МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Бегство от свободы

    Говоря о реформации, забывается ее аспект: ее акцент на прочность

    человеческой натуры, на ничтожность и беспомощность индивида, на

    необходимость подчинения индивида внешней силе.

    Глава 3. «Свобода в эпоху реформации»

    «Средневековая предистория и возрождение».

    Современный рационализм рассматривал средние века как мрачный период

    истории. Вместе с тем средние века идеализировались. Акцентировалось

    внимание на прямоту и конкретность человеческих отношений, чувство

    уверенности, которое было свойственно человеку средних веков. Единственное

    отличие средневекового общества от современного – отсутствие личной

    свободы, каждый человек был прикован к своей роли в социальном порядке. Но

    хотя человек не был свободен в современном смысле, он не был одинок и

    изолирован. Занимая определенное, неизменное и бесспорное место в

    социальном мире с самого момента рождения, человек был закреплен в какой-то

    структурированной общности; его жизнь была с самого начала наполнена

    смыслом. Что не оставляло места сомнениям, они и не возникали. Личность

    отождествлялась с ее ролью в обществе; это был крестьянин, рыцарь или кто-

    то еще, но не индивид занимающийся делом выбранным самим.

    Было много страданий, но была и церковь, которая в какой-то степени

    обеспечивала эти страдания, объясняя их как расплату за грех Адама и

    собственные грехи каждого из нас. И крестьянин, и горожанин редко выходили

    за пределы небольшой географической области, где протекала их жизнь. Мир

    был ограничен и понятен: земля и человек были в центре этого мира, в

    будущей жизни каждого ожидая или рай или ад, и вся жизнь от рождения до

    смерти была ясна и понятна в причинной взаимосвязи поступков человека.

    Таким образом, средневековое общество, с одной стороны было

    структурировано и давало человеку ощущение уверенности, а с другой –

    держало его в оковах. Однако эти оковы имели совсем не тот характер, какой

    присущ авторитаризму и угнетению последующих веков. Средневековое общество

    не лишало индивида свободу уже потому, что «индивида» как такового не было.

    Недостаток самосознания индивида в средневековом обществе нашел

    классическое выражение в описании средневековой культуры, которую дал Яков

    Буркхардт. «В средневековые века обе стороны самосознания по отношению к

    внешнему миру и своему внутреннему «я» как бы дремали под одним общим

    покрывалом».

    В позднем средневековье структура общества и личности стала меняться,

    развиваться новый денежный класс. Во всех классах общества было заметно

    развитие индивидуализма. В Италии человек в первые вырвался из феодального

    общества и разорвал те узы, которые одновременно и придавали ему чувство

    уверенности, и ограничивали его. Италия, по словам Буркхардта, принадлежит

    «первородство в отношении развития личности в европейской семье», а

    итальянец – это первый индивид.

    Простой народ, которому не досталось ни богатства, ни новой власти

    превратились в безликую массу. Все человеческие отношения были отравлены

    этой смертельной борьбой за сохранение власти и богатство. Индивид был

    охвачен страстным эгоцентризмом, ненасытной жаждой власти и богатства. В

    результате было отравлено чувство уверенности в себе и ощущения

    безопасности.

    Есть основания для сомнения в том, что полновластные хозяева

    капитализма эпохи возрождения были так счастливы и уверены в себе, как это

    часто изображают. По-видимому, новая свобода принесла им не только

    возросшее чувство силы, но и возросшую изоляцию, сомнения, скептицизм, и

    как результат всего этого тревогу. Эта внутренняя уверенность, происходящая

    из положения изолированного индивида во враждебном мире, по-видимому,

    объясняет возникновение новой черты характера, которая, как указывает

    Буркхардт, стала свойственна индивиду эпохи Возрождения, в то время как у

    члена средневековой социальной структуры ее не было или по крайней мере она

    была выражена гораздо слабее. Речь идет о страстном стремлении к славе.

    Если смысл жизни стал сомнительным, если отношение с другими и с самим

    собой не дают уверенности, то слава становится одним из средств, способных

    избавить человека от сомнений.

