МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шины персонального компьютера

    Шины персонального компьютера

    Содержание

    Введение 3

    Шина ISA 3

    Шина EISA 4

    Шина MCA 5

    Локальная шина VLB 6

    Шина PCI 7

    Шина SCSI 8

    Шины блокнотных компьютеров 12

    Accelerated Graphics Port (AGP) 12

    Заключение 14

    Литература 14

    Введение

    Шина – это канал пересылки данных, используемый совместно различными

    блоками системы. Шина может представлять собой набор проводящих линий,

    вытравленных на печатной плате, провода припаянные к выводам разъемов, в

    которые вставляются печатные платы, либо плоский кабель. Компоненты

    компьютерной системы физически расположены на одной или нескольких печатных

    платах, причем их число и функции зависят от конфигурации системы, её

    изготовителя, а часто и от поколения микропроцессора. Основными

    характеристиками шин являются разрядность передаваемых данных и скорость

    передачи данных.

    Наибольший интерес вызывают два типа шин – системный и локальный.

    Системная шина предназначена для обеспечения передачи данных между

    периферийными устройствами и центральным процессором, а также оперативной

    памятью.

    Локальной шиной, как правило, называется шина, непосредственно

    подключенная к контактам микропроцессора, т.е. шина процессора.

    Существует несколько стандартов организации системной шины для ПК.

    1. Шина ISA

    Шина ISA (Industry Standart Architecture) – шина, применявшаяся с

    первых моделей PC и ставшая промышленным стандартом. В PC моделей XT

    применялась шина с разрядностью данных 8 бит и адреса – 20 бит. В моделях

    AT шина была расширена до 16 бит данных и 24 бита адреса, какой она

    остается до сих пор. Конструктивно шина выполнена в виде двух слотов.

    Подмножество ISA-8 использует только первый 62-контактный слот, в ISA-16

    применяется дополнительный 36-контактный слот. Тактовая частота – 8 МГц.

    Скорость передачи данных до 16 Мбайт\с. Обладает хорошей

    помехоустойчивостью.

    Шина обеспечивает своим абонентам возможность отображения 8- или 16-

    битных регистров на пространство ввода-вывода и памяти. Диапазон доступных

    адресов памяти ограничен областью UMA (Unified Memory Architecture -

    унифицированная архитектура памяти), но для шины ISA-16 специальными

    опциями BIOS Setup может быть разрешено и пространство в области между15-м

    и 16-м мегабайтом памяти (правда при этом компьютер не сможет использовать

    более 15 Мбайт ОЗУ). Диапазон адресов ввода-вывода сверху ограничен

    количеством используемых для дешифрации бит адреса, нижняя граница

    ограничена областью адресов 0-FFh, зарезервированных под устройства

    систнемной платы. В PC была принята 10-битная адресация ввода-вывода, при

    которой линии адреса A[15:10] устройствами игнорировались. Таким образом,

    диапазон адресов устройств шины ISA ограничивается областью 100h-3FFh, то

    есть всего 758 адресов 8-битных регистров. На некоторые области этих

    адресов претендуют и системные устройства. Впоследствии стали применять и

    12-битную адресацию (диапазон 100h-FFFh), но при ее использовании всегда

    необходимо учитывать возможность присутствия на шине и старых 10-битных

    адаптеров, которые "отзовутся" на адрес с подходящими ему битами A[9:0] во

    всей допустимой области четыре раза.

    В распоряжении абонентов шины ISA-8 может быть до 6 линий запросов

    прерываний IRQ (Interrupt Request), для ISA-16 их число достигает 11.

    Заметим, что при конфигурировании BIOS Setup часть из этих запросов могут

    отобрать устройства системной платы или шина PCI.

    Абоненты шины могут использовать до трех 8-битных каналов DMA

    (Direct Memory Access - прямой доступ к памяти), а на 16-битной шине могут

    быть доступными еще три 16-битных канала. Сигналы 16-битных каналов могут

    использоваться и для получения прямого управления шиной устройством Bus-

    Master. При этом канал DMA используется для обеспечения арбитража

    управления шиной, а адаптер Bus-Master формирует все адресные и управляющие

    сигналы шины, не забывая "отдать" управление шиной процессору не более, чем

    через 15 микросекунд (чтобы не нарушить регенерацию памяти).

