МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Факторы, влияющие на формирование cпособностей у мужчин и женщин

    Факторы, влияющие на формирование cпособностей у мужчин и женщин

    РЕФЕРАТ

    Данная курсовая работа содержит 24 стр. печатного текста, 25

    источников

    СПОСОБНОСТИ; КОМПЕНСАЦИЯ СВОЙСТВ; ОДАРЕННОСТЬ; ЭКСПЕКТАЦИЯ,

    ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ; ДИСКРИМИНАЦИЯ; СТЕРЕОТИПИЯ; ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ.

    В первой главе дается общее представление о способностях. Далее дается

    анализ психометрических исследований мужчин и женщин, детей разного

    возраста. Приводятся и позиции различных ученых по вопросу различий в

    способностях между полами, проблемы, которые возникают при изучении данной

    темы.

    Вторая глава содержит в себе описание факторов, которые влияют на

    формирование способностей мужчин и женщин. Дается характеристика

    биологического фактора, раскрываются его корни, раскрывается значение

    гормонального фактора, как основного фактора, влияющего на формирование

    структуры мозга. Раскрывается влияние социально-психологических факторов на

    развитие познавательных способностей. Дается половая стереотипия.

    Содержание

    Введение

    4

    1. Способности и их исследование

    6

    1.1. Понятие о способностях

    6

    1.2. Психометрические исследования половых

    8

    различий в познавательных способностях

    2. Факторы, влияющие на формирование способностей

    13

    у мужчин и женщин

    2.1.Значение биологических факторов в

    13

    дифференциации познавательных способностей

    2.2. Социально-психологические факторы в развитии

    16

    познавательных способностей

    Заключение

    22

    Библиографический список

    24

    Введение

    Первичное деление человечества на мужчин и женщин и доминирующая роль

    мужчин в современном обществе привели к тому, что научная психология — это

    преимущественно психология мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Для всех

    очевидно преобладание мужчин, оно прослеживается во все культурно-

    исторические эпохи, особенно в таких сферах, как наука, искусство,

    политика.

    Попытки объяснения различий между мужчинами и женщинами в уровне

    социальных и профессиональных достижений сводятся к двум схемам: 1)

    биологические (генетические) различия между мужчинами и женщинами считаются

    главной причиной; или же 2) социальные условия благоприятны для

    доминирования мужчин, система воспитания и распределения ролей дает больше

    шансов для развития способностей мужчин. Если принять последнее объяснение,

    вновь возникает вопрос: а откуда берутся условия, благоприятствующие

    развитию способностей у мужчин?

    Генетики полагают, что мужчины являются носителями эволюционирующих

    признаков, а женщины — консервативных. Соответственно величина вариации

    любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних

    значений признаков, кроме «эволюционно прогрессивных». Средние значения

    большинства признаков у мужчин выше, чем у женщин.

    Печально, что в ход и, главное, в интерпретацию исследований

    вмешиваются людские страсти.

    С чем связано очевидное преобладание мужчин в сфере науки и техники,

    особенно среди научной и технической элиты: с тем ли, что женщины (в силу

    своих психофизиологических особенностей) менее талантливы, или же причины

    следует искать в культурных традициях и нормах, которые предписывают

    женщинам определенные модели поведения? Этот вопрос лежит в основе

    сравнительных исследований познавательных способностей мужчин и женщин,

    которые могут быть подразделены на три основных направления:

    психометрические исследования половых различий в познавательных

    способностях; возможные биологические детерминанты этих различий; описание

    социально-психологических механизмов, связанных с усвоением половых ролей и

    влияющих на дифференциацию познавательных способностей женщин и мужчин.

    Проведение подобных исследований и особенно их интерпретация, так же

    как и изучение, например, расовых различий, могут иметь серьезные

    социальные последствия и сопряжены с этическими проблемами. Именно с этим

    связана актуальность изучения способностей мужчин и женщин. Поэтому в

    работах по этой теме трудно отделить определенные установки и оценочные

    суждения от строго установленных фактов. Исследователи-женщины склонны

    упрекать своих коллег-мужчин в том, что они нередко интерпретируют данные о

    половых различиях в соответствии со своими собственными стереотипами и,

    таким образом, не только повторяют популярные мифы, но и придают им научную

    респектабельность.

