МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Деловая игра как метод подбора персонала

    Деловая игра как метод подбора персонала

    Оглавление

    Введение___________________________________________________________2

    I. Теоретическая часть

    1. Определение понятия «игра», ее основные

    компоненты__________________________3

    2. Общая типология деловых

    игр_________________________________________________4

    3. Важнейшие виды деловых игр, используемых в управлении

    персоналом___________6

    4. Методы подбора

    персонала____________________________________________________11

    5. Особенности деловой игры, как метода в управлении

    персоналом_________________11

    6. Функции деловых игр в управлении персоналом

    _______________________________12

    II. Практическая часть

    1. Цели

    исследования___________________________________________________________13

    2.

    Гипотеза____________________________________________________________________

    13

    3. Методы

    исследования________________________________________________________14

    4.

    Анализ_____________________________________________________________________1

    4

    5.

    Выводы____________________________________________________________________16

    6.

    Рекомендации______________________________________________________________17

    Заключение_______________________________________________________19

    Список литературы________________________________________________20

    Приложения

    Введение

    Обеспечение предприятий разных форм собственности кадрами рабочих и

    специалистов является одной из основных обязанностей отделов кадров или

    службы персонала. Несколько лет назад (в начале и середине 90-х годов

    прошлого века) эта проблема перед кадровиками практически не стояла, нужно

    было решать другую - куда девать сокращаемых с производства людей? Эти

    времена прошли. Сегодня повсеместно в СМИ, Интернет, на радио и телевидении

    можно встретить рекламу "требуются".

    На данном этапе развития экономики, уже не для кого не секрет, что люди

    – это важнейший ресурс организации, что привлечение квалифицированных

    сотрудников во многом обеспечивает успех компании на рынке, поэтому все

    больше предприятий начинает сталкиваться с необходимостью развития

    эффективной системы подбора новых работников, отвечающих современным

    требованиям. Однако при организации системы подбора кадров многие

    предприятия сталкиваются с рядом проблем. Среди этих проблем в первую

    очередь можно назвать следующие:

    1. Отсутствие разработанной, подкрепленной соответствующими процедурами

    и документами системы поиска и подбора персонала

    2. Не установлены четкие критерии для подбора разных категорий

    работников

    3. Не разработаны процедуры подбора новых работников

    4. Используемые методы подбора нуждаются в совершенствовании и

    дополнении

    5. Не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в

    области поиска и подбора кадров

    6. Не хватает финансовых ресурсов для организации работы в области

    поиска и подбора персонала

    7. Недостаточный опыт и уровень квалификации работников, занимающихся

    подбором кадров.

    При этом можно выделить главную проблему, в которой так или иначе

    отражаются все вышеперечисленные: во многих организациях проблему поиска и

    отбора новых работников пытаются решать бессистемно, нетехнологично, без

    учета существующего опыта работы в этой области.

    Известно, что ошибки при подборе новых работников могут приводить к

    значительным потерям в результате того, что человек, не обладающий

    характеристиками, необходимыми для успешного выполнения работы по

    специальности, имеет склонность к принятию ошибочных решений, что приводит

    к некачественному выполнению обязанностей, конфликтам и т.п. Плохо

    организованный подбор персонала может привести также к таким нежелательным

    явлениям, как высокая текучесть кадров, плохой морально-психологический

    климат в подразделениях компании, низкой трудовой и исполнительской

    дисциплине.

    Соответственно, выбор эффективной системы подбора персонала имеет для

    компании важнейшее значение. От того, насколько эффективно поставлена

    работа по подбору персонала, в значительной степени зависит качество

    человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество

    производимой продукции или предоставляемых услуг.

    Крайне важно отметить, что метод подбора должен соответствовать задачам

    подбора, т.е. применение одной стандартизированной методики подбора

    (например, интервью) не решит проблемы компании.

    В данной работе, нам бы хотелось рассмотреть один из достаточно новых,

    но, при правильной организации, очень эффективных методов подбора

    персонала. Этим методом является деловая игра, которая относится к

    групповым методам подбора. «Групповые методы отбора применяют тогда, когда

    есть возможность собрать ряд кандидатов вместе, и специалист, занимающийся

    подбором, оценивает их достоинства и недостатки в процессе использования

    групповых оценочных процедур. Использование групповых методов при отборе

    предполагает наличие четких критериев и способов выявления с их помощью

    таких показателей, которые позволяют определять преимущества одних

    кандидатов перед другими» [2].

    Теоретическая часть

    1.Определение понятия «игра», ее основные компоненты.

