МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дети раздоров

    типичные внешние обстоятельства, с которыми связан конфликт, но его суть

    остается для них скрытой. Нередко дети на основе своих суждений даже

    пытаются устранить «причину» ссор родителей. В одной семье, в которой ссоры

    происходили на финансовой почве, 6-ти летний мальчик со всей серьезностью

    обратился к отцу и матери: «Бабушка вчера мне подарила рубль. Если я вам

    его отдам, вы прекратите ссориться?»

    Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да и возникает

    неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к

    изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем они –двигатель

    прогресса семьи. Однако нередки случаи когда нерешенные проблемы

    ускоряются, потому что на них закрывают глаза, маскируют и от себя, и от

    других. Возникает иллюзия, что если делать вид, что все хорошо, проблемы

    сами собой исчезнут. Скрываемые трения в семейных отношениях со временем

    все больше их «изнашивает» и наносит вред и самим супругам, и их детям

    –проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные

    цвета фасадом семейного благополучия.

    ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

    ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ.

    Для оценки отношений в семье можно использовать проективный тест

    «Рисунок семьи».

    Для работы необходимо использовать лист белой бусаги 15х20 см или 21х29 см,

    ручку, карандаш, ластик.

    Инструкция 1

    к тесту «Рисунок семьи», «Нарисуй свою семью» При этом не рекомендуется

    объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что

    нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном

    обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При

    групповом выполнении теста время чаще ограничивается 15-30 минутами.

    Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных

    заданий, выраженных в следующих инструкциях:

    Инструкция 2:

    «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

    Инструкция 3:

    «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».

    Инструкция 4:

    «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического

    (несуществующего) существа».

    Инструкция 5:

    «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоторого образа, символа, который

    выражает особенности вашей семьи».

    При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

    a) последовательность рисования деталей;

    b) паузы более 15 секунд;

    c) стирание деталей;

    d) спонтанные комментарии ребенка;

    e) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

    После выполнения задания следует стремиться получить максимум

    дополнительной информации (вербальным путем), обычно задаются

    следующие вопросы:

    1. скажи, кто тут нарисован?

    2. где они находятся?

    3. что они делают? Кто это придумал?

    4. им весело или скучно? Почему?

    5. кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

    6. кто из них самый несчастный? Почему?

    Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение

    чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает

    на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе.

    При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного

    ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал

    кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых

    вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу,

    защитные реакции.

    Часто продуктивным оказываются проективные вопросы (например: «Если бы

    вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?» «Кто бы выиграл

    соревнование между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?»

    и.т.п.).

    Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: три из них должны

    выявить негативные чувства к членам семьи, три позитивные:

    1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы позвал с

    собой?

    2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и

    должен остаться дома. Кто он?

    3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы),

    и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

    4. Ты имеешь… билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную

    кинокартину. Кто останется дома?

    5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел

    там жить?

    6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас

    одним больше, чем надо. Кто не будет играть?

    Для интерпретации также надо знать:

    a) Возраст исследуемого ребенка;

    b) Состав его семьи, возраст братьев и сестер;

    c) Если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье,

    детском саду или школе;

    Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме.

    |№ п/п |Выделяемые границы |Отметки о |

    | | |наличии |

    | | |признаков |

    |1 |Общий размер рисунка | |

    |2. |Количество членов семьи | |

    |3. |Соответствующие размеры членов семьи | |

    | |мать | |

    | |отец | |

    | |сестра | |

    | |брат | |

    | |дедушка | |

    | |бабушка и.т.д. | |

    |4. |Расстояние между членами семьи | |

    | |Наличие каких-либо предметов между ними | |

    |5. |Наличие животных | |

    |6. |О виде изображения: | |

    | |схематическое изображение | |

    | |реалистическое изображение | |

    | |эстетическое изображение | |

    | |в интерьере, на фоне пейзажа и.т.д. | |

    | |метафорическое изображение | |

    | |в движении, действии | |

    |7. |Степень проявления положительных эмоций (в баллах | |

    | |1,2,3). | |

    | |Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2,3). | |

    | |Степень аккуратности исполнения (1,2,3) | |

    При выполнения задания по данным инструкциям оценивается наличие или

    отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены,

    какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест, и.т.д.

