МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • лекции по товароведению для студентов ТГИС - Кормина

    лекции по товароведению для студентов ТГИС - Кормина

    Лекция №1

    Введение, содержание и методология дисциплины.

    План лекции:

    1. Теоретические аспекты курса.

    2. Цель и задачи курса в условиях рыночной экономики.

    3. Содержание дисциплины и её связь с другими науками.

    4. Основные принципы товароведения и их характеристики.

    I Теоретические аспекты курса.

    Основные теоретические понятия: рынок, функции рынка и его структура;

    определение товара, продукции, услуги.

    Состояние экономики обеспечивает осуществление процесса включающего

    смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной

    на товарную. Элементом товарного хозяйства является товарный рынок.

    1. Рынок есть система многообразных экономических отношений возникающих

    в процессе производства, распределения, обмена, основанная на двух основных

    принципах:

    1) Свобода экономической деятельности.

    2) Свобода предпринимательства.

    Состав единого рынка.

    сектора:

    социальный

    информационный

    экономической инф.

    технической инф.

    1. Товарный рынок.

    Современный товарный рынок включает в себя: рынок товаров и услуг и

    рынок средств производства. Он распространяет своё действие на

    потребительские (продовольственные и промышленные) товары и услуги, в том

    числе услуги предприятий сферы сервиса.

    Рынок средств производства начал формироваться в экономике недавно,

    этот огромный по масштабам и стоимости рынок состоит из двух частей:

    1) Орудия труда в виде производственных зданий, сооружений, аппаратуры

    и т.д.

    2) Предметы труда в виде сырья, материалов, полуфабрикатов из которых

    посредством орудий труда появляется конечный продукт производства.

    2. Рынок капитала.

    Рынок финансов по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого

    в производство, чтобы получить определённую прибыль. В России быстрыми

    темпами развивается рынок ценных бумаг – особый вид денежных документов

    обладающих выраженной в денежных еденицах стоимостью. К ценным бумагам

    относятся сертификаты, акции, векселя и т.д. Рынок инвестиций и ценных

    бумаг являются частью экономики, он призван обслуживать товарный рынок и

    формировать на рыночной основе товарно-денежные отношения.

    3. Рынок труда.

    Рынок труда является единственным ценителем рабочей силы. Он побуждает

    работника компании (фирмы) повышать свой квалификационный уровень, повышать

    качество своего труда, совершенствовать его, стремясь не попасть в число

    безработных. Результатом этого является свойственная экономике более

    высокая эффективность труда.

    2. Продукция – это результат деятельности, предназначенный для

    удовлетворения реальных или потенциальных потребностей человека. Продукции

    присущи две основные характеристики:

    1) Продукция должна быть произведена.

    2) Она должна удовлетворять чьим-либо потребностям.

    Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-

    продажи.

    3. Товар – это материальная продукция предназначенная для купли-

    продажи, то есть под товаром подразумевается продукт труда предназначенный

    для обмена.

    4. Услуга – представляет собой полезное действие или выгоду

    потребительской стоимости товара получаемую взамен выгоды или ценностей

    необходимых продавцу или производителю услуги.

    Классификация услуг по Ловелоку.

    |Основные классы услуг |Сфера услуг |

    |1. Осязаемые действия направленные |Услуги спортивных заведений, |

    |на тело человека. |парикмахерские, здравоохранение и |

    | |т.д. |

    |2. Осязаемые действия направленные |Все виды ремонтных работ, химчистка,|

    |на товары и другие физические |мойка машин, СТО и т.д. |

    |объекты. | |

    |3. Неосязаемые действия направленные|Образование, наука, культурные |

    |на сознание человека. |заведения и т.д. |

    |4. Неосязаемые действия с |Банки, страхование, реклама, |

    |неосязаемыми активами |торговля недвижимостью и т.д. |

    Отличие услуг от товара:

    неосязаемость

    неразрывность индивидуальный характер

    услуги

    производства от

    потребления

    изменчивость

    качества

    5. Товароведение – это наука о характеристиках товара, определяющих их

    потребительские стоимости и факторы обеспечения этих характеристик.

    Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

    II Цель и задачи товароведения.

    Задачи товароведения:

    1. Управление ассортиментом товаров.

    2. Оценка качества товаров (в том числе новых отечественных и импортных).

    3. Установление принципов и методов товароведения обуславливающих его

    научные основы.

    4. Систематизация товаров путём рационального применения методов

    классификации и кодирования.

    Цель товароведения заключается в изучении основополагающих характеристик

    товара составляющих его потребительную стоимость, а также их изменение на

    всех этапах товародвижения.

    III Содержание дисциплины и её связь с другими науками.

    Эта наука включает в себя два раздела:

    1. Общая часть.

    2. Частное товароведение.

    В общей части рассматриваются теоретические основы, которые являются

    основополагающими для частных разделов товароведения.

    Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития сегмента

    рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы т.д.

    Схема анализа данного раздела:

    1. Понятие о товарной группе или виде товаров.

    2. Краткая характеристика потребительских свойств товара (надёжность,

    назначение).

    3. Частная классификация ассортимента.

    4. Факторы формирующие качество и факторы влияющие на сохранность, хранение

    и подготовку товара к реализации.

    1. Математика, статистика, математическое моделирование и т.д.

    2. Химия, биология, физика, микробиология и т.д.

    3. Стандартизация, сертификация и т.д.

    4. Коммерция, организация и технология коммерческой деятельности, маркетинг

    и т.д.

    5. Организация производства, экономика предприятия, бухгалтерский учёт и

    т.д.

    IV Основные принципы товароведения и их характеристики.

    1. Первый принцип товароведения – безопасность. Это принцип который

    заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью

    нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей

    (данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания,

    транспортировки, хранения товаров).

    2. Принцип эффективности – заключается в достижении наиболее

    оптимального результата при производстве, реализации и эксплуотации

    товаров; сохранении количества и качества товара на всех этапах.

    3. Принцип совместимости – определяемый пригодностью товаров, процессов

    или услуг к совместному использованию не вызывающему нежелательных

    воздействий.

    4. Взаимозаменяемость – это принцип, определяемый пригодностью одного

    товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и

    тех же требований.

    5. Систематизация – это принцип, заключающийся в установлении

    определённой последовательности однородных, взаимосвязанных товаров. Данный

    принцип положен в основу группы методов, в состав которых входят

    классификация, кодирование товаров.

    Тест к лекции №1.

    1. Что является предметом дисциплины товароведение, экспертиза и

    стандартизация?

    а) Товар

    б) Товарный рынок

    в) Потребительные стоимости товаров

    г) Все ответы верны

    2. Какое определение товара правильное?

    а) это часть товарного обеспечения представляющая собой совокупность

    товарной массы в процессе движения её из сферы производства к потребителю.

    б) Это материальная продукция предназначенная для купли-продажи.

    3. Что подразумевается под следующим определением: "это результат

    деятельности, предназначенный для удовлетворения потребности"?

    а) товар

    б) продукция

    в) услуги

    4. В состав какого элемента из перечисленных ниже рынков входит рынок

    средств производства?

    а) товарного

    б) рынка труда

    в) рынка финансов

    5. Что подразумевается под принципом совместимости?

    а) отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения

    товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей

    б) пригодность товаров к совместному использованию

    в) пригодность одного товара для использования вместо другого товара в

    целях выполнения одних и тех же требований.

    Лекция №2

    Классификация и функционирование предприятий торговли.

    План лекции:

    1. Основные признаки предприятий торговли. Функции предприятий торговли.

    2. Торговые услуги, их характеристики.

    3. Основные принципы и факторы размещения предприятий торговли.

    4. Специализация и типизация магазинов.

    I Основные признаки предприятий торговли. Функции предприятий торговли.

