МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характеристика Конституции Франции

    Характеристика Конституции Франции

    Министерство образования Российской Федерации

    Академия управления «ТИСБИ»

    Курсовая работа

    По дисциплине: Конституционное право зарубежных стран

    На тему: Характеристика Конституции Франции

    Группа: ЮНк -31

    Студент: Гогохия У.М.

    Руководитель: к.полит.н. Носаненко Г.Ю.

    Принята на рецензию_______________________________________________

    Возращена студенту________________________________________________

    Принята на повторную рецензию_____________________________________

    Возращена

    студенту______________________________________________________________

    Принята к защите__________________________________________________

    Нижнекамск

    2004 г.

    Оглавление:

    Введение …………………………………………………… 3

    Глава 1. Развитие конституционализма во Франции после II мировой

    войны

    1.1. Конституция Франции 1946 г. ……………….……… 5

    1.2. Действующая Конституция Франции ………………. 9

    Глава 2. Конституция Франции о формах государственного

    устройства

    2.1 Конституционно правовой статус Франции, как

    республиканского государства …………….……. 14

    2.2 Конституционно правовой статус Франции, как

    унитарного государства ……………………..…..….. 30

    Заключение ………………………………………………... 33

    Литература ………………………………………………… 38

    Введение

    В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит

    конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего,

    тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином,

    обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы

    организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором

    зиждется правовая и политическая система

    Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка,

    поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы,

    ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее

    принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором

    стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

    Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление)

    зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских

    императоров.

    В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат

    борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция

    рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного

    ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод

    личности.

    Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание

    историков, юристов, политиков. Она принадлежит к числу государств, внесших

    особый вклад в развитие конституционно- правовой теории и практики.

    Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в

    преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно

    провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального

    суверенитета"[1], заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ,

    ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав

    человека и гражданина.

    Данная тема актуальна так как Конституция, выполняя роль «главного

    регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и

    социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере

    политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов

    носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной

    социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических

    приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения

    содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и

    внешней политики государства.

    Целью работы является анализ конституции Французской республики, для

    решения цели поставлены следующие задачи: 1 характеристика общих черт

    механизма государства, 2 особенных черт механизма государства, 3 работы

    органов власти, 4 принципы формирования органов власти.

    В данной курсовой работе были использованы учебники под редакцией

    В.В. Маклакова, М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, а так же периодическая

    литература.

    Франция является демократической страной, а опыт становления

    демократии особенно важен для современной России.

    Глава 1. Развитие конституционализма во Франции после II мировой

    войны

    1. . Конституция Франции 1946 г.

    1946 год и начало 1947 года были переходным периодом — периодом

    быстрого, можно сказать неуклонного, перехода от деголлевской позиции

    “между Востоком и Западом” и “жесткости в отношении Германии” к полному

    отказу от этой политики в отношении Германии, к радостной готовности

    принять помощь по плану Маршалла и скрепя сердце согласиться на связанные с

    нею политические последствия. Что касается внутренней политики, то только в

    1946 г. было проведено два референдума, выборы в Учредительное собрание и

    Национальное собрание, принятие новой конституции.[2]

    Конституция 27 октября 1946 года состоит из 106 статей. По объему она

    значительно превышает не только конституцию 1875 года, но также обе

    конституционные хартии и конституции десятилетнего и пожизненного

    консульства, равно как и конституции Второй империи (1852 и 1870 годов). Но

    она менее объемиста, чем конституция 1848 года и революционные конституции

    1791, 1793 и 1795 годов.[3]

    К этим последним она приближается по чёткому и систематическому

    расположению материала. Конституция разделяется на двенадцать глав:

    Глава 1. О суверенитете, Глава II. О парламенте, Глава III. Об

    Экономическом совете, Глава IV. О дипломатических договорах, Глава V. О

    президенте республики, Глава VI. О Совете министров, Глава VII. Об

    уголовной ответственности министров, Глава VIII. О Французском Союзе, Глава

    IX. О Высшем совете магистратуры, Глава X. О местных коллективах, Глава XI.

    О пересмотре конституции, Глава XII. Переходные постановления. [4]

    Уже одно это перечисление глав показывает, как широки рамки конституции

    1946 года. Содержащиеся в ней нормы могут быть, однако, сведены в три

    следующие категории:

    1. Предписания, устанавливающие структуру и взаимоотношения Республики и

    Французского Союза (абзацы 16, 17 и 18 преамбулы и отдел VIII).[5]

    2. Основные начала, относящиеся к проблемам, часто включаемым в конституции

    французскими и иностранными учредительными собраниями, хотя эти проблемы

    не носят конституционного характера в собственном смысле этого слова, а

    именно:

    о публичных правах и свободах (абзацы 1—-13 преамбулы) ;[6]

    о местных коллективах (отдел X);[7]

    о международных отношениях (абзацы 14 и 15 преамбулы и отдел IV).[8]

    3. Нормы, касающиеся организации и взаимоотношений государственных властей.

