МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Специфика политических конфликтов

    Специфика политических конфликтов

    МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    РЕФЕРАТ

    ПРЕДМЕТ: КОНФЛИКТОЛОГИЯ.

    ТЕМА: СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.

    СТУДЕНТКИ 2-ГО КУРСА СОКР. ПРОГРАММЫ

    ГРУППА ЮС – 73 з

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БУКИНА Т. Н.

    Москва 2001 г.

    ПЛАН

    ( введение

    . объект политического конфликта

    . признаки политического конфликта

    . типологизация

    . функции политического конфликта

    . виды политических конфликтов

    . причины политических конфликтов. четыре детерминантных узла

    . типы политических конфликтов.

    . заключение

    Из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов

    является политическая сфера, в которой развертываются многообразные

    властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.

    В социально-политическом смысле совокупность существующих в обществе

    позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в

    борьбе за доминирование в сфере экономики, политики, культуры и т. п.

    Существующая в недрах политического поля борьба есть политический конфликт

    за установление господства в системе властных отношений, за сохранение или

    трансформацию существующих властных структур и системы государственной

    власти. При анализе сущности и направленности политического конфликта

    необходимо учитывать политического спроса и политического предложения в

    каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого

    соотношения позицию в политическом поле партии или профсоюза.

    Если представить теоретические положения о сущности и роли

    политического конфликта, сформулированные К. Марксом, М. Вебером и др. в

    обощенном виде, то следует констатировать, что в социальном пространстве,

    которым является общество, всегда существуют взаимодействия людей,

    включающие в себя как сотрудничество, так и конкурентность. Наиболее острые

    формы конкурентные взаимодействия приобретают в политическом пространстве,

    где объектом конфликта становятся отношения доминирования, отношения

    господства и подчинения, воплощаемые во властных отношениях и структурах.

    Политический конфликт представляет собой проявление и результат

    конкурентного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп,

    общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и удержание

    властных ресурсов, полномочий и благ.

    Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть

    как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над

    другим. В своей содержательной сущности власть представляет собой

    способность и возможность одного индивида (социального слоя или группы)

    осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять

    намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия,

    знания, денег, и т. п. В современном обществе власть представляет собой

    институционально оформленную возможность и способность определять,

    направлять и контролировать содержание и формы социального поведения

    различных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же

    возможность одних социальных групп или индивидов оказывать властное влияние

    на других вытекает из дифференциации всех людей, сущесивующих в данном

    обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической

    властью и вследствие этого доминирует над другими людьми и группами, а

    последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и

    выполнять их господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в

    обществе отношения власти есть не что иное, как отношения господства и

    подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных

    групп в обществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же

    людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и

    противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее

    удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют

    к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение,

    добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в

    конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает

    политический конфликт.

    Лишенные власти социальные слои и группы отнюдь не сразу осознают свою

    политическую ущемленность. Только постепенно, столкнувшись с

    несправедливостью, с более или менее замаскированным игнорированием их

    коренных интересов со стороны лиц или групп, владеющих властью, индивиды и

    группы, не обладающие властью, и потому вынужденные подчиняться другим,

    начинают осозновать противоположность своих интересов интересам тех, кто

    осуществляет власть в обществе. Но для осуществления власти в обществе

    существуют определенные социальные институты: государство и его органы

    управления (парламент, правительство и др.), прокуратура, армия, суд и т.

    п. А чтобы добиться перераспределения власти, необходимо потеснить

    названные институты с занимаемых ими позиций или произвести коренные

    изменения в их структуре, содержании и направленности деятельности, а

    сделать это очень трудно, поскольку все эти институты опираются не только

    на силу права, но и на насилие. Поэтому только концентрированными усилиями

    индивидов и групп, занимающих недоминирующее положение в отношениях власти,

    в отношениях политического господства и подчинения, можно добиться

    перераспределения власти и изменения ее структуры, к чему и направлен

    политический конфликт.

    Только осознав свои политические интересы, их противоположность

    интересам правящей верхушки, а затем сконцентрировав свои усилия и ресурсы,

    социальная группа, лишенная власти и вынужденная подчиняться другой,

    господствующей группе, получает возможность отобрать власть у последней. Но

    чтобы эти усилия носили организованный и целенаправленный характер,

    социальная группа, ущемленная существующей системой распределения власти в

    обществе, формирует политические движения, организации, партии, нацеленные

    на борьбу с властвующей социальной группой. Так возникает активно

    действующий субъект в складывающейся политической ситуации.

    В зависимости от особенностей конфликтной ситуации, соотношения

    конфликтующих политических сил, эффективности или неэффективности выбранной

    лидерами соперничающих движений, партий, организаций стратегии и тактики

    борьбы, политический конфликт рано или поздно находит свое разрешение. Оно

    может быть весьма различным по своим итогам, но три главных формы

    разрешения политического конфликта таковы: 1) интеграция с соперником; 2)

    кооперация с соперником; 3) подавление соперника.

