МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическая Психология

    Экологическая Психология

    Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

    Кафедра социологии и психологии

    Реферат.

    На тему: «Экологическая Психология»

    [pic]Выполнил: ст. гр. 100а

    Нилов В.

    Проверил: Адаменко А.М.

    Новосибирск - 2004

    План.

    1.Введение 3

    . 1.1. Два типа мышления (инженерный и экологический) 3

    2.Осн. часть 4

    . 2.1. Предмет экологической психологии 4

    . 2.2. Ренессанс натуралистического типа сознания 6

    . 2.3. Рефлексия и экологическое мышление 9

    . 2.4. Социогенез экологического сознания 13

    3.Заключение 16

    4.Список литературы……………………………………18

    1. ВВЕДЕНИЕ

    1.1 ДВА ТИПА МЫШЛЕНИЯ – ИНЖЕНЕРНЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

    Многие годы система образования была направлена на одновариантный тип

    мышления: технологическое развитие, технократическое сознание человека;

    формальная рациональность; целью образования был специалист, выполняющий

    технократический заказ «машинного» развития. Чрезмерное увлечение

    эффективностью результатов научно-технического прогресса привело к широкому

    расширению инженерного образа мышления. Данный тип мышления сложился и

    распространился в значительной мере под воздействием классического

    естествознания. Начиная со времен И. Ньютона и до начала ХХ-го века, успехи

    науки привели к возникновению претензий естественно-научного знания на

    всеобщность. Основные идеи классического естествознания сводятся к

    следующему:

    1) мир замкнутая система; 2) все процессы в природе полностью обратимы.

    Инженерное мышление базируется именно на этих принципах, что отвечает

    Ньютоновской картине мира. Об односторонности инженерного мышления

    известный психолог В.П. Зинченко писал: «Технократическое мышление-это

    мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над

    целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и

    реальностями современного мира, техники над человеком». С точки зрения

    технократического мышления, человек – это обучаемый, программируемы

    компонент системы, он объект самых разнообразных манипуляций. Его можно

    сравнить с одним из героев романа Ф.М. Достоевского: Ставрогин представлял

    собой воплощение исключительной умственной силы, в которой интеллект

    поглощал прочие духовные проявления человека.

    В науке ХХ-го века многими специалистами отмечен переход к

    представлениям о мире как открытой системе и к науке, изучающей также

    невоспроизводимые процессы, например школа И.Пригожина. Современная наука

    строится на синергетических представлениях о мире. С другой стороны,

    человечество оказалось перед лицом принципиально новых глобальных проблем,

    порожденных необходимостью восстановления и разумного использования

    природы. Эти факты показали, что инженерный тип пышления устарел. Для

    осмысления современных проблем развития человечества необходимо выработать

    другой тип мышления. Возникает проблема, как готовить специалистов,

    обладающих не только инженерным, но и экологическим мышлением. Новое

    научное понимание мира включает отношение Человека к Природе, процессы

    взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания, тенденции

    интеграции различных картин мира. Экологическое мышление – это система

    взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия Человечества и Природы

    в аспекте их гармонизации и оптимизации. Экологический тип мышления

    особенно ярко отразился в новых научных и социально-философских концепциях

    ХХ-го века: «Ноосферное учение» В.И.Вернадского, «Мировоззрение Холизма»

    Е.Нордланд, «Благоговенье перед жизнью» А.Увейцера, «Биогеосистемная

    экология» И.В.Стебаева, «Экология человека» В.П.Казначеева, «Этика

    осознания» Р.Хиггинса, «Десять больших идей экологии» В.Джекобсона,

    экологическая педагоги и психология.

