Система дистанционного обучения
1. Просмотр списка новостей
2. Отображение новости
3. Просмотр списка статей
4. Просмотр статьи
5. Добавление/редактирование статей и новостей
6. Элемент для настройки пользовательского интерфейса
7. Элемент для настройки взаимодействия компонент системы
8. Добавление/редактирование пользователя
9. Поиск пользователей
10. Просмотр информации о пользователе
11. Просмотр журнала событий
12. Показ курса обучения
13. Просмотр промежуточных результатов обучения
14. Добавление/редактирование курса обучения
15. Поиск курсов обучения
16. Просмотр курса обучения
17. Добавление/редактирование группы
18. Поиск групп
19. Просмотр групп
20. Добавление/редактирование учебных программ
21. Поиск учебных программ
22. Просмотр учебных программ
23. Просмотр форума
24. Добавление сообщения в форум
25. Отправка сообщения
26. Просмотр списка сообщений
27. Просмотр сообщения
Граф состояний сеанса:
[pic]
Механизм защиты от зарегистрированных пользователей построен на
использовании атрибутов классов (например, модератор не сможет добавить
нового пользователя т.к. у класса WEB-контрола (компонента WEB портала),
отвечающего за добавление нового пользователя не будет атрибута,
указывающего на возможность его использования Модератором).
«WEB-ПОРТАЛ СДО» имеет систему аутентификации и авторизации
пользователей. Существует четыре базовых категории пользователей (см.
список терминов):
- Администраторы
- Преподаватели
- Тьюторы
- Редакторы Содержания
- Студенты
Рассмотрим подробнее каждую из групп:
Администраторы:
Администраторы отвечают за функционирование системы. Отвечают за
внедрение, выполняют поддержку и настройку системы.
Преподаватели:
Отвечают непосредственно за учебный процесс. В обязанности
преподавателя входит просмотр результатов тестирования вверенной ему
группы и адекватное реагирование (внесение поправок в учебную
программу группы или конкретного пользователя, возможность занесения
своего резюме по поводу конкретного пользователя в «Сервер Статистики»
и т.п.).
Тьюторы:
Отвечают за создание/изменение учебных групп, создание учебных
программ, регистрацию учебных курсов. Тьюторы следуют методическим
пособиям при выполнении операций. Возможности тьюторов:
Редакторы Содержания:
Выполняют схожую с Тьюторами функцию. В их обязанности входит
добавление/редактирование новостей, добавление/редактирование статей,
добавление/редактирование форумов, тем форумов, сообщении.
Студенты:
Потребители данного программного продукта. Обучаются по назначенной им
программе обучения.
Возможности вышеперечисленных групп пересекаются их можно увидеть
исходя из структуры меню WEB-портала СДО:
Структура меню WEB-портала СДО (в квадратных скобках указаны группы,
имеющие доступ к соответствующим пунктам меню):
. Статьи [все]
o Новости [все]
o Статьи [все]
o Добавить [Редакторы Содержания]
. Администрирование [Администраторы]
o Интерфейс пользователя [Администраторы]
o Настройки взаимодействия с компонентами системы [Администраторы]
o Пользователи [Администраторы]
. Добавление пользователей [Администраторы]
. Поиск пользователей [Администраторы]
o Журнал событий [Администраторы]
. Учебный процесс [все]
o Обучение [Студенты]
. Лекции [Студенты]
. Тестирование [Студенты]
o Промежуточные результаты обучения [Администраторы,
Преподаватели, Студенты]
o Курсы обучения[]
. Добавить курс обучения [Тьюторы, Администраторы]
. Поиск курсов обучения [Преподаватели, Тьюторы,
Администраторы, Студенты]
o Учебные группы [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
. Добавить группу [Тьюторы, Администраторы]
. Поиск групп [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
o Учебные курсы [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
. Добавить курс [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
. Поиск курсов [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
o Учебные программы [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
. Добавить программу [Тьюторы, Администраторы]
. Поиск программ [Преподаватели, Тьюторы, Администраторы]
. Общение [Все]
o Форумы [Все]
o Сообщения [Все]
. Создать [Все]
В случае поступления запроса на запуск курса «WEB-ПОРТАЛ СДО» передает
курс «Программе Запуска Курсов». Программа запуска курсов создает кадры
курса и с помощью ActiveX курс внедряется в HTML страницу. По окончании
курса программа запуска обучающих курсов передает выходную структуру «WEB-
ПОРТАЛУ СДО», «WEB-ПОРТАЛ СДО» дополняет структуру такими данными как дата,
идентификатор пользователя и передает «Серверу Статистики», «Сервер
Статистики» обрабатывает информацию в структуре и заносит в БД.
