МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Принятие управленческих решений

    Принятие управленческих решений

    Характеризуя социальную организацию предприятия, её трактуют то как

    совокупность социальных групп, образующих единую систему, то как систему

    отношений, возникающих между людьми и социальными группами, то как систему

    писаных и неписаных правил, регулирующих поведение людей, или как систему

    власти на предприятии. Любой подход имеет, конечно, право на существование,

    поскольку фиксирует различные стороны одного и того же явления.

    В социологии и теории управления выделяют две подсистемы регуляции в

    рамках социальной организации - формальную и неформальную. Они опираются на

    две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с

    соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается специфической

    природой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют

    дополняя друг друга и образуя единую систему.

    Формальная организация - костяк административной структуры -

    представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов

    поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний.

    Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему

    требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический)

    - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть

    описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

    Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного

    подразделения в формальной организации легко определяется позициями,

    которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае

    такая позиция называется функцией, в другой - статусом.

    Система безличных требований фиксируется нормами и образцами

    поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они

    фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом

    следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений

    человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность

    кооперированной деятельности. Поскольку её цель - сделать управление людьми

    эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой

    организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации

    отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением

    безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в

    организации.

    Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт

    их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс

    целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций,

    поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.

    Неформальная организация - вторая подсистема. Она базируется на других

    принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от

    формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и

    самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко

    структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её

    направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и

    противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей

    работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет

    жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой,

    напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт

    гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается

    на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных

    функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит

    ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся

    отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а

    неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной

    деятельности.

    Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют

    друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной

    организации как элементе социальной организации обусловлена следующими

    факторами:

    1. невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих

    на производстве по поводу трудовой деятельности;

    2. неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций,

    требующих нестандартных решений;

    3. необходимость отработки новых стандартов поведения, которые

    первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем

    переносятся в формальную;

    4. невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам,

    поэтому всё многообразие неделовых отношений.

    Именно последнее условие дало специалистам возможность разделить

    неформальную организацию на два блока: неформальную организацию как тип

    неформальной организации, возникающей по поводу трудовой деятельности, и

    так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую

    внепроизводственные связи людей. Характеризуя роль неформальной организации

    внепроизводственной сферы, они отмечают её роль в поддержании социальной

    целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у

    работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная

    организация выступает своеобразным буфером между человеком и жесткой

    формальной организацией. Она проявляет себя главным образом на уровне

    контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся

    здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплочённости и лидерства, на

    выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение.

    Особое место в теории управления и социологии организации занимает

    проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать

    отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.

    Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть,

    право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и

    отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу.

    Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть

    и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую

    пирамиду организации.

    Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над

    отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в

    состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден

    делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует

    вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация

    управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок

    функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом

    управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и

    все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает

    специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая

    накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.

    Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую

    важную проблему, как принятие управленческих решений. Она занимает одно из

    центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом

    управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с

    М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и

    реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом

    обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме

    обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений,

    возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией.

    Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный

    цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования,

    организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить,

    что он в конечном счёте представлен в виде двух элементов управления:

    подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения –

    центральный элемент управления и организации.

    В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на

    то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать

    управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение

    о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п.

    оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим

    следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в

    организации.

    Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в

    организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или

    соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия

    контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках

    которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной

    структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно

    больше числа лиц, облеченных властью.

    Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко

    отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива

    специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является

    функцией штабных служб.

    Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана,

    который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на

    достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана –

    прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к

    его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть

    непосредственные исполнители.

    В литературе классифи кации управленческих решений строятся по самым

    разным основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения

    представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада

    субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все

    управленческие решения в организации могут быть разделены на:

    5. жёстко обусловленные (детерминированные);

    6. слабо зависящие от субъекта решения.

    К первым обычно относят либо так называемое стандартизирование решения

    (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо

    вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип

    решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

    Другой тип решений – так называемые инициативные решения, где качества

    руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых

    решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в

    организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов,

    структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как

    выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых

    влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих

    на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные

    качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую,

    гражданскую, семейную) позиции.

    Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме

    надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в

    ходе передачи информации. В числе последних большое место уделяется

    положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто

    перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов

    организации до субъекта решения.

    Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений,

    является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению

    информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от

    субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же

    фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект

    решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов

    управления (уровней) организации.

    Не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема

    рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики социологии

    управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный

    процесс, то начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход,

    согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо

    обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при

    подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

    Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является

    также проблема выполнения принятых решений.

    До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по

    причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах

    социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание

    уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых

    сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию

    «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.