    Интерпретируя тест «Рисунок семьи», на основании особенностей изображения

    можно определить:

    1) Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной

    деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения,

    или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная

    выразительность –те характерные черты, на основе которых можно

    различить рисунки;

    2) Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной

    штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном

    физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности,

    и.т.п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков

    часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности,

    отсутствии напряженности и утомления;

    3) Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие

    ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных

    эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за

    руки, делают что-то вместе методично изображены на плоскости места,

    далеко стоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции

    и.т.д.). При интерпретации результатов обращают внимание на случаи,

    когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на

    самом деле (считают, что это указывает на функционирование

    определенных защитных механизмов, чем больше несовпадение, тем больше

    неудовлетворенность существующей ситуацией).

    «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным

    развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися воспитательной

    школы показывает, что дети «читают» свои рисунки, вкладывая в них

    определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно

    осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и

    антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к

    членам семьи. Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла

    применение в клинических исследованиях. А.И. Захаровым предложен вариант

    методики, состоящей из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку

    нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на «двух этажах», по

    одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается

    внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится

    с ребенком (т.е. эмоционально более близок). Второе задание –выполнения

    рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.

    Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях

    психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения

    выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической

    коррекции межличностных отношений, так как дает представление о

    субъективной оценки ребенком своей семьи, своего места в ней, о его

    отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что

    им трудно высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне

    предает смысл изображенного, чем вербальный язык.

    Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика

    способствует установлению хорошего эмоционального контакта, психолога с

    ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

    Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и

    младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты

    мало зависят от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т.е. от тех

    особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении

    заданий, основанных на вербальной технике.

    27 апреля. Четверг. 1600.

    Мною была проведена методика «Клиетический рисунок семьи», в школе №1

    г.Новомичуринска, в третьем классе, с непосредственным участием педагога

    начальных классов Коняхиной Елены Валентиновны. В обследовании приняло

    участие 22 школьника. Для работы детям предложили взять простой альбомный

    лист, цветные карандаши, ластик.

    Детям было дано задание нарисовать свою семью. Ребятам тема урока

    очень понравилась и они приступили к выполнению своего задания, которое

    продолжалось в течении 30 минут.

    В ходе задания мы наблюдали за поведением детей. Небольшая группа

    детей, примерно человек 5, выполняли задание спокойно, не отвлекались от

    рисунка, остальные вели себя более активно –смотрели у товарищей, стирали,

    сравнивали рисунки. Некоторые дети переспрашивали: «Что рисовать?», «Как

    рисовать?», «А себя рисовать?» , «А я тоже семья?».

    После того, как задание было выполнено, мы беседовали с детьми.

    Общались с педагогом, которая сообщила некоторые сведения о семьях детей.

    Для интерпретации «Рисунка семьи» возьмем рисунок №1 Данилова Артема 10

    лет.

    На рисунке изобразил маму, папу и себя, хотя живет с отчимом. При контакте

    с ребенком были заданы следующие вопросы:

    1) Скажи, кто тут нарисован?

    2) Кто это придумал?

    3) Кто первым был нарисован?

    4) Им весело или скучно?

    В ходе разговора была получена следующая информация:

    1) Первой Артем нарисовал маму, затем папу, потом себя.

    2) Все довольны, он видит всех счастливыми и с улыбкой на лице.

    3) Рисунок он придумал сам, он ему очень нравится.

    При разговоре с педагогом выяснилось, что семья неблагополучная, ребенок

    живет с отчимом и со своим отцом практически не общается. На основании

    изображения рисунка можно определить следующее:

    Наиболее авторитетна в семье мама, потом папа, выражает желание видеть

    вместе обоих родителей несмотря на то, что не живут вместе. Отчима отрицает

    –несуществует для него (несмотря на то, что воспитывает отчим).

    Руки за спиной –нет контакта в общении, есть уши –то есть

    прислушиваются друг к другу. Ближе ребенок к папе нежели к маме. В глазах

    присутствует страх или тревога. Длинная шея –доля любопытства, особенно у

    ребенка. Нет стабильности в жизни, опоры, так как ног на рисунке не видно.

    Правая нога опора за пределами семьи (у ребенка).

