МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Прибыль фирмы и её экономическое содержание

    Прибыль фирмы и её экономическое содержание

    Министерство образования Российской Федерации

    Сыктывкарский государственный университет

    Факультет управления

    Кафедра экономической теории и корпоративного управления

    Допустить к защите Исаева П.Ю.

    Руководитель: к. э. н. Зимина И.В.

    Дата _______________

    Курсовая работа по микроэкономике

    на тему: Прибыль фирмы и её экономическое содержание

    Исполнитель: студент 415 группы

    Исаев П.Ю.

    Дата _____________

    Сыктывкар 2002

    Содержание

    СТР.

    | Введение |2 |

    |1 Прибыль и её роль в формировании финансовых ресурсов |3 |

    |предприятия | |

    | 1.1 Понятие прибыли в экономической науке |3 |

    | 1.2 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов |5 |

    |предприятия | |

    |2 Пути увеличения прибыли на предприятии |9 |

    | 2.1 Основные направления снижения издержек предприятия в |9 |

    |условиях рыночной экономики | |

    | 2.2 Пути повышения рентабельности производства |11 |

    |3 Формирование прибыли российских предприятий |14 |

    |Заключение |21 |

    |Библиографический список |22 |

    Введение

    Прибыль является очень важной категорией в рыночной экономике.

    В настоящее время, когда Россия вышла на путь экономических реформ

    условием существования фирм является их рентабельность (получение прибыли).

    Фирма - экономический субъект, обладающий хозяйственной

    самостоятельностью и выполняющей три функции: он покупает ресурсы (факторы

    производства), использует их для производства продукта и продаёт продукт.

    От деятельности фирм зависит состояние экономики страны.

    Цель курсовой работы рассмотреть экономическое содержание прибыли.

    Задачи: дать понятие прибыли и её роль в формировании финансовых

    ресурсах предприятия, показать пути увеличения прибыли на предприятии,

    выявить формирование прибыли российских предприятий.

    В данной работе используются нормативно-правовые акты, учебная

    литература, статьи из журналов «Главная книга», «Финансы», «Бухгалтерский

    учёт», «Экономист» и др., а также интернет-сайтов.

    1 Прибыль и её роль в формировании финансовых ресурсов предприятия

    1.1 Понятие прибыли в экономической науке и ее функции

    Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.

    Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например,

    К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую

    свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор

    «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных

    рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного

    экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом

    – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской

    трактовке прибыли.[4;12]

    Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход

    от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала.

    Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного

    наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых,

    прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых,

    прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-

    третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов

    предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или

    иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем

    или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и

    с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и

    межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально

    различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение

    фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает

    при монопольном положении производителя на рынке или при естественной

    монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.[5;227]

    В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение

    за использование специфического фактора производства – предпринимательства.

    Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от

    капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной

    форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно

    полученную предприятием прибыль[5;193].

    В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина,

    определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница

    между доходами и расходами.

    Прибыль бывает: нормальная, бухгалтерская, экономическая (чистая).

    Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) - альтернативная

    стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма

    получает только нормальную прибыль, то её доход полностью расходуется на

    покрытие всех затрат фирмы. Бухгалтерская прибыль представляет собой общую

    выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Однако экономисты определяют

    прибыль иначе. Экономическая прибыль-это общая выручка за вычетом всех

    издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль

    предприятия).

    Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью

    деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход,

    созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

    Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект,

    полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на

    предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы,

    связанные с его деятельностью.

    Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано

    с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом,

    но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому

    предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это

    является основой для расширения производственной деятельности, научно-

    технического и социального развития предприятия.

    В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников

    формирования бюджетов разных уровней.[6;15]

    1.2 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия

    На предприятии прибыль образуется в результате реализации

    продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от

    реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая

    масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и

    уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько

    уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым

    затратам.

    Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от

    реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо

    увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так

    называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она

    состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции

    без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции)

    плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого

    участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и

    т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее

    продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей,

    убытки от списания долгов и т.д.)[14;22]

    Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет

    собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от

    операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.

    Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по

    формуле: [2;137]

    Пб = + Пр + Пи + Пв.о. , где

    Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и

    оказания услуг,

    Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,

    Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.

    Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет

    прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

    Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних

    факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень

    хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров,

    конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и

    др. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия,

    относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-

    технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

    Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема

    выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и

    снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от

    реализации продукции определяется по формуле: [2;139]

    Пр = ( Цi – Сi ) * Vi , где

    Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции,

    Сi - себестоимость единицы i-ой продукции,

    Vi - объем реализации i-ой продукции.

    Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято

    выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую

    прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам

    деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на

    капиталовложения. [2;143]

    В результате на предприятии, как это принято называть в теории

    и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине

    она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

    Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные

    социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль

    неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

    В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая

    практика, имеется два основных источника получения прибыли.

    Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той

    или иной продукции или уникальность продукта. Поддержание этого источника

    на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации

    продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как

    антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны

    других предприятий.

    Второй источник связан с производственной и предпринимательской

    деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность

    его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно

    адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к

    маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от

    правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску

    продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-

    вторых, от создания кнкурентноспособных условий продажи своих товаров и

    оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей,

    послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства

    (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от

    ассортимента продукции и снижения издержек производства.

    От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия,

    т.к.:

    - прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в

    основные фонды и прирост оборотных средств),

    - прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-

    конструкторские работы), обеспечивающие НТП,

    - за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,

    - прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят

    инвестиции.

    Кроме того, прибыль предприятия имеет более широкое значение,

    т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за

    счет которых формируется бюджет государства.[2;45 ]

    2. Пути увеличения прибыли на предприятии

    На каждом предприятии должны предусматриваться плановые

    мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть

    следующего характера:

    - увеличение выпуска продукции,

    - улучшение качества продукции,

    - продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в

    аренду,

    - снижение себестоимости продукции за счет более рационального

    использования материальных ресурсов, производственных мощностей и

    площадей, рабочей силы и рабочего времени,

    - диверсификация производства,

    - расширение рынка продаж и др.

    Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с

    другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек

    производства, улучшения качества продукции и использование факторов

    производства.[3;67]

    2.1 Основные направления снижения издержек предприятия в условиях

    рыночной экономики

    В условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной

    предприятиями, фирмами выравнивается автоматически. На нее воздействуют

    законы рыночного ценообразования. В тоже время каждый предприниматель

    стремится к получению производства продукции, продвижения ее на

    незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения затрат

    на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек

    производства.

    В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является

    экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и

    материальных.

    Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает

    оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой

    продукции, роста производительности труда, сокращения численности

    административно-обслуживающего персонала.

    Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно

    достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и

    автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных,

    высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего

    оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой

    техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации

    производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают или берут в

    аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В

    результате коэффициент использования такого оборудования очень низок.

    Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

    Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая

    его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение

    передовых методов и приемов труда и др.

    Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство

    продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их

    использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих

    технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности

    и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от

    поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

    Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов

    можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их

    загрузки.

    На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения

    затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной

    величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии

    запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить

    самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или

    комплектующие изделий.

    Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем

    больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных

    со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские

    помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и

    др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет

    свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на

    приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением

    счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной

    величины закупаемых сырья и материалов.

    При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по

    складированию готовой продукции будут минимальными. Однако возрастут

    затраты на подготовку производства.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.