    Все перечисленные ресурсы системной шины должны быть бесконфликтно

    распределены между абонентами. Бесконфликтность подразумевает следующее:

    . Каждый абонент должен при операциях чтения управлять шиной данных

    (выдавать информацию) только по своим адресам или по обращению к

    используемому им каналу DMA. Области адресов для чтения не должны

    пересекаться. "Подсматривать" не ему адресованные операции записи не

    возбраняется.

    . Назначенную линию запроса прерывания IRQx абонент должен держать на

    низком уровне в пассивном состоянии и переводить в высокий уровень для

    активации запроса. Неиспользуемыми линиями запросов абонент управлять

    не имеет права, они должны быть электрически откоммутированы или

    подключаться к буферу, находящемуся в третьем состоянии. Одной линией

    запроса может пользоваться только одно устройство. Такая нелепость (с

    точки зрения схемотехники ТТЛ) была допущена в первых PC и в жертву

    совместимости старательно тиражируется уже много лет.

    Задача распределения ресурсов в старых адаптерах решалась с помощью

    джамперов, затем появились программно-конфигурируемые устройства, которые

    практически вытеснены автоматически конфигурируемыми платами PnP.

    Для шин ISA ряд фирм выпускает карты-прототипы (Protitype Card),

    представляющие собой печатные платы полного или уменьшенного формата с

    крепежной скобой. На платах установлены обязательные интерфейсные цепи -

    буфер данных, дешифратор адреса и некоторые другие. Остальное поле платы

    представляет собой "слепыш", на котором разработчик может разместить

    макетный вариант своего устройства. Эти платы удобны для макетной проверки

    нового изделия, а также для монтажа единичных экземпляров устройства, когда

    разработка и изготовление печатной платы нерентабельно.

    С появлением 32-битных процессоров делались попытки расширения

    разрядности шины, но все 32-битные шины ISA не являются стандартизованными,

    кроме шины EISA.

    2. Шина EISA

    С появлением 32-разрядных микропроцессоров 80386 (версия DX) фирмами

    Compaq, NEC и рядом других фирм, была создана 32-разрядная шина EISA,

    полностью совместимая с ISA.

    Шина EISA (Extended ISA) - жестко стандартизованное расширение ISA

    до 32 бит. Конструктивное исполнение обеспечивает совместимость с ней и

    обычных ISA-адаптеров. Узкие дополнительные контакты расширения расположены

    между ламелями разъема ISA и ниже таким образом, что адаптер ISA, не

    имеющий дополнительных ключевых прорезей в краевом разъеме, не достает до

    них. Установка карт EISA в слоты ISA недопустима, поскольку ее

    специфические цепи попадут на контакты цепей ISA, в результате чего

    системная плата окажется неработоспособной.

    Расширение шины касается не только увеличения разрядности данных и

    адреса: для режимов EISA используются дополнительные управляющие сигналы,

    обеспечивающие возможность применения более эффективных режимов передачи. В

    обычном (не пакетном) режиме передачи за каждую пару тактов может быть

    передано до 32 бит данных (один такт на фазу адреса, один - на фазу

    данных). Максимальную производительность шины реализует пакетный режим

    (Burst Mode) – скоростной режим пересылки пакетов данных без указания

    текущего адреса внутри пакета. Внутри пакета очередные данные могут

    передаваться в каждом такте шины, длина пакета может достигать 1024 байт.

    Шина предусматривает и более производительные режимы DMA, при которых

    скорость обмена может достигать 33 Мбайт/с. Линии запросов прерываний

    допускают разделяемое использование, причем сохраняется и совместимость с

    ISA-картами: каждая линия запроса может программироваться на

    чувствительность как по перепаду, как в ISA, так и по низкому уровню. Шина

    допускает потребление каждой картой расширения мощности до 45 Вт, но полную

    мощность, как правило не потребляет ни один адаптер.