    Для того, чтобы разнообразный по своему содержанию, формам

    развертывания борьбы, разрешения мир политических конфликтов предстал в

    более или менее упорядоченном виде, необходима его определенная

    типологизация, т. е. выделение основных типов политических конфликтов.

    Решающую роль в обусловленности содержания, характера, видов и форм

    политических конфликтов играет вполне определенный структурный и социально-

    политический контекст общественной жизни, в которой они происходят, т. е.

    определенный тип общества. Существует несколько различных подходов к

    типологизации обществ и, соответственно, к типологизации происходящих в них

    политических конфликтов.

    Наиболее конструктивным и продуктивным для понимания сущности и

    особенностей политических конфликтов представляется такой методологический

    подход, который подразделяет существующие разновидности обществ на два

    основных типа по критерию их социально-политической сущности: общества

    закрытого типа и общества открытого типа. Различие между ними автор данной

    концепции, известный английский сооциальный философ К. Поппер усматривал в

    том, что в закрытом обществе индивид полностью подчинен вознесенной над ним

    социальной –общностью, строго ограничен в своих действиях многочисленными

    табу, запретами. В обществах «открытого типа», где утверждаются демократия,

    плюрализм мнений, оценок и позиций, политические конфликты приобретают

    легитимный, институционализированный характер. Вследствие этого в такой

    системе реализуются возможности разрешения конфликтных ситуаций путем

    парламентской борьбы, смены правительства и т. п., не доводя их до стадии

    социального макроконфликта.

    Десятилетний период, прошедший после вступления постсоветских стран на

    путь перехода к демократическому «открытому обществу» побуждает сделать

    вывод о переходном состоянии общества как особом типе, обладающем

    собственной логикой истьорического развития и набором определенных

    отличительных особенностей. В этом обществе доминируют черты своеобразной

    посттоталитарной конфликтности.

    Общество переходного типа – это общество, для которого характерны

    нелинейные социально-политические процессы и неопределенность их возможных

    результатов. Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком

    обществе отсутствовала реальная практика выявления и разрешения

    политических конфликтов, оно не обладает, еще не выработало навыков их

    предотвращения, регулирования с помощью определенных правил и процедур. В

    результате возникающие в нем конфликты нередко приобретают разрушительный

    характер. В переходном обществе резко расширяется зона политических

    конфликтов, а сами они часто приобретают нецивилизованный характер. Поэтому

    политические конфликты носят чаще разрушительный, а не конструктивный

    характер, приобретают не конструктивные, а деструктивные формы и функции.

    Все это обусловливает необходимость выявления и интерпретации функций

    политических конфликтов.

    Политический конфликт, как и любой другой тип конфликтных

    взаимодействий, может выполнять как негативные, так и позитивные,

    созидательные функции. Одна из негативных функций политического конфликта

    заключается в том, что он в процессе своего развертывания и обострения

    борьбы за власть способен резко ослабить политическую систему, в которой

    сталкиваются между собой конкурирующие политические силы.

    Политический конфликт при неблагоприятных для политической системы

    внутренних и внешних условиях способен привести не только к ее ослаблению,

    но и к разрушению.

    Третья негативная функция политического конфликта заключается в том,

    что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-

    экономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к

    власти в данной политической системе может прорваться экстремистская

    группировка, способная своими активными действиями повернуть вспять

    цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа.

    Однако в современных конфликтологических теориях все более прочно

    утверждается точка зрения, согласно которой политические конфликты носят

    действительно разрушительный для общества характер, либо в узких областях,

    либо в особо неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и

    культурного развития ситуациях. В основном же, прежде всего в странах,

    обладающих гибкой, развитой системой социально-политического

    представительства (правовое государство, эффективно действующий парламент,

    сформировавшееся гражданское общество), выявление, развитие и

    урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать стабильную

    устойчивость и динамическое развитие политической системы, ее гибкую

    адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в

    соотношении негативных и позитивных функций современного политического

    конфликта превалирующими становятся функции позитивные, конструктивные,

    созидательные.

    Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах

    политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о

    возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных

    индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие

    разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся

    ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для

    управленческого регулирования возникающих в обществе политических

    конфликтов.

    Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта

    является его способность стать катализатором назревших социально-

    политических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта

    в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции

    конкурирующим политическим силам.

