ее целью было выявить то общее и различное, что испытывают люди

    находящиеся у «порога вечности».

    Объект исследования: В качестве объекта нашего исследования выступили

    жители г.Баку в возрасте от 8 до 76 лет.

    Предмет исследования: Предметом нашего исследования явилось наличие или

    отсутствие у личности таких эмоциональных особенностей, как тревожность,

    фрустрация, угнетенное настроение, страх, а также частота думания при мысли

    о феномене смерти.

    Гипотеза: Страх, тревога и озабоченность проблемой смерти возникает у людей

    в более поздние десятилетия жизненного пути.

    Цель исследования заключается в том, чтобы выявить наличие или отсутствие у

    личности таких эмоциональных состояний, как страх, тревога, фрустрация и

    угнетенное настроение при мысли о смерти в тот или иной возрстной период

    жизни.

    Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

    1. Анализ научной и художественной литературы посвященной изучению

    феномена смерти.

    2. С помощью набора психологических тестов изучить эмоциональное

    состояние людей относительно феномена смерти.

    3. Обработка и интерпретация собранного фактического материала.

    Методы исследования: беседа, наблюдение, цветовой личностный тест М.

    Люшера, тест «Рисование смерти», психологический тест – опросник, первичная

    статистическая обработка полученных данных.

    Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые изучается

    эмоциональное состояние личности в момент думания о смерти, сам феномен

    смерти, а также отношение к нему в разные возрастные периоды жизни.

    Теоретическая значимость работы заключается в том, что данная магистарская

    диссертация может служить в качестве дополнительного лекционного материала

    к основному курсу «Психология религии».

    Практическая значимость работы состоит в том, что полученный, путем

    первичной статистической обработки, фактический материал может быть

    использован с целью дальнейшего психологического изучения проблемы смерти.

    Апробация: основное содержание магистрской диссертации а также некоторые

    замечания и рекомендации к ней были обсуждены на научно-практической

    конференции в 2004г.

    Структура работы: Магистрская диссертация состоит из введения, трех глав,

    заключения, списка использованной литературы и приложения. Данная работа

    изложена на 76 страницах машинописного текста.

    Глава 1

    О сущности феномена смерти

    1.1 Что означает смерть.

    СМЕРТЬ…Замрите на секунду и отметьте вашу реакцию на это слово…Пугает

    ли оно вас? Проводите ли вы слишком много времени в размышлениях о будущей

    вашей смерти или смерти тех, кого вы любите? Или вы убеждены, что это

    непознаваемая вещь и поэтому не стоит тратить время на ее обдумывание? Не

    замечали ли вы, что пытаетесь сменить тему разговора или даже уйти из

    компании, где начинают говорить о смерти…

    «Смерть — источник наших побуждений, стремлений и свершений, сказал

    один психолог. Фрейд и Юнг утверждали, что днем и ночью, спим мы или

    бодрствуем, нет минуты, чтобы в нашем подсознании не было мысли о смерти, а

    один из мыслителей сказал, что «нет ничего такого, что так побуждало бы

    мыслить, как мысль о том, что всем нашим мыслям придет конец»(23С.214).

    Так все любить: природу и людей,

    Искусство, жизнь, и тишину, и грозы,

    И смех, и грусть, и радости, и слезы,

    Сиянье дня, безмолвие ночей —

    И умереть!..(35)

    «Смерть не имеет образа, но все, что носит вид земных существ, поглотит».

    Так сказал Люцифер в «Каине» Байрона.(35).

    Но это наполовину лишь правда. Каждая смерть носит свой образ, свой лик и

    повадку свою.

    Бывает так: брякнешься, ахнешь — и нет тебя. Сразу, мгновенно.

    Иногда смерть является дряхлой старухой. Она вся — в тленных болезнях, в

    горчичниках, в пластыре, как в заплатах зипун. За плечами мешок, набитый

    склянками капель, втираний, на мешке нездоровое слово «Аптека». Человек до

    тех пор не может умереть, пока не выпьет по капелькам весь мешок снадобий.

    Потом вытянет ноги — крышка.

    Бывает смерть на миру; к ней никто не готовится, она внезапна, как гром.

    «Разойдись». Сигнальный рожок. И — залп, залп, залп. Груда трупов... Эта

    скорбная смерть очень обидна. Эта смерть заносится на страницы истории.

