МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Аддиктивное поведение у подростков (наркомания и алкоголизм)

    Во-первых, антиалкогольная пропаганда далеко не всегда

    соответствует возрасту, культурному и общеобразовательному уровню тех, на

    кого она направлена. Во-вторых, ошибкой является то, что обычно рисуют

    традиционный, плакатно-сатирический облик алкоголика: опустившийся,

    грязный, оборванный, с опухшим лицом, с сизым (или красным) носом,

    деградировавший морально и физически. Конечно, с одной стороны, такая

    картина вызывает отвращение и страх стать похожим, но с другой, каждый

    человек, злоупотребляющий спиртным, считает, что ему это не грозит, что

    он вполне способен контролировать свое состояние. Действительно, внешняя

    дистанция между больным в первой стадии и традиционным образом алкоголика

    огромна, поэтому человек долгое время не признает себя больным, даже уже

    испытывая болезненное влечение к алкоголю.

    Несовершеннолетние также обычно воспринимают перспективу

    алкоголизма как нечто нереальное, к ним не относящееся. Даже те из них,

    кто уже употребляет спиртное систематически, с презрением и насмешкой

    отзываются об алкоголиках, не допуская мысли о том, что они сами могут

    стать такими. Поэтому, говоря об опасности употребления спиртного,

    следует в первую очередь акцентировать внимание на возникновении

    алкогольной зависимости. Иначе, опираясь на информацию, полученную из

    традиционной антиалкогольной пропаганды, усвоив совсем иные критерии

    образа алкоголика, пьющие (а чаще не они сами, а их родственники)

    обращаются за медицинской помощью уже тогда, когда болезнь переходит во

    вторую стадию.

    Другим, психологически не обоснованным моментом антиалкогольной

    пропаганды среди несовершеннолетних является чрезмерное увлечение

    демонстрацией пагубного влияния алкоголя на здоровье. Обычно в лекциях и

    просветительских беседах красочно описывают последствия злоупотребления

    алкоголем. Подробно перечисляют все отклонения от нормы, которые

    обнаруживаются в печени, в сердце алкоголика, в функционировании его

    мозга, желудка и т. д. Однако такая информация обычно не производит

    впечатления на учащихся, они не воспринимают и тем более не усваивают

    ее. Это объясняется тем, что дети еще не имеют осознанной перспективы на

    будущее, они живут настоящим. Поэтому какие-либо неприятности со

    здоровьем, которые наступят потом, через несколько лет, их не пугают.

    Следует учитывать, что для подростка срок 5—8 лет — это целая жизнь, даже

    2—3 года — очень далекая перспектива. Естественно, исходя из своего

    жизненного опыта, дети могут видеть, что отрицательные воздействия

    алкоголя на здоровье проявляются не сразу, а спустя довольно-таки

    продолжительное время, а нередко и вообще не проявляются. Тот факт, что

    большинство окружающих взрослых употребляют алкоголь без каких-либо

    видимых отрицательных последствий для здоровья, вызывает у детей сомнение

    в истинности антиалкогольной пропаганды вообще. Это сомнение усугубляется

    тем, что, попробовав спиртное, несовершеннолетний испытывает

    удовольствие, эйфорию (если нет передозировки). Коварность алкоголя

    состоит в том, что положительные субъективные эффекты его воздействия

    значительно опережают наступление отрицательных объективных последствий.

    Серьезные отклонения в здоровье, связанные со злоупотреблением им,

    возникают уже после формирования алкогольной зависимости.

    Надо учитывать также то, что понять, что значат болезни сердца,

    почек, печени, мозга и т. д., обычные здоровые дети просто не в

    состоянии. Адекватно воспринять такую информацию смогут только те, кто

    серьезно болен и на личном опыте прочувствовал это. Вообще забота о

    здоровье возникает у человека только с возрастом. В молодости же своего

    здоровья просто не замечают (как не замечают воздух, пока он есть),

    полагая, что так будет вечно. Поэтому правильно оценить и учесть

    информацию о вреде алкоголя для здоровья может только зрелая личность.