    Все это, равно как и чрезвычайная сложность самой проблемы, заставляет

    с большой осторожностью подходить к тем данным и выводам, которые

    содержатся в литературе.

    Объектом исследования являются способности. Предметом исследования

    являются различия способностей мужчин и женщин. Гипотеза - существуют в

    отдельных видах способностей.

    Цель исследования – изучения способностей мужчин и женщин, их различия

    в отдельных видах деятельности. Для достижения поставленной цели и проверки

    выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

    1. Знакомство с литературой по проблеме способности:

    а) определение; б) классификация.

    2. Межполовые различия в способностях: а) причины их возникновения; б)

    существующие различия.

    Метод исследования – критический анализ литературы.

    1. способности и их исследование

    1.1. Понятие о способностях

    Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди,

    обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые

    условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности,

    полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить

    ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу

    чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и

    навыки. Что же такое способности?

    Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в

    психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если

    суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной

    классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

    1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность

    всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и

    самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им

    практически уже не пользуются в психологии.

    2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и

    специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение

    человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было

    принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребимым и в

    настоящее время.

    3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам,

    но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и

    эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и

    наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и

    наиболее точным из всех трех. /1, С. 38/

    Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш

    отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных

    определений способностей, на которое мы будем опираться. В понятии

    «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под

    способностями разумеются индивидуально-психологические особенности,

    отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют

    не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют

    отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих

    деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем

    знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного

    человека»./1, С. 40/

    Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо

    одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее

    один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При

    отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит

    может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из

    важнейших особенностей психики человека, — писал Б.М.Теплов, — является

    возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими,

    вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе

    не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности,

    которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность

    может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми

    у данного человека».

    У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности,

    обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и

    специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании

    речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие,

    предметные и межличностные.

    Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в

    самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные

    способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память,

    совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи

    человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых

    необходимы задатки особого рода и их развитие.

    Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-

    деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей

    степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого

    вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее

    коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и

    оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к

    различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми,

    располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

    Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны.

    Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются

    способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

    1.2 Психометрические исследования половых различий в познавательных

    способностях

    Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах

    онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии

    опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые

    мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального развития не

    отличаются. В то же время, по данным психометрических исследований, число

    мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по

    результатам измерения коэффициентов интеллектуальности 1(3), заметно

    превосходит число женщин. Это означает, что среди мужчин больше умственно

    отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Среди наиболее талантливых

    людей, получивших признание общества, как известно, преобладают мужчины.

    Массовые психометрические исследования также показывают, что исключительная

    одаренность чаще встречается среди мальчиков; мальчики же преобладают среди

    победителей различных олимпиад. Превосходство мужчин в зрительно-

    пространственных способностях выражается соотношением 2:1 среди тех 10 %

    выборки, кто набрал самые высокие показатели в соответствующих тестах. То

    же касается и европейской выборки: в среднем различия незначительны, но

    среди тех, кто имел максимальные показатели, соотношение мужчин и женщин

    было 10:1. На основе подобных исследований было сделано заключение, что

    диапазон умственных способностей мужчин значительно шире, чем у женщин.

    Мужчины и женщины отличаются не только диапазоном разброса умственных

    способностей; результаты психометрических исследований показывают, что у

    женщин более развит вербальный интеллект, а у мужчин — зрительно-

    пространственный. Принято считать, что превосходство женщин в развитии

    речевых функций проявляется начиная с 10—11 лет. Но есть сведения и о более

    ранних сроках: в 18 мес. девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же

    приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь

    девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому

    строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков. Девочки

    проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям,

    чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше

    владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию.