    Каждый слот (максимум - 8) и системная плата могут иметь селективное

    разрешение адресации ввода-вывода и отдельные линии запроса и подтверждения

    управления шиной. Арбитраж запросов выполняет устройство ISP (Integrated

    System Peripheral). Обязательной принадлежностью системной платы с шиной

    EISA является энергонезависимая память конфигурации NVRAM, в которой

    хранится информация об устройствах EISA для каждого слота. Формат записей

    стандартизован, для модификации конфигурационной информации применяется

    специальная утилита ECU (EISA Configuration Utility). Архитектура позволяет

    при использовании программно-конфигурируемых адаптеров автоматически

    разрешать конфликты использования системных ресурсов программным путем, но

    в отличие от спецификации PnP, EISA не допускает динамического

    реконфигурирования. Все изменения конфигурации возможны только в режиме

    конфигурирования, после выхода из которого необходима перезагрузка

    компьютера. Изолированный доступ к портам ввода-вывода каждой карты во

    время конфигурирования обеспечивает просто: сигнал AEN, разрешающий

    декодирования адреса в цикле ввода-вывода, на каждый слот приходит по

    отдельной линии AENx, в это время программно-управляемой. Таким образом

    можно по отдельности обращаться и к обычным картам ISA, но из это

    бесполезно, поскольку карты ISA не поддерживают обмена конфигурационной

    информацией, предусмотренного шиной EISA. На некоторых идеях

    конфигурирования EISA выросла спецификация PnP для шины ISA (формат

    конфигурационных записей ESCD во многом напоминает NVRAM EISA).

    EISA - дорогая, но оправдывающая себя архитектура, применяющаяся в

    многозадачных системах, на файл-серверах и везде, где требуется

    высокоэффективное расширение шины ввода-вывода.

    3. Шина MCA

    Шина MCA (MicroChannel Architecture) - микроканальная архитектура -

    была введена в пику конкурентам фирмой IBM для своих компьютеров PS/2

    начиная с модели 50 в 1987 году. Обеспечивает быстрый обмен данными между

    отдельными устройствами, в частности с оперативной памятью. Шина MCA

    абсолютно несовместима с ISA/EISA и другими адаптерами. Состав управляющих

    сигналов, протокол и архитектура ориентированы на асинхронное

    функционирование шины и процессора, что снимает проблемы согласования

    скоростей процессора и периферийных устройств. Адаптеры MCA широко

    используют Bus-Mastering, все запросы идут через устройство CACP (Central

    Arbitration Control Point). Архитектура позволяет эффективно и

    автоматически конфигурировать все устройства программным путем (в MCA PS/2

    нет ни одного переключателя).

    При всей прогрессивности архитектуры (относительно ISA) шина MCA не

    пользуется популярностью из-за узости круга производителей MCA-устройств и

    полной их несовместимости с массовыми ISA-системами. Однако MCA еще находит

    применение в мощных файл-серверах, где требуется обеспечение

    высоконадежного производительного ввода-вывода.

    4. Локальная шина VLB

    Локальная шина стандарта VLB (VESA Local Bus, VESA – Video Equipment

    Standart Association – Ассоциация стандартов видеооборудования) разработана

    в 1992 году. Главным недостатком шины VLB является невозможность её

    использования с процессорами, пришедшими на замену МП 80486 или

    существующими параллельно с ним (Alpha, PowerPC и др.).

    Шины ввода-вывода ISA, MCA, EISA имеют низкую производительность,

    обусловленную их местом в структуре PC. Современные приложения (особенно

    графические) требуют существенного повышения пропускной способности,

    которое могут обеспечить современные процессоры. Одним из решений проблемы

    повышения пропускной способности было применение в качестве шины

    подключения периферийных устройств локальной шины процессора 80486. Шину

    процессора использовали как место подключения встроенной периферии

    системной платы (контроллер дисков, графического адаптера).

    VLB - стандартизованная 32-битная локальная шина, практически

    представляющая собой сигналы системной шины процессора 486, выведенные на

    дополнительные разъемы системной платы. Шина сильно ориентирована на 486

    процессор, хотя возможно ее использование и с процессорами класса 386. Для

    процессоров Pentium была принята спецификация 2.0, в которой разрядность

    шины данных увеличена до 64, но она распространения не получила. Аппаратные

    преобразователи шины новых процессоров в шину VLB, будучи искусственными

    "наростами" на шиннной архитектуре, не прижились, и VLB дальнейшего

    развития не получила.