Выбрано WEB-решение в связи с тем, что это позволит использовать СДО в
сети INTERNET и локальной вычислительной сети, обеспечит универсальность.
Варианты эксплуатации «Системы Дистанционного Обучения» представлены на
рисунке:
[pic]
Все компоненты «СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» могут располагаться
на одном компьютере, который будет выполнять все функции СДО.
Интерфейс пользователя WEB-портала СДО должен быть полностью
настраиваемым, с возможностью изменения под нужду организации-заказчика.
МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОТЛАДКИ
Все модули системы должны быть разбиты на библиотеки, вмещающие
объекты по какому-то признаку. Это упростит процесс обновления системы.
При тестировании желательно использование специализированный
программ, упрощающих процесс выявления ошибок и сам процесс тестирования.
Тестирование системы уже проводится на стадии проектирования
(выявления ошибок проектирования) в этом помогают диаграммы UML,
предназначенные для построения объектной модели системы.
Стадия разработки так же сопровождается тестированием. В этом помогают
принципы объектно-ориентированного программирования, т.е. каждый класс
проверяется на корректность работы. Это тестирование проводится как
программистом, так и тестером.
По окончанию разработки системы команда тестеров должна проверить:
. Функционирование системы с точки зрения выполняемых функций
. Реакцию системы на заведомо некорректные данные.
. Реакцию системы на некорректные действия пользователя
. Обеспечивает ли система достаточный уровень безопасности
. Устойчивость попыткам «взлома»
После завершения этого этапа система запускается в режиме
тестирования. Здесь можно даже привлечь сторонних лиц, если наполнить
систему соответствующим контентом и разрешить доступ (Бета-тестирование).
После завершения предшествующих этапов система готова к коммерческому
использованию.
На протяжении всего периода поддержки системы должны выпускаться
пакеты исправлений.
Интенсивность ошибок в зависимости от этапа разработки:
[pic]
ВЫБОР ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Данная реализация «Системы Дистанционного Обучения» совместима со
всеми ОС, поддерживающими платформу dot NET. На данный момент эту платформу
разработки полностью поддерживает лишь Microsoft Windows 98 и выше с
установленной Microsoft dot NET Framework.
Использование этой платформы обусловлено тем, что dot NET – платформа
будущего – в следующих версиях операционных систем Windows «старые» Win32
приложения будут работать в режиме эмуляции, а NET приложения будут
«родными». Так же сейчас находятся в разработке dot NET для альтернативных
ОС – MacOS, Linux, что обеспечит кроссплатформенность написанного кода.
Оболочка dot NET Framework определяет среду для разработки и
выполнения сильно распределённых приложений, основанных на использовании
компонентных объектов. Она позволяет «мирно сосуществовать» различным
языкам программирования и обеспечивает безопасность, переносимость программ
и общую модель программирования для платформы Windows. Важно при это
понимать, что dot NET Framework по своему существу не ограничена
применением в windows, т.е. программы, написанные ля нее, можно затем
переносить в среды отличные от Windows. Использование это платформы
программирования позволяет создавать управляемый код. Его достоинства –
современные методы управления памятью, возможность использовать различные
языки программирования, улучшенная безопасность, поддержка управления
версиями и четкая организация программных компонентов.