    Своеобразие современных политических конфликтов приводит к тому, что

    существенно изменяется их конфигурация и направленность. Когда преобладали

    конфликты классового характера, в которые вовлекались широкие народные

    массы, как это было в социальных революциях, где, по словам В. И. Ленина,

    «кризис верхов», когда верхи не могли управлять по-старому, сочетался с

    «кризисом низов», которые не могли мириться со старыми политическими

    порядками и властными структурами, конфликтное противостояние неизбежно

    приобретало «вертикальную» направленность: «низы» восставали против

    «верхов».

    В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей

    части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли

    безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное

    взаимодействие развертывается преимущественно по «горизонтали», где

    противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические

    партии и группировки.

    Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных

    противостояний дает основание для вывода о разделении политических

    конфликтов на два основных вида:

    - «вертикальный» конфликт между существующей в данной социальной

    системе властью и общественно-политическими силами, интересы

    которых не только не представлены в структуре властных органов, но

    и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.

    - «горизонтальный» конфликт внутри самих властных структур по поводу

    объема властных полномочий и их распределения между группировками

    властвующей элиты.

    Разнообразие содержания и функций политических конфликтов, форм их

    проявлений органически связано с многообразием их детерминации. Большинство

    конфликтологов в качестве решающей причины политических конфликтов выделяет

    группу объективных социальных факторов. К ним относятся, в первую очередь,

    реально существующие в обществе отношения господства и подчинения,

    распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из

    которых содержат власть, дают возможность удерживающим их индивидам и слоям

    осуществлять властные полномочия и реализовывать тем самым свои коренные

    политические, экономические и иные интересы, а другие, напротив, отделены

    от власти, не дают возможности соответствующим индивидам и слоям

    реализовать свои интересы в политике, экономике культуре и т. п. Такое

    размежевание и противостояние позиций, интересов, потребностей в

    осуществлении властных отношений и т. п. чаще всего детерминирует

    возникновение политических конфликтов между теми, кто владеет властью и

    осуществляет ее господство над другими, и теми, кто лишен власти и поэтому

    вынужден подчиняться политическому доминированию других лиц, групп,

    организаций, партий и т. п.

    Второй детерминантный узел в возникновении политических конфликтов

    составляют коренные расхождения политических идеалов и предпочтений,

    целостных ориентаций индивидов, их групп и общностей. Подобного рода

    конфликты чаще всего возникают в тех странах, где противоборствуют

    качественно различные представления о путях реформирования политической

    системы общества, его государственного устройства, выдвигаются различные,

    порой прямо противоположные точки зрения о путях выхода из кризиса. Причем

    острота полититческого конфликта определяется не только масштабами и силой

    противоборства конкурирующих политических групп, но и гибкостью,

    эластичностью либо напротив, жестокостью, тиранией существующей системы

    власти.

    Третьим детерминантным узлов, обусловливающим возникновение конфликтных

    ситуаций в сфере политики, является совокупность причин, связанных с

    процессами идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к

    политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным

    общностям, чем обуславливается существенное расхождение в понимании ими

    своего места и роли в социальной и политической системе общества. Такого

    рода конфликты чаще всего происходят в обществах переходного типа, где

    людям приходится осозновать себя гражданами нового государства, где прежняя

    общественная, общестрановая идентификация разрушается, а на ее месте

    происходит противоречивое становление новых, преимущественно групповых

    идентификаций: «мы – армяне», или «мы – бедные», или «мы – православные» и

    т. п. Такое раздробление идентификаций приводит к расщеплению прежде

    объединявших людей ценностей и интересов на частные, вызывающие расхождение

    и противопоставление интересов одной социальной, национальной и т. п.

    группы интересам других групп.

    Четвертый доминантный узел, стягивающий воедино несколько факторов и

    причин возникновения и развития политических конфликтов в обществе,

    заключен в самой политической системе современного общества, в свойственной

    ей организации государственной власти, где исполнительная власть

    конституционными установлениями отделяется от законодательной и судебной

    властей. Это по своей сущности один из широко распространенных типов

    конфликтов, а именно государственно-правовые конфликты. К этому типу

    относятся такие конфликтные разновидности:

    - между законодательной и исполнительной властью;

    - между государственно-правовой системой и политической оппозицией,

    стремящейся эту систему изменить;

    - между государством и отдельным политическим институтом;

    - между государством и личностью.

    Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в

    современном мире представляет собой достигнутый в результате острой

    политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих

    политических сил, их интересов, целей, устремлений.

    Еще одним широко распростроненным в современных политических системах

    типом политического конфликта являются статусно-ролевые конфликты. Присущая

    современным обществам социальная стратификация получает одно из самых

    существенных своих проявлений в политических статусах, в которых

    фиксируется и артикулируются политические позиции определенных социальных

    групп, их роль в политической системе. Политический статус социальной

    группы или отдельной личности включает в себя: а) место в иерархии

    политической власти (властвующая элита, правящие круги, оппозиция,

    избиратели и т. п.); б) совокупность и объем статусных политических и

    гражданских прав; в) совокупность и объем статусных политических

    обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр, мэр

    города, лидер партии, рядовой гражданин и т. п.; г) реальную возможность

    тех или иных социальных групп, слоев, личностей участвовать в политической

    жизни и влиять на нее.