    В отличие от этого зрительно-пространственные способности — это та

    сфера, где с детства лидируют мужчины. Т. Л. Хилтон суммировал результаты

    выполнения тестов на понимание пространственных отношений большой выборки

    американских школьников старших классом (общее число испытуемых более 23

    тыс.) и обнаружил, что юноши справлялись с ними значительно лучше девушек.

    Интересно сравнение с данными аналогичного исследования, выполненного 20

    лет назад: различия между мужчинами и женщинами за этот период

    сократились./8, С. 35/

    По данным ряда исследований, половые различия в пространственных

    способностях возникают в подростковом возрасте, на основе чего некоторые

    авторы выдвигают гипотезу об их гормональной обусловленности. Однако есть

    данные о том, что мальчики уже в 8—9 лет значительно лучше девочек

    используют зрительные опоры для ориентации и пространстве. И даже у более

    младших детей были обнаружены различия в понимании пространственных

    отношений. Когда в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать

    трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо

    точнее справляются с заданием.

    Наиболее острые дискуссии среди специалистов вызывает вопрос о

    математических способностях. В современном обществе знание математики

    выступает в качестве своеобразного фильтра на рынке труда, поскольку

    адекватная математическая подготовка стала необходимым условием для работы

    в наиболее современных и престижных областях. Математика всегда считалась

    мужской сферой деятельности, и в тестах математических способностей

    мужчины, как правило, превосходят женщин. Среди учеников начальной школы,

    по данным психометрических исследований, различий в уровне математических

    способностей не обнаруживается, эти различия начинают проявляться в

    подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического

    мышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают.

    Эти данные были подвергнуты резкой критике со стороны некоторых ученых

    женщин, по мнению которых женщины под влиянием определенных социальных и

    психологических факторов редко выбирают математику и смежные с ней

    дисциплины в качестве предпочитаемых курсов, и поэтому «вывод о том, что

    мужчины обладают более выраженными математическими способностями, был

    сделан на основе исследований, где фактически сопоставлялись не мужчины и

    женщины, а люди с более высокой и более низкой математической подготовкой»

    /7, с. 98/.

    Обследование подростков, обучающихся по одной программе, обнаружило

    «выраженные половые различия в математической одаренности в пользу

    мальчиков». Причем чем выше оценивалась математическая одаренность, тем

    выраженнее становилось преобладание лиц мужского пола: среди тех, кто

    набрал в соответствующих тестах 500 баллов, соотношение мальчиков и девочек

    было 2:1, среди тех, кто набрал 600 баллов,— 4:1, а среди тех, кто набрал

    максимальное количество баллов (700 и более), на 13 мальчиков приходилась

    лишь, одна девочка. Авторы этого исследования, а также некоторые другие

    связывают высокие достижения мужчин в математике с их врожденной

    способностью решать зрительно-пространственные задачи лучше женщин.

    Но какой бы позиции ни придерживались исследователи, никто из них не

    станет отрицать огромного значения социально-психологических факторов в

    формировании математических способностей и отношения к математике.

    Обследовав большую выборку американских учащихся выпускного класса, Ш.

    Раллис и его коллеги обнаружили, что девочки, даже успешно прошедшие

    необходимые курсы по математике и естественным наукам, в три раза реже

    выражают желание в будущем работать в этих областях. К- П. Бенбоу получила

    аналогичные результаты. Она сообщает, что из 2 тыс. математически одаренных

    учащихся 63 % мальчиков и 30 % девочек избирают специализацию в

    математических дисциплинах, кроме того, мальчики в два раза чаще девочек

    избирают карьеру ученого-исследователя.

    А причина этого, видимо, в том, что с раннего возраста женщины

    привыкают к мысли, что математика — не их сфера деятельности и что вряд ли

    им удастся добиться здесь серьезных успехов. Даже при одинаковых

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.