    Конструктивно VLB-слот аналогичен 16-битному обычному MCA-слоту, но

    является расширением системного слота шины ISA-16, EISA или MCA,

    располагаясь позади него вблизи от процессора. Из-за ограниченной

    нагрузочной способности шины процессора больше трех слотов VLB на системной

    плате не устанавливают. Максимальная тактовая частота шины - 66 МГц, хотя

    надежнее шина работает на частоте 33 МГц. При этом декларируется пиковая

    пропускная способность 132 Мбайт/с (33 МГц x 4 байта), но она достигается

    только внутри пакетного цикла во время передач данных. Реально в пакетном

    цикле передача 4 x 4 = 16 байт данных требует 5 тактов шины, так что даже в

    пакетном режиме пропускная способность составляет 105.6 Мбайт/с, а в

    обычном режиме (такт на фазу адреса и такт на фазу данных) - всего 66

    Мбайт/с, хотя это и значительно больше, чем у ISA. Жесткие требования к

    временным характеристикам процессорной шины при большой нагрузке (в т. ч. и

    микросхемами внешнего кэша) могут привести к неустойчивой работе: все три

    VLB-слота могут использоваться только на частоте 40 МГц, при нагруженной

    системной плате на 50 МГц может работать только один слот. Шина в принципе

    допускает и применение активных (Bus-Master) адаптеров, но арбитраж

    запросов возлагается на сами адаптеры. Обычно шина допускает установку не

    более двух Bus-Master адаптеров, один из которых устанавливается в "Master"-

    слот.

    Шину VLB обычно использовали для подключения графического адаптера и

    контроллера дисков. Адаптеры локальных сетей для VLB практически не

    встречаются. Иногда встречаются системные платы, у которых в описании

    указано, что они имеют встроенный графический и дисковый адаптер с шиной

    VLB, но самих слотов VLB нет. Это означает, что на плате установлены

    микросхемы указанных адаптеров, предназначенные для подключения к шине VLB.

    Такая неявная шина по производительности, естественно, не уступает шине с

    явными слотами. С точки зрения надежности и совместимости это даже лучше,

    поскольку проблемы совместимости карт и системных плат для шины VLB стоят

    особенно остро.

    5. Шина PCI

    Шина PCI (Peripheral Component Interconnect bus – взаимосвязь

    периферийных компонентов) - шина соединения периферийных компонентов. Была

    анонсирована компанией Intel в июне 1992 года на выставке PC Expo.

    Эта шина занимает особое место в современной PC-архитектуре

    (mezzanine bus), являясь мостом между локальной шиной процессора и шиной

    ввода-вывода ISA/EISA или MCA. Эта шина разрабатывалась в расчете на

    Pentium-системы, но хорошо сочетается и с 486 процессорами, а также с не-

    Intel'овскими процессорами. Шина PCI является четко стандартизованной

    высокопроизводительной шиной расширения ввода-вывода. PCI – мультиплексная

    32-разрядная шина. Существует также 64-разрядная версия. Частота шины 20-33

    МГц. Стандарт PCI 2.1 допускает и частоту 66 МГц. Теоретическая

    максимальная скорость 132/264 Mбайт/с для 32/64 бит при 33 МГц, и 528

    Мбайт/с при 66 МГц. Слот PCI достаточен для подключения адаптера (в отличие

    от VLB), на системной плате он может сосуществовать с любой из шин ввода-

    вывода и даже с VLB (хотя в этом и нет необходимости).

    На одной шине PCI может быть не более четырех устройств (слотов).

    Мост шины PCI (PCI Bridge) - это аппаратные средства подключения шины PCI к

    другим шинам. Host Bridge - главный мост - используется для подключения PCI

    к системной шине (шине процессора или процессоров). Peer-to-Peer Bridge -

    одноранговый мост - используется для соединения двух шин PCI. Две и более

    шины PCI применяются в мощных серверных платформах - дополнительные шины

    PCI позволяют увеличить количество подключаемых устройств.

    Автоконфигурирование устройств (выбор адресов, запросов прерывания)

    поддерживается средствами BIOS и ориентировано на технологию Plug and Play.

    Стандарт PCI определяет для каждого слота конфигурационное пространство

    размером до 256 восьмибитных регистров, не приписанных ни к пространству

    памяти, ни к пространству ввода-вывода. Доступ к ним осуществляется по

    специальным циклам шины Configuration Read и Configuration Write,

    вырабатываемым контроллером при обращении процессора к регистрам

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.