МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Агрессия как социально-психологический феномен

    у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма

    проявления агрессии как негативизм.[11] Под негативизмом в концепции

    агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера

    поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться

    как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против

    действующих правил, норм, обычаев.

    Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у

    мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек - вербальная. В старшем

    возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и

    вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у

    девочек - вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не

    является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует

    отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы

    агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

    Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка

    в группе сверстников показали, что среди подростков с наиболее высоким

    социометрическим статусом ("эмоциональные лидеры") 48% составляют лица с

    уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем, установлено также, что среди

    "эмоциональных лидеров" 33% имеют показатели агрессии средней величины, а

    19% - низкие уровень агрессии.

    Относительно выраженности различных типов агрессивного поведения в этой

    группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречается прямая

    физическая агрессия - 43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны

    именно к ней. У 30% "эмоциональных лидеров" ведущим способом агрессивного

    поведения является прямая вербальная агрессия, а еще у 27% - косвенная

    вербальная.[12]

    Иногда понятие "агрессивность" употребляется как синонимичное с понятием

    "конфликтность". Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно,

    а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи

    между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих

    этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность,

    вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.).

    Однако, наличие таких корреляционных связей, на самом деле, еще не дает

    оснований для отождествления понятий. Необоснованность такой логики видна

    хотя бы из следующей простой аналогии. Рост и вес человека коррелирует

    между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с

    рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это

    не дает нам оснований считать, что рост и вес - это одно и то же, что эти

    понятия синонимичны.

    С содержательно-психологической точки зрения понятия "агрессивность" и

    "конфликтность" обозначают различные психологические феномены, что находит

    отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности,

    так и на уровне методов их диагностики. А, кроме того, на поведенческом

    уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот

    агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой

    взаимосвязи, и, при определенных условиях, коррелирует с социометрическим

    статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности.

    Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой

    подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем

    выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее

    составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной

    агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. В одном

    исследовании было показано, что уровень физической агрессии подростков 14-

    17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была

    самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической

    агрессии. Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие как

    самооценка способности к лидерству и самооценка своего "физического Я",

    коррелируют с такой формой агрессии как негативизм.[13] Таким образом,

    оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и

    установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с

    высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков,

    высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное

    совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм

    выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки "сходятся" в

    одной личности.

    В том же исследовании было показано, что вербальная агрессия коррелирует

    с различными аспектами самооценки подростков. Также как и в случае с

    негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого

    характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того,

    вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной

    самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта.[14] Таким

    образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии

    также связана с высокой самооценкой личности, особенно, если для этого

    подростка характерны представления о себе как о высоко автономной,

    самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству

    и высоким интеллектом.

    Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях, состоит в

    том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную

    самооценку - либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для не

    агрессивных подростков более характерной тенденцией является

    распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе

    высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в

    группе не агрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков -

    15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют

    25%, а в группе не агрессивных - только 15%.[15]

    Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет рассмотрение не

    только самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения

    самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например,

    учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во

    внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из

    ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то

    эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При

    этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как

    блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности,

    каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и

    самоуважении. И как любой фрустратор эта ситуация может провоцировать

    проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории

    агрессии сказали бы в этом случае более категорично - такая ситуация не

    просто может, но явно будет приводить к агрессии.

    Специальные исследования, проведенные по этому поводу, показали, что,

    действительно, подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней

    оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо

    отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии.

    Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности

    косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с

    конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более

    высокий уровень таких форм агрессии как раздражительность, физическая

    агрессия и обида.

    Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности,

    является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на

    самого себя. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное,

    саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии представляется наиболее

    загадочным, и, конечно, не должен сводиться лишь к клинической мазохистской

    интерпретации. Понятно, что аутоагрессия, также как и агрессии вообще,

    представляет значительный интерес именно для "нормальной" психологии

    личности

    Аутоагрессия, как мы могли убедиться выше, - это, как правило, низкая

    самооценка и неприятие себя. Уже это вполне достаточные основания для

    появления трудностей социально-психологического характера, связанных с

    установлением контактов и осуществлением продуктивного общения. Что

    собственно и фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях

    застенчивости и низких показателях общительности.

    Наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей.

    Однако связи эти являются далеко не тривиальными, а, на первый взгляд, даже

    и парадоксальными. Аутоагрессия, по нашим данным, практически не связана с

    негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии

    коррелирует с позитивностью восприятия значимых "других". Наиболее сильно

    эта тенденция позитивного восприятия других с ростом уровня аутоагрессии

    проявляется у подростков и юношей в отношении учителей и в отношении

    собственных родителей (дифференцированно изучалось отношение к отцу и к

    матери - тенденция оказалась общей). Уровень аутоагрессии оказался

    отрицательно связанным лишь с представлением о том, "каким меня видят

    другие" (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем

    более негативными являются представления об оценке другими его личности.

    Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов

    вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не

    случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах

    вовсе не редкость. Так, Уильяме, Забрак и Джой сообщают, что в наиболее

    популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в

    среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии.

    Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь

    два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. А ведь от показа

    секса и насилия не свободны даже анонсы телепрограмм; Уильяме сообщает,

    например, что в телеменю секс и насилие так или иначе фигурируют более чем

    в 60% анонсов телепрограмм, идущих в прайм-тайм.

    В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа,

    многие люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобная «видеодиета»

    может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно

    эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и

    обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к

    себе все более пристальное внимание исследователей.

    Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на

    агрессивное поведение.

    Поведение, как считает большинство социальных психологов, является

    совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами,

    поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой

    он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые

    он проявляет в этой ситуации. Это определение кажется вполне логичным и к

    тому же имеет многочисленные эмпирические подтверждения. Неудивительно

    поэтому, что оно широко используется в методических разработках, касающихся

    природы агрессии. Большинство современных теорий, затрагивающих

    проблему агрессивного поведения, допускают, что оно определяется внешними

    факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке,

    когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами,

    отражающими характерные черты и склонности конкретного агрессора.

    Обусловлено ли личностными характеристиками то, что одни люди имеют

    склонность к совершению актов агрессии, а другие — нет? Простые наблюдения

    приводят к заключению, что да, обусловлено. Большинство из нас могут

    вспомнить среди своих знакомых лиц, которые из-за необычно высоких или

    низких «точек кипения», резкого или мягкого стиля поведения и других

    факторов казались особенно склонными или же, напротив, не склонными к

    агрессивным действиям. Короче говоря, черты характера, похоже, играют

    важную роль в определении вероятности того, станут ли определенные лица

    агрессорами или жертвами.

    Какие же характеристики являются ключевыми? Какие черты и склонности дают

    нам возможность говорить о предрасположенности личности к совершению или не

    совершению агрессивных поступков? Информация, которую мы могли бы получить,

    важна по нескольким причинам. Во-первых, знание того, какие черты характера

    ассоциируются с высоким или низким уровнем агрессии, может способствовать

    пониманию агрессивного поведения в целом и содействовать созданию

    всеобъемлющих и точных теорий человеческой агрессии. Во-вторых, информация

    о чертах человеческого характера, обусловливающих склонность к агрессии,

    может иметь большое практическое значение для прогнозирования тенденций к

    прямой агрессии и выработки мер по предотвращению или контролю агрессии. В

    связи с этим интерес к определению личностных характеристик, имеющих

    отношение к агрессии, значительно возрос за последние годы. Исследования по

    этой проблеме привели к многочисленным вызывающим интерес вспышкам озарения

    относительно черт характера «горячих», склонных к агрессии личностей.

    Однако прежде чем обратиться к этим данным, остановимся вкратце на более

    существенном вопросе — действительно ли личностные черты настолько

    устойчивы, что можно оправдать усилия, затраченные на их определение и

    изучение?