ВЫБОР ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Выбранная среда разработки: Microsoft Visual Studio dot NET. Выбранный
язык программирования: Microsoft Visual C#.
Обоснование выбора языка программирования: опираясь на мощный
фундамент, который составляют унаследованные характеристики, C# содержит
ряд важных новшеств, поднимающих искусство программирования на новую
ступень. Например, в состав элементов языка C# включены такие понятия, как
делегаты (представители), индексаторы, добавлен синтаксис, поддерживающий
атрибуты; упрощено создание компонентов за счёт исключения проблем,
связанных с COM; язык C# предлагает средства динамического обнаружения
ошибок, обеспечения безопасности и управляемого выполнения программ. Таким
образом, C# сочетает первозданную мощь C++ с типовой безопасностью Java,
которая обеспечивается наличием механизма контроля типов и корректным
использованием шаблонных классов. C# является изначально компонентно-
ориентированным языком.
Используемое программное обеспечение сторонних фирм:
. Microsoft SQL Server 2000 + набор утилит для MS SQL Server
. Microsoft Visual Studio dot NET 2003
. Microsoft Internet Information Server
ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Руководство администратора
Установка Сервера Содержания:
Для установки Сервера Содержания следует запустить инсталлятор. Он
выполняет следующие действия:
- выполняет sql-скрипт для создания базы данных.
- Распаковывает файлы Сервера Содержания и выполняет настройки.
При установке создается учетная запись для WEB-портала, для неё
следует задать пароль.
Через WEB-интерфейс пользователя можно вручную детально настроить
Сервер Содержания.
Настройки Сервера Содержания:
- учетные записи доступа к Серверу Содержания
- указать «старший» Сервер Содержания.
Установка Сервера Статистики:
Для установки Сервера Статистики следует запустить инсталлятор. Он
выполняет следующие действия:
- выполняет sql-скрипт для создания базы данных.
- Распаковывает файлы Сервера Статистики и выполняет настройки.
При установке создается учетная запись для WEB-портала, для неё
следует задать пароль.
Через WEB-интерфейс пользователя можно вручную детально настроить
Сервер Статистики.
Установка Сервера Запуска Учебных Модулей
Для установки Сервера Запуска Учебных Модулей следует запустить
инсталлятор. Он выполняет следующие действия:
- Распаковывает файлы Сервера Запуска Учебных Модулей и выполняет
настройки.
При установке создается учетная запись для WEB-портала, для неё
следует задать пароль. Через WEB-интерфейс можно вручную настроить Сервер
Запуска Учебных Модулей.
Установка WEB-портала:
Для установки WEB-портала следует запустить инсталлятор. Он выполняет
следующие действия:
- выполняет sql-скрипт для создания базы данных
- распаковывает файлы в указанную директорию WEB-сервера IIS файлы.
- регистрирует портал в IIS.
При установке следует указать следующие данные:
- пароль администратора.
- пароль доступа к Серверу Содержания
- пароль доступа к Серверу Статистики
- пароль доступа к Серверу Запуска Учебных Курсов.
Первое использование:
Для авторизации уже существует учетная запись администратора. В
пункте меню «Администрирование»-> «Настройки взаимодействия с компонентами
системы» следует указать адреса и пароли доступа к соответствующим
компонентам системы. Следует создать нужные учетные записи для
обслуживающего персонала (в пункте меню «Администрирование» - «Добавить
пользователя»). Редакторы должны зарегистрировать созданные ими с помощью
«Системы Автора» курсы обучения (в пункте «Учебный процесс»). А также
информационно наполнить (в пункте «Статьи»).
Особенности использования:
. Добавленный в систему пользователь не может быть физически удален, а
может быть помечен флагом «Не используется».
. Добавленный в систему учебный курс не может быть физически удален, а
может быть заменен более новой версией курса, (при этом физического
удаления не происходит, курс просто не используется).