    Политическая роль, представляющая собой динамический аспект статуса, в

    решающей степени обусловлена сущностью последнего и реализует его в

    совокупности определенных стандартов поведения, ожидаемых другими

    индивидами и их группами.

    В силу различия политических статусов и ролей существующая в обществе

    статусно-ролевая структура всегда потенциально конфликтна, но когда

    различия в этих статусах, ролях и ожиданиях определенного качества их

    выполнения со стороны общества и общностей достаточно велики, потенциальные

    конфликтные ситуации перерастают в реальные политические конфликты.

    Статусно-ролевые конфликты в современном обществе весьма разнообразны.

    Это могут быть конфликты между политической элитой и массами, между властью

    и народом, между фракциями в парламенте, между различными партиями в борьбе

    за влияние на массы, между обещаниями политического лидера,

    сформулированными им в борьбе за президентство, и уровнем их выполнения,

    вызывающем недовольство больших масс населения и т. п.

    Нередко с двумя основными типами политических конфликтов, характерных

    для «переходных» обществ, к когорым относятся, во-первых, государственно-

    правовые конфликты, во-вторых, статусно-ролевые конфликты, сосуществует еще

    несколько типов политических конфликтов. Их можно классифицировать по

    нескольким основаниям.

    1. По областям развертывания существующие в политическом социальном

    пространстве конфликты подразделяются на внутри- и

    внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются

    конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание,

    упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитой

    и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и

    исполнительной, между центральной и между властью.

    2. По качественным характеристикам противостояний они разделяются на

    «конфликты с нулевой суммой» и «конфликты с ненулевой суммой». Те

    конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно

    противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них

    оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве

    «конфликтов с нулевой суммой». Примером здесь может служить победа

    одного из претендентов на президентских выборах, исключающая

    занятие президентской должности другим претендентом. Те же

    конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения

    взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты

    «не с нулевой суммой».

    3. По соотнесенности со структурой и организацией системы власти и ее

    ревлизации выделяются вертикальные и горизонтальные политические

    конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты,

    возникающие между индивидами и группами, обладающими властью,

    политически господствующими, и индивидами и группами, лишенными

    доступа к власти, политически подчиненными первым, а также

    конфликты между центральными и местными властными структурами. К

    горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные

    взаимодействия между однопорядковыми субъектами и носителями

    властных полномочий: между законодательной и исполнительной

    структурами власти, между неправящими партиями и т. п.

    4. По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию

    политические конфронтации подразделяются на

    институционализированные и неинституционализированные конфликты.

    Первые из них развертываются в рамках деятельности существующих в

    обществе социальных институтов – развитая демократия, правовое

    государство, гарантированная конституционными установлениями

    свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельность

    политических партий, ассоциаций, объединений и т. п. Такие

    конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп

    и слоев в своих политических притязяниях и взаимодействиях с

    другими подчиняться действующим в обществе правилам политической

    игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты

    не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных

    институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение

    существующей в обществе политической системы, действующих в нем

    социальных институтов.

    5. По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия

    конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые

    (латентные). Открытые политические конфликты воплощаются в явных,

    внешне фиксируемых формах политического действия – участие в

    выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического

    протеста, объявление импичмента и т. п. В отличие от них латентные

    конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики

    видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор,

    подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов,

    политический шантаж и т. п.

    6. По длительности (темпоральным характеристикам) политические

    конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные.

    Примерами первых из них могут служить отставка правительства или

    отставка министра, вызванная протестами общественности в связи с

    его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером

    второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся,

    то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой

    арабских стран.

    7. По формам проявлений конфликтных политических противостояний они

    разделяются на а) политическое пикетирование правительственных

    зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в)

    политические забастовки с требованиями отставки президента,

    правительства и т. п.; г) движение политического протеста; д)

    политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический

    переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти;

    з) политическая революция – массовое политическое действие,

    приведшее к слому прежней государственной машины и коренной

    трансформации политической системы; и) политический шантаж, т. е.

    угроза разглашения компрометирующих сведений о политических

    деталях.

    Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями,

    способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную,

    разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому вожно

    знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической

    ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать

    продуманную политическую позицию.

    ЛИТЕРАТУРА

    ( Е. М. Бабосов «Конфликтология», Минск, 2001

    . В. В. Пугачев, А. И. Соловьев «Введение в политологию», Москва,

    1995

    . А. В. Глухова «Типология политических конфликтов», Воронеж, 1997


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.