    В эпоху возрождения зародился современный индивидуализм. Но хотя идея

    возрождения и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие

    европейской мысли, однако основные корни современного капитализма, его

    экономической структуры и его духа мы находим не в итальянской культуре

    позднего средневековья, а в экономической и общественной ситуаций.

    Культура Возрождения представляла общество сравнительного капитализма:

    небольшая группа богатых и обладавших властью индивидов управляла этим

    обществом, составляла социальную базу философов, выражавших дух этой

    культуры. Реформация была главным образом религии крестьянства из низших

    слоев городского общества.

    В соответствии с совершенно различной социальной основой возрождения и

    реформации естественно различие духа этих движений. Рассматривая теории

    Лютера и Кальвина – протестантство и кальвинизм, давая выражение новому

    чувству свободы, в то же время представляли собой бегство от бремени этой

    свободы.

    В средневековом обществе экономическая организация городов была

    сравнительно статичной. В конце средних веков ремесленники были объединены

    в цехи; мастера были такие, что с трудом зарабатывали себе на жизнь, но в

    общем член цеха мог быть уверен, что его работа его прокормит. Если он

    делал хорошие стулья, и т.д., то этого было достаточно, чтобы обеспечить

    ему жизненный уровень, полагавшийся по традиции его сословию. Отсюда видно,

    что цехи были основаны на взаимном сотрудничестве и обеспечивали своим

    членам относительную гарантию существования.

    К концу средних веков жизнь стала насыщаться духом беспокойства.

    Возникло современное понятие времени, минуты приобрели ценность. Труд все

    больше превращался в наивысшую ценность. Развивалось новое отношение к

    работе – настолько требовательное, что в среднем классе возникло возмущение

    экономической неэффективности церковных учреждений. Средневековая

    социальная система была разрушена, а в месте с нею и та стабильность и

    относительная безопасность, которую она давала индивиду. Индивид стал

    одинок; все теперь зависело не от гарантий традиционного статуса, а от его

    собственных усилий.

    Капитал приобрел решающую роль. «Он перестал быть слугой и стал

    хозяином». С развитием капитала, эти средневековые принципы мало-помалу

    уступили место принципу частной инициативы. Каждый должен идти вперед и

    испытать свое счастье: выплыть или утонуть. И теперь другие уже не были

    связаны с ним общим делом, они превратились в конкурентов, и часто человек

    стоял перед выбором: уничтожить их или быть уничтоженным самому.

    Но все существенные элементы современного капитализма к тому времени

    уже возникли и начали оказывать психологическое воздействие на людей.

    Но мы отбросили лишь одну сторону картины, а была еще другая:

    капитализм освободил индивида. Он устранил регламентами корпоративной

    системы, позволил человеку встать на собственные ноги и испытать свое

    счастье. Человек стал хозяином своей судьбы; он рисковал, но мог и выиграть

    собственные усилия могли привести его к успеху и к экономической

    независимости. Деньги доказали, что они сильнее происхождения и касты, и

    тем самым превратились в великого уравнителя людей.

    Но и здесь свобода двойственна как и раньше. Индивид освобождается от

    экономических и политических основ. Он приобретает и позитивную свободу

    вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой

    системе, но при этом освобождается от связей, давших ему чувство

    уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить

    всю жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал

    безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире,

    человек потерял и ответ на вопрос о смысле его жизни и на него обрушились

    сомнения: кто он, что он, зачем он живет? Ему угрожают мощные силы, стоящие

    над личностью, - капитал и рынок.

    Не имея богатства и власти, какие были у капиталистов эпохи

    Возрождения, потеряв чувство общности с людьми и миром, человек подавлен

    ощущением совей ничтожности и беспомощности. Рай утрачен; индивид стоит

    один, лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим. Новая свобода

    неизбежно вызывает ощущения неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества

    и тревоги. Чтобы иметь возможность действовать, человек должен как-то

    избавиться от этого.

    2.Эпоха реформации.

    Именно на этой стадии развития и возникли лютеранство и кальвинизм. Они

    были обращены именно к этим слоям населения, потому что выражали и новое

    чувство свободы и независимости, и чувства бессилия, неуверенности и

    тревоги, которыми были охвачены представители низших классов.