    Современная экология становится частью глобального мышления,

    превращается из специальной области в междисциплинарную. Экологическое

    понимание мира формируется на пересечении и взаимодействии нескольких

    рядов научных дисциплин: от химии и термодинамики, от биологии и генетики

    до истории культуры и философии, психологии и социологии. Теоретическим

    базисом экологического образования, по признанию международного научного

    сообщества, является учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

    В.И.Вернадский синтезировал в новой научно-философско-методологической

    концепции эволюции природы и человека три картины мира - физическую,

    естественно-научную и социогуманитарную. Этот принцип построения научной

    парадигмы обеспечивает достижение сразу двух образовательных целей:

    1) формирование специальных научных знаний;

    2) создание целостного представления об эволюции глобальной системы

    Человек-Природа.

    Задачи экологического образования и воспитания следующие:

    . Формирование научных представлений о взаимодействии Человечества с Миром

    природы, о закономерности, эволюции природы как глобальной системы, о

    законах развития научной мысли, рассматриваемой как планетное явление;

    . Воспитание ценностных ориентаций и нравственно-эстетических идеалов

    экологического характера;

    . Развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной

    ситуации, формирование умений и навыков целесообразного практического

    взаимодействия человека с природой – экологической деятельности.

    Экологическое образование должно стать неотъемлемой составной частью

    содержания основного, среднего, специального и высшего образования. В

    принятых решениях международных конгрессов по проблемам окружающей среды

    отмечено, что именно экологическое образование выступает главным средством

    конструктивного преобразования и совершенствования сознания современного

    человека. Формирование экологического мышления и экологического сознания –

    главная задача гуманизации и гуманитаризации современного образования и

    просвещения.

    2.1 Предмет экологической психологии

    Новая междисциплинарная область знаний – экологическая психология –

    начала формироваться в отечественной науке в 90-х годах ХХ-ого века.

    Предметом экологической психологии является специфический вид общественного

    сознания – экологическое сознание. Этот термин появился в трудах

    новосибирских ученых-обществоведов – А.Н. Кочергина, А.А. Чечулина, Ю.Г.

    Маркова – в конце 80-х годов; в середине 90-х годов вышли работы С.Д.

    Дерябо и В.А Ясвина, в которых представлены психологические аспекты

    экологического сознания. Конкретно под экологическим сознанием большинство

    авторов понимают систему взглядов (естественно-научных, философских,

    социально-психологических, педагогических, эстетических, нравственных,

    юридических, культурно-исторических) на проблемы взаимодействия

    Человечества и Природы в целом (Биосферы). Проблемы психологии как

    междисциплинарной области знаний выстраиваются на пересечении

    многочисленных направлений научной и социально-психологической мысли:

    исторической психологии в общей экологии; этнопсихологии, экологии и

    истории мировой культуры в целом; психологии окружающей среды и Экологии

    человека, медицинской психологии и физиологии; истории искусства, теории

    ценностей и социальной экологии; эстетических концепций природы и

    психологии развития; истории философской мысли и истории науки, истории

    естествознания в особенности.

    Экологическая психология изучает феномен экологического сознания в трех

    основных аспектах: социогенез, онтогенез, функционалгенез. Следует

    подчеркнуть, что экологическое сознание включает целую палитру

    интеллектуально-эмоциональных аспектов синтетического понимания мира:

    отражение, созерцание, познание, отношение, оценка, рефлексия, мышление,

    чувства, переживание, поведение. Экологическое сознание включает научное

    мировоззрение, религиозное миропонимание, рефлексивное отношение к миру

    природы, эстетическое восприятие ландшафтов и пейзажей, научные картины

    мира. Таким образом, психологический аспект сознания гораздо шире,

    многограннее, богаче социально-философских аспектов сознания. Это первая

    методологическая особенность экологической психологии как новой

    междисциплинарной области знаний. Вторая особенность – природа

    рассматривается не как окружающая среда, а как Мир Природы, как целостный

    живой организм, как совокупность природных объектов, взятых в их

    многообразии, единстве и уникальности. Третья методологическая особенность

    экологической психологии – субъектное восприятие Мира Природы – восприятие

    природных феноменов как живых субъектов. Четвертая особенность

    экологической психологии – в ней используется понятийный аппарат психологии

    личности, психологии развития, социальной психологии, исторической

    психологии, возрастной психологии, медицинской и педагогической психологии.

