МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Типология предпринимательства

    Типология предпринимательства

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

    КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Студентка НЭ 2 – 4

    Кощеева Мария

    Г. Москва

    1998 г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 3

    1.1. Предпринимательство государственное и предпринимательство частное 5

    1.2. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность 5

    2. Формы производительной предпринимательской деятельности 7

    2.1. Два возможных способа действий предпринимателя в отношении

    потребителя 7

    2.2. Традиционалистское и инновационное предпринимательство 7

    2.3. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской

    деятельности 8

    3. Посредническая предпринимательская деятельность 9

    3.1. Понятие посредника 9

    3.2. Функциональное назначение посредника 9

    3.3. Агентирование 10

    3.4. Конкретные формы агентирования 12

    3.5. Оптовое купечество 13

    3.6. Посылторговское посредничество 14

    3.7. Торговое представительство (представительство торговых интересов

    принципала) 14

    3.8. Коммивояжерство 14

    3.9. Аукционерство 15

    3.10. Биржевое предпринимательство 15

    3.11. Фьючерсы 21

    3.12. Риэлторство 24

    4. Предпринимательство в финансовой сфере 25

    4.1. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры

    25

    4.2. Банки 25

    4.3. Инвестиционные компании и фонды 26

    4.4. Аудиторство 28

    Заключение 29

    Литература 30

    ВВЕДЕНИЕ

    Предпринимательство как особая форма экономической активности

    На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения

    предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич

    определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что

    обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает

    на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый,

    психологический и социальный риск, получая в награду деньги и

    удовлетворение достигнутым". В американской учебной и научной литературе

    дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство

    и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической,

    управленческой и других точек зрения.

    Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным

    предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично

    занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за

    обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его

    вознаграждением является полученная в результате предпринимательской

    деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от

    занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять

    на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия".

    История развития теории предпринимательства

    Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая

    теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала

    весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции —

    так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления

    практики предпринимательства.

    "Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с

    концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Французский

    экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в. впервые

    выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной

    характеристики предпринимательства. Согласно Р. Кантильону, предприниматель

    есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя

    риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой

    получать доход, и готовностью к потерям. К последователям этого течения

    можно отнести И. Тюнена и Г. Мангольдта — представителей немецкой

    классической школы XIX в., а также американского экономиста Ф. Найта.

    "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с

    выделением инновационности как его основной отличительной черты.

    Основоположником этого направления является один из крупнейших

    представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер (1883—1950). В

    своих новаторских работах И. Шумпетер рассматривал предпринимателя как

    центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в

    основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя,

    проявляющаяся в стремлении использовать "новую комбинацию" факторов

    производства, следствием чего является нововведение, инновация. "Если

    вместо количества факторов, — писал он, — мы меняем саму форму функции, то

    получаем нововведение". Предприниматель в такой ситуации призван "...делать

    не то, что делают другие", и "...делать не так, как делают другие".

    И. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности

    предпринимателя:

    1) потребность в господстве, власти, влиянии;

    2) воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с

    соперниками и с самим собой ("потребность в достижениях" — так позже

    охарактеризовал это американский психолог Д. Макклеланд);

    3) радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

    И первая и вторая "волны" развития теории предпринимательской функции

    были основаны на монофункциональности предпринимательской роли, что вело к

    излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства.

    Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением "третьей

    волны" в результате теоретических изысканий И. Шумпетера, а также

    неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными

    представителями которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.

    По мнению Л. Мизеса и Ф. Хайека, "...делом предпринимателя является не

    просто экспериментировать с новыми технологическими методами, а отобрать из

    множества... возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для

    снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент

    больше всего нуждаются.".

    "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых

    личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения

    экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и

    принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли

    предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей

    экономической системе. Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека развил американский

    экономист И. Кирцнер, который видит основную роль предпринимателя в том,

    чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее

    подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия,

    т. е. предприниматель представляет собой "уравновешивающую" силу.

    Современный этап развития теории предпринимательской функции можно

    отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом

    акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а

    следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем

    предпринимательства.

    В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не

    только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной,

    независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или

    интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот американским

    исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин,

    производный от первого, — "интракапитал".

    Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные

    производственные структуры переходят на предпринимательскую форму

    организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает

    обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных

    производственных структур получают право на свободу действий, что

    подразумевает и наличие интракапитала — капитала, необходимого для

    реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

    Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под

    которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение

    прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и

    инновационной предпринимательской идее.

