МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Агрессия как социально-психологический феномен

    написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с

    популярной версией эволюционной теории. Ардри утверждает, что в результате

    естественного отбора появился новый вид — охотники: «Мы нападали, чтобы не

    голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы

    адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья

    «природа» и составляет основу человеческой агрессивности.

    Еще два изобретения, имеющие своим началом человеческую потребность

    «убивать, чтобы жить», делают возможным участие в социальном насилии и

    войнах. Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для

    общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» я «они»,

    служащие для оправдания агрессивных действий против других. Во-вторых,

    появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы

    (вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми

    «вооруженными хищниками». В беседе с Ричардом Лики, известным антропологом,

    Ардри уточнил значение изобретения такого оружия: «Когда у нас появилась

    эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче,

    что благодаря насилию мы стали другими существами».Итак, Ардри уверяет, что

    именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с

    развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал

    человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же

    вида.

    Социобиологический подход. В отличие от сторонников эволюционной теории,

    социобиологи предлагают более специфическое основание для объяснения

    процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему.

    Влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное

    поведение, то есть гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой

    вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение

    у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что

    индивидуумы, скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются

    схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и

    самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от

    них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно

    наличие общих генов. Они будут пользоваться любой возможностью, чтобы

    навредить им и, возможно, ограничить возможности последних иметь потомство

    от членов собственного клана.

    Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с

    конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности

    репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами —

    недостатком пищи или брачных партнеров. Очевидно, успешная репродукция

    более вероятна, если у индивидуума имеется достаточное количество пищи и

    партнеров, с которыми можно производить потомство. Однако агрессия будет

    повышать генетическую пригодность данного индивидуума только в том случае,

    если выгода от нее превысит затраченные усилия. Потенциальная цена агрессии

    зависит от риска смерти или серьезных повреждений у тех индивидуумов, кто

    должен выживать для обеспечения выживания своего потомства. Чья-либо

    генетическая пригодность не будет повышаться, если агрессивная конкуренция

    приведет к гибели его рода. Таким образом, социобиологи убеждают нас в

    следующем: агрессивность — это средство, с помощью которого индивидуумы

    пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает

    успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

    Фрустрационная теория.

    Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше

    описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а

    не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

    Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

    Агрессия всегда является результатом фрустрации.

    В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

    1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

    2. Сила препятствия на пути достижения цели;

    3. Количества последовательных фрустраций.

    Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее

    препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет

    толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,

    то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию

    большей силы.

    Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на

    фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не

    проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы

    наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого

    агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на

    которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

    Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против

    фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,

    направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного

    индивидуума не действует сдерживающий

    Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос

    следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не

    приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление,

    агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые

    снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

    Теория социального научения.

    В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой

    усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение

    соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет

    изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

    Эта теория была предложена Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и

    регуляцию агрессивного поведения.

    Теория социального научения Бандуры.

    |Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,|

    |посредством: |гормоны, нервная система) |

    | |Научения (например, |

    | |непосредственный опыт, |

    | |наблюдение) |

    |Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, |

    | |возбуждение, внимание) |

    | |Неприемлемым обращением |

    | |(например, нападки, фрустрация) |

    | |Побудительными мотивами |

    | |(например, деньги, восхищение) |

    | |Инструкциями (например, приказы) |

    | |Эксцентричными убеждениями |

    | |(например, параноидальными |

    | |убеждениями) |

    |Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием |

    | |(например, материальное |

    | |вознаграждение, неприятные |

    | |последствия) |

    | |Викарным подкреплением (например,|

    | |наблюдение за тем, как поощряют |

    | |или наказывают других) |

    | |Механизмами саморегуляции |

    | |(например, гордость, вина) |

    С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех

    моментов:

    1. Способов усвоения подобных действий;

    2. Факторов, провоцирующих их появление;

    3. Условий, при которых они закрепляются.

    Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных

    посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей

    агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей

    может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей

    обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение

    человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого

    поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает

    вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

    Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е.

    достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится

    и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное

    поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и

    самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и

    наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.[3]

    Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей

    предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две

    причины:

    1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения.

    Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

    2. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в

    определенных социальных условиях.