    Что может психологический анализ доктрин, так это показать субъективные

    мотивы, приводящие человека к осознанию каких-либо проблем и вынуждающие

    его искать ответы в определенном направлении.

    Проблема – это изучение психологических мотивов, присущих не создателю

    учения, а той социальной группе, к которой это учение обращено.

    Разумеется, эти проблемы близки друг к другу, поскольку психология

    лидера и психология его последователей схожи.

    Во-первых, его социальное положение может быть типичным для целой

    группы, условия жизни которой формируют характеры определенного склада. Во-

    вторых, случайные обстоятельства его воспитания и личного опыта могут

    развивать у лидера черты характера, возникающие целой социальной группы в

    результате ее общественного положения даже в том случае, если сам лидер к

    этой социальной группе не принадлежит. И наконец, может произойти наложение

    обоих этих факторов.

    Мы знаем, что человек может пытаться устранить противоречия в своих

    чувствах с помощью идеологической конструкции или прикрыть подавляемую им

    мысль такой рационализацией, в которой выражается прямо противоположная

    идея.

    Анализ идей должен ответить на два вопроса: во-первых, каков

    относительный вес определенной идеи во всей идеологической системе в целом:

    во-вторых, не имеем ли мы дело с рационализацией, которая отличается от

    подлинного содержания мысли. Мы утверждаем, что его отношение к богу – это

    отношение подчинения, основанное на ощущении бессилия. Сам он говорит об

    этом подчинении как о добровольном акте, вытекающем из любви, а не из

    страха. Логически здесь можно возразить, что в таком случае это уже не

    подчинение. Но психологически из всей структуры мышления Лютера вытекает,

    что его любовь или вера на самом деле является подчинением; сознательно он

    рассуждает о своей «покорности» богу в терминах добровольности и любви, на

    самом же деле переполняющие его чувства бессилия и злобы превращают его

    отношение к богу в отношение подчинения. (Точно так же мазохистская

    зависимость одного человека от другого часто маскируется в сознании как

    «любовь».) Поэтому то, что Лютер говорит, никоим образом не опровергает

    того, что он – с точки зрения психоанализа и по нашему убеждению –

    подсознательно имеет в виду. Мы полагаем, что определенные противоречия в

    его системе можно понять лишь с помощью анализа психологического смысла его

    концепций. Если мы хотим понять, что было нового в доктринах Реформации, то

    сначала нам необходимо рассмотреть существенные теологические принципы

    средневековой церкви. Несмотря на все общие элементы старой и новой

    теологии, дух католической церкви существенно отличался от духа Реформации,

    особенно в отношении взглядов на человеческое достоинство и свободу, на

    значение поступков человека в определении его судьбы.

    В течение долгого периода, предшествовавшего Реформации, католическое

    богословие придерживалось следующих принципов: человеческая природа – хотя

    и испорчена грехом Адама – внутренние стремится к добру; человеческая воля

    свободна в этом стремлении к добру; человеческая воля свободна в этом

    стремлении к добру; собственные усилия человека способствуют его спасению;

    церковное причастие, основанное на искупительной смерти Христа, может

    спасти даже грешника.

    Некоторые из наиболее выдающихся теологов – такие, как Августин и Фома

    Аквинский, - придерживаясь этих взглядов, в то же время выдвигали доктрины,

    проникнутые совсем иным духом.

    О свободе воли Фома говорит, что предположение, будто человек не

    свободен решать, противоречит самой сущности бога и природе человека.

    Человек свободен даже отвергнуть благодать, предложенную ему господом.

    В течение XII,XIV и XV веков тенденция подчеркивать свободу воли

    усиливалась в системах Дунса Скотта, Оккама и Биля. Это особенно важно для

    понимания нового духа Реформации, так как Лютер яростнее всего нападал

    именно на схоластов позднего средневековья, называя их «свиньям-

    богословами».

    Биль и Окам подчеркивали значение собственных заслуг человека для его

    спасения; хотя они говорят и о помощи божьей, в их учениях эта помощь

    утрачивает доминирующую роль, какая приписывалась ей в прежних доктринах.