. Добавленная в систему учебная программа не может быть физически
удалена, а может лишь быть заменена более новой версией программы.
. Ни одна статья не может быть удалена физически, а лишь помещена в т.н.
архив.
. Ни одно из сообщений форума не может быть удалено физически, а может
быть лишь помечено флагом «Не отображать» (при этом, естественно, оно
не будет отображаться при поиске). При удалении, удаляются также
дочерние «ветки» сообщения.
. Любое изменение состояния системы фиксируется самой системой.
Фиксируются следующие данные: Пользователь, инициирующий изменение
состояния, дата, событие, данные.
. Любое удаление сопровождается удалением зависимых данных. Удаление
возможно лишь в том случае если не нарушается логическая целостность
системы.
В случае если требуется физически удалить данные, относящиеся к
процессу обучения из системы, следует помнить, что такие данные должны
храниться по закону 75 лет с момента создания.
Для физического удаления данных из системы следует использовать
поставляемую в комплекте утилиту. Данная утилита физически удаляет данные
и при этом не нарушает логической целостности.
Руководство оператора
Добавление/Редактирование курсов
Прежде надо создать курс в «Системе Автора», следуя методическому
пособию. Далее авторизоваться в WEB-портале (учетная запись должна иметь
соответствующие права). Далее выбрать пункт меню «Учебный процесс» ->
«Учебные курсы»-> «Добавить курс». Следует ввести регистрационную
информацию о курсе, в диалоге выбора файла выбрать файл курса обучения и
нажать на кнопку «Зарегистрировать». После этого будет выведен результат
операции.
Для редактирования информации о курсе следует выбрать пункт меню
«Учебный процесс» -> «Учебные курсы»-> «Поиск курсов», ввести доступную
информацию о курсе и нажать кнопку «Искать». В результате поиска выбрать
нужный курс и изменить нужные поля. Для сохранения изменений нажать кнопку
«Сохранить».
Добавление и правка тем форумов и сообщений форумов.
Выбрать пункт меню «Общение»-> «Форумы». Далее у темы форума или
сообщения форума нажать на кнопку «Редактировать» или «Удалить» в
зависимости от конкретных нужд (следует помнить, что в случае удаления
сообщения будут так же удалены и дочерние сообщения).
При нажатии кнопки «Удалить», сообщение, после подтверждения, будет
удалено. При нажатии кнопки «Редактировать» будут предоставлены следующие
возможности:
. Изменение заголовка сообщения
. Изменение текста сообщения
. Перемещение темы в другой форум
Для сохранения изменений нажать кнопку «Сохранить»
Добавление новостей
Для добавления статьи в раздел «Новости» следует выбрать пункт меню
«Статьи» -> «Новости» -> «Добавить», ввести заголовок и текст, пользуясь
встроенными средствами форматирования, и нажать кнопку «Добавить».
Для редактирования или удаления статьи в разделе «Новости» следует
выбрать пункт меню «Статьи» -> «Новости» и у нужной статьи нажать на кнопку
«Редактировать» или «Удалить» соответственно. В открывшемся окне следует
отредактировать заголовок и статью и нажать кнопку «Сохранить».
Добавление учебной группы
Для добавления учебной группы следует выбрать в меню «Учебный
процесс» -> «Учебные группы» -> «Добавить», далее ввести информацию о
группе (табельный номер, дата начала обучения, дата окончания обучения,
программа обучения, студенты, входящие в группу) и нажать кнопку
«Добавить».
Для редактирования группы сначала следует выбрать пункт «Учебный
процесс» -> «Учебные группы» -> «Поиск группы», ввести доступную
регистрационную информацию о группе и нажать кнопку «Поиск». В найденном
списке выделить интересующие группы и нажать кнопку «Редактировать». Для
добавления/удаления студентов из группы следует возле списка обучающихся
студентов нажать кнопку «Редактировать» и в открывшемся окне поиска
студентов выделить нужных и нажать кнопку «Закрыть окно»/выделить нужные
записи и нажать кнопку «Удалить». После редактирования нажать кнопку
«Сохранить».