    Далее хочу привести в пример рисунок семьи Сухаревой Юли 10 лет.

    Рисунок №2.

    На рисунке Юля изобразила папу, маму и сестру. Нет на рисунке себя. У

    Юли занижена самооценка из-за своей полноты. Первым на рисунке изобразила

    папу, затем маму и сестру. Девочка по натуре стеснительная, отвечая на

    вопрос: «Почему нет тебя на рисунке?» ответила: «Не захотела себя

    рисовать», махнула рукой и убежала из класса на перемену. Интерпретируя

    рисунок можно сказать следующее:

    1) Всю семью она нарисовала за столом.

    2) Глава в семье –отец.

    3) Тревожность со стороны папы.

    4) Со стороны сестры тоже тревожность.

    5) Прежде чем общаться с семьей, нужно преодолеть преграду –стол.

    6) Отсутствует общность с семьей, так как не нарисовала себя.

    Далее хочу привести еще несколько примеров. Двое из детей, рисовавших

    эти рисунки, живут в неполных семьях. Атмосфера внутрисемейных отношений

    отчетливо прослеживается на рисунке. Рисунок №3 Каширина Димы 10 лет.

    Свою семью он нарисовал на рыбалке. Первым он изобразил папу, затем себя и

    брата. На рисунке отсутствует мама. На вопрос: «Почему нет на рисунке

    мамы?»

    Ответил: «Забыл». При интерпретации рисунка можно выяснить следующее –

    1) Папа главный член семьи.

    2) Шапки –символ защиты от окружающей сферы.

    3) Вода –депрессивное настроение, тревога.

    4) Большое влияние отца на детей.

    5) Тревожность со стороны отца.

    Слабый контакт между членами семьи, нет опоры в жизни. Не нарисовал маму. С

    мамой контакт отсутствует. Брат источник угрозы –скорей всего он его часто

    обижает.

    Далее идет рисунок №4. Его изобразила Прокопьева Наташа 10 лет. На

    рисунке мама была нарисованной первой, затем себя, тетю и папу. На рисунке

    улыбающихся лиц мы не наблюдаем, все нарисованы грустные, невеселые. При

    разговоре с педагогом выяснилось, что у Наташи умерла мама, живет с папой,

    в семье пьют. Интерпритируя рисунок можно сделать следующий вывод:

    В ее фантазиях потребность общения с мамой. Большое значение имеет

    мама. Нет взаимного контакта с папой. Но папа занимает не последнее место.

    Он слушатель. Мама с тетей по всей вероятности общались. Нет ушей, то есть

    друг друга не слушают. Хорошая опора у всех членов семьи, есть ноги.

    Повышенная тревожность (волосы заштрихованы) в семье.

    Далее идет рисунок семьи Леднева Ильи 10 лет. Рисунок №5. При

    разговоре с Ильей выяснили следующее: свою семью нарисовал играющими на

    футбольном поле. Себя нарисовал первым и в центре поля, папа стоит в

    воротах, а сестра и мама изображены на лавочке в виде болельщиков.

    Елена Васильевна рассказала мне, что у Ильи 2 года назад умер папа, живет с

    мамой и сестрой. Интерпретация рисунка следующая:

    У ребенка хорошая самооценка. Себя нарисовал в центре поля. Ребенок имеет

    тревожность. Мало пальцев на руке –бессилие, зависимость себя по отношению

    к другим. Нет шеи –не контролирует свои действия. Нечетко изобразил голову

    –застенчивость, робость. В семье общение больше –правая рука. Чувствует

    себя больше уверенным чем в не семьи. Папа играет большую роль нежели

    остальные. Потребность в соперничестве –спортивная игра на рисунке.

    Стремится к превосходству к чему-либо.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    «Семья строго говоря, только тогда семья, когда в ней есть дети, иначе

    супружеское сожитие неполно, без родителей и детей нет семьи…

    Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при

    индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная

    поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, словом, совместный

    труд с целью сделать жизнь и лучше и легче.

    Дети в семье не первые и последние, а равноправные члены ее. Но появление

    их в семье составляет событие с которого начинается новая полоса жизни.

