МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Рыночное хозяйство и принципы его функционирования

    Рыночное хозяйство и принципы его функционирования

    | |

    |МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

    | |

    |ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ |

    |ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ |

    | |

    | |

    |КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ |

    | |

    | |

    |КУРСОВАЯ РАБОТА |

    | |

    |на тему «Рыночное хозяйство и принципы его функционирования» |

    | |

    |Исполнитель: |Руководитель: |

    |студент 3-го курса | |

    |специальности 0608 |Сухинин Б. М. |

    |Константинов С. С. | |

    | |

    | |

    |г. Южно-Сахалинск |

    |2001 г. |

    План курсовой работы:

    |Введение |4 |

    |1. 1. Сущность рынка |6 |

    |1. 2. Условия возникновения рынка |10 |

    |1. 3. Функции рынка |12 |

    |2. Характеристика рыночной системы |15 |

    |хозяйствования | |

    |3. Система рыночных принципов |20 |

    |4. 1. Специфика развития рыночной |24 |

    |экономики в России | |

    |4. 2. Социальный аспект рыночной |29 |

    |экономики России | |

    |Заключение |32 |

    |Список использованной литературы |33 |

    |Приложение 1 |34 |

    Введение

    Мною была выбрана тема «Рыночное хозяйство и принципы его

    функционирования» потому что меня заинтересовала проблема выбора наиболее

    оптимальной системы хозяйствования в современных условиях. Меня

    заинтересовало, как функционирует рыночная система в настоящее время и

    насколько эффективно складываются рыночные отношения в России.

    Выбранная мною тема на сегодняшний день очень актуальна для нашей

    страны, так как формирование современной рыночной экономики происходит в

    условиях взаимнопереплетающихся и взаимноотягощающих кризисов, что

    затягивает переход к зрелой рыночной системе хозяйствования. Для

    формирования устойчивости социально-рыночной системы хозяйства необходимо

    изучение рыночного хозяйства и принципов его функционирования,

    использование опыта различных зарубежных стран, выбрав то, что

    применительно и можно использовать в России.

    Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и

    ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие

    основные взаимосвязанные проблемы:

    1. Что производить – это принятие решений о том, какие из возможных

    благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в

    данном экономическом пространстве и в данное время.

    2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких

    ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут

    произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.

    3. Для кого производить – это проблема, решающая, кому достанутся

    произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

    Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его

    долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

    Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в

    каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной

    экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и

    для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и

    потребление через централизованную систему планов.

    В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные

    проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством

    цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков.

    1. 1. Сущность рынка

    Основой всей рыночной системы хозяйствования является рынок. Существуют

    различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как

    совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по

    законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок

    характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей

    товара[1]. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой

    механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо

    продукта или услуги[2].

    Интересно высказались о сущности рынка американские ученые Р. Липси, П.

    Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой

    разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические

    решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие

    товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что

    и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары

    продавать.

    Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического

    развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его

    сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех

    хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны

    утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную

    систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере

    обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и

    покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена,

    спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что

    включается в понятие «рыночный механизм».

    Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в

    хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы

    экономической деятельности:

    1. Производство.

    2. Распределение.

    3. Обмен.

    4. Потребление.

    Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление,

    важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может

    быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В

    изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах

    экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где

    их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала

    крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

    Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За

    производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому

    достанутся непосредственные результаты производства, кто станет

    собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в

    формировании социальных отношений между людьми, в определении материального

    положения различных слоев общества.

    Но распределение – это не только следствие производства. От того, как

    распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность

    производственного процесса.

    Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно

    распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это

    становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае,

    сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства,

    а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена

    приобрело чрезвычайную историческую значимость.

    Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации.

    Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление

    рынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длительного

    исторического развития.

    Субъектами развитого рынка являются самостоятельно принимающие решения

    домохозяйства, предпринимательские организации (предприятия, фирмы и

    другие), банки и государство.

    Становление рынка – это следствие длительного исторического развития.

    Основными условиями его возникновения являются разделение труда,

    экономическая обособленность и самостоятельность предприятий, свобода

    предпринимательства и выбора. В зависимости от объектов купли-продажи рынок

    делится на отдельные взаимосвязанные элементы, такие как рынок рабочей

    силы, финансовый рынок (рынок ссудных капиталов – рынок ценных бумаг,

    валюты, денежных средств и другие), рынок факторов производства (рынок

    земельных и природных ресурсов, рынок капиталов или рынок средств

    производства), потребительский рынок, рынок технологий, рынок услуг. Все

    эти элементы рынка не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с

    возможности приобрести рабочую силу и средства производства (инвестиций).

    Эти элементы производительных сил соединяются при помощи капитала и

    являются основой производства.

    Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, их перелив в наиболее

    эффективные отрасли производства. Он делится на денежный рынок (векселей,

    ценных бумаг и тому подобное) и рынок капиталов (акций, облигаций и тому

    подобное). Рынок услуг начинает развиваться с установлением платы за

    различные услуги.

    Все рынки являются комплексными. Каждый из перечисленных рынков

    включает более мелкие. Они различаются по многим признакам:

    1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений (товаров и

    услуг, средств производства, труда и так далее).

    2. По территориальному признаку (местный, региональный, национальный,

    мировой).

    3. По категориям населения (сельский, городской и другие).

    В экономической литературе последних лет, в зависимости от состояния

    рынка, соотношения предложения и спроса различают рынок продавца (на

    котором продавцы имеют больше власти в силу недостатка предложения товаров

    и наиболее активными выступают покупатели) и рынок покупателя (на котором

    предложение товаров обгоняет рост спроса на них и наибольшую активность

    проявляют продавцы). Задача по развитию рыночных отношений в нашей стране в

    том и состоит, чтобы прийти к рынку покупателя.

    По уровню ограничения конкуренции хозяйствующих субъектов различают

    рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный,

    конкурентный и неконкурентный. При изучении экономики предприятий важно

    рассмотреть, какие функции выполняет рынок и его составляющие элементы, что

    должно учитываться при управлении хозяйственной деятельностью.

    1. 2. Условия возникновения рынка

    Первое условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокой

    древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения

    труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая –

    выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение

    купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация

    отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с

    ростом производительности труда.

    Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы

    нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были

    вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри

    общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные

    формы. По наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и в районах

    нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты

    для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и

    посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им

    предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в

    случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

    Здесь мы имеем зародыш бартера – одной из простейших форм обмена.

    Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и

    «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а

    несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

    Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к

    производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и

    смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, то есть

    производство таких изделий, которые нужны их производителю не для

    собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего

    получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами,

    появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других

    людей.

    Второе условие – это экономическая обособленность производителей.

    Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто

    не хочет проиграть, то есть хочет получить взамен своего товара

    эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе

    экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность

    исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она

    начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно

    ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы,

    товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные

    предприятия, то есть с государственным участием, и так далее).

    Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и

    третье условие – самостоятельность производителя, свобода

    предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой

    системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора

    для развития рыночных отношений.

    1. 3. Функции рынка

    Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное

    воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных

    функций (приложение 1).

    Функции бывают:

    1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки

    на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об

    общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и

    услуг, которые поставляются на рынок.

    Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер,

    собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и

    выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству,

    которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять

    собственное производство с меняющимися условиями рынка.

    2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях

    глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и

    обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически

    невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная

    технологическая и экономическая связь между конкретными участниками

    общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно

    развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального

    поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки,

    послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу

    предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

    3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного

    назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат.

    Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен

    оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение

    общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ.

    Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой,

    чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

    4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все

    сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без

    конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на

    единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический

    прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем

    перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру

    экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

    Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач

    государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

    Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и

    предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.