    Определяемое в общей форме понятие – игра представляет собой

    разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является

    не ее результат, а сам процесс. Игра – это совокупность осмысленных

    действий, объединенных единством мотива. Она является выражением

    определенного отношения личности к окружающей действительности. У животных

    она связана с основными формами инстинктивной деятельности, посредством

    которых поддерживается их существование; у человека игра – «дитя труда» (В.

    Вундт). Игра человека – порождение деятельности, посредством которой

    человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры

    в способности, отображая, преображать действительность [3].

    В конце девятнадцатого – начале двадцатого века появились первые

    систематизированные теории игровой деятельности. Наиболее распространенными

    являются следующие из них: К. Кросс считал, что игра является

    бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Источником игры

    являются инстинкты, т.е. биологические механизмы. Они одинаково действуют

    как у животного, так и у человека. Эти биологизаторские представления нашли

    отражение и в других теориях. Так, К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру

    простой тратой избытка энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется

    на труд и поэтому выражается в игровых действиях. Согласно Шиллеру, игра –

    это скорее наслаждение, эстетическая деятельность. Для Спенсера различие

    между игрой и эстетической деятельностью лишь в том, что в игре находят

    выражение низшие способности, в то время как в эстетической деятельности –

    высшие. К. Бюлер, подчеркивая увлеченность, с которой играют дети,

    утверждал, что смысл игры заключается в удовольствии, которое она

    доставляет ребенку. Но при этом не раскрывалась причина, которая вызывает у

    детей это чувство радости от игры. З. Фрейд полагал, что игра – это способ

    выражения общественных запретов. В игре отражаются подсознательные

    влечения. Некоторые ученые рассматривают игру как отдых. Не всеми учеными

    признается также значение игры. Так, М. Монтессори говорила о

    бессмысленности игры и о том, что ее надо искоренять. Приведенные взгляды

    преимущественно отражают биологизаторские позиции их авторов и, кроме того,

    в них систематически не изложены теории игры. Ближе всего к пониманию

    возникновения игры подошел В. Вундт; он игру включал не только в

    биологический аспект, но и в социально-исторический.

    Принципиально по-другому подходят к игре отечественные педагоги и

    психологи. Игру они рассматривают как человеческую деятельность. Она есть

    средство познания ребенком действительности (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт,

    Д.С. Эльконин, А.А. Люблинская). Эльконин дал анализ развернутой формы

    игровой деятельности детей. Он подчеркивал социальную природу ролевой игры.

    Им была выделена единица игры – роль и связанные с ней действия по ее

    реализации – «в ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-

    мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности». Содержанием

    развернутой, развитой формы ролевой игры выступает не предмет и его

    употребление или изменение человеком, а отношения между людьми,

    осуществляемые через действия с предметами. Не человек – предмет, а человек

    – человек. Эльконин подчеркивает, что «так как воссоздание, а тем самым и

    освоение этих отношений происходят через роль и органически связанные с ней

    действия и есть единица игры» [6].

    Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их

    отношения весьма разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и

    изменчивы. В игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры – та

    область действительности, которая воспроизводится в игре. Содержание игры –

    то, что воспроизводится в качестве центрального, характерного момента

    деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной

    жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое отражение

    реальной действительности. Оно может отражать лишь внешнюю сторону

    человеческой деятельности – только то, с чем действует человек, или его

    отношения к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный

    смысл человеческого труда.

    Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и

    отношениям между людьми свидетельствует о том, что игра не только черпает

    свои сюжеты из жизни, окружающей нас, но и что она социальная по своему

    внутреннему содержанию и происхождению и не может быть биологическим

    явлением по своей природе. Игра – это уникальный, свойственный не только

    человеку, но и высшим животным механизм аккумуляции и передачи

    коллективного опыта. Применительно к обществу в игре осваивается опыт

    практический (овладение способами решения жизненных задач) и этический

    (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). В игре

    актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция ее

    участников.

    Итак, игра как метод построения учебного процесса в целях освоения

    социальной реальности включает следующие компоненты:

    игровые роли и их принятие,

    построенные по определенным правилам игровые действия

    моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального

    напряжения (технология игры).

    Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль

    представляет собой комплекс социальных требований, ожиданий, предъявляемых

    обществом, окружающими к данному человеку, его поведению. Исполнение роли

    предполагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане.

    Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом

    уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения. А

    также задач, присущих роли, ее исполнению.

    Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут

    задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссерами, или

    фасилитаторами) игры, нормативными документами или же формируются самими

    игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными

    перед ними целями.

    Ролевые цели предписываются игрокам условиями игры. Цели отдельных

    участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива

    (например, обучение, апробирование определенных способов действий,

    релаксация, досуг и т.п.).