Добавление учебной программы
Для добавления учебной программы следует выбрать пункт меню «Учебный
процесс»-> «Учебные программы»-> «Добавить программу», далее выбрать курсы,
входящие в учебную программу. Для этого следует нажать на кнопку «Добавить»
возле списка курсов и откроется окно поиска учебных курсов, ввести
параметры поиска ([Дата создания], [Название], [Автор], [Версия]) и нажать
кнопку «Искать». В результате поиска выделить нужные учебные курсы и нажать
на кнопку «Закрыть окно». По аналогии следует назначить преподавателей для
учебной программы.
Для редактирования учебной программы следует выбрать пункт меню
«Учебный процесс»-> «Учебные программы»-> «Поиск программ» и,
отредактировав учебную программу нажать кнопку «Сохранить».
Формат входных данных
Имя: начинается с символа верхнего регистра (иначе первый символ
переводится в верхний регистр), остальные символы – символы нижнего
регистра (иначе переводятся в нижний регистр); состоит из символов
латинского и русского алфавита, а также из арабских цифр от 0 до 9; состоит
не более чем из 64 символов; не может быть пустым значением.
Фамилия: начинается с большой буквы (иначе первая буква переводится в
верхний регистр); состоит из символов латинского и русского алфавита, а
также из арабских цифр от 0 до 9; состоит не более чем из 64 символов; не
может быть пустым значением.
Отчество: начинается с большой буквы (иначе первая буква переводится
в верхний регистр); состоит только из символов латинского и русского
алфавита, а также из арабских цифр от 0 до 9; состоит не более чем из 64
символов; может быть пустым значением.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН): состоит из цифр
арабского алфавита от 0 до 9; состоит из 12 символов; последние две цифры
– контрольная сумма, проверяемая соответствующим валидатором; может быть
пустым значением.
Номер паспорта: состоит из букв латинского и русского алфавита верхнего и
нижнего регистра, а также арабских цифр от 0 до 9; может быть пустым
значением.
Дата рождения: формат даты :{чч/мм/гг, чч:мм:сс}; диапазон значений: от
1/1/1940 до 31/12/2099 ;в случае если используется пара значений -
начальная дата и конечная дата, то начальная дата не может быть больше
конечной; не может быть пустым значением по определению.
Логин: строка символов верхнего и нижнего регистра, а также арабских цифр
от 0 до 9 и символа «@»; не содержит непечатных символов, а также символов
пробела, табуляции и перевода строки; система не чувствительна к регистру;
не может быть пустым значением; не может состоять более чем из 64 символов.
Пароль; строка печатных символов верхнего и нижнего регистра, а также
арабских цифр от 0 до 9; не может быть пустым значением; хранится в виде
хэша SHA-1; в случае если пароль эквивалентен значению Логина или состоит
мене, чем из 5 символов, то пользователю выдается предупреждение о
ненадежности пароля; не может состоять более чем из 64 символов.
Почтовый адрес: структура данных: {Страна; Область; Район; Город; Индекс;
Улица; Корпус; Дом}. Хранится в виде строки: {Страна + ”; « + Город…};
может быть пустым значением.
Адрес электронной почты: строка типа {a-z;A-Z;0-9}N@{a-z;A-Z;0-9}.{a-z;A-
Z;0-9}; может быть пустым значением.
Табельный номер группы: значение строкового типа; допускается задание
ручного ввода и автоматической генерации типа “число.месяц.год- порядковый
номер”. Для “скрытых” групп табельный номер генерируется автоматически,
формат можно задать вручную.
Версия – значение типа a.b.c.d, где a, b, c, d – числовые значения;
значение версии составляется наподобие обозначения версий для
программного обеспечения. Это введено для удобства и представляет собой
только рекомендацию. Версия может состоять из любых печатных символов.