    Самое характерное и существенное в новой дисциплине, на наш взгляд, это

    – применение психологической модели познания к изучению экологического

    сознания в его различных аспектах. Психологическая модель познания включает

    следующие утверждения: человек – это личность как целостная уникальная

    система социально значимых качеств; основной способ бытия личности –

    развитие; возможности личностного развития безграничны. Как показал Б.Г.

    Ананьев, психологическое познание человека становиться в современных

    условиях одной из самых общих моделей человекознания, поскольку

    исследование многообразных отношений человека к миру невозможно без

    исследования его сложнейшей структуры; саму эту структуру тем более

    невозможно понять без системы отношений человека к обществу и к природе,

    звеном котрых он является. Задачи экологической психологии следующие:

    . Анализ развития экологического сознания в процессе социогенеза (в

    мировой культуре в целом);

    . Разработка типологии экологического сознания;

    . Анализ развития экологического сознания в онтогенезе;

    . Анализ механизмов формирования и функционирования экологического

    сознания;

    . Анализ индивидуальной и групповой специфики экологического

    сознания и его развития;

    . Разработка принципов и методов диагностики экологического сознания

    у разных групп населения.

    Главная цель элективного курса экологическая психология – представить и

    показать феномен экологического сознания как новый тип мышления, как одну

    из ведущих тенденций развития современной науки в целом, как теоретическую

    и практическую стратегию деятельности человечества в целях устойчивого

    развития общества.

    2.2. Ренессанс натуралистического типа сознания

    Идея природы – это важнейший регулятивный принцип, задающий исходные

    методологические и онтологические концептуальные модели, которым ученые

    следуют в своих поисках. Эти регулятивные принципы играют роль социально-

    психологической и философско - теоретической стратегии, воплощающейся в

    научно – исследовательских программах. Природа в широком смысле – это все

    сущее, весь мир в многообразии его форм и качеств. Природа в более узком

    смысле – это объект исследований, объект естествознания и предмет

    художественного изображения. Основными характеристиками природы как

    всеобщего универсума являются: универсальность, законосообразность,

    развитие, самоорганизация, самодостаточность. Одной из главных тенденций

    современного этапа взаимодействия человечества и природы выступает переход

    от идеи абсолютного господства над природой к идее отношения общества и

    природы как отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым

    теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В.И. Вернадским

    концепция ноосферы.

    В современном естествознании происходит переход к изучению сложных

    систем. В связи с новым радикальными преобразованиями в естествознании ХХ-

    го века возникает проблема формирования нового типа сознания и нового

    мировоззрения, отражающего как современное знание о природе, так и реальные

    жизненные способности людей. В книге «Порядок из хаоса» И.Пригожин и

    И.Стенгерс совершенно справедливо отметили: «Наше видение природы

    претерпевает радикальные изменения в сторону множественности,

    темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала

    механистическая картина мироздания. Ныне мы осознаем, что живем в

    плюралистическом мире». Многие специалисты отмечают факт возрождения

    феномена натуралистического сознания в научных, социально – психологических

    и философско – этико – эстетических концепциях природы. Натуралистическое

    сознание – это историческая традиция изучения природы, имеющая своими

    источниками античное мышление, мировосприятие эпохи Нового Времени и

    основные идеи века Просвещения. Натуралистическое сознание – это

    инвариантная компонента естественно – научных исследований.

    Натуралистическое – это специфическое мировоззрение естествоиспытателя,

    порождаемое непосредственным контактом с природой основанное на почтении к

    Природе, на благоговейном отношении к ней, на любви к природе. Благоговение

    перед Миром Природы, согласно натуралистическому мировосприятию – это

    жизненное важнейшее ощущение, пронизывающее жизнь и научную деятельность

    естествоиспытателя. Философы связывают этот феномен сознания с возрождением

    натурфилософского типа мышления. Но, тем не менее, с точки зрения

    экологической психологии, натуралистическое сознание – это один из видов

    экологического типа сознания: он включает психологический настрой личности,

    манеру чувствовать и думать, многогранное осмысление проблемы

    взаимодействия Человечества и Природы. «Это – необходимая компонента

    мироощущения, отражающая строй души, сопричастной природе, включающий

    ощущение человеком себя как живого существа в ряда других существ, а также

    в ряду других естественных тел Вселенной. Путь к Космосу преодолен для

    человека, воспринимающего себя как природное существо».