    Они составляют содержание восьми отделов конституции (1, II, III, V, VI,

    VII, IX, XI).[9]

    Конституция 27 октября 1946 года является одновременно конституцией

    Республики и Французского Союза.

    Французский Союз состоит:

    1. Из Французской республики с департаментами метрополии, заморскими

    департаментами и территориями.

    2. Из объединенных, то есть подмандатных, территорий.

    3. Из объединенных государств.

    Юридическое положение Французского Союза совершенно ясное. Союз может

    быть заключен только между коллективами, являющимися политическими

    образованиями, подлежащими действию международного права, или, применяя

    классическое выражение, являющимися субъектами международного права.

    Действительно, не все состоящие под протекторатом государства вошли в

    состав Французского Союза—Тунис и Марокко не присоединились к Союзу, и

    отношения их с Францией продолжали регулироваться министерством иностранных

    дел вплоть до образования в 1954 году особого министерства. Зато в июле

    1950 года было образовано министерство, которому были поручены сношения с

    объединенными государствами—тремя азиатскими странами: Вьетнамом, Камбоджей

    и Лаосом.

    Конституция предоставляет всем гражданам и подвластным Французского

    Союза “гражданство Французского Союза, которое обеспечивает им пользование

    правами и свободами, гарантированными преамбулой настоящей конституции”

    (ст. 81). [10]

    “Положение государств, объединенных во Французском Союзе, вытекает для

    каждого из них из акта, который определяет их отношения с Францией” (ст.

    61)[11]. Однако представляется, что эти отношения должны соответствовать

    положениям преамбулы и статьи 62 конституции, [12]предусматривающих со

    стороны членов Французского Союза совместное (или координированное)

    использование средств в целях:

    - развития их цивилизации, улучшения их благосостояния, обеспечения

    коллективной безопасности, причем Французская республика играет в этом

    отношении руководящую роль: “правительство Республики берет на себя

    координацию средств (обороны) и руководство политикой, необходимой для

    подготовки и обеспечения этой обороны” (ст. 62).[13]

    - однако признание первенствующего положения французской республики в ряду

    объединенных государств отсутствует в договоре, заключенном 22 октября

    1953 года с Лаосом. В этом договоре дается новое определение Французского

    Союза, согласно которому он является, “ассоциацией независимых и

    суверенных народов, свободных и равных в правах и обязанностях”. Это

    определение явно выходит за рамки конституции 1946 года.

    Таким образом, Конституция 27 октября 1946 г. сохранила основные

    традиции французских республиканских конституций XIX в.

    Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во

    многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и

    одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми

    (консервативными) политическими силами:

    1. Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало

    стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двухкратному

    обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более

    совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей

    республики, тормозившего принятие демократического законодательства,

    существенно ограничила права верхней палаты;

    2. Право принимать законы было предоставлено только одной палате –

    Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование;

    3. Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента

    президентскую власть;

    4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной

    властью.[14]

    2. Действующая Конституция Франции

    Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее,

    она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789

    г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о

    некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции

    1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г.,

    принятой во время подъема демократического движения после второй мировой

    войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о

    некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в

    которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего

    регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958

    г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых

    участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие

    основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем

    отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

    Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее

    конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи,

    объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные

    постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени

    Декларации 1789 г.

    Конституция была подготовлена и принята в условиях острого

    внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего

    с борьбой Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих

    условиях президент де Голль, который во время второй мировой войны

    руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских

    оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную

    власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент

    специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен

    конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд

    условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует в ее

    разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке;

    сохраняется принцип разделения властей;

    правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно

    быть всеобщее голосование и др. Проект конституции был обсужден в

    Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28

    октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие

    на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие

    конституции принимались парламентами.

    Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции

    1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества;

    в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях),

    как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Отдельные

    положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789

    г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан),

    некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в

    преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность

    объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или

    фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями,

    свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное

    обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность

    ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях

    взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г.

    перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на

    образование, здравоохранение и др.).

    Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт

    взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип

    национального суверенитета, который осуществляется народом через его

    представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества

    на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически

    прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано

    реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз

    республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. во

    время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по

    воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была

    провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания

    политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма

    правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено

    соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения,

    ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством

    при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г.

    осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

    По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная

    республика, по форме территориально-политического устройства — сложное

    унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония —

    ассоциированное государство). Во Франции существует демократический

    государственный режим.

    Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии.

    Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым

    большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон

    утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным

    заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии

    законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии

    (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать

    «за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе,

    фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от

    общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить,

    решает президент.

    Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту,

    который должен делать это по предложению правительства, но на деле

    действует самостоятельно, а также членам парламента.

    Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.