    В повседневной жизни мы опираемся на мнение, что черты характера — это

    единственная реальность, считая, что на поведение людей не влияют ни время,

    ни обстоятельства. Как это ни удивительно, но некоторые исследователи

    подвергают сомнению подобные предположения. Они утверждают, что

    человеческие существа на самом деле едва ли склонны вести себя, думать или

    чувствовать в одной и той же манере независимо от течения времени или

    различных ситуаций, и заявляют, что реакции людей в значительной степени

    обусловлены текущими ситуациями и с очевидностью меняются в ответ на

    перемену во внешних условиях. Эти исследователи также считают, что мы

    воспринимаем поведение других как величину постоянную, что не всегда

    соответствует действительности, главным образом потому, что это облегчает

    задачу понимания людей и прогнозирования их будущих поступков. Как только

    мы приписываем другим людям определенные черты, мы можем на этом основании

    прогнозировать их будущее поведение.

    В то же время другие исследователи утверждают, что поведение людей на

    самом деле остается достаточно неизменным на протяжении длительного времени

    и не зависит от обстоятельств. Несмотря на то что они не отрицают важную

    роль ситуационных факторов в формировании человеческого поведения, они

    настаивают на том, что люди действительно обладают специфическими чертами,

    информация о которых может быть полезна для понимания и прогнозирования их

    поступков. В качестве подтверждения подобных заявлений они ссылаются на

    исследования, свидетельствующие о том, что люди проявляют поразительную

    последовательность во многих аспектах поведения даже после сравнительно

    длительных временных интервалов. Такое постоянство, конечно, характерно не

    для всех черт характера. Но почти каждый, похоже, склонен к одной и той же

    модели поведения, для актуализации которой необходимы определенные черты и,

    по крайней мере, определенная ситуация.

    Несмотря на то, что этот спор до сих пор продолжается, все большее число

    данных свидетельствует о том, что черты характера, обусловливающие

    склонность к агрессии, сами по себе являются достаточно устойчивыми.

    Например, Олвейс в литературном обозрении, посвященном этой теме, отмечает,

    что данные, собранные в различное время, в течение нескольких месяцев или

    на протяжении многих лет, подтверждают это предположение. Подобным же

    образом результат впечатляющего исследования, с выборкой, состоявшей из

    более чем 1700 мужчин и женщин, дали возможность сделать вывод, что высокий

    уровень агрессии, демонстрируемый в определенных ситуациях южноафриканскими

    детьми, остается столь же высоким и пять лет спустя. Вместе взятые, эти и

    прочие данные свидетельствуют о том, что индивидуальные различия в

    склонности выбирать в качестве модели поведения агрессию действительно

    довольно устойчивы. Были также получены данные о том, что определенные

    характеристики имеют прямое отношение к агрессии. Эти черты к тому же

    сохраняют свою силу и по истечении длительных периодов времени и влияют на

    поведение в самых разнообразных обстоятельствах. Принимая во внимание все

    эти результаты, кажется вполне разумным попытаться определить специфические

    личностные характеристики, связанные с проявлением агрессии. Многие

    исследователи взяли на вооружение подобный подход. Основные результаты их

    исследований суммированы ниже.

    Хотя «здравый смысл» предполагает наличие прочной прямой связи между

    различными чертами личности и агрессией, на самом деле такую взаимосвязь

    зачастую очень трудно продемонстрировать. Во-первых, во многих случаях

    ситуационные факторы оказывают на агрессию большее воздействие, нежели

    различные черты личности. Другими словами, индивиды действительно

    различаются по своей склонности к агрессии, но эти различия подавляются

    мощными ситуационными переменными. К примеру, почти все индивиды, даже

    «горячие головы», необычайно склонные к агрессии, могут воздержаться от

    подобного поведения в присутствии полиции. Напротив, почти все, даже те,

    чей характер почти никогда не давал возможность приобрести опыт агрессивных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.