    Торговое предприятие – это основное звено сферы обращения обладющее

    хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение

    товаров от производителя к потребителю и реализующее собственные интересы

    на основе удовлетворения потребностей людей представленных на рынке.

    Особенность торговых предприятий: с позиции общесистемного подхода

    особенностью торгового предприятия как открытой системы является

    присутствие человека в качестве активного элемента системы.

    Классификация предприятий торговли:

    |Виды и |Формы обслуживания |Признак типа |Функциональные |

    |особенности |покупателей |зданий |особенности |

    |устройства |применяемые на |предприятий |предприятий |

    |предприятий |предприятиях торговли |торговли |торговли |

    |торговли | | | |

    |1. Магазины |1. Самообслуживание |1. Отдельно |1. Стационарные |

    |2. |2. Продажа товаров по |стоящие |2. Передвижные |

    |Магазины-скла|предварительным |2. |3. Сезонные |

    |ды |заказам |Встроенно-пристро| |

    |3. Павильоны |3. Индивидуальное |енные | |

    | |обслуживание |3. Торговые | |

    | |4. Продажа товаров с |комплексы | |

    | |открытой выкладкой | | |

    | |5. продажа по образцам| | |

    1.Виды и особенности предприятий торговли:

    1) Магазины. Составляют приблизительно 90 % розничной сети. Они

    располагают набором помещений и оборудования, необходимых для выполнения

    торгово-технологических процессов.

    2) Магазины-склады. Осуществляют торговлю строительными материалами и

    хозяйственными товарами. Имеют помещения для товарных образцов и так же

    имеют благоустроенные площадки.

    3) Павильоны. Представляют собой сооружения лёгкой конструкции и

    относятся к мелкорозничной торговой сети.

    2. Формы обслуживания.

    Под формой обслуживания понимается способ доведения товар до потребителя.

    1) Самообслуживание. Покупатели самостоятельно выбирают товары и

    доставляют к единому узлу расчета. Исключения составляют электроприборы,

    ювелирные изделия.

    2) Продажа товаров по предварительным заказам, т.е. покупатель

    заказывает необходимые товары и получает их в обусловленное время по месту

    работы или на дому.

    3) Индивидуальное обслуживание – это обслуживание покупателей через

    прилавок.

    4) Продажа с открытой выкладкой. Покупатель выбирает товар из

    предложенных на полках и горках.

    5) Продажа товара по образцам применяется при продаже технически

    сложных и крупногабаритных товаров.

    3. Типы зданий:

    1) Отдельно стоящие ("Рубин")

    2) Встроенно-пристроенные (различные пристройки в домах)

    3) Торговые комплексы – торгуют как продовольственными, так и

    непродовольственными товарами.

    Здания должны отвечать технологическим и архитектурным требованиям.

    4. Основные функции торгового предприятия обусловлены функцией торговли

    как экономической категории.

    Функции торгового предприятия:

    1. Реализация товаров потребителям (Т-Д-Т).

    2. Доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную

    функцию, торговля организовывает пространственное перемещение товаров от

    производителя к потребителю, осуществляя при этом ряд операций по

    продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка,

    хранение товаров).

    3. Поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным

    активным воздействие на производство в части объёма и выпуска производимой

    продукции.

    4. Функции обусловленные концепцией маркетинга:

    . Разработка товаров

    . Рыночные исследования

    . Определение цены

    . Создание служб сервиса

    II Торговые услуги, их характеристики.

    Торговая услуга – это различные виды полезных действий дополнительно

    оказываемых торговыми предприятиями покупателям в процессе покупки или

    потребления товаров.

    Виды торговых услуг:

    1. Услуги связанные с продажей товаров.

    2. Услуги оказываемые покупателям после приобретения товаров.

    3. Услуги связанные с созданием комфортных условий покупателю.

    1. К услугам связанным с продажей товаров относят:

    1) Комплектование товарного ассортимента

    2) Консультация продавца

    3) упаковка товаров

    4) Приём предварительных заказов.