    Только в том случае, когда человек ориентирован на достижение важных

    жизненных целей, условием осуществления которых является его нормальное

    физиологическое и психологическое состояние, он будет избегать вредных

    воздействий алкоголя на организм.

    Но, к сожалению, сейчас у большинства подростков (да и молодежи)

    не сформированы высокие идеалы, устремления и ценности, ради которых они

    готовы отказаться от сиюминутных радостей. Если юноша или девушка

    считают, что их жизнь скучна, однообразна, неинтересна и что впереди не

    ждет ничего хорошего, а будет все то же самое, то у них закономерно

    возникает вопрос: «А для чего мне идеальное здоровье? Зачем? Чтобы жить

    сто лет? Не лучше ли прожить меньше, но зато в свое удовольствие?» В этом

    случае, естественно, все доводы о вреде алкоголя пропускаются мимо ушей,

    поскольку задача сохранения здоровья лишена конкретного смысла. Только

    на конкретном примере выбранной подростком деятельности ему можно

    доказать, почему употребление алкоголя несовместимо с ее достижением.

    Антиалкогольное и антинаркоманийное воспитание

    Типичная ошибка антиалкогольного и антинаркоманийного

    воспитания - отождествление его с пропагандой. Считается, что чем больше

    учителя будут говорить о вреде алкоголя и наркотиков, чаще проводить

    лекции, диспуты, вечера вопросов и ответов на эту тематику, тем лучше

    поставлена в школе работа по борьбе с алкоголизмом. Однако реальное

    состояние дел не соответствует такому представлению. И дело не только в

    том, что пропаганда проводится плохо, а в том, что такая пропаганда

    является лишь частью антиалкогольного и антинаркоманийного воспитания.

    С чего же должен начинать учитель работу по предупреждению

    алкоголизма и наркомании у учащихся? Многие считают, что начинать ее надо

    с самого младшего возраста. Действительно, уже в младших классах можно

    предсказать, у кого из детей в дальнейшем, скорее всего, может

    сформироваться готовность к употреблению психоактивных веществ.

    Основными компонентами этой работы являются: изучение личности

    учащихся, особенностей их психического развития; изучение их семей с

    целью определения типа воспитания ребенка; выявление тех семей, где

    родители (или один из родителей, кто-либо из других членов семьи,

    проживающий в одной квартире с ребенком) злоупотребляют спиртными

    напитками.

    Нецелесообразно проводить фронтальные беседы о вреде алкоголя с

    младшими школьниками: у детей до 10—11 лет и так существует

    отрицательное отношение к спиртному (о чем говорилось выше). Поэтому для

    воспитывающихся в нормальных семьях эта информация будет излишней и,

    более того, может пробудить нездоровый интерес к алкогольным проблемам.

    Для детей же, которые воспитываются в пьющих семьях, такие беседы

    представляют дополнительную психотравму, что усугубит их и без того

    тяжелую ситуацию.

    Аналогично должна строиться пропаганда трезвого образа жизни и

    среди родителей: в зависимости от того, как они сами относятся к

    употреблению алкоголя, следует подбирать методы антиалкогольного

    воздействия и формы работы с ними.

    Исходя из того, что существуют психологические предпосылки

    возникновения алкогольной зависимости (о которых было сказано выше),

    изучение личностных особенностей учеников правомерно рассматривать как

    условие антиалкогольного воспитания. Педагогу следует, прежде всего,

    ознакомиться с личными делами своих воспитанников, чтобы иметь четкое

    представление об их состоянии здоровья, семейном положении (неполные,

    многодетные семьи), профессии и образовании родителей. Наблюдая за

    поведением ребят на уроках и переменах, можно сделать ряд выводов о том,

    кто из ребят повышенно возбудимый или, наоборот, заторможен, кто

    эмоционально неустойчив, у кого снижена работоспособность и т. д. Те

    дети, чьи психологические особенности совпадают с симптомами «группы

    риска», должны находиться под пристальным вниманием учителя. Необходимо

    вести дневник наблюдений за такими учениками, где будет фиксироваться

    динамика их психического развития, проявления отклонений в их

    успеваемости и поведении, их реакция на педагогические воздействия. На

    основании этих записей можно систематизировать свои впечатления о

    ребенке, дать прогноз его дальнейшего развития, в том числе и

    относительно употребления алкоголя.