    Если бездетный муж или жена имеют право искать свое личное счастье в той

    мере, в какой оно доступно людям, то дети вносят в их жизнь

    альтруистический элемент, который суживает рамки эгоистического счастья,

    открывая горизонты в других направлениях. Дети порождают много забот,

    огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, недоступных бездетным

    супругам. В настоящем месте следует указать, что дети вызывают

    необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к

    своим отношениям к детям…к родным, к друзьям. Справедливо говорят, что

    воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо

    присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности,

    требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка,

    удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и

    духовным…»

    А.Острогорский.

    Дети в семье –дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя

    узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к

    другу, делают между мужем и женой более глубокой, осмысленной,

    человеческой. Несомненно, что ребенку нужны оба родителя –любящие отец и

    мать. Однако продолжающаяся десятилетиями жизнь эмоционально разъединенных

    людей «ради ребенка», часто является тщетной попыткой создать иллюзорный

    фасад семейного благополучия, нерешенные супружеские проблемы хотя и

    спрятаны под семью замками, вешают на ребенка посредством психологических

    механизмов: «козла отпущения», отвержения супруга через ребенка, ребенка

    –члена «военного союза», ребенка объединяющего родителей звена и др. Иногда

    приходиться констатировать, что скрытые супружеские проблемы столь пагубно

    действуют на ребенка, что выгоды от сохранения брака очень сомнительны.

    Во многих семьях время от времени трения возникающие между супругами,

    способствуют появлению психологических проблем у ребенка. Решить эти

    проблемы, и таким образом, помочь ребенку часто очень невозможно без

    коррекции супружеских отношений. Семья –единый организм. Нарушение

    эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило,

    является симптомом других семейных «болезней». Самая хорошая профилактика

    –оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных

    проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребенком.

    Ваши супружеские и собственные проблемы –не только ваше личное дело, но и

    важный фактор развития личности вашего ребенка.

    Список литературы:

    1) Махов Ф.С.

    Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. –М.:

    Профиздат, 1989. –144с. –(Библиотека семейного воспитания).

    2) Ковалев С.В.

    Психология современной семьи:

    Информ. –Методические материалы к курсу «Этика и психология семейной

    жизни»: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1988.-208с.

    –(Психологическая наука –школе).

    3) Буянов М.И.

    Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: книга для

    учителей и родителей. –М.: Просвещение, 1988. –207с.

    4) Сатир В.

    Как строить себя и свою семью: Перевод с английского: улучш.изд. –М.:

    Педагогика –Пресс, 1992. –192с.

    4) Захаров А.И.

    Как преодолеть страхи у детей. –М.: Педагогика, 1986. –112с.,

    ил.(Педагогика родителям).

    5) Хоментаускас Г.Т.

    Семья глазами ребенка. –М.: Педагогика, 1989. –160 с.: ил.

    6) Хрестоматия по этики и психологии семейной жизни: учебное пособие для

    учащихся ст.классов. (сост. И.В.Гребенников, Л.В. Ковинько. –М.:

    Просвещение, 1986. –271 с.

    7) Рогов Е.И.

    Настольная книга практического психолога.: Учебное пособие: В 2 кн.-

    2-е изд., перераб. И доп. –М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. –кн.1.:

    Система работы психолога с детьми разного возраста. –384с.: ил.

    8) Анзорг Л.

    Дети и семейные конфликты. М.: Просвещение, 1988

    10) Сысенко В.А.

    Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983

    11) Гребенников И.В.

    Основы семейной жизни М.: Просвещение. 1985

    12) Карклина С.Э.

    Проблемы семейного воспитания. М.: Просвещение, 1983

    13) Андронов Д.М.

    Твой и наш враг. Правда об алкоголе. М.: Медицина, 1978

    14) Колесов Д.В.

    Беседы об антиалкогольном воспитании: кн. для учителя. –М.:

    Просвещение, 1987. –80С

    15) Иванов М.А.

    Брак, семья, дети. Педагогика родителям. М.: Педагогика, 1988

    -----------------------

    [1] Более подробно см.: Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи»:

    записки детского психиатра. –Н., 1988.-прим.автора.

    [2] Более подробно об этой проблеме можно узнать из книги Д. Н. Исаева и В.

    Е. Калана “Психогигиена пола у детей”, (Л. 1986)

    -----------------------

    [pic]

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.