    2. К услугам оказываемым покупателям после приобретения товаров

    относят:

    1) Доставка

    2) Гарантийное обслуживание

    3) Сборка

    4) Подарочная упаковка

    3. К услугам связанным с созданием комфортных условий покупателю

    относят:

    1) Организация автостоянок

    2) Организация пунктов обмена валюты

    3) Организация кафетериев

    4) Телефонные услуги

    Услуги могут быть бесплатными и платными. К бесплатным относят услуги

    которые связанны непосредственно с продажей (реклама, консультация

    продавца). К платным услугам относят услуги связанные с дополнительными

    затратами (доставка, установка, послегарантийное обслуживание). Наиболее

    благоприятные условия для дополнительных услуг имеются в крупных

    специализированных магазинах.

    III Основные принципы и факторы размещения предприятий торговли.

    Постоянное развитие и обновление торговой сети, совершенствование её

    структуры требует рационального размещения предприятий торговли. На

    размещение торговых предприятий оказывают свое влияние определённые факторы

    и принципы.

    Факторы:

    1) Экономический

    2) Градостроительный

    3) Социальный

    4) Транспортный

    Принципы:

    1) Принцип группового размещения

    2) Принцип равномерного размещения

    Факторы:

    1. Экономический фактор – обеспечение необходимой эффективности капитальных

    вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их

    доходности.

    2. Градостроительные факторы:

    . Величина города

    . Плотность населения

    . Размещение мест

    . Приложение труда

    3. Транспортный фактор – направление и интенсивность потоков движения

    общественного и индивидуального транспорта.

    4. Социальный фактор – необходимость снижения совокупных затрат времени на

    посещение предприятий торговли и достижение высокого уровня культуры

    обслуживания.

    Принципы:

    1. Равномерность размещения предполагает расположение предприятий торговли

    равномерно по всей территории города с учётом плотности населения (магазины

    торгующие товарами повседневного спроса).

    2. Групповое размещение означает необходимость территориального сближения

    магазинов товаров разного профиля с целью обеспечения комплексной покупки.

    Распределение развития и размещения торговой сети должны решаться с учётом

    изменений происходящих в экономике.

    IV Специализация и типизация магазинов.

    Одно из направлений совершенствования торговой сети – её специализация,

    она способствует облегчению труда торговых работников, росту её

    производительности, эффективному использованию ресурсов базы торговли.

    Специализация торговой сети – это ограничение отдельных предприятий

    торговли по отдельным видам товаров.

    Преимущества:

    1. В специализированных магазинах имеются благоприятные условия для

    изучения потребительского спроса.

    2. Повышается квалификация работников.

    3. Возможность предложения покупателям широкого ассортимента в пределах

    одной или нескольких родственных товарных групп.

    Недостатки:

    1. Узкая специализация отрицательно сказывается на торговом обслуживании

    населения.

    2. Рассредоточенность товаров усложняет совершение единой комплексной

    покупки.

    С учётом товарной специализации торговые предприятия делятся на группы:

    1. Узкоспециализированные

    2. Специализированные

    3. Комбинированные

    4. Универсальные

    5. Смешанные

    6. Комплексные

    1. Узкоспециализированные – ассортимент которых включает товары какой-

    либо товарной группы(женская обувь, магазин головных уборов).

    2. Специализированные – в основу построения которых положены товары

    одной товарной группы (молокопродукты, мясопродукты).

    3. Комбинированные – осуществляющие торговлю товарами нескольких групп

    родственных по своему потребительскому назначению (мясо, рыба, овощи).

    4. Универсальные – ассортимент которых построен на базе широкой

    номенклатуры товарных групп (продовольственные и непродовольственные).

    5. Смешанные – ведущие торговлю как продовольственными, так и

    непродовольственными товарами (магазины товаров повседневного спроса).

    6. Комплексные – удобно для покупателей и специализация на основе

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.