    Моделирование в игре – это создание макетов, замещающих объекты

    реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального

    экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими

    образцами. Модель игры реализуется, приводится в действие с помощью ее

    правил. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть

    перенесены в игру из социального контекста, в котором развертывается

    игровой процесс, взяты из реальной жизни или же придуманы.

    Все эти характеристики также применимы и к деловым играм, которые

    являются бизнес-ориентированной моделью игры.

    2.Общая типология деловых игр

    Многообразные деловые игры можно систематизировать по ряду признаков.

    Важнейшие из них: целевое назначение деловой игры, широта тематических

    рамок, имитируемые области управления, степень свободы решений, уровень

    неопределенности решений, характер коммуникации между участниками, степень

    открытости игры, комплексность используемой модели, инструменты игры и

    форма ее проведения и др.

    Охарактеризуем подробнее каждый из признаков данной классификации:

    1. Среди деловых игр, используемых в управлении персоналом, да и в

    управлении в целом, в зависимости от их функций и целевого назначения

    различают:

    . обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее

    широкое распространение и служат для подготовки и повышения

    квалификации управленческих кадров и других, в первую очередь

    высококвалифицированных сотрудников;

    . деловые игры для решения практических задач (например, нахождения

    оптимальных решений при реорганизации отдела). Они применяются также

    для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений

    с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных

    вариантов решения проблемы;

    . проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом,

    хотя и включают этот важнейший для деятельности организации аспект. К

    проектным деловым играм обращаются при проектировании организационных

    систем (предприятий, их структурных единиц и т.п.) и их изменений. Это

    довольно сложный вид игр, предполагающий высокий уровень

    организационно-управленческой компетентности их участников;

    . исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения

    отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения

    внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении

    возможностей использования в организации различных систем оплаты

    труда). Исследовательские деловые игры моделируют конкретные

    организационные ситуации в режиме «что будет если..?». Это позволяет

    прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций.

    2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в

    процессе деловой игры задач.

    . Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения

    сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например,

    имитация деятельности руководителя по разрешению производственного

    конфликта с заданными параметрами.

    . Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи,

    например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и

    индивидуальной деятельности членов группы.

    3. Степень свободы решений и действий участников игры может быть

    различной.

    . Если игра допускает лишь ограниченный, заранее заданный спектр

    возможных решений и соответствующих поведенческих альтернатив

    (действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание

    каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной

    моделью имитируемых процессов. Принятие решений в них сводится к

    выбору одной из предложенных альтернатив, причем все основные действия

    осуществляются в строго определенные промежутки времени.

    . И напротив, если игроки на базе соблюдения общих условий игры

    действуют свободно, их решения не регламентированы установленным

    набором альтернатив, то игра является мягкой. В мягких играх действия

    участников ограничиваются лишь общим сценарием развертывания событий,

    в рамках которого игроки сами определяют последовательность своих

    действий. Имеются и промежуточные (полужесткие) типы игр.

    4. В зависимости от степени неопределенности ситуации деловые игры

    подразделяются на детерминированные и вероятностные.

    . Для детерминированных характерна определенность ситуации, заданность

    ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать однозначно

    правильные или неправильные решения.

    . Вероятностные же отличает неясность ситуации, изменчивость ее многих

    параметров, что обусловливает возможность лишь вероятностных оценок

    ситуации и принятия решений с определенной степенью риска.

    5. Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или

    независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из

    важнейших показателей ее динамизма.

    . В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Игры этого типа

    необходимы для имитации отношений конкуренции (например, при

    моделировании маркетинговой деятельности по привлечению в организацию

    наиболее одаренных выпускников знаменитого университета).

    . Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно,

    принимают решения независимо от других, то игра является

    неинтерактивной.

    . Некоторые игры (например, отечественная деловая игра СИПРОМЕК) могут

    иметь два режима проведения: тренировочный, предусматривающий

    независимое поведение игроков, и рабочий, основанный на конкурентном

    взаимодействии участников.

    6. Области применения характеризуют сферу, в которой используется игра,

    с точки зрения функционального подхода.

    . Общие деловые игры моделируют деятельность всей организационной

    единицы в определенной ситуации, которая может изменяться.

    . Функциональные игры служат обработке действий по выполнению

    определенной функции организации (например, функции службы персонала

    по освобождению сотрудников – игра, имитирующая изучение возможностей

    использования сокращаемых работников на других видах работ, оказание

    им помощи в трудоустройстве, проведение разъяснительной беседы и т.п.)

    7. Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов

    между ее участниками.

    . Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.