    Основные понятия и термины, используемые в материалах темы

    Выявленный интерес потребителя , навязываемый потребителю интерес

    предпринимателя , инновационное предпринимательство, традиционалистское

    предпринимательство, инновация, частичная инновация, консалтинг, маркетинг,

    лизинг, факторинг, посредник, оптовые цены, розничные цены, агент,

    принципал, комиссионер, агентское(комиссионное) вознаграждение, брокер,

    дистрибьютор, дилер, консигнант, ответственное хранение, торговый маклер,

    торговый представитель, коммивояжер, посылторговец, аукционист, аукционер,

    аукционатор, товарная биржа, фондовая биржа, валютная биржа, биржа труда,

    сделка на наличный товар (сделка с немедленной, сдачей товара), форвардная

    сделка, срочная сделка, хеджирование, хедж, фьючерсный контракт,

    хеджирование покупкой, хеджирование продажей, биржевой брокер, опцион,

    опцион на покупку, опцион на продажу, спекуляция, быки, медведи, банк,

    эмиссия, инвестиционная компания, инвестиция, инвестор, аудит, аудитор,

    1. Два основных типа профессиональной предпринимательской деятельности

    1.1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО чАСТНОЕ

    Предпринимательство как особая форма экономической активности может

    осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В

    соответствии с этим различают:

    а) предпринимательство государственное;

    б) предпринимательство частное.

    Государственное предпринимательство

    Государственное предпринимательство есть форма осуществления

    экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

    а) государственными органами управления, которые уполномочены (в

    соответствии с действующим законодательством) управлять государственным

    имуществом (государственное предприятие), или

    б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

    Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части

    государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств,

    других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то

    обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом,

    находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их

    обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

    Частное предпринимательство

    Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической

    активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве

    такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без

    найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

    Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное

    предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные

    принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае

    осуществление такой деятельности предполагает инициативность,

    ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

    Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

    1.2. Производительная и посредническая предпринимательская

    деятельность

    Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной

    на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

    1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е.

    производство товара (продукта) или оказание услуги (например,

    машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или

    конструкторское бюро);

    2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг,

    связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем

    (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого

    товара его потребителю.

    Существует ли какая-то принципиальная разница между этими двумя типами

    предпринимательской деятельности, а если существует, то в чем она

    заключается? Ответ на этот вопрос может быть дан с двух позиций — с точки

    зрения общества и с точки зрения предпринимателя.

    За кем сохраняется приоритет?

    Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны,

    приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности,

    поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества

    жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере

    материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой

    стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на

    практике не носит действительно приоритетного характера — общество

    способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.

    е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество

    жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят

    от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя

    организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по

    почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров

    производственного назначения.

    Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не

    является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом —

    посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до

    разумных пределов ведет:

    1) к увеличению производительности труда непосредственных

    производителей товаров на основе углубления специализации;

    2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

    3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и

    функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с

    интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется

    главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или

    приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже

    выявил; любую продукцию, производимую непосредственным

    товаропроизводителем, он приобретать не будет).

    Товаропроизводитель и посредник: логика партнерства

    Логика предпринимательской деятельности непосредственного

    производителя товаров сводится к тому, что вместо обращения к изучению

    рынка и рыночной ситуации он может получить экспертную оценку

    предпринимательской идеи, обратившись к посреднику. По этой причине чаще

    всего между этими двумя субъектами производственных связей устанавливаются

    доверительные партнерские отношения, основанные на взаимной передаче

    требуемой информации, ибо каждый из них сознает, что достижение цели

    (получение предпринимательского дохода) во многом зависит именно от таких

    их взаимных действий.

    Итак, тип предпринимательской деятельности определяется главным

    образом тем местом, которое предприниматель занимает в процессе

    удовлетворения потребительского интереса.

    2. Формы производительной предпринимательской деятельности

    Внутри каждого типа предпринимательской деятельности существует

    возможность и необходимость конкретной специализации предпринимателя.

    Обратимся к общей схеме предпринимательской деятельности, которая, по

    существу, отражает противостояние двух субъектов экономических отношений

    (рис. 2.1).

    |Предприниматель |((((((((( |Потребитель |

    Рис. 2.1. Основные субъекты рыночных (экономических) отношений

    2.1. Два возможных способа действий предпринимателя в отношении

    потребителя

    Следует особо подчеркнуть, что такое противостояние не носит

    антагонистического характера. Наоборот, разрешение противостояния

    осуществляется только через поиск взаимоприемлемого компромисса (оба

    субъекта — и предприниматель и потребитель — сознают, что ни один из них не

    может существовать без другого). В таком противостоянии активная роль

    сохраняется за предпринимателем, который в отношении потребителя может

    действовать одним из двух возможных способов (рис. 2.2).

    Навязываемый потребителю интерес предпринимателя

    [pic]

    Выявленный интерес потребителя

    Рис. 2.2. Два возможных способа органичного сочетания интересов

    предпринимателя и потребителя

    Способ 1

    Выявленный интерес потребителя — итог, результат изучения

    предпринимателем очевидных, но не удовлетворяемых (или не полностью

    удовлетворяемых) потребностей потребителя, которые можно удовлетворить

    путем развития предпринимательской активности (например, мало производится

    конфет или не производятся дешевые конфеты). Такой подход возможен в

    условиях товарного дефицита и характерен для общества с низким уровнем

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.