    Человек, каким его изображают Оккам и другие поздние схоласты, уже не похож

    на несчастного грешника: это – свободное создание; сама его сущность делает

    человека способным к добру, а его воля свободна от любых внешних сил.

    Практика покупки индульгенций, игравшая все большую роль во время

    позднего средневековья и вызывавшая особенно яростные нападки Лютера, была

    связана с ростом влияния этих идей о свободной воле челове4а и о ценности

    его усилий.

    Действие индульгенции было основано на том, что их покупатели

    исповедовались и каялись во всех грехах.

    Эти идеи, столь резко противоречащие духу Реформации. В них проявляется

    дух утверждения человеческого достоинства, признание законности проявления

    всех качеств человека.

    В общем, средневековая церковь подчеркивала достоинство человека,

    свободу его воли, ценность его усилий; она подчеркивала богоподобие

    человека и его право быть уверенным в любви бога. Теология Лютера выражала

    чувства среднего класса, который, борясь против власти церкви и возмущаясь

    новым денежным классом, ощущал угрозу растущего капитализма и был охвачен

    чувством беспомощности и ничтожности.

    Лютеранское учение, насколько оно отличалось от католической традиции,

    имело две стороны. Лютер дал человеку независимость в вопросах религии; что

    он лишил церковь ее власти и отдал эту власть индивиду; что его концепции

    веры и спасения – это концепции собственных заслуг индивида, где вся

    ответственность лежит на самом человеке, а не на власти, которая могла бы

    дать ему то, чего он не добился сам. Эта сторона учений Лютера и Кальвина

    заслуживает самой высокой оценки, поскольку они явились одним из источников

    развития политической и духовной свободы в современном обществе, того

    развития, особенно в англосаксонских странах, которое неразрывно связано с

    идеями пуританства.

    Другой аспект современной свободы – это изоляция и бессилие, которые

    она принесла индивиду; и этот аспект тоже уходит корнями в протестантство,

    как и аспект независимости. Поскольку эта книга посвящена главным образом

    восприятию свободы как бремени и опасности, дальнейший анализ,

    преднамеренно односторонний, будет подчеркивать ту сторону учений Лютера и

    Кальвина, в которой лежат истоки этого негативного аспекта свободы: их

    учение о том, что человек по природе своей порочен и бессилен.

    Богобоязненный человек не имеет «свободно воли»: он пленник, раб и

    слуга воли Господа или воли сатаны».

    Страстное стремление к уверенности, какое мы находим у Лютера, отражает

    не искреннюю веру, а необходимость подавить невыносимое сомнение. Лютер

    искал уверенность в безоговорочной покорности богу. Психологически вера

    может иметь два совершенно разных содержания. Она может быть утверждением

    жизни, выражением внутренней связи с человечеством; но может быть и

    продуктом реакции на сомнения, возникшие из чувства изолированности

    индивида и его неприятия жизни.

    Чрезвычайно важно понять эту проблему сомнений и попыток их подавления,

    потому что она не только относится к теологии Лютера, а также и Кальвина,

    но и остается одной из основных проблем современного человека до сих пор.

    Сомнение – это исходная точка современной философии. Нынешние попытки

    заглушить сомнения – состоят ли они в ненасытном стремлении к успеху, или в

    убежденности, что безграничное знание факторов может удовлетворить

    потребность в уверенности. Сами же сомнения не исчезнут до тех пор, пока

    человек не преодолеет свою изоляцию, пока его положение в мире не

    приобретает какого-то смысла и значения, удовлетворяющего его человеческие

    потребности.

    Как мы уже видели, старый порядок рушился. Индивид потерял гарантию

    уверенности, ему угрожали новые экономические силы – капиталисты и

    монополии, корпоративный принцип сменился конкуренцией, низшие классы

    ощущали гнет усиливавшейся эксплуатации. В целом разрушение феодального

    порядка и развитие капитализма больше угрожали среднему классу, чем

    помогали ему.

    Представление Лютера о человеке отражает именно эту дилемму. Человек

    свободен от всех уз, которыми связывала его духовная власть, но именно эта

    свобода делает его одиноким и растерянным, подавляет его чувством

    собственной ничтожности и бессилия. Свободный, изолированный индивид

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.