    В настоящее время теория социального научения является наиболее

    эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть

    сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

    В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в

    деталях, все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий

    положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу

    инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что

    агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех

    материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни

    другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут

    предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее,

    чего можно достичь, — это временно не допускать подобных проявлений или

    ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той

    или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия

    является неотъемлемой частью нашей человеческой природы.

    Становление человеческой агрессии.

    В этой главе речь пойдёт об эволюции агрессивного поведения на протяжении

    жизни, а скорее о возникновении и закреплении агрессивных реакций. Какие

    факторы, связанные с образом жизни, семьёй и ранними детскими

    переживаниями, могут предопределить последующую агрессивность человека?

    Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных

    источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного

    поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного

    поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями

    агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со

    сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во

    время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на

    реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на

    символических, предлагаемых масс-медиа.

    Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере

    взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими

    людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в

    подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное

    поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень

    семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями

    или сестрами — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное

    поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с

    окружающими в зрелые годы.

    Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям,

    следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или

    неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта

    характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной

    обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, — один или

    оба родителя живут с ребенком под одной крышей и каков характер отношений

    между ними. Например, Геттинг обнаружил, что малолетние убийцы зачастую

    происходят из неполных семей. Мак-Карти сообщает, что малолетние убийцы,

    как правило, происходят из «семей, где царит атмосфера беспорядка и

    безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с

    физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью» в

    жизни ребенка.[4] Чтобы лучше понять, почему возможно говорить о корреляции

    между детской агрессивностью в полных—неполных семьях, ниже мы рассмотрим

    более специфические аспекты семейных отношений, которые могут объяснить эту

    взаимосвязь.

    Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными

    взаимоотношениями в паре «родители—ребенок» и агрессивными реакциями со

    стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной

    группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями,

    если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают

    родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную

    деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться

    о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим

    родителям. Штайнметц сообщает, что для людей, совершавших заказные

    политические убийства (или покушения), характерно происхождение из

    распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в

    детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не

    получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные

    меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих

    детях.

    Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между

    ответственностью родителей и агрессивностью детей результаты эксперимента

    Джонса и др. Исследователи наблюдали в лабораторных условиях, как общаются

    со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев.

    Среди множества различных параметров измерялось время, через которое мать

    берет ребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки;

    фиксировалось также агрессивное поведение, направленное на других

    (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет).

    Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно,

    чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.

    Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени

    ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью. У надежно

    привязанного ребенка в прошлом — надежное, устойчивое и чуткое отношение со

    стороны матери; он склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо

    развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по

    поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо

    избегающим. Тревожный избегающий ребенок в общем и целом избегает своей

    воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю.

    Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его

    успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию,

    импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Кон сообщает, что

    ненадежно привязанные дети оценивались своими сверстниками как участвующие

    в большем числе драк, чем надежно привязанные.

    Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в

    семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или

    вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех

    остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка

    с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному

    поведению.

    Галли и др. собрали у студентов колледжей сведения о насилии в их семьях.

    Они интересовались отношениями до того момента, пока вы не стали взрослыми

    между родителями, между родителями и детьми, а также между детьми, включая

    самих испытуемых. Респондентов просили также спрогнозировать вероятность

    того, что они будут вести себя агрессивно в нескольких гипотетических

    ситуациях. Результаты исследования подтвердили тезис, что наличие или

    отсутствие насилия во взаимоотношениях между братьями—реестрами позволяет

    предсказать индивидуальный уровень агрессивности каждого из них. Как

    оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных

    отношений между детьми в одной семье (испытуемого к брату или сестре, брата

    или сестры к испытуемому, братьев и сестер между собой) и прогнозом

    испытуемым своей собственной агрессивности, а по сообщениям о насилии

    испытуемого по отношению к брату или сестре можно предсказать другие

    аспекты агрессивного поведения. Исследователи подчеркивают важность

    взаимоотношений между братьями и сестрами для развития агрессии: «...исходя

    из этих» данных представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях

    между детьми в одной семье... оказывает большее, чем все прочие семейные

    взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой

    становится усвоение силовых моделей поведения».[5]

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.