    Рассмотрим примеры натуралистического сознания как инвариантной

    компоненты естественно-научного познания и специфического психолого-

    философского мировосприятия. Особый интерес в этом плане представляют труды

    Ж.Бюффона, М.В.Ломоносова, И.В.Гете. В.И.Вернадский писал в

    автобиографических записках, что перед поступлением в университет он с

    особой тщательностью прочитал и изучил труд Ж.Бюффона «Всеобщая и частная

    естественная история», вышедший в свет впервые в 1749 г. Этот

    энциклопедический труд, оказавший сольное воздействие на формирование

    научных интересов В.И.Вернадского, весь пронизан особым духом величия

    Природы с большой буквы, пропитан идеями натуралистического миропонимания

    «Природа всегда стремится к органической жизни более, - писал Бюффон, - и

    могущество Природы в этом «благоприятнейшем деянии» ничем не ограничено». В

    описании живого мира Земли Бюффон поставил на первое место животных, ибо

    животное, «по образу нашего понимания, есть совершеннейшее естества

    произведение, а человек изящнейшее». В книге «Бюффон для юношества» (1814

    г.) представлено описание маленькой птички Медосос (муха-Птица или

    современная Колибри) как одного из самых совершенных и изящных произведений

    природы. В её наряде все цвета природы так удачно и гармонично сочетаются,

    что никакие драгоценные камни и металлы, обработанные лучшими мастерами, не

    могут сравниться с её великолепием и красотою. Бюффон писал, что Природа

    «…украсила её одну всеми дарами, которые достались в удел каждой птице

    порознь; легкость, быстрота, проворство, прелести, богатый убор, все это

    истощила она для своей любимицы. Изумруды, топазы, рубины блистают на ея

    одежде…» (11, с.85-86). Одним словом, заключил Бюффон свою характеристику

    маленькой птички, она представляет собой «крайней степени Величие Природы».

    Эти его высказывания как нельзя лучше характеризуют натуралистическое

    сознание и мировосприятие естествоиспытателя.

    Научное творчество М.В.Ломоносова также проникнуто пафосом любви к

    природе, прославлением её могущества, гармонии и красоты. Его научно-

    философско-гуманистическое мировоззрение можно вполне назвать

    натуралистическим сознанием и мировосприятием. Он писал в работах по

    физической химии, что «натура тем паче всего удивительна», что в простоте

    своей многохитростна, и от малого числа причин большое многообразие качеств

    и явлений производит. Ломоносов подчеркивал, что нужно развивать не только

    прикладные науки, но и стремиться к глубокому познанию «естества», к

    раскрытию общих управляющих природой законов. Даже в оде «К Елизавете», как

    бы указывая на значение своих собственных теоретических изысканий,

    Ломоносов восклицает:

    Открыты естества уставы,

    Твоей умножат громкость славы.

    Ломоносов-поэт не только прославил научное изучение Природы (Естества),

    но и сумел представить Истину в единстве научных понятий и художественных

    образов и средств. Его поэтическая мысль сама становится средством познания

    природы. Его внимание привлекают бурные и грозные процессы, непрестанно

    совершающиеся в «Натуре»: клокочут недра Земли, рождая металлы, извергают

    лаву огнедышащие вулканы, ревет неумолчный океан, где движутся ледяные

    горы, сверкает молния и на мачтах кораблей появляются таинственные огни св.

    Эльма. Мир еще далеко не познан. В «Вечернем размышлении о Божиим

    величестве при случае великого северного сияния» Ломоносов не только

    созерцает ночное небо, но и стремится познать закон «Натуры», и обсуждает

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.