    В подростковом возрасте учащиеся уже вполне способны воспринять

    информацию о вреде алкоголя и наркотиков. Особенно эффективно, если такая

    информация подается им ненавязчиво, косвенным образом. Например, в ходе

    изучения школьных предметов естественнонаучного цикла подростки должны

    узнать о биохимических свойствах этилового спирта, его

    психофармакологических функциях, о разрушающих последствиях употребления

    психоактивных веществ для психики. Предметы гуманитарного цикла помогут

    сформировать отрицательное отношение к алкоголизму и наркомании путем

    воздействия на эмоциональную сферу, через восприятие художественных

    образов, осмысление исторических реалий.

    Наряду с фронтальной антиалкогольной работой с учениками

    необходимо выявлять детей, личностно предрасположенных к алкоголизму и

    наркомании, поскольку к ним должны применяться специальные меры,

    направленные на преодоление психологической готовности к употреблению

    психотропных веществ.

    Поскольку подростки, как правило, утаивают свой наркотический

    опыт, им часто удается долгое время скрывать то, что они являются

    потребителями психоактивных веществ, и получается так, что помощь

    приходит слишком поздно. Потому-то и важно, чтобы рядом был внимательный

    и чуткий взрослый.

    Педагоги и родители постоянно контактируют с детьми и могут

    наблюдать изменения в их самочувствии, какие-то отклонения в поведении,

    учебе. Это может быть неожиданное снижение успеваемости, утрата интереса

    к ранее привлекательным учебным предметам; когда ребенок прекращает

    занятия в кружках, секциях, охладевает к спортивным занятиям; жалобы на

    повышенную утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение памяти;

    легкая отвлекаемость, неусидчивость, резкие перепады настроения и т. .1.

    Все это сочетается с углублением противоречий между подростком и

    взрослыми (родители, учителя), отклонениями в поведении вплоть до

    асоциальных поступков, хулиганских действий.

    Однако нужно помнить, что даже наличие одновременно всех этих

    проявлений еще не дает оснований для утверждения, что несовершеннолетний

    употребляет наркотики. Другое дело, если родители обнаружат у своего

    сына или дочери определенные соматические признаки: наличие следов

    уколов, чаще на предплечьях (характерно для наркомании с использованием

    опиатов), бурой окраски корня языка. Следует обратить внимание на

    неустойчивость артериального давления, тахикардию (учащенное

    сердцебиение), повышенную потливость, отсутствие реакции зрачков на свет,

    слезотечение, «гусиную» кожу, ломоту в костях и суставах и другие

    признаки.

    Приведенные выше сведения о том, что представляет собой

    наркомания, отчего начинается и как развивается эта тяжелая болезнь, к

    каким последствиям приводит, помогут педагогу в профилактической работе.

    Какова же роль учителя, воспитателя в решении этой сложной проблемы?

    Роль педагога

    Деятельность педагога, прежде всего, должна быть направлена на

    профилактику употребления учениками алкоголя и наркотиков. Необходимы

    поиски оптимальных форм учебно-воспитательной работы с подростками,

    позволяющих сформировать социально ценные жизненные ориентиры,

    общественно полезные цели. Только целеустремленность, нравственная

    устойчивость подростка являются надежным иммунитетом в ситуациях риска

    наркопотребления.

    Основные задачи по профилактике наркомании состоят в

    преодолении психолого-педагогического и социально-психологического

    «фона» приобщения к наркотикам подростков. Пропаганда антинаркотических

    знаний сама по себе не может дать значительного положительного эффекта.

    Надежды лишь на просвещение в вопросах наркомании, на то, что методы

    убеждения автоматически приведут к отказу от употребления наркотических

    средств, психологически не оправданны.

    2. ЛИЧНОСТНАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ

    К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

    Поиск методов диагностики личностной предрасположенности к

    алкоголизму и наркомании, по мнению большинства наркологов и психиатров,

    считается неразрешимой задачей. Они полагают, что невозможно учесть все

    аспекты такой предрасположенности, ведь даже отличить продром алкоголизма

    от начала уже собственно заболевания не так просто, особенно у

    подростков.