    А то: живет здоровяк, вдоволь ест, пьянствует, курит, пытает природу, ночь

    в день и день в ночь. И все нипочем ему: не крякнет и крепок, как дуб. Он

    бессмертен. Но вот там, возле желудка, заскучал червячок: и гложет, и

    гложет. Что? К сожалению, рак. Нож оператора, передышка на годик и —

    смерть... Эта смерть тиха, как собака: «Х-ам!» — и вы вздрогнули.

    Бывает, но редко, и так: два столба с перекладиной, несколько перекинутых

    петель. Внизу — общая яма. Соседи благополучно повешены. Но вот... Под

    одним петля лопнула, он оборвался, кричит: «Не зарывайте, я жив!» Толпа

    зевак с ревом: «Невинен, невинен!» — мчится к живому покойнику. Залп в

    воздухе — толпа врассыпную, и пуля — раз, раз — добивает невинного, и эта

    смерть красная. Она страшна лишь для слабых.

    Случается так: человек тонет. В отчаянных воплях о помощи он в страшном

    боренье с водой. Небо качается. Вся жизнь, весь свет вылезает из глаз. Крик

    все слабее, все тоньше, и нет и нет помощи. Пронзительный визг и — аминь.

    Смерть — из лютых лютая. Иному смерть выпадет, как занесенный топор или

    нож, или стук револьвера.

    Но нет страшней смерти в гробу, под тяжкой землей, когда спящий покойник

    проснется в великий страх, в великую муку себе и новую смерть, горше

    первой. Уж лучше бы не родиться тому человеку на свет.

    Страшен час смерти, но, может быть, миг рождения бесконечно страшней.

    Однако никто из людей не в силах сказать и не скажет: «Что есть смерть

    моя?»

    Но прежде чем рассказывать о современной точке зрения на

    смерть,давайте обратимся за помощью к словарям.

    Так, в Советском Энциклопедическом Словаре, Смерть- есть прекращение

    жизнедеятельности организма, гибель его. У одноклеточных организмов ( напр.

    простейших ) смерть особи проявляется в форме деления, приводящего к

    прекращению существования данной особи и возникновению вместо нее двух

    новых. Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением

    прежде всего дыхания и кровообращения. Различают два основных этапа смерти:

    клиническую смерть и следующую за ней биологическую или истинную.-

    необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и

    тканях.(25С.1163).

    "Словарь русского языка"С.И. Ожегова

    "СМЕРТЬ ж. (мереть), смертушка... смеретка, - точка, -тушка, смередушка...

    конец земной жизни, кончина, разлученье души с телом, умиранье, состоянье

    отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресенье, переход к

    вечной, к духовной жизни...". (21С.624).

    Словарь русского языка в 4 томах.

    "СМЕРТЬ, и, род. мн. ей, ж.

    1. Биол. Прекращение жизнедеятельности организма и гибель его.

    Физиологическая смерть. Смерть клетки. Смерть растения.

    2. Прекращение существования человека, животного. Скоропостижная смерть.

    Ранняя смерть...".(36).

    Оксфордский академический словарь:

    "Смерть — это конец жизни" (36).

    Итак, смерть- это гибель, конец жизни. А где эта граница между жизнью и

    смертью, что считать ее критерием? Каковы признаки смерти, каковы

    древнейшие представления касательно смерти, которые прежде казались

    наивными, но приобрели теперь, когда к ним стали относиться более серьезно,

    глубочайший смысл, как складывалось и изменялось мнение людей

    относительно смерти на протяжении развития человечества. Здесь хотелось бы

    обратиться за помощью к пионеру в области танатологии, Филиппу Арьесу,

    разработавшему проблему смерти как проблему исторической антропологии. С

    его точки зрения, в изменении восприятия смерти находят свое сдвиги в

    трактовке человеком самого себя. Иными словами, обнаружение трансформаций,

    которые претерпевает смерть в коллективном бессознательном, и пролевает

    свет на структуру человеческой индивидуальности и на ее перестройку,

    происходившую на протяжении веков.

    Ф. Арьес намечает пять главных этапов в эволюции установок по отношению к

    смерти.(1).

    Первый этап, начиная с архаических времен и вплоть до ХIX века он

    обозначает выражением «все умрем». Люди раннего средневековья относились к

    смерти как к обыденному явлению, которое не внушало им особых страхов.

    Смерть они принимали в качестве естественной неизбежности. Человек обычно

    заранее чуствовал приближение конца и готовился к нему. Умирающий – главное

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.