Заголовок сообщения – строка, состоящая из печатных символов верхнего
и нижнего регистра, а также управляющих символов для форматирования.
Сообщение - строка, состоящая из печатных символов верхнего и нижнего
регистра, а также управляющих символов для форматирования.
Руководство пользователя
Обучение
Для чтения учебных материалов следует выбрать пункт меню «Обучение»->
«Лекции» и выбрать требуемый учебный курс. Примечание: будет показан кадр,
на котором студент остановился в прошлый раз, для перехода в начало следует
нажать кнопку «В начало».
Для тестирования следует выбрать пункт меню «Обучение»->
«Тестирование» и выбрать требуемы учебный курс.
Отправка сообщения
Для отправки сообщения другому пользователю системы следует выбрать
пункт меню «Общение»-> «Сообщения» -> «Создать» и ввести тему сообщения,
текст сообщения и Логин пользователя, которому предназначено сообщение, и
нажать кнопку «Отправить».
Для чтения сообщений следует выбрать пункт меню «Общение»->
«Сообщения». На экран будет выведен список сообщений.
Добавление сообщений в форум
Для добавления темы форума следует выбрать нужный форум и нажать
кнопку «Добавить». Далее ввести заголовок темы, текст темы и нажать кнопку
«Добавить».
Для ответа на сообщение форума следует нажать кнопку «Ответить» у
нужного сообщение и ввести заголовок, текст ответа и нажать кнопку
«Добавить».
СПИСОК ТЕРМИНОВ
. Кадр – единица представления учебного материала. В визуальном
представлении – окно.
. Учебный модуль, учебный курс – совокупность кадров.
. Ресурсы учебного модуля – импортированные объекты графики, анимации,
видео и т.п.
. Программа обучения – совокупность учебных модулей.
. Дистанционное обучение - одна из форм заочного образования, основанная
на современных программно-аппаратных комплексах и электронных системах
коммуникаций.
. Регистрационная база содержит согласованный перечень данных о каждом
пользователе (слушателе). Каждый перечень помечен уникальным кодом
(«номер зачетной книжки»).
. Картотека результатов, сопряженная с Регистрационной базой производит
накопление текущих данных о результатах обучение, хранение данных и
оформление статистических и выходных отчетных форм по согласованной
спецификации.
. Форум – механизм публичного обмена сообщениями.
. Слушатель – обучающийся человек.
. Учебная группа – группа слушателей, объединенных по общему признаку.
. Тьютор – человек, требуется для обеспечения индивидуального похода к
обучению. Осуществляет контроль процесса обучения, формирование
программы обучения, составление методических материалов.
. Редактор – оператор, использующий «Систему Автора» для создания
обучающих курсов согласно методическим материалам.
. Администратор – человек, пользователь «Системы Дистанционного
Обучения», обладающий привилегированным доступом.
. Модератор – человек, пользователь «Системы Дистанционного Обучения»,
обладающий привилегированным доступом к форумам «Системы
Дистанционного Обучения»
. Логин – уникальное для «Системы Дистанционного Обучения» имя,
однозначно идентифицирующее пользователя.
. Пароль – набор символов, требуется для процесса аутентификации, вводом
пароля пользователь подтверждает свои права на пользование «Системой
Дистанционного Обучения»
. Удалить – не использовать в дальнейшем.
. Удалить физически – удалить информацию без возможности её дальнейшего
восстановления.
. Валидация данных – проверка данных на корректность.
. Контент – полезная информационная нагрузка (содержание).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Князева М.Д., Трапезников С.Н. “Система Дистанционного Обучения” ИОЦ –
Москва.
2. Герберт Шилдт, ИД “Вильямс”, “Полный справочник по C#” , Москва 2004 г.
3. Код М., ИД «Питер», «Реляционные Базы Данных», Москва 2004 г.
4. Закер К., «Microsoft Press» ИД «Питер», «ASP.NET для профессионалов».
Страницы: 1, 2
|