    Выявление феномена психологической готовности подростков к

    употреблению психотропных веществ вносит коррективы в эти представления.

    Личностный подход к проблеме алкоголизма и наркомании позволяет применить

    новые, качественно иные критерии определения предрасположенности к

    употреблению психоактивных веществ. Выяснение вопроса о том, какие

    личностные качества подростка, какие их особенности могут в дальнейшем

    стать отправным звеном возникновения такой предрасположенности, было

    предметом нашего специального исследования. Изучалось 3 группы

    подростков:

    1) «норма» — хорошо социально адаптированные подростки;

    2) «трудные» — социально дезадаптированные подростки, которые,

    однако, не замечены в употреблении психотропных веществ;

    3) экспериментальная группа — подростки, эпизодически

    употребляющие психотропные вещества (алкоголь, опий, гашиш и др.).

    Использовались проективные методы исследования личности,

    экспериментальная беседа. Надо отметить, что исследуемые подростки не

    считались больными, то есть у них еще не было ни психической, ни тем

    более, физической зависимости от психоактивных веществ. Отсутствие

    болезненной симптоматики являлось обязательным условием отбора

    испытуемых, поскольку (как говорилось выше) влияние алкоголя и наркотиков

    на психику уже на первой стадии (а тем более на второй) вызывает ряд

    изменений в личностных особенностях подростка, и в этом случае

    результаты психологических исследований отражают скорее закономерности

    влияния психоактивных веществ на личность, чем выявляют те личностные

    особенности, которые определяют психологическую готовность к алкоголизму

    и наркомании.

    Следующий момент, который необходимо оговорить, — сложность

    работы с данным контингентом. Если несовершеннолетние, злоупотребляющие

    алкоголем, довольно спокойно рассказывают о фактах злоупотребления,

    легкомысленно оправдывая при этом свое поведение, то подростки,

    эпизодически употребляющие наркотики, ведут себя совсем иначе. Они знают,

    что могут быть привлечены к уголовной ответственности, и поэтому всячески

    скрывают наркопотребление. Даже находясь в воспитательно-трудовой колонии

    (ВТК) или в специальном психоневрологическом диспансере (СПНД) для

    несовершеннолет-них1, они не сразу признавались в употреблении

    наркотиков, несмотря на подтверждающие это факты (например, шрамы на

    кубитальных венах, задержание органами милиции в состоянии наркотического

    опьянения или данные лабораторных исследований, свидетельствующие об

    употреблении наркотических веществ не более чем за 36 часов до

    задержания). Поэтому работа с такими подростками строилась на основе

    проективных методов исследования, а значительная часть информации была

    получена в ходе психотерапевтических мероприятий и в результате анализа

    документов (характеристики, заключения врачей, биографические данные и т.

    п.).

    Мотивационная сфера

    Исследование структурных компонентов личности подростков, которые

    эпизодически употребляют алкоголь и наркотики, мы начали с изучения

    мотивационной сферы. Мотивация занимает ведущее место в структуре

    личности, поскольку мотивы являются движущими силами деятельности и

    поведения. Результаты исследования свидетельствуют о том, что ведущие

    мотивы большинства наших испытуемых из экспериментальной группы

    отличаются бедностью содержания. Например, 79% подростков, рассказывая о

    своей жизни, о своих «хобби», отмечают в качестве любимых занятий

    пассивно-развлекательные виды деятельности: люблю сидеть и балдеть под

    музыку, люблю лежать и ни о чем не думать, люблю ничего не делать. Это

    подтверждается и размышлениями подростков относительно их будущего.

    Большинство (69%) на вопрос о том, как они представляют свое будущее, к

    чему стремятся, чего пытаются достичь в жизни, равнодушно пожимают

    плечами: не знаю, никогда об этом не думал, а зачем мне об этом думать?

    Некоторые дают ответы, отражающие ситуативные желания: купить мотоцикл,

    жить в таком месте, где бы не могла достать милиция, и т. п. При

    сравнении этих данных с рассуждениями подростков группы «норма», для

    которых характерны мотивы самосовершенствования и самореализации,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.